Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Особенности жанра путешествия, личность автора.
Помещено под 1475 г в Софийской летописи. Хождение Афанасий совершил с 1466 по 1472 год. Он был одним из первых европецев, ступивших на землю брахманов.
Это памятник литературы. Афанасий избирает жанр путевых записок, дневниковой записи. При этом в отличие от «путешествий-хождений» 12-13 вв, его хождение лишено религиозно-дидактических целей.. Никитин едет в неведомую русским людям страну с чисто практическими целями – выгодно продать там свои товары и на вырученные деньги купить товары заморские. Кроме этого, им руководит еще любознательность.
Мы можем представить себе незаурядную личность автора. Он выступает, прежде всего, как настойчивый, предприимчивый, любознательный и наблюдательный человек. Серьезные неудачи, постигшие Афанасия в самом начале пути, не заставили его тотчас вернуться на Родину: его волевая и упорная натура не позволили ему отступать от намеченной цели; ему не по душе участь неудачника, не добившегося никаких результатов своего предприятия, он готов преодолевать серьезные трудности. Попутно он внимательно присматривается к неведомой стране, людям, их нравам, обычаям, культуре.
Больше всего он говорит об Индии, быт, обычаи, хозяйственную жизнь которой подробно рисует. Подробно перечисляет места, где бывал, определяя расстояние и время, затраченное на передвижение от одного пункта к другому.
При этом письмо Афанасия не отличается стройностью композиции, нередки повторения. Автор – человек, не получивший специальной выучки, поэтому не сумел упорядочить собранный им материал. Язык отличается безыскусственностью, фразы очень просты по своему синтаксическому строению. Церконославянские слова и обороты почти отсутствуют, но зато в большом количестве употреблены слова персидские, арабские, тюркские – признак национальной терпимости.
1. Он обращает внимание на внешний вид жителей Индийской страны. Его поражает черный цвет кожи местных жителей, их одежда: а князь их – фата на голове, а другая – на бедрах, а княгини – фота на плече обогнута, а другая на будрах. Он пишет, что люди все нагы ходят, а груди голы, женщины все время брюхаты, и дети каждый год родятся. Афанасию казалось необычным, что у женщин не покрыты волосы.
2. Он обращает внимание и на социальное неравенство. В Индии правят только хорасанцы и на лошадях ездят, а гундустанцы ходят пешие, босые, с щитом и мечом. Бояре добрые и пышные, а сельские люди голые. Показывает пышную картину выезда султана, роскошь его дворца.
3. Замечает религиозную рознь. Так, индусы никогда не едят с бесерменами, а если бесермен пищу увидят, то такую пищу не едят. Насчитывает в Индии 84 веры. Все веруют в идолов. Вера с верою не пьет, не ест, не женится. Изображает поведение людей, их обычаи.
4. Обращает внимание на еду (рис, травы, мяса индусы не едят, едят дважды днем, вина не пьют), на погодные условия, торговые условия. Его привлекает грандиозный ежегодный базар, проводимый близ Бедера. На этот базар съезжается вся Индия торговать.
5. Кроме чисто фактографических заметок, есть и легенды. Сообщает, что прибыв в город Алянд, увидел птицу Гукук, которая летает по ночам и кличет «гукук», а на чью хоромину сядет, тот человек непременно умрет. Обезьяны ходят и крадут кур, живут в горах и есть у них князь обезьяний, они ему жалуются, а ходят своей ратью, в городе эта рать разрушает дворы, людей убивает.
Афанасию трудно ладить с бесерменами. Он исстрадался по вере, мучается оттого, что не имеет книг и не может блюсти православные праздники. Уже прошло 4 Пасхи и 4 Великих поста, а он не знает, когда пост, когда пасха. Рождества не блюдет, по средам и пятницам не постится. Он мучается, что с пути сбился и молит Бога наставить его на путь истинный, не отвратить лица от раба. Уже прошло 4 Пасхи, как он в бесерменской земле, но не отвратился от веры христианской. Хотя его не раз к этому принуждали (когда продавал коня в Джуннаре, потом бесермен Мелик понуждал). Православная вера для него – символ Родины.
Присматриваясь к чужой стране, Афанасий свято хранит в своем средце образ Родины – Русской земли. Он восклицает, что нет нигде такой страны, как Русь, хотя эмиры Русской земли несправедливы. «Да устроится русская земля и да водворится в ней правда».
Афанасию присуща широта воззрений. Он устоял в своих традициях и вере, не отступил от этих традиций, и в то же время он умом способен понять чужую вреу и признать ее правоту, лишь бы она учила одного бога знать и признавать. Широта инциативы в сочетании с природныим консерватизмом представляет явление очень необычное для его времени и среды.