Разновидности поклонения, которые приказал Аллах и доказательства каждого вида.
Сказал Ибн Касир, да помилует его Аллах: «Творец всех этих вещей достоин поклонения». Разновидности поклонения, которое приказал Аллах – это Ислам, Иман и Ихсан. (10)
(10)После того, как разъяснил шейх, что Господь это объект поклонения и привёл в доказательство слова Всевышнего: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас». После этого шейх привёл слова Ибн Касира, да помилует его Аллах, в толковании этого аята, тем самым он хотел разъяснить виды поклонения и доказательства на каждый вид. Смысл слова поклонение в арабском языке – это повиновение и покорность с унижением. Также говорят на тропу, что она подчинена (му’аббад), то есть подчинена в том, что по ней ходят.
Поклонение делится на два вида:
Первый вид: Общее рабство для всех творений. Все творения являются рабами Аллаха. Верующий, неверный, грешник и лицемер все они являются рабами Аллаха, в том смысле, что они находятся под Его управлением и находятся в подчинении Ему, и что для них является обязательным поклоняться Аллаху. На всех них говорится «Рабы Аллаха» в том смысле, что они являются творениями Аллаха, подчинёнными Ему, и ни один из них не выходит из под Его власти. Как сказал Всевышний: «Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба»1. Этот аят включает всех, кто на небесах и на земле, верующих и неверных. Все они придут в Судный День подчиненными Аллаху, Свят Он Всевышний, и никто из них не соучаствует с Аллахом в Его владении.
Второй вид: Рабство, ограничивающееся на верующих, как сказал Всевышний: «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно»2 и также сказал: «Воистину, ты не властен над Моими рабами»3, а также сказал Всевышний, передавая слова шайтана: «Кроме Твоих искренних рабов»4. Это особенное рабство, рабство подчинения и приближения к Аллаху посредством Таухида.
Разошлись во мнениях учёные в Шариатском определении поклонения, то есть они дали разные формулировки, но смысл этих формулировок один и тот же. Некоторые из них сказали: «Поклонение – это предельная смиренность с предельной любовью». Как это сказал Ибн аль-Коййим в «Нуниййе»:
Поклонение Милостивому - это предельная любовь к нему
Вместе со смиренностью поклоняющегося Ему
И это два полюса
Дал Ибн аль-Коййим определение, что поклонение это предельная смиренность вместе с предельной любовью. Другие же из учёных сказали: «Поклонение – это то, что было приказано в Шариате, а не то, что было взято из обычаев и из потребностей разума». И это
Марьям 93.
Различение 63.
Аль-Хиджр 42.
Аль-Хиджр 40. 58
Ислам, Иман и Ихсан и доказательство на каждый из них.
Разновидности поклонения, которое приказал Аллах – это Ислам, Иман и Ихсан. (11)
Потому, что поклонение берётся только из откровения, а не устанавливает его разум или обычай, но устанавливает поклонение только Шариат. Такая формулировка является правильной.
Однако, более точное, объемлющее определение, это то определение, которое сделал шейх аль-Ислам Ибн Теймиййа, да помилует его Аллах, когда сказал: «Поклонение – это всё, что любит Аллах из явных и скрытых слов и дел». Это определение является всеобъемлющим, и это то, что поклонение это название, которое объединяет всё, что приказал Аллах. Выполнение того, что приказал Аллах, является подчинением Ему, а также оставление всего, что Он запретил, является подчинением Ему, и это всё является поклонением. Виды поклонения не ограничены, их много. И не зависит, будут ли эти дела или оставление каких-либо дел проявляться внешне, или же они будут в сердце человека, всё это будет поклонением. Так как поклонение бывает языком, сердцем и органами. Поклонение языком наподобие поминания Аллаха, Его прославления, восхваления и произнесения двух свидетельств. Все произнесённые языком, узаконенные Шариатом, поминания Аллаха, являются поклонением. Также все дела сердца, которые приближают к Аллаху, являются поклонением. Наподобие страха, надежды, упования, смиренности, покаяния и просьбы о помощи, всё это является делами сердца. Поиск прибежища у Аллаха сердцем, смиренность перед Ним и страх, стремление к Нему, любовь к Нему, очищение своего поклонения для Него и правдивое намерение для Него, все, что в сердце, из этих дел, всё это является поклонением. Также поклонение бывает органами, наподобие, поясных и земных поклонов, джихада на пути Аллаха, джихада с душой, переселения и поста, всё это поклонение тела, которое выявляется на органах.
Итак, поклонение бывает языком, сердцем и органами. Также поклонение делится на поклонение телом и на поклонение имуществом. Поклонение телом – это те три вида, о которых мы упоминали, поклонение языка, сердца и органов. Поклонение имуществом – это уплата закята, расходование средств на пути Аллаха и расходование средств на джихад. Сказал Всевышний: «Сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и душами»1. Всевышний Аллах поставил имущество перед душами. Джихад имуществом – это поклонение имуществом. Выполнение хаджа состоит из поклонения телом и поклонения имуществом. Исполнение обрядов хаджа, таких как обход, бег, кидание камней, стояние на Арафате и ночёвка в Муздалифе, всё это поклонения тела. А что касается расходования средств на обряды хаджа, то это поклонение имуществом, так как хадж нуждается в расходах.
(11) Шейх, да помилует его Аллах, привёл примеры видов поклонения только для примера, но он не перечислил их все, так как видов поклонения больше чем он упомянул, и не возможно их всех охватить в одном коротком послании. И у шейха аль-Ислама Ибн Теймиййи есть отдельное послание, которое называется «аль-‘Убудиййа» и оно рассматривает поклонение и его виды, а также разъясняет отклонения, которые ввели суфии и другие секты в поклонение. Это послание является ценным, и требующий знания нуждается в его прочтении.
Покаяние 20. 59