Аль-Бухари 9 с выражением «шестьдесят», Муслим 35. Оба риуаята со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

Включительно. 95

Столпы Имана.

Сказал автор: «Его столпов шесть, а это: чтобы уверовал ты в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, в последний день, а также в предопределённость как хорошего, так и дурного. (43)

Что находится в сердце, стеснительность находится только в сердце. Всё это указывает на то, что Иман – это слово языком, убеждение сердцем и дела органами.

(43) Иман состоит из столпов и ответвлений. Так в чём же различие между ними? Разница заключается в том, что столпы должны присутствовать обязательно, и если исчезнет хоть один из них, тогда исчезнет Иман полностью. Потому что что-либо держится только на своих столпах, и если исчезнет столп из столпов этой вещи, то оно не осуществится. А что касается ответвлений, то они являются дополнениями, не исчезает Иман, если исчезнет что-либо из них. Но они являются дополнениями, которые бывают или обязательными делами или желательными. Совершение обязательных дел для полноты Имана, является обязательным, а совершение желательных дел для полноты Имана, является желательным. Если мусульманин оставил выполнение чего-либо из обязательных дел или совершил что-либо из запретных дел, то по убеждению Ахли Сунны уа аль-Джама’а его Иман не исчезает полностью, однако, исчезает его обязательная полнота. И этот человек будет мусульманином с неполноценным Иманом или, по-другому, он будет грешником. И это, если он пьёт спиртное или ворует, или совершает прелюбодеяние, или совершает что-либо из больших грехов. Такой человек будет совершающим запретное и большие грехи, но он не становится неверным из-за этого. Он не выходит из Имана, но он становится грешником, и по отношению к нему исполняется наказание, если этот грех был из ряда наказуемых грехов. Также тот, кто оставил совершение обязательного дела, как если он оставил благочестие к родителям или поддержание родственных связей. Тот, кто оставил подобные дела, его Иман уменьшается и он становится ослушником, по причине оставления обязательного дела. Мусульманин бывает ослушником при оставлении им обязательного дела или при совершении им запретного дела. В любом из этих случаев он не выходит из Имана, но он становится верующим с неполноценным Иманом.

Это мазхаб1 Ахли Сунны уа аль-Джама’а в противоположность хауариджам и му’тазилитам, которые обвиняют в неверии человека, совершающего большие грехи. Хауариджы обвиняют такого человека в неверии, и выводят его из религии, а му’тазилиты выводят его из религии, но не вводят его в неверие. Они говорят: «Такой человек находится между двумя положениями, он не является верующим, а также не является неверным. Это их мазхаб, который является нововведенческим и он противоречит доказательствам и тому, в чём убеждены Ахлю Сунна уа аль-Джама’а. Причина их отклонения – это упущение в извлечении доказательств. Они взяли тексты угроз и оставили тексты обещания, такие как слова Всевышнего: «Воистину, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, но всё что меньше этого Он прощает, кому пожелает»2. Этот текст из текстов обещаний, который указал на то, что грешник, который не достиг границ Ширка и Куфра, может попасть под прощение Аллаха, но может также подвергнуться наказанию. И если

Учение.

Женщины 48. 96

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Объединить слова Всевышнего: «Тот, кто ослушался Аллаха и Его посланника, тому воздаяние Огонь Геены, и он пребудет там вечно»1, тот, кто возьмёт внешний смысл аята, будет обвинять в неверии за любые грехи. Но если он их вернёт к словам Всевышнего: «Воистину, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, но всё что меньше этого Он прощает, кому пожелает», то ему станет ясной Истина и то, что такой человек не выходит из религии. Однако он подвергается угрозам огня, если Аллах пожелает, то простит его, а если пожелает, то накажет его. А может у него появится что-то, что смоет его грехи в этой жизни или он подвергнется мучениям могилы, по причине которых ему простятся его грехи. Причин очищающих от грехов много. Человек может быть подвергнут испытаниям или подвергнуться наказаниям в этой жизни, или подвергнуться наказаниям в могиле, или же ему отсрочат до наступления Судного Дня и он окажется под пожеланием Аллаха.

Это мазхаб Ахли Сунны уа аль-Джама’а и это различие между ответвлениями и столпами. И тот человек, который оставит что-либо из столпов становится неверным. Тот человек, который отрицает Таухид или совершил Ширк по отношению к Всевышнему Аллаху, становится неверным, потому что он оставил первый столп Имана. Также тот, кто отрицает кого-либо из посланников, становится неверным, потому что он оставил столп из столпов Ислама. Тот, кто отрицает ангелов, становится неверным и выходит из религии, а также тот, кто не верит в воскрешение или отрицает существование Рая или Ада, или Моста, или Весов, или чего-либо, что было утверждено из дел загробной жизни. Так как он отрицает столп из столпов Имана. Также тот человек, который отрицает предопределение и говорит: «Любое дело само по себе, не предшествовало ему предопределение Аллаха и это всего лишь случайность, все дела сами по себе», становится неверным, потому что он отрицает предопределение. Но понятие предопределения, конечно же, не такое, как об этом говорят крайние му’тазилиты. А что касается того человека, который оставил что-либо из ответвлений Имана, то у него уменьшается Иман. Это уменьшение бывает либо со стороны обязательной полноты, либо со стороны желательной полноты, однако, он не становится неверным по причине этого.



Наши рекомендации