Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение имаму муджахидов, Мухаммаду, а также его сподвижникам и семье.
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение имаму муджахидов, Мухаммаду, а также его сподвижникам и семье.
А затем:
Дошла до нас в недавнем времени с рук некоторых братьев писанина одного отсиживающегося невежды, который не заслуживает того, чтобы мы упоминали его имя, и если бы не невежество некоторых мусульман, по причине которого его писанине удалось посеять фитну в наших рядах, то мы не обратили бы внимания на неё, подобно тому, как не обращали внимание ранее.
В этой писанине автор обращается к разъяснению вопроса "отличительных признаков мушриков", и утверждает "подробные разборы", наряду с тем, что не оставил ни одного "разбора", кроме как солгал в нём и сделал нелепые, нововведенческие и хариджитские выводы, на что будет указано с позволения Аллаха.
Что же касается этого новшества (мизитской секты):
То в русскоязычной среде мусульман эта тема относительно "значков" и "отличительных признаков" и такфира противоречащего впервые поднялась около пяти лет назад, образовав отдельную секту, в основном состоящую из новообращённых-подростков, которые стали делать такфир за одевание одежды кафиров со значками в любом случае, даже если это для такой пользы, как спасение пленных или военная операция против неверующих и стали считать мушриком любого из тех, кто не согласен с их мнением и ставит какие то ограничения для такфира или обусловливает что либо. И они стали поднимать этот вопрос в каждом маджлисе и делать противоречащим такфир, пока не стали на основании этого известным посмешищем в некоторых кругах.
Затем эта секта фактически "потухла" на какое то время, однако в недавнее время эта идея нашла своё возрождение в джамаате мусульман, в частности, среди тех, кто не имеет представления о шариатских вопросах и не возвращается в них к обладателям знания, и либо её причиной стала старая писанина (пятилетней давности), написанная одним подростком, либо кто то, подхвативший эту идею или согласившийся с ней заново, поднял эту тему и воспользовался этой старой писаниной.
И когда мы увидели, что эта тема поднимается время от времени, то решили уделить ей внимание, чтобы мусульмане черпали пользу и не могли люди заблуждения отравлять общество этими сомнениями в дальнейшем.
Что же касается меня, то я назвал их "Мизиты" или "الميزيون" от арабского "ميزة" (Мийзатун), то есть отличительная черта и признак, так как это новая хариджитская секта, и ученые всегда называли секты согласно тому, на чём они собрались и уединились от других и чем отличились.
Я просмотрел писанину этого автора, и если выделить основное из того, на что из этих "очерков" с натяжкой можно обратить внимание - следующее:
Цитата:
"1) Начнем с доказательства того что уподобление кяфирам это куфр.
Абу Бакр бин Мухаммад в своей книге » Кифаятуль-Ахьяр» говорит следующее: (я привожу только то, что касается нашей темы и пропускаю, то, что не касается нашей темы)
"Также является куфром делать такие действия, насчет которых все муслимы определились, что они могут исходить только от неверного. Например, делать саджду кресту; посещать церковь, надев на себя зуннар или другие их одеяния. По единогласному суждению всех муслимов, кто сделает это — ему выносится такфир, даже если он при этом будет утверждать что он мусульманин……
(Кифаятуль-Ахьяр, глава о вероотступниках, 2/123)
В книге «Аз-зауаджир ‘ан иртикаб аль-каба´ир» имам. Ибн Хаджар Аль-Хайсами говорит» По сути, это распространяется на любого, кто сделал что-либо, и мусульмане единодушны в том, что это может исходить лишь от неверного, даже если он открыто заявляет о своей принадлежности к Исламу. Например, отправился в церковь вместе с ее прихожанами, в их же одежде, подпоясавшись и т.п.; Ибн Хаджар Аль-Маляки. Аз-зауаджир ‘ан иктираф аль-кабаир. — Т.1, С.С.28
Вот два иджма что кто оденет одежду мушриков то он кяфир. Тут возникает такой вопрос что тут сказано про того кто одел и пошел в церковь связано ли это. Я вам отвечу это связано только с тем что ТУТ ПРО ЦЕРКОВЬ ИДЕТ РЕЧЬ ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО ЧТО БЫ ПОДЧЕРКНУТЬ ПОЛНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ. То есть если человек одевает одежду. В КОТОРОМ МУШРИКИ ХОДЯТ В ЦЕРКОВЬ то это говорит о том, что КТО ЕГО ОДЕЛ, ЗНАЕТ, ЧТО ЭТО ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК мушриков. Только для этого тут приводится про церковь. Если кто, то скажет что это сугубо мое мнение, то вы ошибаетесь, так как ученые сказали
Конауи сказал: Кто наденет зуннар на пояс, или наденет на плечо желтую ткань без икраха, станет кафиром.
