Русская летопись. Идеи и образы «Повести временных лет».
Летописное дело возникло на Руси очень рано, что свидетельствует о высоком культурном уровне, достигнутом древней Русью спустя небольшой промежуток после того времени, когда начала иметь значение книжная культура.
Ни в какой другой литературе летопись не была так важна, как на Руси. Метод составления заключался в том, что отдельные лица, как правило, принадлежавшие к княжеско-боярской или монастырской среде, записывали те или иные события. Эти записи вместе легендами, повестями, сказаниями были сведены в отдельные своды.. Древнейшим мы считаем «Повесть временных лет».
До нас дошло два списка: Лаврентьевский 1377 года, содержащий кроме «Повести» севернорусский летописный свод, повествующий преимущественно о событиях в Суздальской руси до 1305 года, и Ипатьевский, написанный в 20-ых годах 15 века и заключающий в себе, кроме «Повести» южнорусский свод, рассказывающий о событиях в Киевской и Галицко-Волынской Руси, доводящий изложение до 1292 года.
Гипотеза Шахматова: «Повесть» не древнейший летописный свод. Такой вывод он сделал из сопоставления «Повести» с Первой Новгородской летописью 13-14 веков, в основе которой лежит более древний, чем «Повесть» свод.
1. 1039 год. Древнейший Киевский свод, доведенный до 1037 года (из греческих хроник и местного фольклора). Учреждена митрополия в Киеве. Этот свод создается для идеологического обоснования стремления Руси к церковной и политической независимости от Византии. Это первое обощающее историческое произведение на Руси поставило себе задачу упрочить церковный и тем самым политический авторитет Русской земли как равноправной с другими землями. На основе греческих переводных хроник и местного фольклорного материала.
2. На его основе и на основе Новгородской летописи 1036 года возник в 1050 Древний Новгородский свод.
3. 1073 г. в Киево-Печерском монастыре Первый Киево-Печерский свод, включивший в себя Древнейший Киевский 1039 года и дополненный вставками, продолженный статьями о событиях, начиная с кончины Ярослава Мудрого. (Никон игумен). Этот монастырь стал средоточием русской национальной идеи в стремлении отстоять независимость русской церкви от византийской иерархии. Патриотическое отношение к своей земле, к ее чести и достоинству, летописец заботится о благополучии русского народа, интересами которого пренебрегают князья.
4. 1095 год. Первый Киево-Печерский, Древний Новгородский свод 1050 года, материалы греческого Хронографа, Паримийника составили Второй Киево-Печерский свод, иначе Начальный, здесь же устные рассказы Яна Вышатича и житие Антония Печерского. Еще более оппозиционный. Летописец обрушивается на Святополка Изяславича, только что восшедшего на престол с суровыми упреками (святополк не оказал должного сопротивления половцам), обвиняя его в том, что он пренебрегает интересами народа ради богатства и насилия. Но Начальный свод не только не выступал против княжеской власти, но всячески ее поддерживал в положительных действиях – в интересах крепости русской государственности.
5. Начальный свод лег в основу «Повести временных лет», которая известна в трех редакциях: первая 1113 – монах Киево-Печерского монастыря Нестор, вторая – 1116, игумен Выдубецкого монастыря Сильвестр (сохранилась лучше всего в Лаврентьевской летописи), в ней на первый план выдвинута фигура Мономаха, мономах и перенес летописание из Киево-Печерского в Выдубецкий монастырь; третья – неизвестный автор – возможно, духовник Мстислава Владимировича 1118 год (в ипатьевской летописи), сюда включено «Поучение» Мономаха.
Лихачев считал, что Древнейший летописный свод не мог существовать, предполагал, что в 30-40-е гг 11 века по распоряжению Ярослава были созданы (условное название) «Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси», он и послужил основой для будущего летописания. Дальше так же – киево-печерские своды.
Рыбаков считал, что первый Киевский летописный свод был создан в 996-997 гг при Десятиной церкви.
Свод 1113 года уже утрачивает оппозиционный характер, потому что Святополк примирился с монастырем.
