И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.
И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря:
Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего (Откровение 7:1-3).
"Парадигма" — это модель или образец, который мы используем для изучения, понимания и истолкования мира. У христианина нет другой парадигмы, кроме Библии. Библия дает нам все основное знание, которое нам нужно для понимания истории, настоящего и будущего. Понимание четырех первоначальных источников силы или библейских "ветров земли", влияющих на фундаментальные изменения в цивилизации, может дать "парадигму" для понимания основного течения как истории, так настоящего и будущего.
В Писании ветры часто олицетворяют собой силы изменений. Есть четыре великих "ветра" земли, которые задают курс истории. Этими основополагающими силовыми структурами являются РЕЛИГИЯ, ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА и ВОЕННАЯ ВЛАСТЬ. Каждая из этих четырех основных сил кардинальным образом влияла на развитие мира. Преобладание любой из них в течение продолжительного периода времени производило такие значительные изменения в цивилизации, что это приводило к рождению новой исторической эпохи. Рассмотрение истории и библейских пророчеств в таком свете дает важное понимание мировых событий.
Период до пришествия Христа характеризовался преобладанием военной силы. Это был век завоевателей. Христианство стало по сути первой религией, распространившейся по всему миру и начавшей конкурировать с военной силой в своем влиянии на цивилизацию. В четвертом веке н.э. римский император Константин осознал, что силовая структура религии превосходит по своему влиянию военную силу. Поняв, что он не сможет ее победить, он принял ее и начал подчинять империю авторитету церкви. (В контексте этой главы "религиозная силовая структура" относится к религиозным учреждениям, а не к личной вере человека.)
Когда религия утвердилась как доминирующая силовая структура, военная сила стала служить религии как на христианском Западе, так и на мусульманском Востоке. С подъемом политики как основного источника силы в XVIII веке военная и религиозная силовые структуры стали служить политическим силам. С подъемом экономики как основного источника влияния в XX веке, с ожесточением борьбы коммунизма и капитализма за доминирующую роль военная, религиозная и политическая силовые структуры стали служить экономической силовой структуре.
Это не рассуждения о правильности происходящего, а просто констатация фактов. История не столь проста и ясна, как может показаться из вышеизложенного. Всегда бывают исключения, но именно это отражает основной курс истории. Были случаи, когда в эпоху религиозной, политической или экономической структур верх на короткое время вновь брала военная сила, во всяком случае в некоторых регионах мира. Мы также видим, что в определенные времена и в отдельных местах в качестве основного источника влияния вновь заявляет о себе религиозная сила, например во время фундаменталистской революции в Иране. В бывшем Советском Союзе мы наблюдаем интересное столкновение политической, экономической и военной структур в борьбе за верховенство, в то время как среди простых людей возрастает религиозное влияние.
Знание событий истории не приносит никакой пользы, если мы не понимаем ее, включая и то, как она влияет на нас сегодня и как будет влиять завтра. Церковь призвана быть прямым источником этого понимания — Господь не зря рассказывал Своему народу историю в развитии с пророчествами, содержащими необходимые для понимания ключи. Понимание своего настоящего местонахождения в пророчестве и раскрытие будущего должны строиться на твердом основании знания того, что уже было исполнено и почему.
Два источника ветров
Тот факт, что упомянутые выше силы названы "ветрами земли", а не небесными ветрами, показывает, что силы эти человеческого, а не божественного происхождения. Очевидно также и то, что у Господа есть Свой собственный план влияния на историю. Следовательно, истинное понимание истории требует от нас способности распознавать и различать как "ветры земли", так и "ветры небес".
Само слово "история" по сути означает "Его история". Когда Иоанн получил откровение на острове Патмос, ему было сказано, что показано ему то,"чему надлежит быть вскоре" (Откровение 1:1). Истинность этого утверждения доказали события, пророчески описанные в этом видении, они начали разворачиваться сразу же и продолжают разворачиваться до сегодняшнего дня.
Непонимание церковью истории стало основной причиной того, что ей не удается должным образом понять книгу Откровения. Еще более важно то, что как следствие церковь прекратила быть основным фактором влияния на курс истории — но это должно вскоре измениться. Церковь является посредником Божьего влияния на землю в последние дни и противостоит силам зла этого века. Однако мы не должны "просто сотрясать воздух", то есть нам надо знать, против чего мы воюем.
Человек греха
История — по сути "Его история". Книга Откровения, описывающая историю будущего, содержит и откровение о "человеке греха" или "антихристе". Этот "человек греха" олицетворяет "грех человеческий". Человек греха — откровение о том, что собой представляет падший человеческий род без Христа. Прямое понимание характера человека греха дано апостолом Павлом во втором послании к Фессалоникийцам 2:4"...в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога".
Поклонение себе, олицетворяемое в "человеке греха" — основополагающая характеристика падшего человечества. Падение было вызвано желанием быть, как Бог. Здесь мы также видим, что "человек греха" не просто против Христа, он хочет заменить Христа. Храм, в котором он воссядет — не материальное здание в Иерусалиме или где-то еще, храм Божий уже не рукотворенный — это церковь! Пророчество о том, что человек греха воссядет в храме Божьем говорит о том, что представители падшего человечества или человеческого греха фактически воссядут в церкви на время, захватив место, которое по праву принадлежит Христу. Иисус является единственной истиной Главой церкви.
Внимание, которое уделено человеку греха в видении Иоанна, данном как "откровение Иисуса Христа", показывает нам, до какой степени может дойти ужасающая склонность к поклонению себе в человеке и даже в церкви. Это окончательное отступничество. Это не означает, что "человек греха" не будет вполне человеком, но чтобы не стать жертвами его обольщения, нам надо понимать, до какой степени может тот же самый дух действовать как в нас лично, так и в церкви. Это также дает нам большее откровение благодати Божьей, раскрытой во Христе, для избавления человека от этого ужасного заблуждения. Будет еще церковь без пятна и порока, она будет чистой, девственной невестой Христа.
