Понимание эффективной молитвы.

Молитвы бывают разные. Рост великого молитвенного движения выявляет некоторые истины о молитве, которые помогают яснее понять ее характер. Во-первых, молитва — это не просто молитва. Некоторые молитвы скучны и утомительны и очень скоро становятся нудной обязанностью, которую хочется быстрее закончить. Другие молитвы волнуют, а волнуют, потому что эффективны.

Но что говорит Писание об эффективной молитве?

Один из наиболее цитируемых отрывков о молитве находится в Послании Иакова (5:16): «Много может усиленная молитва праведного».

Некоторые истолковывают этот отрывок бездумно, полагая, что все молитвы «могут много». Однако при тщательном исследовании становится ясно, что только определенный вид молитвы из уст определенного вида верующих может быть эффективным. Если молитвы действительно бывают эффективными, то это значит, что есть. И неэффективные молитвы.

Но как определить разницу между эффективной и неэффективной молитвой?

Иаков в шестнадцатом и семнадцатом стихах своего послания отвечает на этот вопрос тем, что приводит в качестве примера эффективной молитвы прошения Илии. Когда Илия помолился, чтобы не было дождя, его и не было в течение трех с половиной лет. А когда он помолился о том, чтобы пошел дождь, он пошел. Эффективная молитва — это молитва, на которую есть ответ. Конечно, иногда ответы на наши молитвы не так очевидны или откровенны, как в других случаях.

Существует много видов молитв, которые можно назвать неэффективными. Однажды я внимательно исследовал Книгу Деяний и нашел двадцать три случая приношения молитв. В зависимости от классификации их можно разбить на несколько вариантов. Есть общие молитвы, групповые молитвы и индивидуальные. Существуют ходатайственные молитвы и молитвы прошения. Есть молитвы за физическое исцеление, за прощение, есть молитвы хвалы, и благодарения Молитвы используются при назначении людей на служение и для исполнения верующих Святым Духом. Есть односторонние, и есть двусторонние молитвы.

Как можно быть уверенным, что наша молитва будет эффективной, какой бы вид мы ни использовали?

В этом вопросе ясное руководство дают нам два утверждения Иисуса из Евангелия от Иоанна.

• И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю (Иоан.14:13)

• Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам (Иоанн 15:7).

1. Мы просим во имя Иисуса. Мы должны просить во имя Иисуса, потому что сами по себе мы не имеем ни власти, ни прав Мы получаем наши права только от Иисуса. Но если Он даст нам эту власть и права, тогда мы являемся представителями Самого Царя царей! Такую же власть имеет полицейский, который регулирует движение транспорта на улицах города, или же посол, представляющий своего президента в чужой стране. Без власти Иисуса наша молитва не будет эффективной.

2. Мы должны пребывать в Иисусе. Когда мы пребываем в Иисусе, в первую очередь мы становимся праведными. Мы не можем иметь никакой праведности сами по себе, но Иисус Сам наделяет нас Своей праведностью. И эффективная, страстная молитва праведного верующего действительно может многое.

Таким же образом важно, чтобы, пребывая в Иисусе, мы знали волю Отца. И тогда, когда мы молимся, мы молимся в соответствии с волей Отца. Именно так молился Илия. Обратите внимание, что в истории, рассказанной в семнадцатой и восемнадцатой главах Третьей книги Царств, говорится не столько о том, что Илия «молился», сколько провозглашал то, что ему было известно как слово и воля Божьи (см. 3Цар.18:1,41-45). Единственные молитвы, на которые будет ответ, это молитвы, которые возносятся в соответствии с волей Божьей. Близкое общение с Отцом — это не только ключ к эффективной молитве, но само содержание такой молитвы.

Единственные молитвы, на которые будет ответ, это молитвы, которые возносятся в соответствии с волей Божьей. Близкое общение с Отцом — это не только ключ к эффективной молитве, но само содержание такой молитвы.