1. В центре внимания летописи стоят исторические судьбы русской земли, начиная с момента возникновения и кончая первым десятилетием 12 века. Не просто рассказать о прошлом Руси, но и определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов. Летописец подробно рассказывает о расселении славянских народов в древности, о заселении восточными славянами территорий, которые позже войдут в состав Древнерусского государства, о нравах и обычаях разных племен. В «ПВЛ» подчеркивается не только древность славянских народов, но и единство их культуры, языка и письменности. Из летописи видно, как складывается и крепнет Русь, расширяются границы, мрут враги. Летописца заботит судьба всей Русской земли, городов и князей. Важнейшим событием в истории Руси летописец считает принятие христианства. Рассказ о первых русских христианах, о распространении новой веры, стройке храмов, появлении монашества, успехах христианского просвещения занимает в «ПВЛ» центральное место.
1. Автором руководит идея могущества Русской земли, ее политической и религиозной независимости от Византии. В «Предании о посещении русской земли апостолом Андреем» автор провозглашает святость земли Киевской, ее возвышенное предназначение:Андрей шел в Рим через устье Днепровское. Он взошел на горы, где позже возник Киев, благословил их, поставил крест и помолился Богу. А ученикам своим сказал, что «на этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город и воздвигнет Бог много церквей». Еще до того, как византийская церковь официально приобщила Русь к христианству, она была приближена к нему апостолом. В то же время здесь насмешливое отношение к новгородцам, о которых паостол Андрей мог вспомнить только несуразный обычай самоистязания в банях. «Притча об обрах». Они воевали русскую землю, против славян-дулебов. Запрягали жен дулебских в телеги. Бог истребил их, «были же эти обры велики телом, а умом горды». Тем самым автор показывает, как сам Бог защищает русскую землю. Обр – великан, исполин.
2. Тема Родины является определяющей. Интересы Родины диктуют летописцу ту или иную оценку поступков князя. Несмотря на неизбежную пристрастность оценок летописца, идея славянского единства и идея общности целей и интересов всей Русской земли проходят через все изложение событий. Автор резко осуждает княжеские усобицы, распри, ослабляющие могущество Русской земли, призывает блюсти и защищать русскую землю от внешних врагов, печенегов, затем половцев. Основная политическая тенденция: утверждение идеи единства Русской земли, осуществляемого князьями рюриковского дома. Призывы постоять за русскую землю, объединиться обретают стилистическое выражение. Например, Ярослав, умирая, завещает детям жить в любви. Если будете жить в любви, бог будет с вами и покорит врагов ваших. Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которую они добывали трудом свои великим.
Идея единства продолжается в повествовании о «съезде князей в Любече. Ослепление Василька Теребовльского». Князья, собравшись на соборе, спрашивают друг друга: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны». Решают объединиться чистосердечно и охранять Русскую землю, а каждый пусть держит отчину свою.
Но дьяволу такое согласие не по душе было. Некоторые мужи стали наговаривать Давыду Игоревичу, что «Владимир сговорился с Васильком против Святополка и тебя». Давыд поверил и стал наговаривать Святополку на Василька. Они Василько на именины Святополка пригласили, а там схватили, заперли, оковали двойными оковами. Собрали бояр и киевлян и советовались, что делать с Васильком, если он хотел якобы Святополка убить да города его занять. Игумены стали за Василька заступаться, а Давыд требовал ослепления: иначе ни тебе, ни мне не княжить. Тогда Василько привели в Белгород, и торчин по имени Беренди ослепил его. Владимир узнал о такой беде и послал за Давыдом и Олегом Святославичами. Они собрались и пошли на Киев. Святополк хотел бежать, но киевляне не дали, послали к Владимиру Всеволодову вдову и митрополита Николу: умоляли они не губить русской земли. Потому что, если начнется война между ними, то поганые возрадуются и завладеют землей. Владимир расплакался и внял мольбе: «… Отцы наши и деды сохранили землю Русскую, и мы хотим погубить». Заключили мир со Святополком.
Через всю летопись проходит проповедь братолюбия среди князей. Пример – «Об убиении Борисове», изалагающей обстоятельства гибели Бориса и Глеба от Святополка.
