Об указании этого текста в действительности со стороны арабского языка и правил шариата.
О всех имеющихся мнениях ученых в этом вопросе изначально, для того, чтобы человек был в курсе относительно ошибочных, но приемлимых мнений, обладателям которых не делается такфир, или не делается табди'. И это очень важный пункт, упустили его многие из тех, кто погружается в это дело.
О всех доказательствах в этом разделе, которые могут соответствовать внешнему смыслу хадиса или противоречить ему, потому что ученые приводят их в толковании текста.
О мнениях нововведенцев, за которые делается такфир или табди, чтобы человек мог остерегаться их изначально.
Затем, справедливый из числа Ахлю Сунна проявляет внимательность относительно высказываний ученых, потому что ученые разнятся в своём вероубеждении, и порой тот или иной обладатель знания может быть обладателем мурджиитского вероубеждения, и это станет большим препятствием для того, чтобы брать от него вопросы Имана и Куфра.
И когда требующий знание прошёл все вышеупомянутые этапы в изучении вопроса - картина бывает относительно полной и он, порой, может делать тот или иной вывод.
Как сказал Ибн аль Къайим в "Аль Кафия Шшафия":
فعليك بالتفصيل والتمييز فالا***طلاق والاجمال دون بيان
قد أفسدا هذا الوجود وخبطا الـ***ـأذهان والآراء كل زمان
"Держись подробностей и разделения
Ведь общие слова, без разъяснения
Портят умы и мир, путая мнения
Во все времена без исключения"
А что касается пути невежества и заблуждения:
Следующие по нему не знают указания текстов шариата, потому что не понимают арабского языка и не знают правил шариата.
2) Они не исследуют все тексты раздела, как и не исследуют высказывания ученых, изначально не ставя перед собой такой цели, по нескольким причинам:
А) Не осознают, что это вообще нужно и зачем.
Б) Даже если бы они захотели, то не в состоянии это сделать, потому что это нуждается во владении арабским языком и определенным уровнем и опытом в требовании знания, чтобы не понимать тексты ошибочно.
В) Этот исследовательский труд, даже при наличии способностей, поглощает огромное количество времени и сил, и лишь очень немногим хватает доброй совести доводить его до конца подобающим образом.
Результатом этого является то, что они лишаются всех тех вспомогательных для понимания раздела факторов, которые мы упомянули ранее.
Когда ты понял разницу между двумя путями, то тебе станет ясно, что эти нововведенцы цепляются за первый попавшийся им текст, и затем начинают размахивать им и повторять "Приведите своё доказательство, если вы говорите правду", как это и делали первые хаваридж в вопросе хукма, когда сподвижники пытались вразумить их, повторяя "Хукм принадлежит лишь Аллаху", однако, когда им приводят доказательства, они отклоняют или истолковывают их по своим страстям, чтобы не менять сложившееся изначально убеждение, которое они уже посчитали правильным и о котором уже много разговаривали. И порой бывает так, что они уже предварительно пролили на основании этого кровь или отобрали имущество, или разрешили чьих то женщин, и тогда возвращение от этого мнения бывает ещё сложнее.
И это – очень решающий фактор, а именно то, что человек изначально берёт себе убеждение, основываясь на каких то поверхностных "исследований" двух трёх цитат, переведённых неизвестно кем, затем, поверх него ещё берёт убеждение о том, что если он оставит это убеждение, то станет кафиром, а затем говорит: "Приведите свои доводы".
Затем все доводы, к которым можно хоть как то придраться или как то оспорить, он начинает придираться и спорить в невежественной и нелепой манере, и это потому, что он не хочет становиться кафиром, оставив своё убеждение. И картина выглядит и смешно, и грустно.
Затем, какие бы доводы ему ни привели, он считает верным и уместным противиться им, несмотря на то, что это качество порицал Всевышний Аллах в Своей Книге, сказав:
"Они спорят с тобой относительно истины, после того, как она прояснилась, словно их ведут на смерть, а они смотрят" (Сура аль Анфаль)
СубханаЛлах, как же красиво описывают слова Всевышнего этих людей! Ты объясняешь им истину с доказательствами и словами ученых Уммы, но они всё равно смотрят со страхом и недоверием, боясь сделать шаг навстречу истине, считая, что это – шаг навстречу куфру.
И нет силы и мощи, кроме как от Аллаха.