Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя?
Блажен тот раб, которого господин его пришед найдет поступающим так (Матфея 24:45-46).
К ужасу идеалистов, которые рассматривают существующую власть типичного современного пастора чрезмерной, здесь мы видим, что именно те, кого Господь призвал кормить Своих овец, "поставлены над своими слугами". Учитывая важность хорошей духовной пищи для Его народа, Господь сделал "главного повара" управителем над всем Своим домом. Но это не означает, что он должен все делать лично сам.
Из этого отрывка мы видим также чрезвычайную важность своевременности. Некоторые виды пищи своевременны только в определенное время года и даже в определенное время дня. Господь ожидает от Своих пастырей чувства времени и понимания истинных нужд тех, кому им доверено служить. "Чувственный раб" тот, кто дает в Его доме их пищу "во время свое". Эта работа сама по себе требует полного времени.
Любить Господа и ухаживать за овцами
В 21 главе Евангелия от Иоанна Господь спросил Петра, любит ли он Его. После утвердительного ответа Петра, Господь, в буквальном переводе, повелел Петру: "Корми агнцев Моих". Затем Господь снова спросил Петра и после утвердительного ответа повелел ему: "Ухаживай за овцами Моими". После третьего раза Он повелел Петру: "Корми овец Моих". Здесь Господь фактически дает три различных наставления Петру. Первое кормить агнцев, затем ухаживать за овцами и наконец кормить овец.
Господь показал различие между "кормлением" и "ухаживанием" и большинство пасторов согласятся с тем, что такое различие есть. Кормить овец означает вести их на хорошую пажить. Ухаживать за ними значит защищать их от хищников и паразитов, заботиться о них, когда они заболевают, прекращать драки и т.д., что представляет собой типичные обязанности современных пасторов. Господь также провел различие между ягнятами и овцами, заботясь о том, чтобы ни одна группа не была забыта.
Важно также, чтобы ягнята были накормлены раньше овец. Если о ягнятах не позаботиться сначала, о них часто забывают. Но при этом дано повеление кормить и тех, и других. Для многих бывает трудно найти в этом вопросе равновесие. Они часто уделяют больше внимания подготовке пищи либо для молодых верующих, либо для более зрелых. Чтобы иметь здоровое стадо, нельзя забывать ни об одной, ни о другой группе.
В этом отрывке речь идет и о детях в прямом смысле, а не только о духовных. Многие церкви пытаются поставить детей на такое место, чтобы они могли служить взрослым. В этом случае наши приоритеты становятся с ног на голову. Господь хочет, чтобы мы заботились сначала о детях, а потом в взрослых, чтобы они не были позабыты и оставлены. Если наш высочайший приоритет ориентирован на детей, когда они станут взрослыми, многие из них сами будут пастырями и не будут требовать нашего постоянного внимания и служения.
Примечательно также, что Господь основывал ответственность Петра перед овцами на его любви к Нему, а не только к овцам. Конечно, Петр должен был любить овец, но основываться это служение должно было на любви к Господу, а не к людям. Первая заповедь состоит в том, чтобы любить Господа, а уж вторая в том, чтобы любить друг друга. Если мы поменяем их местами, то это не будет той истинной и благочестивой любовью, которая должна быть в основании нашего служения. Если мы любим Господа больше, чем Его людей, мы будем любить Его людей больше, чем если бы мы любили их больше, чем Его. Если мы любим людей или служение больше, чем Господа, мы станем идолопоклонниками и в конечном итоге превратимся в преграду между Господом и Его народом, присвоив себе то, чем обладает Он. Чем больше мы любим Господа, тем больше мы будем склонны к тому, чтобы должны образом заботиться о Его народе.
Область разума
Именно в этой сфере "заботы" за овцами значительная часть истинных пасторских обязанностей была захвачена философиями, основанными на мирском гуманизме. Одна из основных нужд христианина с момента рождения свыше состоит в том, чтобы обновить свой разум, в чем Павел наставлял римлян:
Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего;
И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная (Римлянам 12:1-2).
В соответствии с этим местом Писания наш разум должен обновиться, прежде чем мы сможем познать, что есть воля Божья. Чтобы христианин "ходил во свете", у него должны быть перспектива, знание и понимание, отличающиеся от тех, что преобладают в этом мире. Тем не менее область знания и понимания почти повсеместно передана миру во всем, от образования до психического здоровья. И образование, и "психическое здоровье" очень важны для пасторского служения в церкви. В этом вопросе должен быть наведен порядок, чтобы пасторское служение заняло должное место в церкви.
Многие христиане продолжают мыслить и воспринимать все с мирской точки зрения, поскольку мир контролирует развитие их разума. Это находится в прямом противоречии с Духом. В послании к Ефесянам читаем:
Потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, —
Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, А обновиться духом ума вашего И облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Ефесянам 4:21-24).