…
Кто наденет зуннар иудеев и христиан станет кафиром, хоть и не ходит в церковь. Если мусульманин ради того, чтобы войти в кафирскую страну для торговли наденет зуннар, становится кафиром, потому, что сделал это не будучи заставлен.
(Шарх Алиййуль-Къари на фикъхуль-акбар)
И вот иджма что просто кто Оденет их отличительную одежду что это куфр Акбар
Кади Йад сказал. Также мы выносим такфир человеку,
делающему какое-нибудь действие, которое по единогласному мнению всех муслимов может исходить только от неверного. Мы выносим такфир такому человеку даже если он будет утверждать, что он муслим. Примером таких действий служит саджда (земной поклон) идолу (ложному божеству), солнцу, месяцу, кресту, огню; постоянно посещять церковь, тесные отношения с людьми церкви; НАДевать их одеяния вроде зуннара; кивать головой (склонять ее) как они. Все это есть куфр, так как муслимы соединились в том, что это делают только не муслимы и поэтому эти действия стали отличительными признаками куфра, даже если делающий их утверждает, что он муслим. Также все муслимы единогласно выносят такфир тем, считает халялем (несправедливое) убийство, алкоголь, блуд. Аллах сделал эти вещи харамом, и тот, кто узнает это и посчитает их халялем, станет неверным, подобно некоторым крайним суфистам, вроде карамитов и ибахитов. (Китабу Шифа би Шархи Нураддин аль — Кари, 5/401-43)
Тут ясно видно, что Шейх приводит Иджма что кто оденет ИМЕННО ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ТО ОН ВЫХОДИТ ИЗ ИСЛАМА, ДАЖЕ ЕСЛИ БУДЕТ УТВЕРЖДАТЬ ЧТО ОН МУСЛИМ.
Конец цитаты.
Заботясь о сокращённости работы, приступим к разъяснению вопроса:
Раздел Первый:
Разница между путём знания и путём невежества:
Путь знания в шариатских вопросах отличается от пути невежества в нескольких вещах:
Касательно шариатских доказательств и высказываний ученых:
Путь знания заключается в исследовании доказательств раздела из Корана, Сунны и единогласия ученых или высказываний кого то из сподвижников, и если какой либо текст указывает внешне на такфир того или иного (как например в словах "Кто оставил молитву, тот стал кафиром"), то это учитывается и является основой, а исследование продолжается, и исследуются все слова ученых в этом разделе, потому что как правило исследование высказываний ученых о том или ином хадисе или аяте даст информацию:
О всех имеющихся мнениях ученых в этом вопросе изначально, для того, чтобы человек был в курсе относительно ошибочных, но приемлимых мнений, обладателям которых не делается такфир, или не делается табди'. И это очень важный пункт, упустили его многие из тех, кто погружается в это дело.
А) Не осознают, что это вообще нужно и зачем.
Б) Даже если бы они захотели, то не в состоянии это сделать, потому что это нуждается во владении арабским языком и определенным уровнем и опытом в требовании знания, чтобы не понимать тексты ошибочно.