Сочетание власти и близкого общения делает наши молитвы эффективными. Моя жена Дорис служила в качестве моего личного секретаря почти тридцать лет. Когда звонит телефон, обычно спрашивают меня. Она отвечает «В данный момент он занят. Я миссис Вагнер. Чем я могу вам помочь?» В этом вся суть. Обычно позвонивший человек продолжает разговор и, как правило, получает ответ на свои вопросы. Дорис принимает решения, которые в состоянии принять любой секретарь. Во-первых, она имеет на то власть, которая дана ей моим именем. Во-вторых, она знает мою волю и действует в соответствии с ней. Бог полагает, что мы станем поступать так же.

Вопросы к теме

1. Эта глава начинается с примеров важных и не очень важных молитв, на которые был получен ответ. Как возможно быть уверенными в том, что все происшедшее явилось ответом на молитвы, а не простой случайностью или совпадением?

2. Вы заметили, что в последние годы в церквях и христианах значительно вырос интерес к молитве? Попытайтесь вспомнить и поделиться с другими конкретными примерами из того, что вы слышали или читали об этом.

3. Те, кто читал предыдущие работы Питера Вагнера, могут удивиться тому, что он говорит о возможности совместных молитв с либералами. Как вы думаете, не заходит ли он слишком далеко в этом направлении?

4. Поразмышляйте над примерами выдающейся молитвенной жизни корейских христиан. Какие аспекты их опыта можно успешно внедрить в церкви вашего города?

5. Если верно, что не всякая молитва эффективна, не сможете ли вы привести конкретные примеры неэффективной молитвы, которую приносили вы или другие верующие, знакомые вам? Каким образом такая молитва могла бы стать более эффективной?

Глава 2

Действенная молитва

в противовес
риторической молитве.

Меня очень интересует вопрос о взаимосвязи между молитвой и ростом церкви. Более двадцати лет в качестве профессора я преподавал курс по теме роста Церкви в семинарии Фуллера, а последние пять из этих двадцати лет я посвятил изучению фактора молитвы. Я разговаривал на эту тему со многими пасторами в нашей стране, и теперь многие моменты значительно прояснились.

В частности, стала понятной разница между тем, что я называю «риторической» и «действенной» молитвами.

Молитва и рост церкви.

Я думаю, что та информация, которой я собираюсь с вами поделиться, достаточно точна, хотя я не могу подтвердить сказанное статистическими данными. Тем не менее, предположим, что я выбрал в качестве примера сто пасторов из растущих церквей.

Предположим, что каждому из них я задал один вопрос: «Какую роль, по вашему мнению, сыграла молитва в росте вашей церкви?»

Я совершенно уверен, что практически каждый из них ответил бы следующее: «О, молитва сыграла главную роль в нашем росте». Однако точно так же я уверен, что для девяноста пяти пасторов из ста такой ответ был бы скорее упражнением в риторике. Я совсем не хочу сказать, что пасторы не верят в силу молитвы или каким-то образом попытались уклониться от прямого ответа. Но я действительно имею в виду, что если исследовать молитвенную жизнь их церквей по-настоящему, я бы не удивился отсутствию разницы или небольшой разнице между их молитвенной жизнью и молитвенным служением других, не растущих церквей в том же регионе.

Может быть, я не прав? Вполне возможна. Более того, я надеюсь, что ошибаюсь. Зная огромную силу молитвы, я полагал, что обнаружу сильную взаимосвязь между качеством и количеством молитв и степенью церковного роста. Нельзя сказать, что такой взаимосвязи нет совсем. Исследования, проведенные Кирком Хэдэвеем, позволяют предположить, что в некоторых южно-баптистских церквях увеличение молитвенного служения сопровождалось усиленным ростом церкви. Вот почему я допустил гипотетические пять из ста церквей, где бы проявилась действительная взаимосвязь между молитвенной жизнью и ростом церкви. В свое время я представлю вам соответствующие примеры. Но я все же считаю, что мои наблюдения оказались правильными.

Теория и практика.

