Нём, и ничего не скрыто от Него. «Воистину, ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах»1.
А что касается Ихсана, который бывает между рабом и творениями, то его смысл – это совершение благодеяний по отношению к ним и удержание от причинения им вреда. То есть это кормление голодного, одевание раздетого, помощь нуждающемуся, заступничество за того, кто в этом нуждается. Человек должен совершать благое, все виды благого. Он должен проявлять гостеприимство по отношению к гостю и хорошо относиться к соседям. Не должно исходить от человека ничего, кроме хорошего, по отношению к его соседу, также он должен удерживать себя от причинения ему вреда. От человека не должны исходить плохие действия по отношению к соседям или к кому-либо другому. Среди людей есть такие люди, от которых исходит только вред и такие, от которых исходят вред и благо, но есть и такие, от которых исходит только благо. Эти последние имеют самую высокую степень.
Совершение добра по отношению к людям и удержание себя от причинения им вреда – это и есть Ихсан между рабом и людьми. Сказал Всевышний: «И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро»2, даже к животным нужно относиться хорошо. Нужно подготавливать для них то, в чём они нуждаются, а также устранять от них всяческие неприятности и нужно быть мягкими с ними. Это Ихсан по отношению к животным. И даже то животное, которое режут, нужно резать хорошим образом и не мучить его. И те люди, которые попадают под аль-кысос или те, кто должен подвергнуться наказанию, то наказание по отношению к ним осуществляется с мягкостью, при его исполнении не должно быть мучений, беспощадности или забавы. Сказал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, касательно аль-кысос или чего-либо другого, за что полагается наказание: «Воистину, Аллах вменил вам добродетель во всём. Поэтому, если вы убиваете, то делайте это наилучшим образом. А если режете животное, то режьте его наилучшим образом»3. «Если вы режете», то есть режете животных для еды, то делайте это наилучшим образом, и пусть кто-либо из вас наточит нож, чтобы животное не мучилось. Будьте добродетельными даже к животным. И ведь простил Аллах прелюбодейке из сынов Исраиля по причине того, что она напоила собаку, которая высунула язык от жажды. Она напоила её, а та поблагодарила Аллаха за это, и Аллах простил прелюбодейке её грехи4, а это был великий грех. Это грех прелюбодеяния. Аллах простил ей по причине того, что она совершила благодеяние для этого жаждущего животного. Что же говорить о том, если человек совершит благодеяние для голодного мусульманина или для кого-либо другого, даже если он будет неверным. Если человек сделает это, то Аллах будет доволен этим благодеянием. Сказал Всевышний: «И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро»5.
Третий вид Ихсана – это мастерство в выполнении работы, работы, которую совершает человек. Является обязательным выполнять её хорошо и не для того, чтобы потом сказали: «Воистину, такой-то хорошо сделал то-то». И ведь пришло в хадисе:
1 Семейство ‘Имрана 5.
Бакара 195.
Муслим 1955 со слов Шаддада бин Ауса, да будет доволен им Аллах.
Смотри аль-Бухари 3467, Муслим 2245 со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
Бакара 195. 109
Доказательство из Сунны известный хадис Джибриля, который передаётся от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В то время, когда мы сидели возле пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, появился мужчина в ослепительно белой одежде и с сильно чёрными волосами»1. (48)
«На нём не было следов путешествия, и никто из нас не знал его. Он сел напротив пророка, мир ему и благословения Аллаха, прислонил свои колени к его коленям, положил свои руки ему на бёдра и сказал: «О, Мухаммад, поведай мне об Исламе»». (49)
«Воистину, Аллах любит, когда кто-либо из вас совершает дело, чтобы он совершал его хорошо»2.
(48) Уже предшествовали слова об Исламе, Имане, Ихсане и о столпах каждого из них. И шейх, да помилует его Аллах, упомянул доказательство на всё это из Курана. Это всё предшествовало и завершилось. Затем шейх, да помилует его Аллах, упомянул доказательства на это из Сунны посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха. И он привёл хадис Джибриля, мир ему. В нём говорится о том, что Джибриль пришёл к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, когда тот находился среди своих сподвижников. Джибриль пришёл в облике человека, сел рядом с пророком, мир ему и благословения Аллаха, и спросил его об Исламе, Имане и Ихсане. Затем он спросил его о Часе, затем о его признаках. Этот хадис называется «Хадисом Джибриля» или «Хадисом ‘Умара». Этот хадис пришёл через множество путей от группы сподвижников, и он является достоверным хадисом. Шейх, да помилует его Аллах, привёл версию ‘Умара бин аль-Хаттаба3, и, не смотря на разницу выражений этого хадиса в других версиях, смысл их одинаков.
Сказал ‘Умар, да будет доволен им Аллах: «В то время, когда мы сидели возле пророка, да благословит его Аллах и да приветствует». Было обыкновением среди сподвижников, да будет доволен ими Аллах, что они собирались в мечети возле пророка, мир ему и благословения Аллаха, чтобы получать от него знания. Они слушали его ответы на поступающие вопросы. И в то время, когда они занимались своим привычным занятием, вдруг, к ним через дверь зашёл мужчина. Мужчина в ослепительно белых одеждах и с сильно чёрными волосами, то есть Джибриль, мир ему, принял облик этого мужчины, а не пришёл в своём настоящем облике. Потому что они не смогли бы смотреть на него, если бы он пришёл в настоящем облике.
(49) Слова ‘Умара, да будет доволен им Аллах: «На нём не было следов путешествия, и никто из нас не знал его», то есть из присутствующих. Это из удивительных дел! То, что он не является путником, о которых говорится: «Он не является горожанином, так как его никто не знает», и он также не является жителем города, потому что его никто не знает. Сподвижники пребывали в недоумении относительно него, так как он не был путником и не был жителем города. Если бы он был путником, то на нём и на его одежде остались бы следы путешествия, так как на путниках обычно видны следы путешествия. Никто из присутствующих не знал его, поэтому он не был жителем города.