В) Этот исследовательский труд, даже при наличии способностей, поглощает огромное количество времени и сил, и лишь очень немногим хватает доброй совести доводить его до конца подобающим образом.
Затем все доводы, к которым можно хоть как то придраться или как то оспорить, он начинает придираться и спорить в невежественной и нелепой манере, и это потому, что он не хочет становиться кафиром, оставив своё убеждение. И картина выглядит и смешно, и грустно.
Затем, какие бы доводы ему ни привели, он считает верным и уместным противиться им, несмотря на то, что это качество порицал Всевышний Аллах в Своей Книге, сказав:
"Они спорят с тобой относительно истины, после того, как она прояснилась, словно их ведут на смерть, а они смотрят" (Сура аль Анфаль)
СубханаЛлах, как же красиво описывают слова Всевышнего этих людей! Ты объясняешь им истину с доказательствами и словами ученых Уммы, но они всё равно смотрят со страхом и недоверием, боясь сделать шаг навстречу истине, считая, что это – шаг навстречу куфру.
Во первых, указать на подход требующих знание, что это – подход справедливости и беспристрастности, обязывающий верный результат при верном намерении, в отличие от подхода зульма, невежества и самозапугивания.
Во вторых, поистине, это – не первый и не последний вопрос, поднимающийся в подобной манере со стороны нововведенцев, и если кому то разъяснится этот вопрос по милости Аллаха, после того, как он пребывал в сомнениях относительно него, то пусть поставит себе вышеперечисленные шаги обязательным условием для разбора любого из вопросов, в особенности, связанных с иманом и куфром, в особенности, поднимаемые среди джамаата мусульман и провоцирующие споры, фитну и разделение рядов. И пусть он поставит основой для себя – доверие своим братьям из требующих знание и ученых Государства Ислама, а не колеблется и не дрожит из за высказываний каждого отсиживающегося выскочки, утверждающего глубокое знание вопросов и ревность к Таухиду.
Конец цитаты.
وَرَبُّنَا وَاحِدٌ وَكِتَابُنَا وَاحِدٌ وَنَبِيُّنَا وَاحِدٌ، وَأُصُولُ الدِّينِ لَا تَحْتَمِلُ التَّفَرُّقَ وَالِاخْتِلَافَ، وَأَنَا أَقُولُ مَا يُوجِبُ الْجَمَاعَةَ بَيْنَ الْمُسْلِمِينَ وَهُوَ مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ بَيْنَ السَّلَفِ، فَإِنْ وَافَقَ الْجَمَاعَةَ فَالْحَمْدُ لِلَّهِ، وَإِلَّا فَمَنْ خَالَفَنِي بَعْدَ ذَلِكَ: كَشَفْت لَهُ الْأَسْرَارَ وَهَتَكْت الْأَسْتَارَ وَبَيَّنْت الْمَذَاهِبَ الْفَاسِدَةَ الَّتِي أَفْسَدَتْ الْمِلَلَ وَالدُّوَلَ، وَأَنَا أَذْهَبُ إلَى سُلْطَانِ الْوَقْتِ عَلَى الْبَرِيدِ وَأُعَرِّفُهُ مِنْ الْأُمُورِ مَا لَا أَقُولُهُ فِي هَذَا الْمَجْلِسِ فَإِنَّ لِلسِّلْمِ كَلَامًا وَلِلْحَرْبِ كَلَامًا
"А кто не покается, то поистине, именно они являются несправедливыми"
Раздел Второй:
Утверждение безграмотности автора писанины:
После того, как был разъяснен путь людей знания и его отличие от пути невежд и заблудших, мы укажем с фактами на то, что автор писанины, ставшей причиной волнений, абсолютно безграмотен и невежественнен в шариатских вопросах и далёк от того, чтобы обращать внимания на его слова, не говоря уже о возможности их принятия.