Позвольте мне подтвердить мою позицию обращением к парадоксу. Насколько я знаю, единственный человек, который всерьез занимался исследованием этого вопроса, это Терри Тейкл. пастор Объединенной методистской церкви в Колледж-Стейшн, штат Техас Его книга на тему молитвы и роста («Pray and Grow») — единственная книга, которая изучает взаимосвязь молитвы с ростом церкви. Тейкл лишь только начинает свои исследования и статистическое обоснование, о котором я говорил выше, им тоже еще не представлено. Не приходится говорить о том, что Тейкл совершенно соглашается с необходимостью найти эту взаимосвязь. и об этом он также пишет в своей книге.

Но что с этими гипотетическими пасторами? Совершенно очевидно, что если мы сами не зададим напрямую вопрос о том, какую роль играет молитва в росте их церкви, то, скорее всего, они вообще не станут упоминать о молитве. Об этом говорится и в предисловии к книге Терри Тейкла, написанном Эзрой Эрлом Джоунсом из Объединенною методистскою совета по делам ученичества агентства, которое тесно связано с методистскими пасторами по всей стране.

Эзра Эрл Джоунс приводит некоторые данные, полученные в результате их исследований. Они выбрали растущие методистские церкви и попросили пасторов тех церквей перечислить по порядку десять самых важных факторов, способствовавших их росту. Вот они, по порядку: живые богослужения, общение, пастор, точно конкретизированные служения, служение окружающим и миру, христианское образование, планирование роста церкви, материальные средства и месторасположение, служение членов церкви и евангелизация. И ни слова о молитве.

Вполне вероятно, впрочем, что эти пасторы посчитали просто неуместным говорить о молитве, поскольку воспринимали ее как само собой разумеющийся факт, но весь парадокс заключается в том, что, как говорится в предисловии к этой книге, молитва должна быть сильным фактором роста церкви, в то время как мы видим свидетельства того, что таковой она не является. По крайней мере пасторы растущих церквей не говорили о молитве как о важном факторе роста,

Что такое риторика?

Надеюсь, понятно, что я не критикую этих методистских пасторов. Я просто лишь пытаюсь представить реальное положение вещей и реальную ситуацию, существующую в американских церквях. Что имеют в виду пасторы растущих церквей, когда говорят, что молитва является ключом к росту, и в то же время не включают ее в список приоритетных десяти факторов роста.

Я уверен, они имеют в виду следующее:

• За нашим ростом стоит сила Божья. Иисус сказал «Я создам Церковь Мою» (Мат. 16:18). Павел сказал:

• Я насадил. Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1 Кор.3:6) Наша церковь растет, но не за счет человеческих усилий, а по Божьему благословению.

• Я часто проповедую о молитве. Не то, чтобы я посвятил этой теме целые серии проповедей, но я часто упоминаю молитву и учу свою паству тому, что молитва исключительно важна в нашей личной жизни и в жизни церкви.

• Я часто молюсь о церкви, ее жизни и росте. Многие в нашем приходе также часто молятся о нашей церкви.

И хотя вышеизложенные утверждения правильны и достойны похвалы, тем не менее, если бы молитвенная жизнь, как в церкви, так и вне ее оценивалась по шкале десять баллов, то молитва заняла бы одно из последних мест, даже если бы эту оценку поставили сами пасторы.

Не могу сказать, сколько раз я слышал, как пасторы говорили: «Вечерние молитвенные собрания по средам — самые важные собрания в нашей церкви на неделе». Но, за редким исключением, это совсем не так. Это самое скучное, наиболее скудно посещаемое, самое рутинное собрание из всех. В большинстве случаев церковь будет продолжать расти в той же степени как с этими молитвенными собраниями по средам, так и без них.

Честный вывод, из всего сказанного следующий большинство растущих церквей в Америке растут благодаря сознательному или бессознательному применению здоровых принципов церковного роста с использованием довольно низкого уровня молитвенных служений Я все еще ищу церковь, которая бы не верила в силу молитвы, но молилась хотя бы немного. И все же я соглашусь с Терри Тейклом. Я верю, что эти церкви росли бы намного более интенсивно, если бы их жизнь сопровождалась высококачественной молитвой. Но пока их можно сравнить с автомашиной, имеющей двигатель с восемью цилиндрами, но работающей на четырех или пяти цилиндрах.