Мирская образовательная система и философия психического здоровья находятся в явном противоречии с процессом обновления, который изменяет нас в подобие Христа. Фактически почти все в этих философиях пропагандирует развитие и преобладание того, о чем Писание говорит как о "ветхом человеке", "плотском человеке" или "плоти". Можем ли мы ожидать от наших детей, что их разум будет формироваться во Христе и у них будет духовное понимание, если мы отдаем их в светские школы, основанные на религии мирского гуманизма?
ЧАСТЬ II
Пасторский мандат для образования
До начала этого столетия школы в основном находились в ведении церкви. Большая часть крупных университетов основаны церквами, но сейчас мы сложили свои полномочия на ниве образования и отдали их миру. Образование означает просвещение. Церковь призвана быть "светом миру", это по сути означает, что мы призваны учить мир в согласии с путями Божьими. Мандат церкви в сфере образования должен быть восстановлен. Для этого есть политические и законные основания, и может ли быть какое-то препятствие для воли Божьей?
Верю ли я в христианские школы? Абсолютної Фактически, я не верю в общественные школы, по сути отражающие неудачи церкви. Я говорю это с полным уважением к надлежащему отделению государства от церкви. Однако "общественные школы", являющиеся по своей природе религиозными, пропагандируют религию светского гуманизма, независимо от того, что они о себе говорят.
Понимание творения имеет основополагающее значение для религии. Если есть сотворивший нас Бог, Он имеет право на наше поклонение и на то, чтобы предписывать нам образ жизни. Если мы считаем, что были не сотворены, а произошли путем эволюции из амебы, то мы поклоняемся себе самим. Это по сути и есть то, что называется светским гуманизмом — поклонение человеку как идолу. Общественные школы, которые учат эволюции, учат тем самым религии светского гуманизма — поклонению человеку как своему собственному богу.
Причины нашей неудачи
Означает ли это, что мы грешим против своих детей, посылая их в мирские школы? В целом да, но в личном смысле, возможно, нет. В целом вся церковь потерпела неудачу, сложив с себя важнейшую обязанность, данную церкви, и в частности пасторскому служению. Но в индивидуальном плане многие не имеют другого выбора, кроме как послать своих детей в общественные школы, и Господь дает им благодать.
Некоторые дети посылаются в светские школы Господом как подлинные миссионеры. Они являются солью и светом. Однако, если мы посылаем наших детей в общественные школы только потому, что у нас нет средств послать их в христианскую школу, то я думаю, лучше было бы нам ограничить себя в чем-нибудь или даже подождать с удовлетворением каких-то нужд и послать их в христианскую школу. Мы просто не можем найти оправдания тому, чтобы не делать этого.
Верно, однако, и то, что некоторые родители вынуждены жертвовать даже самым необходимым, и при этом все равно не могут послать детей в христианские школы. Это еще одна очевидная неудача церкви. Почему христианские школы такие дорогие? Почему бы их не сделать даже бесплатными для христианских верующих?
Для этого обычно есть несколько причин. Одна из самых общих причин относится к церковным приоритетам. Коли бы церковь тратила на образование своих детей столько, сколько она тратит на не столь необходимые здания ил и программы по привлечению без необходимого на то помазания, у многих церквей сегодня были бы школы, которым бы мир только завидовал.
Однако основная причина, по которой христианские школы являются настолько недоступными или дорогими для христианских детей, заключается в недостатке единства в церкви. Не каждая община призвана иметь школу. Некоторые общины, пытавшиеся установить собственные школы, были даже разрушены из-за этого, а многие другие пострадали от серьезных разделений и ранений. Однако, если бы церкви объединились только в одном районе, чтобы дать образование своим детям, они могли бы создать качественную школу, которая превзошла бы любую общественную школу или любую другую частную школу. Если собрание, не призванное к созданию своей собственной школы, содействовало бы в этом тому собранию, которое призвано к этому, все бы получили пользу благодаря возможности специализироваться на том, что мы делаем лучше всего.
Эта тема не может быть полностью раскрыта здесь, но учитывая характер времени и надвигающееся возрастание зла, на этот вопрос в церкви должен быть дан ответ. Чем больше мы медлим с ответом, тем труднее становится сделать это для всех нас — особенно для детей. В данный момент большая часть публичных школ теряет почву под ногами. Не только из-за того зла, которое преподается и допускается в общественных школах и которое резко возрастает, но также и потому, что многие из них сейчас становятся зонами войны. Этот недостаток власти и контроля является результатом их отвержения высшего авторитета — Бога.