Доказывают это следующие пункты:
1) Автор писанины явно не разбирается в вопросах Имана и Куфра, потому что аргументирует в вопросах куфра словами ученых, делая их основой, и это – недопустимая ошибка изначально.
Сказал Ибн аль Вазир (это Мухаммад ибн Ибрахим ибн Али Аль Муртадый, большой имам, из муджтахидов Йемена, автор ряда книг, умер в 840 г.х.):
"Поистине, такфир – исключительно познающийся через тексты, у разума нет никакого места в такфире, и доказательство на куфр не может быть, кроме как взятым из шариата(сам'ий) и категоричным(в достоверности)[1], и нет в этом разногласия."
(Аль Авасыму ва ль Къавасым, 4 том, 178 стр.)
2) Все ученые, на основании передач слов которых он поставил свой мазхаб, обладают "ирджа" в имане и, как следствие, крайностью в такфире (Из них ханафиты, ашариты и вообще враги Таухида - могилопоклонники)[2].
3) Он не может даже толком объяснить один мазхаб в отдельности, не говоря уже о приведении иджма: берёт слова шафиитов относительно их мазхаба в одном месте (как например с книги "Кифаяту ль Ахьяр"), затем разъясняет мазхаб шафиитов словами ханафитов (шарх Али аль Къари) в другом месте (это вообще этакое фикховское "Ноу хау"), и, в конце концов "добивает" читателя словами маликитов. Однако слова ханбалитов он обошёл стороной, либо потому, что не знал их, либо потому, что они ему не подошли.
В то время, как разногласие в данном вопросе имеется даже внутри одного мазхаба, как будет утверждено, не говоря уже о приведении "Иджма" среди всех мазхабов и вынесения такфира тому, кто не согласен с этим лживым "Иджма".
В вопросах Имана и Куфра он бросается нелепыми утверждениями, как то, что одна и та же вещь может быть куфром в одну эпоху, и будет делаться такфир совершившему её и такфир тому, кто остановился в его такфире, а в другую же эпоху она не будет куфром, и не будет кафиром тот, кто остановился в такфире совершающего её, и выносит такой хукм в религии Аллаха.
И это – нонсенс для Ахлю Сунна, абсолютно дикое и безобразное утверждение в вопросах Имана и Куфра, и это – следствие взятия своих убеждений от обладателей новшества "Ирджа", которые выносят хукм по догадкам, если кто либо совершил какое то действие, то они смотрят: если это действие по их мнению указывает на такзиб (считание ложью) в сердце, то выносят такфир, а если нет, то не выносят. И придут примеры подобных позорных высказываний от мурджиитов в соответствующих разделах.
Что же касается Ахлю Сунна ва ль Джамаа, то куфр для них не разнится от времени ко времени, и вопросы куфра в убеждениях, словах и делах у них – известны, не отменяются временем, эпохой, сменой климата, мнений людей, моды, или другими подобными факторами.
И является категорически невозможным, чтобы человек, одевая какую то одежду в одну из эпох стал кафиром, затем, одевая ту же самую одежду в другую из эпох не стал кафиром, более того, это – либо заблуждение, исходящее от убеждения мурджиитов, либо - болтовня и игра с религией Аллаха, просим у Аллаха благополучия.
Тогда получится, что, великий шариатский хукм - что та или иная вещь является куфром, решают это кафиры, если они сделают так то, то будет куфром для людей, а если они не сделают этого, то это не будет куфром для людей.
И известно то, что передал Шейхуль Ислам Мухаммад ибн Абдиль Ваххаб в "Навакыд аль Ислам" и многие другие из ученых, что кто утверждает, что какой либо шариатский хукм не действует в какое то из времён или не подходит для него или отменяется во время него – тот кафир, муртадд по единогласию мусульман: у него требуется покаяние, и либо он кается, либо убивается.