В этой книге я хочу вдохновить пасторов совершить переход от риторической молитвы к действенной молитве.

Я верю, что действенная молитва может следующее:

• Помочь растущим церквям расти еще быстрее, и способствовать духовному развитию церквей.

• Повернуться к не растущим церквям.

• Изменить духовную атмосферу в окружающем мире в целом, как в области социальной ситуации, так и его открытости для евангелизации.

От риторики к действиям.

Я считаю себя большим специалистом в самого разного рода риторических молитвах. Я совершал их постоянно в течение последних двадцати пяти лет моего служения в качестве рукоположенного священника. Несколько лет у меня ушло на переходный период, но зато теперь я стараюсь молиться только действенными молитвами. Последние пять лет моей жизни были обильно благословлены и принесли мне много приятных волнений. Действенная молитва значительно изменила всю мою жизнь.

Если проанализировать переход от риторической молитвы к действенной, я бы указал, по меньшей мере, на три аспекта, на которых следовало сосредоточиться церквям и их лидерам. Конечно, таких аспектов на много больше, но эти кажутся мне наиболее важными. В первую очередь нужно попытаться: (1)" понять природу молитвы, (2) осознать силу молитвы и (3) следовать правилам молитвы.

Действенную молитву лучше всего начинаешь понимать тогда, когда осознаешь, что в основе своей, молитва — это общение. Через молитву мы пребываем в Боге. Молитва сближает нас с Богом. Через молитву мы вступаем в личные взаимоотношения с Ним.

Понять природу молитвы.

Обычно люди воспринимают молитву как возможность обратиться к Богу с просьбой. Но это лишь часть того, чем является молитва. Такое узкое понимание не отражает сущности молитвы. Действенную молитву лучше всего начинаешь понимать тогда, когда осознаешь, что в основе своей, молитва — это общение. Через молитву мы пребываем в Боге. Молитва сближает нас с Богом. Через молитву мы вступаем в личные взаимоотношения с Ним.

Когда Иисус учил Своих учеников молиться. Он велел им начинать так «Отче наш, сущий на небесах!» (Мат.6.9). Это провозглашение не просто каких-то взаимоотношений, но взаимоотношений семейного типа. Самое поразительное в молитве то, что она вводит нас в Божье присутствие. Мы не зрители, сидящие на стадионе и взирающие на фигуру Бога далеко в центре, на платформе, но сидим с Ним рядом в нашей комнате.

Молитва угодна Богу.

В Книге Откровение о молитве упоминается всего лишь дважды, и оба раза молитва представлена как фимиам. В Книге Откровение в пятой главе мы видим великолепие престола, у которого Иисус принимает от Отца свиток, запечатанный семью печатями. Двадцать четыре старца пали ниц, чтобы поклониться Агнцу, и у каждого старца были «гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Отк.5:8). Затем в восьмой главе Книги Откровение перед жертвенником появляется Ангел, чтобы возложить молитвы всех святых на золотой жертвенник «И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела, пред Бога» (Отк 8:4).

Апостол Иоанн, написавший Книгу Откровение, конечно же, хорошо знал псалом 140:2: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя». Это ссылка на жертвенник для совершения курений в скинии. Аарон как священник воскурял фимиам каждое утро и каждый вечер как символ ежедневного общения между Богом и Его народом.

Благодаря Иисусу Христу и Его смерти на кресте нам больше нет нужды надеяться на священников, которые, как Аарон, возжигали курения, чтобы напомнить нам о наших взаимоотношениях с Богом. Наши молитвы сами по себе являются фимиамом. И каждый из нас может напрямую обратиться к Богу.

Бог наслаждается молитвенным общением с нами. Ему нравится атмосфера, возникающая в результате вознесения этого фимиама. Это может прозвучать несколько высокомерно, но Бог благословляется нашими молитвами. Благодаря Иисусу у нас есть исключительная привилегия родственных взаимоотношений по типу отец — сын, с Тем, Кто сотворил всю вселенную. Мы сидим радом с Ним в нашей собственной комнате.

Наши рекомендации