Воистину, Ханифия является религией Иброхима. (13)
(13)Слова автора «Воистину, Ханифия является религией Иброхима», то есть мы обязательно должны знать и изучать то, что Ханифия является религией Иброхима. Слово аль-ханаф в арабском языке понимается как уклонение. Смысл слова Ханифия – это религия, уклоняющаяся от Ширка к Таухиду. Иброхим , мир ему и благословение Аллаха, был Ханифом и мусульманином. Ханифом, то есть уклоняющимся от Ширка и отказывающимся от него в сторону Таухида и посвящающим дела одному Аллаху Всевышнему. Сказал Всевышний: «Воистину, Иброхим был вождем, покорным Аллаху и ханифом. Он не был одним из многобожников»1. Иброхим, мир ему и благословения Аллаха, был описан словом ханиф в том смысле, что он был отказывающимся от Ширка и полностью уклоняющимся от него в сторону Таухида. Он направлялся всей своей сущностью к Таухиду и к подчинению только Аллаху Всевышнему. Сказал Всевышний Аллах: «Затем Мы внушили тебе: «Исповедуй религию Иброхима, ведь он был ханифом, и он не был из числа многобожников»»2. Также сказал Всевышний: «Иброхим не был ни иудеем, ни христианином. Он был ханифом, мусульманином и он не был из числа многобожников»3. Это всё великие описания Иброхима, мир ему и благословения Аллаха, из них то, что он был ханифом и что его религией является Ханифия. Это религия, которая посвящается только Всевышнему Аллаху и в которой отсутствует Ширк. Приказал Всевышний Аллах пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, чтобы он исповедовал эту религию, сказав: «Затем Мы внушили тебе: «Исповедуй религию Иброхима, ведь он был ханифом, и он не был из числа многобожников»»4. И нам также было приказано исповедовать религию Иброхима, да благословит его Аллах и да приветствует. Сказал Всевышний: «Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Иброхима. Он (Аллах) нарек вас мусульманами»5. Это религия всех посланников, и она была приписана Иброхиму, мир ему и благословения Аллаха, потому что он является лучшим из пророков, после нашего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует. Он перенёс на пути призыва к Таухиду такие мучения и испытания, которые не испытывал никто кроме него, и он проявлял в этом терпение. Также эта религия была приписана к нему, потому что он является отцом пророков. Все пророки, которые пришли после него, являются выходцами из его потомства, поэтому Ханифия является религией всех пророков. А это призыв к Таухиду и запрещение Ширка. Это и есть религия всех посланников. И также она была приписана ему, потому что у Иброхима были особенные ситуации в исповедании этой религии. Все пророки после Иброхима, мир им всем и благословения Аллаха, были на его религии, а это религия Таухида и посвящения поклонения одному лишь Аллаху. Что же это за религия, исповедовать которую, было приказано нашему пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, а
Пчёлы 120.
Пчёлы 123.
3 Семейство ‘Имрана 67.
Пчёлы 123.
Хадж 78. 35
Чтобы ты поклонялся одному Аллаху, посвящая религию только Ему одному. (14)
Это повелел Аллах всем людям, и создал их для этого. (15)
Также нам? Обязательно для нас изучать её. Так как для мусульманина обязательно знать то, что ему приказал Аллах, для того, чтобы исполнять это, и для того, чтобы не совершать ошибки в этом. Не будет достаточным, приписывать себя к Исламу не имея знаний о нём, не имея знаний о делах нарушающих Ислам и не имея знаний о постановлениях Ислама. Не будет достаточным, приписывать себя к религии Иброхима, в то время, как ты не знаешь её. И если тебя спросят о ней, и ты ответишь: «Я не знаю» - это недопустимо. Обязательно, чтобы ты хорошо знал её, для того, чтобы ты мог исполнять её осмысленно, и чтобы ты не совершил ошибку в чём-либо.
(14) Слова автора «Чтобы ты поклонялся одному Аллаху, посвящая религию только Ему одному» это и есть религия Иброхима, мир ему и благословения Аллаха. Она объединяет в себе две вещи: поклонение и посвящение религии только одному Аллаху. Тот человек, который поклонялся Аллаху, но не посвящал свою религию только Ему одному, его поклонение ничто. То есть, если человек поклонялся Аллаху, постился, совершал хадж, молился, совершал ‘умру, делал пожертвования, выплачивал закят и делал многое из дел подчинения, однако, он не посвящал всё это только одному Аллаху Всевышнему. Например, если он делал всё это для показухи и для известности среди людей, или же он примешал к своим делам что-либо из Ширка. Наподобие мольбы не к Аллаху, просьбы о помощи не у Аллаха и жертвоприношения не Аллаху. Такой человек не будет посвящающим свою религию только одному Аллаху, напротив, он является многобожником, и он не является исповедующим религию Иброхима, мир ему и благословение Аллаха. Многие люди сегодня, которые приписывают себя к Исламу, впадают в большой Ширк. А это мольба к кому-либо кроме Аллаха, поклонение могилам и гробницам, жертвоприношение для них, давание им обетов, совершение обхода вокруг них и получение баракята от них, а также просьба о помощи у мёртвых и тому подобное. Эти люди заявляют, что они являются мусульманами. Но они не знают религию Иброхима, да благословит его Аллах и да приветствует, которую исповедовал их пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Или же они узнали ее, и осознано противоречат ей, а это ещё хуже. Религия Иброхима не принимает Ширк, ни с какой стороны. И тот человек, который примешал к своим делам Ширк, не является исповедующим религию Иброхима, даже, если он приписывает себя к ней и заявляет, что он мусульманин. Является обязательным, чтобы мы знали религию Иброхима и чтобы мы совершали дела в соответствии с ней, и чтобы мы придерживались её, то есть, чтобы мы поклонялись Аллаху, посвящая свою религию только Ему одному. И чтобы не было в нашем поклонении ничего из Ширка, большого или малого. Это и есть религия Иброхима, мир ему и благословения Аллаха, то есть Ханифия, которая полностью отрекается от Ширка и полностью принимает Таухид. А это, чтобы ты поклонялся Аллаху, посвящая свою религию только Ему одному.
