Идейная проблематика и художественное своеобразие «Слова о полку Игореве».
«Поганые» теперь со всех сторон с победами приходили на русскую землю. Кроме того, неудача Игоря подорвала значение блестящей победы над половцами, незадолго до этого одержанной коалицией русских князей во главе со Святославом.
Автор живо откликается на события, желая своим талантом послужить интересам родной земли. Он страстный патриот Киевской земли, горько переживающий все ее горести. Его главной задачей было дать верную политическую оценку события, показать своим современникам, какое значение имеет неудача Игорева похода для исторической судьбы всей Русской земли и каким губительным фактором стала раздробленность на Руси. Игорь-князь и Всеволод отважный,Святослава храбрые сыны,-Вот ведь кто с дружиною бесстрашнойРазбудил поганых для войны!А давно ли, мощною рукоюЗа обиды наши покарав,Это зло великою грозоюУсыпил отец их Святослав!Автору горько от того, что все смеются над Игорем, удалым, несчастным, который на Русь накликал зло. Его главное желание как патриота – восстановление былого авторитета Киева и его былого положения – центра русской государственности. Однако интересы Киева неотделимы для автора от благополучия всей Русской земли в целом. Поэтому главной идеей «Слова» становится идея единения всех русских князей, всех земель вокруг Киева и киевского князя. Святослав – для него идеал правителя, мудрого и могущественного. Образ идеализирован. Он призывает встать на защиту Родины не только тех князей, чьим землям угрожает опасность, но и тех, которым нечего было опасаться: Всеволода 3 суздальского (Большое гнездо, от него зависят и рязанские глебовичи), который и Волгу веслами расплещет и шеломом вычерпает Дон, Ярослава Галицкого, который успешно обороняет юго-запад Руси и борется со степняками, Рюрику и Давиду напоминает об их некогда тяжелом поражении от половцев, призывает Мстислава и буй Романа, которых страшатся литовцы. В сознании автора военная катастрофа, постигшая Игоря, виделась как последнее предупреждение князьям, действовавшим вразброд, а иногда и затевавшим усобицы. Поэтому автор призывает к единению всех русских князей перед нашествием монгольских полчищ.
«Слово» дает живую картину феодального строя Руси, особенно в характеристике князей и дружины. Игорь и Всеволод – рыцари, для которых честь и слава – главные двигатели в их поведении. Лучше быть убитыми, нежели плененными. Игоря отличают рыцарская отвага, храбрость, воинская доблесть, так же как и Всеволода. О Романе владимиро-волынском говорит, что он «парит на подвиг в отваге, словно сокол, по ветру летящий». Дружина Игоря ищет себе чести, а князю – славы.
Кроме того, автор еще во вступлении обозначает свою цель: довести повесть о године бед от княжения Владимира Святого до времени Игоря. Помимо линейной сюжетной линии, автор упоминает те события и тех людей, которые непосредственно в битве Игоря участия не принимают, но расширяют историческую перспективу, позволяют понять причины междоусобиц, вражды с половцами (изображение Всеслава Полоцкого – в слове Святослава, других князей, которым обращается Святослав, Олега Гориславича – после 2 сражения). Цель таких отступлений – напомнить, к чему приводит политика раздоров, и призвать к установлению прочного княжеского союза.
но говорит о нем и Всеволоде так, чтобы вызвать у князей участие, жалость к их судьбе. Он подчеркивает их мужество, отвагу, рыцарскую неустрашимость. После поражения во второй битве называет Игоря «сокол наш могучий». С радостью говорит о возвращении Игоря на Русь.
Художественное своеобразие: «Слово» не стремится к передаче последовательных моментов игорева похода и возвращения Игоря из плена, а к возбуждению жалости и участия к игоревой беде и к уяснению всего произошедшего в определенном политическом котексте. С этой целью автор дает ряд лирических картин, в которых фактический элемент отходит на второй план и уступает место образному описанию наиболее драматических моментов. В авторе сказывается христианин, но больше, чем в другом русском памятнике присутствует языческая мифология.