Евангелизация через образование
Важно также, чтобы мы не формировали христианские школы, исходя из "мышления гетто", пытаясь уйти от мира. Мы не можем быть светом миру, если мы отрезаны от него. Вот почему многие христианские лидеры выступают против создания христианских школ, но Божий мандат в отношении этого фактически противоположный. Господь хочет, чтобы создавались школы такого качества, порядка и мира, чтобы язычники обивали пороги наших школ, чтобы их дети могли получать в них образование. Это могло бы стать одним из величайших орудий церкви для евангелизации и, вероятно, величайшей возможностью воздействовать на следующее поколение, сея соль и свет по всей стране.
Многие собрания, движения и конфессии уже много потрудились в этой области, и нам нужно учиться у них, чтобы каждому из нас не пришлось "изобретать велосипед". В большинстве христианских школ есть серьезные трудности, но их надо преодолевать Духом, Который и дал нам этот мандат. Окончательный ответ на многие из наших проблем не может быть найден, пока церковь не придет в единство. Без единства церковь не может полностью выполнить этот мандат в этой области. Когда церкви начнут трудиться вместе в сфере образования, они также начнут осознавать общие интересы в этой области. Каждый "сустав", соединенный с другими частями тела, сформирует и всю церковь.
Домашнее обучение
Домашнее обучение — решение вопроса для многих и часто дает лучшее образование, чем общественные и частные школы. Домашнее обучение не только приводит к большему единству внутри семей, но оно дает также возможность сосредоточиваться на конкретных нуждах, дарованиях каждого ребенка. Качество образования при домашнем обучении таково, что оно начинает находить понимание и поддержку, а не только терпимость, со стороны некоторых правительств.
Для начинающих можно использовать программы, предназначенные специально для домашнего обучения, которые сейчас активно разрабатываются и которые можно легко получить. Домашнее обучение становится весомой и важной силой в сфере образования. Оно не для каждого, но у тех, кто избирает этот путь, оно доказало свою огромную пользу в подготовке следующего поколения к жизни и призванию в мире.
Многие из тех, кто обучают своих детей дома, формируют также группы поддержки для проведения занятий, выходящих за рамки программы: семинаров, физического вое- питания, предметов узкой специализации. Это дает рождение такому типу образования, который включает в себя лучшие черты домашнего обучения и частных школ. Это также дает детям возможность общения с другими детьми.
Совершенно очевидно, что к смущению и дезориентации многих подростков приводит слишком большое общение со сверстниками, оказывающими на них давление. До XX века большинство детей общались гораздо больше со взрослыми, чем с другими детьми. С учреждением общественных школ положение резко изменилось. Теперь основное влияние на детей оказывает школа, и они проводят большую часть времени с другими детьми, а не со взрослыми. В результате у многих из них основные ценности формируются под влиянием других детей, а не родителей.
Независимо от того, как мы обучаем своих детей, а сейчас есть несколько возможных вариантов, мы не можем ожидать, что разум наших детей будет сформирован богобоязненным, если мы продолжаем отдавать их миру! "Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир" (Римлянам 8:6).
Если нам предстоит быть "светом миру", мы должны нести миру просвещение. Церковь должна делать это, если мы хотим выполнить наш мандат и доказать нашу любовь к Господу, "ухаживая" за Его овцами должным образом. Когда церковь делает это в единстве, реализуя свой мандат в сфере образования, обновленный разум христианских детей и молодежи изумит и просветит мир своей ясностью.
Пастор или директор?
Если вы пастор, прочитав до этого места, вы, возможно, почувствовали на себе тяжелое бремя. Вероятно, вам трудно представить, как вообще можно принять на себя еще какую-то обязанность, тем более такую серьезную и большую, как создание христианской школы и заведование ей.
Пожалуйста, расслабьтесь! Большинство пасторов не призваны к этому, но если вы призваны, то это бремя от Господа, и вы, делая это, фактически найдете покой и освежение для вашей души. Однако, прежде чем принять Его бремя, нам надо избавиться от всякого другого ярма, которое возложено на нас не Им.
Большинство пасторов не призваны быть директорами или заведующими в христианских школах, но для тех, кто призван, это может быть их основным призванием, а не одной из ступенек к "настоящему пасторату". Дети — не граждане второго сорта в царстве, детские пасторы — не пасторы второго сорта. В глазах Божьих это одна из самых главных позиций в церкви. Мы должны рассматривать детских и молодежных пасторов как "настоящих" пасторов и предоставлять им власть, необходимую для этого служения. Работа пастора с детьми часто требует помощи со стороны родителей, следовательно, он должен пользоваться авторитетом и у взрослых, чтобы дело делалось должным образом.