Что этот хукм разнится взависимости от времени и традиций мусульман, и в одно время одно и то же действие может считаться куфром(не вынесший такфир за который будет мушриком в любом случае) а в другое время и при других обстоятельствах не будет таковым.
Раздел Первый:
А что касается второго вида: «Предполагаемое», это иджма, выводимое исследованием и изучением, то есть человек исследует все высказывания ученых и не находит того, кто разногласил бы в этом, или же есть известный аят в Коране и не известно, чтобы кто либо отрицал его, и такой вид единогласия, даже если и дозволено аргументировать им, не дозволено только этим иджма отвечать на известные шариатские тексты, потому что это - предполагаемый довод, человек не может сто процентно утверждать о его достоверности, и подобное иджма не может точно утверждать отсутствие того, кто высказался иначе.
Конец цитаты.
Сказал Ат-Тъуфий в шархе на «Мухтасар Арроуда», том третий, стр. 136:
"Знай, что иджма бывает либо "Зонний"(Предполагаемое), либо "Къат’ий" (Категоричное), «Аззоний» это как иджма сукутий (выводимое молчанием) даже если будет передавать один человек или будет мутаватир. Или же как иджма, переданное словом, если оно не мутаватир, Затем сказал: "Категоричное иджма» это иджма, переданное словом через пути мутаватир".
Конец цитаты.
Цель этого здесь, то, что мы скажем:
Даже если бы передавалось такое "Иджма", с текстом, который вывел для себя автор писанины, и при этом нам не был известен противоречащий этому "Иджма", которое утверждает автор, то это(такфир за само одевание Зуннара) было бы предполагаемым "Иджма" (учитывая слабость хадиса и разногласие ученых относительно его смысла изначально, как будет разъяснено далее), и не может быть категоричным иджма ввиду отсутствия текста, указывающего на такфир совершающего его и указания, исключающего любую вероятность, и даже если бы этого "Иджма" было достаточно для такфира совершающего это, то такфир остановившегося в его такфире на основании такого "Иджма" – очевидная нелепость и противоречие тому, на чём все ученые, которые нам известны.
Учитывая, что очень многие из передаваемых "Иджма" среди ранних поколений были оспорены поздними, как иджма в вопросе того, что Хамр(вино) является наджасой, было оспорено некоторыми, и передача иджма в вопросе того, что кровь является наджасой – была оспорена некоторыми, также передача иджма сподвижников на такфир оставившего молитву, была оспорена некоторыми, да и вообще аргументация посредством "Иджма" и возможность того, что она состоится должным образом, была оспорена Аллямой Аш Шауканий[3], и не высказался ни один из ученых о том, что он является кафиром из за этого.
Сказал Автор "Тахзиб аль Фурукъ" (4 том, 299 стр.):
فَجَحْدُ الْمَسَائِلِ الْمُجْمَعِ عَلَيْهَا إجْمَاعًا لَا يَعْلَمُهُ إلَّا خَوَاصُّ الْفُقَهَاءِ بِحَيْثُ يَخْفَى الْإِجْمَاعُ فِيهَا لَيْسَ كُفْرًا، قَالَ: بَلْ قَدْ جَحَدَ أَصْلَ الْإِجْمَاعِ جَمَاعَةٌ كَبِيرَةٌ مِنْ الرَّوَافِضِ وَالْخَوَارِجِ كَالنَّظَّامِ، وَلَمْ أَرَ أَحَدًا قَالَ بِكُفْرِهِمْ مِنْ حَيْثُ إنَّهُمْ جَحَدُوا أَصْلَ الْإِجْمَاعِ.
Смысл "Ма'люм мина ддийни би Ддарура" – это что эти вопросы стали известными в религии таким образом, что становится знание этого вынужденным, а отрицание вопросов, на которых есть "Иджма", но не знают этих единогласий, кроме как Факихи(ученые фикха), таким образом, что скрывается это иджма от некоторых людей – не является куфром.
