Программа реформ в «Сказании о Магмете-Салтане» Ивана Пересветова.
Характер и содержание русской публицистической литературы, начиная с 40-х годов XVI в., определяются преимущественно борьбой восходящего дворянства и быстро клонившимся к политическому и экономическому упадку боярством, со времени учреждения в 1564 г. опричнины окончательно утратившим свои былые социальные привилегии.
Пересветов. Виднейшим идеологом дворянства в эпоху Грозного является Иван Пересветов, приехавший на Русь из Литвы в конце 1538—. начале 1539 г. и заявивший себя с конца 40-х годов XVI в. как автор нескольких публицистических повестей и двух челобитных к Ивану Грозному. В тех и других он является апологетом самодержавного Русского государства, поддерживающего в первую очередь интересы дворянства и организованного на основе регулярно действующего чиновничьего и воинского аппаратов. На его сочинениях отразились такие произведения, как повесть Нестора-Искандера о взятии Царьграда, повесть о Дракуле, а также западноевропейские исторические сочинения. Прибегая к историческим параллелям, он изображал существенные недостатки в политической жзни Москвы и дава практические советы к их устранению.
В «Сказании о Магмет-салтане» (публицистический памфлет) в замаскированной форме представлена целая политическая программа, предвосхищающая собой позднейшие государственные реформы Ивана Грозного, в частности учреждение опричнины.
Памфлет построен на довольно прозрачной исторической аллегории: императору Константину противопоставлен Магмет-Салтан.
«Сказание» начинается с изображения судьбы Византии. Последний византийский царь Константин был гуманным и кротким правителем. Этими качествами царя воспользовались бояре, которые лишили его силы и могущества, в результате чего Византия была завоёвана турками. В этом описании современники узнавали малолетство Грозного, борьбу за власть Бельских и Шуйских. Эти вельможи порушили праведный суд, осуждали неповинных. По мнению Пересветова, именно вельможи являются причиной оскудения и нестроения Русского гос-ва.
Магмет-салтан, покоритель Византии, считал, что в государственных делах самое важное — правда.Эту правду он вычитал из греческих христианских книг, когда взял Константинополь.его гос-ая пркатика совершенно иная. Пересветов воплотил в Магмет-салтане политический идеал грозного самодержавного мудрого владыки. Он как бы преподает урок юному Ивану 4.
1. Он очень сузил, почти свел на нет Боярскую власть и боярские привилегии, предоставив значительные преимущества воинству и уничтожив такую систему административного аппарата, при которой администратор берет в свою пользу налоги и пошлины, взимаемые с населения: все налоги должны были идти в казну непосредственно, а чиновник-администратор получал определенное жалование. Так же дело обстояло и с судебными пошлинами, чем ослаблялось царившее в гос-ве неправосудие. Эти меры относятся к преобразованиям во внутренне управлении страной.
2. Магмет непреклонно следует девизу: «Не мощно царю царства без грозы держати».
3. Магмет, понимая, что царь силен и славен войском, заботится о создании образцового воинства и всячески покровительствует ему. Пересветов ставит вопрос о необходимости создания регулярного войска с обязательным денежным вознаграждением за службу. В своем памфлете он постоянно подчеркивает, что Магмет всегда отмечает заслуги своих воинов, тех, «кто горазд против недруга играти смертною игрою». Пересветов считает, что управление войском лучше строить при помощи десятских, сотских, тысяцких, что позволит укрепить моральное состояние воинов и сделать их надежной опорой гос-ва. Автор предвосхищает учреждение опричнины, преданных янычар, верных псов государевых, готовых исполнить любую его волю.
4. Всякие правонарушения Магмет искореняет сурово и беспощадно, руководствуясь тем, что «как конь под царем без узды, так царство без грозы». Когда ему доложили, что судьи судили неправедно, он велел содрать с них кожу, набить ее ватой и написать: «Без такой грозы невозможно в царстве правду ввести». Пересветов верит в возможность установления справедливого суда путем таких радикальных мер. Магмет выступает за божий суд. Например, когда обоих тяжущихся сажали в темницу, чтобы они бритвами резались, а бритву клали одну и в тайное место. Кто находил, уже решал, резать ему второго или нет. Считал, что приговор должен приводиться в исполнение немедленно. Или на ого, кому надо крест целовать, наставляли огнестрельное оружие и держали, пока отец духовный не проговорит евангельских заповедей. Если оружие не выстреливало, то человека миловали. В войске воровство и разбой тоже строго наказывались смертной казнью. А если, например, десятник укрывал в своей десятке вора, то он тоже будет казнен.
5. Пересветов выступает противником холопства. Магмет всем людям давал право служить, кто у кого захочет, и запрещал закабалять и превращать в холопов. В царстве, гдн люди порабощены, они не храбры и не смелы в бою против недруга. Потому что порабощенный уверен, что как он есть холоп, так другого имени ему не прибудет.
6. Расценивает своих подданных Магмет не по степени их знатности, а по качеству их заслуг, особенно воинских. Если кто крепко стоит и царю верно служит, даже и не знатного рода, того царь возвысит и имя знатное даст.
Сочинения Пересветова написаны простым, энергичным языком, почти совершенно чуждым элементов церковно-славянской речи, без обычных у его современников цитат из «священного писания». В его сочинениях вооюще отсутствуют традиционные ссылки на авторитет отцов церкви.
Персветов долго жил на Западе - в Венгрии, Чехии, Польше. В то время королевская власть на Западе успешно боролась с феодальными порядками, и монархическиуй принцип везде побеждал. Представление об идеальном монархе – мудреце (Магмет черпал мудрость из греческих христианских книг) было обычным у европейских гуманистов.
В финале сказания утверждается праведность христианской веры, надежды на распространение которой связаны теперь только с Русской землей и царем Иваном 4.