(15) Слова автора «Это повелел Аллах всем людям». Эти слова возвращаются к словам автора «Чтобы ты поклонялся Аллаху, посвящая свою религию только Ему одному». То есть Аллах повелел всем творениям поклоняться Ему и посвящать свою религию Ему одному. Это он повелел всем людям, арабам и не арабам, белым и чёрным. Всем людям со времён Адама и до последнего человека в этом мире, было приказано Аллахом поклоняться Ему и посвящать своё поклонение только Ему одному. Сказал Всевышний Аллах: «О люди! 36
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, для того, чтобы вы стали богобоязненными. Он сделал для вас землю ложем, а небо – кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом, в то время, когда вы знаете»1. Не существует для Аллаха равных, подобных или похожих. И это запрет на Ширк будь он большим или малым. Повелел Аллах это всем людям, начиная с первых из них и кончая последними.
Слова автора «и создал их для этого», то есть для поклонения Ему одному, у которого нет сотоварища. Для этого они были сотворены, как это пришло в словах Всевышнего: «Я создал джинов и людей только для того чтобы они поклонялись Мне»2. Также это было приказано им в словах Всевышнего: «О, люди, поклоняйтесь вашему Господу, который сотворил вас»3. Это и есть смысл слов шейха «создал их для поклонения и приказал им исполнять его». В этих словах шейх объединил два дела «Это повелел Аллах всем людям, и создал их для этого». Как сказал Всевышний: «Я создал джинов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». Слова Всевышнего: «Я создал джинов и людей», то есть Аллах является Творцом и Он тот, который сотворил всё. В это входит то, что Он сотворил джинов и людей и даровал им разум, и обязал их поклонением Ему одному, у которого нет сотоварищей. Аллах выделил их приказом поклонения Ему, потому что Он даровал им разум, и даровал им способность отличать плохое от хорошего, а Истину ото лжи. Аллах создал всё остальное для того, чтобы они извлекали из этого выгоду и пользу. Сказал Всевышний: «Он подчинил вам то, что на небесах и то, что на земле»4. Всё подчинено сынам Адама для того, чтобы они с пользой использовали это в том, ради чего они были сотворены, а это поклонение Аллаху, Свят Он Всевышний. Как Он сказал: «Я создал джинов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне».
Джины – это скрытый мир, которого мы не видим. Они тоже как сыны Адама обязаны поклонением, и им тоже запрещён Ширк и прегрешения, но они отличаются от сынов Адама в своём творении. Но со стороны приказов и запретов они подобны сынам Адама, им приказано что-то и запрещено что-то. И хоть джины являются скрытым миром, и мы не видим их, они существуют. Люди – это сыны Адама, они были названы людьми «аль-инс», потому что они дружат друг с другом, собираются и объединяются. Джины же были названы джинами от слова исчезновение «аль-иджтинаан», и от этого же слова происходит слово джанин, то есть зародыш, находящийся в животе, потому что он скрыт. Говорится «джаннаху аль-лейль», то есть его покрыла ночь. И также слово «миджанн», то есть щит, потому что его используют для того, чтобы прикрываться от стрел и других вещей, и он скрывает несущего его. Слова «аль-иджтинаан» и «аль-джанаан», от которых произошло слово джин, означают что-либо невидимое, скрытое. Джины скрыты от нас, и мы их не видим. Они являются существующим миром и тот, кто будет отрицать их существование, является неверным. Потому что он опровергает Аллаха, Его посланника и единогласное мнение всех мусульман. Объяснил Всевышний Аллах то, что Он создал джинов и людей только для поклонения, а не для чего-либо другого. И Он не создал их для того, чтобы они приносили Ему пользу или вред, или для того, чтобы возвысится при помощи их от унижения, или чтобы стать величественнее при их помощи, потому что Он не нуждается в мирах. Он
Бакара 21-22.
Рассеивающие 56.
Бакара 21.
Коленопреклонённая 13. 37