И затем сказал: "Более того, отрицала аргументацию "Иджма"(единогласием) большая группа из рафидитов и хаваридж, также Наззам, и я не видел никого, кто вынес им такфир с той стороны, что они отрицали основу единогласия.
Конец цитаты.[4]
И сказал Ан Нававий:
" فأما اليوم وقد شاع دين الإسلام، واستفاض في المسلمين علم وجوب الزكاة حتى عرفها الخاص والعام، واشترك فيه العالم والجاهل، فلا يعذر أحد
بتأويل يتأوله في إنكارها، وكذلك الأمر في كل من أنكر شيئاً مما أجمعت الأمة عليه من أمور الدين إذا كان علمه منتشراً كالصلوات الخمس، وصوم شهر رمضان، والاغتسال من الجنابة وتحريم الزنا والخمر ونكاح ذوات المحارم فأما ما كان الإجماع فيه معلوماً عن طريق علم الخاصة كتحريم نكاح المرأة على عمتها وخالتها، وأن القاتل عمداً لا يرث، وأن للجدة السدس وما أشبه ذلك من الأحكام، فإن من أنكرها لا يكفر، بل يعذر فيها لعدم استفاضة علمها في العامة. (1) "
"А что касается сегодняшних дней, то религия Ислам распространилась, и среди мусульман стало общеизвестным знание об обязательности Закята, таким образом, что знают это простолюдины и ученые, и это знание общее между знающим и невеждой, поэтому не оправдывается в этом никто по толкованию, если истолковал её обязательность, и точно такое же положение любого, кто отрицает что либо из того, на чём объединилась Умма из положений религии, если знание об этом является распространённым, как пять молитв, пост в месяц Рамадан, купание от осквернения и запрещение прелюбодеяния и вина, а также женитьба на махрамах. А что касается таких вещей, где единогласие Уммы известно лишь для требующих знание, как жениться на женщине, будучи женатым на её тёте со стороны матери или отца, или что намеренно убивающий ради наследства не наследует, или что бабушка получает шестую часть наследства и подобное этому из ахкамов, то поистине, не становится кафиром тот, кто отрицает их, напротив, оправдывается в этом по причине нераспространённости знания об этом среди простолюдинов.
Конец цитаты.
(Шарх Сахих Муслим ли Ннававий, 1 том, 205 стр.)
Также сказал Ан Навауий в другой книге:
"Ар Рафи'ий высказал (атлакъа) общий такфир того, кто отрицает вопрос, в котором есть единогласие, однако это не так, как он сказал(сделал итлак), однако становится кафиром именно тот, кто отрицает вопрос, в котором единогласие и есть в нём Насс(прямой текст, не приемлющий больше одного смысла) и это в то же время является из явных положений Ислама, знание которых распространяется на ученых и простолюдинов, как молитва, закят или хадж, или запрещённость вина или прелюбодеяния и подобного этому, такой человек кафир, а кто отрицает вопрос, в котором есть единогласие, но не знают его, кроме как ученые, как то, что внучка от сына заслуживает шестую часть наследства вместе с родной дочерью, или что запрещёна женитьба на женщине, у которой Идда, или же если объединились ученые какой либо эпохи на хукме вопроса, которого раньше не было, то такой человек не кафир"
Конец цитаты.
وَكَذَلِكَ يَكُونُ مُرْتَدًّا إذَا شَدَّ الزُّنَّارَ فِي وَسَطِهِ؛ لِأَنَّ هَذَا فِعْلٌ يَتَضَمَّنُ الْكُفْرَ، وَالزُّنَّارُ بِضَمِّ الزَّايِ، وَمِثْلُهُ فِعْلُ شَيْءٍ مِمَّا يَخْتَصُّ بِزِيِّ الْكُفَّارِ، وَلَا بُدَّ أَنْ يَنْضَمَّ إلَى ذَلِكَ الْمَشْيُ إلَى الْكَنِيسَةِ وَنَحْوُهُ، وَقَيَّدَ أَيْضًا بِمَا إذَا فَعَلَهُ فِي بِلَادِ الْإِسْلَامِ
(Шарх Мухтасар аль Халиль лиль Хуращий, 8 том, 63 стр.)