Вместо традиционной воинской повести автор создает одновременно страстную лирическую песню и волнующее публицистическое произведение, сам становясь судьей и настоящего, и прошлого русской истории, нередко пускаясь в пространные размышления. Его не интресуют точные факты, важно передать общее впечатление и заставить читателя пережить и прочувствовать события. Например, в отличие от повести в Ипатьевской летописи, в «Слове» не сообщается никаких подробностей первого сражения с половцами, зато с гиперболической роскошью показаны трофеи, захваченные Игорем: красные половецкие девы, золото, такни. Затем, если в Ипатьевской летописи идет подробное описание второй битвы, то в «Слове» вместо точных фактов переданы весь драматизм и необычайное ее напряжение. Каждое событие, которое в Ипатьевской летописи изображено в очень реальных красках, автор «Слова» оживляет, придавая особый трагизм. Так, Святослав, еще не зная о поражении Игоря, уже томится злым предчувтсвием. Видит мутный сон, значение которого ему не ясно. С той же целью вводится и символ солнечного затмения.
Вообще, одной из самых главных художественных особенностей становится гиперболизация.Так дано изображение Всеволода, например: ярый тур, прыщет на врага стрелами, гремит о шлемы мечами булатными. Куда ни поскачет, там лежат поганые головы половецкие. Гиперболизация видна и в эпитетах ( туча стрел). Обращение Святослава к Всеволоду Суздальскому: «Ты и Волгу веслами расплещешь,Ты шеломом вычерпаешь Дон».Своеобразен и жанр: элементы ораторского произведения, воинской исторической повести, героической песни. Особенности, присущие ораторскому жанру: обращение к слушателям или читателям ( первые строки). Потом обращение повторяется еще пять раз. Обращением автор и заканчивает. То есть он все время стоит в позиции оратора, говорящего от 1 лица.
Воинская повесть: сюжетная основа – военный поход, его герои – князья – воины и их храбрые дружинники, ищущие себе чести, а князьям славы. Большое внимание уделено героике сражений, «Слово» наполнено звоном военной славы. Есть характерные для воинских повестей образы-символы: копие преломить конец поля – одержать победу, испить шеломом Дону – победить врага у Дона, главу свою приложить – пасть в бою, вступить в злато стремя – выстпеить в поход, стязи глаголют – войска говорят.
Героическая песнь.Сохранена связь с реальными фактами, но даны они в эмоциональном лирическом восприятии автора. Автор использует поэтическую образность фольклора, восхищается доблестью и мужеством князей, скорбит и плачет, призывает, укоряет, радуется возвращению Игоря и прославляет его.
Богатая образно-символическая насыщенность: олицетворения (Стоном стонет мать-земля сырая; одушевление отвлеченных понятий: обида – Дева Обида, скорби и печали – Карна и Жля), метафора (стяги плещут, «Задымилось поле под ногами.И взошел великими скорбями На Руси кровавый тот посев», «Стонет, братья, Киев над горою,Тяжела Чернигову напасть,И печаль обильною рекою По селеньям русским разлилась», «Приумолкли города, и снова На Руси веселье полегло».) паралеллизм (О златом черниговском престоле,О желанной Глебовне своей! - Всеволод позабыл, «Стрелы половецкие свистят,Сабли ударяют по шеломам,Копья харалужные трещат».)Важнейшая особенность – связь природы и человека. Животные и растения, земные и небесные стихии очень живо отзываются как на горе, так и на радость всех о ком упоминается. Мрачное предзнаменование – солнечное затмение, зловещее мифическое существо Див предупреждает криком вражеские страны о походе Игоря, птицы, волки, орлы, тучи, ветер – все подстерегают беду, а когда он терпит поражение, трава поникла от жалости, а деревья приклонились к земле. Когда Игорь бежит из плена окружающая природа помогает ему, река Донец лелеет на волнах и всячески оберегает. Плач Ярославны: обращение к ветру, к Днепру, солнцу с просьбами и упреками. Когда Игорь бежит, уже не каркают вороны, не трещат сороки, не кричат галки, только дятлы стуком путь указывают и соловьи ликуют вдалеке, река Донец возвеличивает Игоря.