Верно, что прямая ответственность за образование детей лежит на родителях, а не на пасторе. Однако ответст- иенность за образование наших детей отнюдь не означает, что мы должны делать абсолютно все. Павел объяснял коринфянам, что у них "много учителей, но не много отцов". Чтобы получить хорошее образование, моим детям нужно изучать предметы, которые я не могу им преподать. Это не мое дело — учить их этим предметам, но моя ответственность заключается в том, чтобы у них был хороший учитель, который мог бы научить их этому. Никто не заменит меня как отца моих детей, но могут потребоваться много разных учителей, чтобы как следует снарядить их для жизни и призвания.
Равным образом, ни учитель воскресной школы, ни детский пастор не могут заменить меня как отца моих детей. Именно я должен обеспечить основное духовное лидерство для моих детей, но мы все должны помогать служениям, которые даны церкви для этой цели.
Одна из величайших нападок врага направлена на то, чтобы попытаться уничтожить подрастающее поколение. Эта атака вызвана их предназначением. Церкви будущего или церкви, имеющие будущее — это те, которые будут работать со взрослыми так, чтобы те могли снаряжать детей.
Нынешнее поколение игнорирует свой мандат и свое призвание по овладению земли обетованной, но со следующим это будет не так. Господь сейчас ищет "Иисусов Навинов и Халевов" в существующем поколении, которые поведут его к своему предназначению. Те, у кого есть духовное различение, не станут делать детей похожими на них самих, но попробуют стать, как дети, чтобы и им тоже войти в царство. Не может быть программы строительства или вообще какой-то программы, которая принесет такие дивиденды, которые мы получаем от вкладов в своих детей. Если мы на самом деле любим Господа, мы будем как следует заботиться о Его овцах и Его ягнятах.
Истинная церковь
Духовное образование наших детей и их снаряжение важнее их профессионального обучения. Их духовное образование должно быть основанием для всего остального обучения, а этого невозможно достичь в течение всего пары часов в воскресенье. Церковь в данный момент находится в рабстве своих четырех стен и своих четырех часов. Истинная церковь продолжается двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю — она постоянно продолжается в каждой семье и на каждой работе.
Истинный дар Духа не функционирует только в одиннадцать часов в воскресенье или в семь часов в среду. Нам надо быть открытыми для духа пророчества в любое время и во всяком месте. Ни один истинный дар не приходит с той пышностью, с которой мы обычно его представляем, что является преткновением для неверующих, как и для многих верующих. Господь никогда не предназначал для Своей церкви быть ограниченной, какой она сейчас является, и Он никогда не хотел, чтобы образование, которое должно быть фундаментальным "обновлением нашего разума", ограничивалось классной комнатой. Жизнь должна быть нашей классной комнатой. Мы никогда не заканчиваем школу Господа, мы просто продолжаем развиваться.
Истинное обучение
Это говорится не с целью отвержения обучения, которое требует классных помещений. Христианин должен хорошо учиться как никто другой. Все, что мы делаем, должно делаться "как для Господа", и обучение должно рассматриваться как средство помощи в подготовке для более эффективного служения Ему.
Истинная наука не находится в конфликте с христианством — истинная наука всегда будет вести к Творцу и открывать Его Христа, потому что"Им создано все... и для Него, ивсе Им стоит" (Колоссянам 1:16-17). Ион Амос Комениус, которого называют "отцом современного образования" и который был одним из величайших лидеров исторической Моравской церкви, сделал однажды такое замечание: "Природа — это вторая Божья книга". Апостол Павел выразил это таким образом: "Ибоневидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творенийвидимы..." (Римлянам 1:20). Наука должна быть особой областью истинной поры, и христианин должен преуспевать в этом больше других. Истинная наука включает искание и созерцание г мм вы Божьей в творении, точно так же, как и правильное использование творения.
Твердое основание, которое Комениус стремился установить через образование, состоит в том, что Христос победил, что Христос есть Истина и, следовательно, что истина всегда в конечном итоге будет побеждать заблуждение. Он верил, что Иисус победил грех и что Его царство продолжает двигаться вперед в ходе истории. Он видел свет более сильным, чем тьма, мир и праведность более сильными, чем беззаконие, а любовь Божью настолько преобладающей в Его творении, что она обязательно победит в Его новом творении, человеке.
Основная цель христианского образования должна заключаться не в попытках уйти от мира, а в том, чтобы светить своим светом в мир. Мы призваны не просто к тому, чтобы показать лучший путь, но показать Путь. Христос Иисус открывается во всем, что было сотворено, и Он есть Причиной всего, что существует. В этом свете истинная любовь и поклонение Творцу побуждают нас стремиться к истинному образованию, а истинная наука к тому, что каждый должен превозносить Господа в своем сердце. В этом должен быть порядок и дисциплина, которые рождаются от самой возвышенной цели — искания Христа.
ЧАСТЬ III