Отсюда также становится понятно, что маликитский мазхаб – такфир за одевание зуннара лишь в том случае, если к этому добавилось хождение в церковь и добавилось, что это происходит в земле Ислама, потому что автор шарха сказалقيدа это значит – ограничил.
3) Мнение поздних Шафиитов-ашаритов:
Сказал Ибн Хаджар Аль Хайтами[6] (шафиит-ашарит из поздних), Автор Тухфату ль Минхадж фи шархи ль Минхадж 9 том, 92 стр.:
"Становится кафиром тот, кто отнёс всю Умму к заблуждению или всех сподвижников к неверию, или отрицает чудо Корана, или изменил что либо из него, или отрицает указание(знамений) на Аллаха Всевышнего в сотворении небес и земли, таким образом, что скажет: "Нет в сотворении небес и земли указания на Него Всевышнего", или отрицает воскрешение мёртвых в их могилах, таким образом, что будут собраны их части и будут возвращены им их души, или отрицает рай или ад, или расчёт, или награду и наказание, или признаёт их, однако говорит: "Под ними подразумевается другой смысл, или говорит: "имамы лучше, чем пророки", это в том случае, если он знает смысл того, что говорит, а не в том, если он не знал об этом по причине недавнего принятия Ислама или далёкости от мусульман, в таком случае он не становится кафиром по причине оправдания, и точно также(не станет кафиром) если скажет мусульманин другому: Да отнимет Аллах у тебя веру, или скажет кафиру: "Да не наделит тебя Аллах иманом", потому что это лишь просьба у Аллаха наказать его этим, и также он не станет кафиром, если войдёт в землю кафиров и будет пить с ними вино, или есть мясо свиньи, а также не станет кафиром, если скажет тот, кто требует со своего соперника клятву, а тот собирается кляться: "Я не хочу клясться в этих вещах", однако лишь при разводе или вольноотпущении, также не становится кафиром, если сказал: "видеть тебя для меня подобно тому, что видеть ангела смерти", а также не становится кафиром, если читает Коран под битье дуффа(ударный Инструмент), или же если ему сказали: "Ты что, знаешь скрытое?" и он сказал: "Да", или же если он вышел в путь и стал орать "Сорока", и вернулся обратно, и также, если он совершил молитву без омовения специально, или с наджасой, или же если совершил молитву не в сторону кыблы, не считая это дозволенным, а также если он мечтает о том, чтобы была дозволенной та вещь, которая была дозволенной прежде, чем стать запрещённой, как если