Природа звучащая: галки говорят своей горечью, Донец разговаривает с Игорем, кричат телеги, говорят боевые знамена. «Слово» вообще переполнено звуком, звоном, пением. Струны у Бояна князям славу рокотали, лисица дико брешет, волки воют, птицы кричат (все 1 часть, Игорь едет на половцев, за ним несется беда, животные, их крики, как бы олицетворяют беду)
Есть и языческие боги: велес, даждьбог, стрибог, хорс, мифически Див, Дева-обида, Карна, Жля, бывшие олицетворением плача и скорби. Боян – внук Велеса, ветры – стрибожьи внуки, а русский народ – даждьбожий внук. Олег Гориславич – внук Даждьбога. «Поднялась Обида от курганов И вступила девой в край Траянов». Олицетворение Обиды тоже признак языческого мышления.»И воздвиглась на Хвалу Хула ( 3 главка во 2 части) – олицетворение чувств.Видимо, автор находился под воздействием анимистического восприятия природы. Он был настолько проникнут поэтической стихией, что не хотел уйти от языческого мироощущения, которое было в ту пору еще очень сильно.
Символика. Движение половецких войск символизируется в образе черных туч, стремящихся прикрыть четыре солнца, то есть четырех князей русских. Битва символически уподобляется то посеву, то брачному пиру, то молотьбе. Это связано с интересами тех ратников, чьи интересы защищает автор. Уподобление кровавой битвы сельскохозяйственным работам подчеркивало несовместимость войны и мира. Символично солнечное затмение.
Два светила в сумраке пропали.Вместе с ними, за море упав,Два прекрасных месяца затмилисьМолодой Олег и Святослав. (князья – это солнце или молодые месяцы)Символы вообще часто связаны со светом (солнце-месяц), погас белый свет над русскою землею.Вещие персты бояна – это 10 соколов, которые он пустил на стадо лебедей.Символика в сне Святослава: черная пелена – символ похорон, жемчуг – слез, доска без конька на тереме – знак несчастья, карканье серых ворон – знак беды.Эпитеты: златой, златоверхий, злаченный, златокованый, много фольклора. Постоянные эпитеты: борзые кони, буй-тур Всеволод, мил брат,ратные думы, лихие кони, кровяные зори «возвещают бедствие утра» (на следующее утро после первой битвы), копья харалужные, кровавая река, серебряная седина, «сизый орел», «синее море», «зелена трава», «стрелы каленые», «красные девки», «кровавые раны», «острые мечи», «студеная роса», «серый волк», «храбрая дружина», «черный ворон», «черная туча», «чистое поле». Метафорические эпитеты: злато слово, вещие персты, железные полки, живые струны.
Цветовые образы: златой стол, златой шелом, златоверхний терем, злато слово. Золото – символ величия, славы, вечности. Серебряное стружие, серебряные берега; зеленая трава, зеленое дерево; синее море, инее вино, синий Дон; червленые щит, червлен стяг; белая хоругвь, серый волки, сизые орлы. Цветовые эпитеты делают образы ощутимыми.
Сравнения: Боян Серым волком по полю кружил,Как орел под облаком парил,с серым волком сравнивается Кончак, князья и дружина. Князья еще с месяцем, с соколами, дружина с соколами стадами галок, Ярославна – с кукушкой, Игорь – с горностаем, белым гоголем, сокол, Всеслав – с лютым зверем, половцы –барсы лютые. Вещие персты Бояна с десятью соколами, кричащие телеги –как лебеди в испуге, Гзак – серый волк, половчин – черный ворон, игорь бежит в грностая-белку обратясь, плывет как гоголь, как ветер летит, серым волком скачет, словно сокол вьется. Отрицательное сравнение:
Не сороки во поле стрекочут,Не вороны кличут у Донца -Кони половецкие топочут,Гзак с Кончаком ищут беглеца.Ритм:Ассонансы, консонансы, аллитерации.