Причина отступничества
Мы вполне можем проследить наиболее значительные неудачи церкви и ее лидеров, вызванные стремлением воссесть на место Господа во главе церкви. Конечно, Господь дал власть Своим служителям для ее применения в церкви и мире, но мы проявляем трагическую склонность не распознавать границ той власти, которую Он передал нам. Самоуверенность, выражающаяся в выходе за пределы того, что нам поручено, представляется основной причиной многих, если не большинства крупнейших неудач церкви. Все остальное обычно является результатом слишком резкой реакции на эти неудачи, вызванные выходом за пределы той власти, которая была дана нам.
Учитывая, что мы приближаемся к концу, существенно важно правильно понимать границы нашей власти. Это нужно для того, чтобы мы перестали проявлять самоуверенность, всегда ведущую к поклонению себе, исканию своего и стремлению к самосохранению в служении, но это нужно и для того, чтобы мы могли в полноте и с уверенностью использовать всю власть, которая дана нам.
Понимание "четырех ветров земли" может помочь нам понять основные силы, представляющие собой источник наиболее важных событий в человеческой истории и ведущие этот век к завершению. Мы также сможет понять, каким образом они оказывали влияние на церковь и как они порой стремились затмить Христа в качестве прямого источника влияния на церковь. Книга Откровения показывает параллели человеческого, сатанинского и божественного влияния в истории, раскрывая грех, глупость и окончательный триумф Бога над ними. Нам надо понимать и быть способными распознавать все три источника этого влияния в истории, в настоящем и в будущем, а также наше собственное поручение и предназначение.
Четыре эпохи истории
Каждый из "четырех ветров земли" преобладал в определенные важные периоды мировой истории. Имперский век, располагающийся в промежутке от начала записанной истории до приблизительно четвертого века н.э., был преимущественно веком военной силы. В этот период главным орудием влияния была военная мощь.
Затем вплоть до эпохи Возрождения мир контролировался в основном религиозной силой, христианством на Западе и исламом на Востоке. Военная сила, получившая к тому времени значительное развитие, использовалась как орудие достижения религиозного влияния. Политика и экономика тоже развивались в этот период, но еще не могли соперничать с религиозной и военной силовыми структурами.
В XVII веке доминирующей силой в мировых делах становится политика. Военная и религиозная силовые структуры продолжали действовать, но в основном в политических интересах.
С началом эпохи политических интриг и альянсов политика в XVIII веке постепенно превращается в основную силовую структуру. В течение этого периода политика стала основной движущей силой войн, конфликтов и завоеваний. В то же время произошли коренные изменения в системе управления, начали развиваться демократия и социализм.
В XIX веке главной силой в мировых делах начинает становиться экономика, постепенно добивающаяся превосходства над другими тремя силовыми структурами. К настоящему времени экономика превратилась в главную силовую структуру и в основную движущую силу в мировых делах.
Источник силы зверя
Важно понимать развитие этих силовых структур и их влияние на данный момент. Понимание экономики как основной движущей силы в мировых делах в конце этого века помогает нам понять, каким образом зверь пытается добиться господства через коммерцию, контролируя "куплю и продажу".
Откровение 13:16-17 учит нас, что зверь имеет печать, которую стремится поместить на нас. В стихах 9-10 главы 14 мы видим, что на всех, кто несет эту печать приходит ужасный гнев. Христиане стараются понять, каким образом зверь будет ставить на них эту печать, чтобы знать, что следует отвергать, и таким образом освободиться от предсказанного гнева. Однако понимание того, как он будет ставить печать, не так важно, как понимание той духовной силы, которая стоит за этой отметкой. Многие из тех, кто отчаянно пытаются понять, каким образом зверь будет ставить на них свою печать, уже причащаются каждый день от духа зверя! Будем ли мы свободны от проклятия печати, если откажемся от физической отметки, но при этом примем саму природу зверя?
Как печать (буквальная "отметка"), которую Господь помещает на Своих рабов, — не физическая отметка, точно так же печать зверя может оказаться гораздо более завуалированной, чем мы привыкли думать. Но независимо от формы, в которой придет или пришла эта печать, те, кто причащаются от природы зверя, духе этого мира, не способны отвергнуть его печать или что бы то ни было, приходящее от зверя. Единственное наше избавление от гнева Божьего — найти себя во Христе. Принятие печати — не грех; грех — поклонение зверю. Печать — это просто признак такого поклонения.
В то время как мир в целом все дальше входит в период господства экономической силовой структуры, мы видим, что большинство изменяющих мир конфликтов имеют по своей природе экономический характер. Холодная война была вполне реальной войной, но это была экономическая, а не военная война. Экономического войны сейчас бушуют по всей земле, изменяя политические и даже религиозные границы больше, чем в прошлом любая война в традиционном смысле этого слова.
Клаузевиц рассматривал войну как средство распространения политической воли одним государством над другими. Клаузевиц был немецким офицером во время наполеоновских войн, и в своей книге "О войне" определил место военных структур точно так же, как Макиавелли в своем трактате "Князь" определил место политических структур. Клаузевиц жил во время, когда преобладали политические структуры, когда человеческие правительства перестраивались и изменялись. Во времена Клаузевица война действительно была придатком политики. Однако, если бы Клаузевиц писал свою классическую книгу сегодня, он бы почти наверняка провозгласил, что война — по сути своей выражение экономических интересов.