он будет мечтать, чтобы Аллах не запретил бы вино или бракосочетание между братом и сестрой или несправедливость или прелюбодеяние или убийство человека, не имея на то права, и также он не становится кафиром, если затянул зуннар на своём поясе, или поставил головной убор огнепоклонников себе на голову и вошёл в землю кафиров для торговли, или же (сделал одну из этих двух вещей) для того, чтобы освободить пленных, и также(не становится кафиром), если скажет: "христианка лучше, чем огнепоклонница"…
يَكْفُرُ مَنْ نَسَبَ الْأُمَّةَ إلَى الضَّلَالَةِ أَوْ الصَّحَابَةَ إلَى الْكُفْرِ أَوْ أَنْكَرَ إعْجَازَ الْقُرْآنِ أَوْ غَيَّرَ شَيْئًا مِنْهُ أَوْ أَنْكَرَ الدَّلَالَةَ عَلَى اللَّهِ تَعَالَى فِي خَلْقِ السَّمَوَاتِ وَالْأَرْضِ بِأَنْ قَالَ لَيْسَ فِي خَلْقِهِمَا دَلَالَةٌ عَلَيْهِ تَعَالَى أَوْ أَنْكَرَ بَعْثَ الْمَوْتَى مِنْ قُبُورِهِمْ بِأَنْ يَجْمَعَ أَجْزَاءَهُمْ الْأَصْلِيَّةَ وَيُعِيدُ الْأَرْوَاحَ إلَيْهَا أَوْ أَنْكَرَ الْجَنَّةَ أَوْ النَّارَ أَوْ الْحِسَابَ أَوْ الثَّوَابَ أَوْ الْعِقَابَ أَوْ أَقَرَّ بِهَا لَكِنْ قَالَ الْمُرَادُ بِهَا غَيْرُ مَعَانِيهَا أَوْ قَالَ الْأَئِمَّةُ أَفْضَلُ مِنْ الْأَنْبِيَاءِ هَذَا إنْ عَلِمَ مَعْنَى مَا قَالَهُ لَا إنْ جَهِلَ ذَلِكَ لِقُرْبِ إسْلَامِهِ أَوْ بُعْدِهِ عَنْ الْمُسْلِمِينَ فَلَا يَكْفُرُ لِعُذْرِهِ وَلَا إنْ قَالَ مُسْلِمٌ لِمُسْلِمٍ سَلَبَهُ اللَّهُ الْإِيمَانَ أَوْ لِكَافِرٍ لَا رَزَقَهُ اللَّهُ الْإِيمَانَ؛ لِأَنَّهُ مُجَرَّدُ دُعَاءٍ بِتَشْدِيدِ الْأَمْرِ وَالْعُقُوبَةِ عَلَيْهِ وَلَا إنْ دَخَلَ دَارَ الْحَرْبِ وَشَرِبَ مَعَهُمْ الْخَمْرَ وَأَكَلَ لَحْمَ الْخِنْزِيرِ وَلَا إنْ قَالَ الطَّالِبُ لِيَمِينِ خَصْمِهِ وَقَدْ أَرَادَ الْخَصْمُ أَنْ يَحْلِفَ بِاَللَّهِ تَعَالَى لَا أُرِيدُ الْحَلِفَ بِهِ بَلْ بِالطَّلَاقِ أَوْ الْعِتْقِ وَلَا إنْ قَالَ رُؤْيَتِي إيَّاكَ كَرُؤْيَةِ مَلَكِ الْمَوْتِ وَلَا إنْ قَرَأَ الْقُرْآنَ عَلَى ضَرْبِ الدُّفِّ أَوْ الْقَصَبِ أَوْ قِيلَ لَهُ تَعْلَمُ الْغَيْبَ فَقَالَ نَعَمْ أَوْ خَرَجَ لِسَفَرٍ فَصَاحَ الْعَقْعَقُ فَرَجَعَ وَلَا إنْ صَلَّى بِغَيْرِ وُضُوءٍ مُتَعَمِّدًا أَوْ بِنَجَسٍ أَوْ إلَى غَيْرِ الْقِبْلَةِ وَلَمْ يَسْتَحِلَّ ذَلِكَ وَلَا إنْ تَمَنَّى حِلَّ مَا كَانَ حَلَالًا فِي زَمَنٍ قَبْلَ تَحْرِيمِهِ كَأَنْ تَمَنَّى أَنْ لَا يُحَرِّمُ اللَّهُ الْخَمْرَ أَوْ الْمُنَاكَحَةَ بَيْنَ الْأَخِ وَالْأُخْتِ أَوْ الظُّلْمَ أَوْ الزِّنَا أَوْ قَتْلَ النَّفْسِ بِغَيْرِ حَقٍّ وَلَا إنْ شَدَّ الزُّنَّارَ عَلَى وَسَطِهِ أَوْ وَضَعَ قَلَنْسُوَةَ