Отразилась классовая борьба в Киевском государстве. 1068 – восстание в Киеве после поражение Ярославичей в битве с половцами на Альте. Киевляне освободили Всеслава и он сел на киевский престол. Летописец на стороне восставших, потому что побудительной причиной было желание постоять за русскую землю (Изяслав оружия киевлянам не дал)
3. Идея служения русской земле, забота о ее благополучии. У летописца сильно развито чувство Родины и сознание кровного единства русских племен. Автор поднимается до общерусских интересов, к этому его побуждают задачи обороны Руси от внешних врагов. Все, что идет на пользу Родине, способствует ее просвещению и развитию, автор воспевает: «Похвала Ярославу – просветителю Руси». Хвалит за то, что построил большой город Ярославль, Золотые ворота, заложил церковь Святой Софии и Богородицы Благовещения. Начала вера христианская плодиться и распространяться, монастыри стали появляться. Любил Ярослав церковные книги и собрал книгописцев множество. Теперь верующие люди наслаждаются учением божественным. Он описывает пользу от учения книжного. «Кто ведь книги часто читает, тот беседует с богом или со святыми мужами». Главная заслуга Ярослава – усиление веры православной. Поэтому так героически описывается и Олег.Он в 882 году объединил Русь, сел в Киеве – матери городов русских, подчинил древлян, радимичей, словен, кривичей. В 907, 911 он организовывал походы на Царьград и облагал его данью. Греки: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас от Бога».Олег руководствовался не только жаждой славы, но и интересами земли Русской. Потребовал дань себе, да еще городам русским: Киеву, Чернигову, переяславлю, Полотску, Ростову. Он обязал, чтобы русские могли приходить, вести торговлю, устраивать баню, брать у царя еду, якоря, паруса.
Образы: Олег – мужественный и мудрый воин. Одерживает победу над греками, благодаря воинской смекалке, поставив свои корабли на колеса и пустив их под парусами по земле. Распутывает все хитросплетения врагов-греков и заключает мирный договор, обложив греков данью. На воротах Царьграда прибивает свой щит. Удачливый князь прозван народом «вещим», но и ему не удается уйти от судьбы. В основе легенды о его гибели от коня лежит идея неизбежности рокового конца даже для незаурядной личности, вознесенной судьбой и избалованной удачами. (та же мысль потом о Всеславе полоцком).
Игорь– несколько иначе. Он мужествен и смел, воюет с греками (два похода), во втором в 944 одерживает победу. Но он вместе с тем и жаден, за что и был убит древлянами. «Если повадится волк к овце ходить, то вынесет все стадо, если не убьют его».
Ольга– образ мудрой женщины, наделенной красотой, сильной волей, настойчивостью и находчивостью. Она – преданная супруга, попечительная мать, устроительница Русской земли, отважная воительница и – после крещения – столп христианской веры, первая в русском княжеском роде принявшая крещение., становящаяся духовной начальницей Русской земли.
Святослав– изображен как самый воинственный русский князь. Суровый, простой и сильный воин. Война – его обычная стихия. Одним своим именем он наводит страх на врагов: печенеги разбегаются, услышав, что на них идет Святослав. Одолевает хазар, вятичей, дунайских болгар, берет город Переяславец., против стотысячной греческой рати выступает с десятью тысячами воинов и одолевает греков. Для него очень важны честь и достоинство воина, бежать с поля битвы – несмываемый позор.
Ему чуждо коварство, лесть, хитрость, присущие его врагам-грекам, которые «льстивы и до сего дни». Он презирает богатство, ценит только оружие и дружину, живет интересами своей дружины. Однако летописец осуждает его за то, что он жадно искал подвигов и воинской славы, стремился завоевать как можно больше чужих земель, не обеспечивая безопасности своей (пока завоевывал Переяславец, в Киеве страдали его мать и сыновья от печенегов, а он приехал только тогда, когда киевляне послали к нему посланцев с укорами). Кроме того, Святослав отказался принять христианство, как сделала его мать. Поэтому его смерть от рук печенегов закономерна, понимаем мы, хотя летописец избегает морализирования. Не случайно Святослав не протсо погиб, из его черепа сделали чашу для питья – на увеселение врагам.
Владимир. С одной стороны, это князь – язычник с необузданными страстями (ради женитьбы на Рогнеде убивает Рогволда и двух его сыновней. С помощью воеводы Ярополка – изменника Блуа, которого он соблазняет наградами, убивает Ярополка, занимает киевский престол, берет себе в жены вдову, уже беременную сыном Святополком. Ставит языческих идолов в Киеве, приносит им жертвы после удачных походов, предается распутству с многочисленными женами; с его ведома приносят в жертву идолам сына варяга-христианина). С другой стороны, это идеальный правитель – христианин, наделенный добродетелями: кротостью, смирением, любовью к нищим. (988 год, Корсунь, царевна Анна). Контрастным сопоставлением князя-язычника с князем-христианином автор доказывает превосходство христианской морали над языческой.
Ярослав.