I. Классификация сектантских направлений
План
Введение 3
I Глава.Классификация сектантских направлений 4
1.1Понятие: секта 4
1.2Классификация сектантских направлений 7
1.3Известные секты города Новосибирска 10
II Глава.Влияние тоталитарных сект на современное общество 18
2.1Последствия посещений сектантских собраний 18
2.2Борцы против сект 21
2.3Сектантский бизнес 23
III.Способы борьбы с сектами 24
3.1Как поступить, если вы считаете, что вас хотят завербовать в какую либо секту 25
3.2Как происходит обработка новых членов? 27
3.3Люди, наиболее подверженные попаданию в секту 28
3.4Методы вербовки 29
Заключение 32
Список литературы 33
Приложение 34
Введение
После многих десятилетий атеизма и бездуховности сегодня возродился большой интерес к проблемам духовной жизни. Для многих людей духовность становится модой, её выставляют на показ. Однако вера, духовность, религия - все это предметы слишком специфические, чтобы говорить о них без знания их законов. Сегодня часто рассуждают так: бездуховность и атеизм - это плохо, следовательно, любая вера и, какая угодно, духовность - это хорошо. Важно верить во что-то светлое и возвышенное, а различия между религиями принципиального значения не имеют. Но эти рассуждения далеки от той глубины, которая была характерна для людей, действительно верующих и серьезно мыслящих. Религия сегодня рассматривается и как эффективное орудие в деле преобразования мира.
Целью данной работы является изучение тоталитарных сект, их доктрин и влияния, которое они оказывают на людей.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и классификацию сект;
2. Выделить тоталитарные секты города Новосибирска и их влияние;
3. Определить способы защиты от тоталитарных сект.
I. Классификация сектантских направлений
Современная Россия столкнулась в недавнее время с серьезной проблемой – активной деятельностью на ее территории тоталитарных сект. Для того, что бы рассуждать об этой проблеме, нужно сначала выяснить, что же такое секта в своем первоначальном понятии.
Понятие: секта.
Большинство словарей и справочников[1] определяют секты как сравнительно небольшие и замкнутые религиозные группы, отделившиеся от основной, культурообразующей религиозной общины (или основных общин), страны или региона и противостоящие им. Слово "секта"[2] имеет две возможные этимологии. Либо от sectare - отсекать, разделять, либо от sequi - следовать за кем-либо, повиноваться, быть в услужении.
В переводах Священного Писания на церковно-славянский и русский языки, употребляется только слово "ересь" (греч. haeresis - захват; выбор; учение, направление, школа). Вплоть до Нового времени эти два слова (секта и ересь) употреблялись на латинском Западе как синонимы. После Реформации установилось разграничение значений терминов: слово "секта" стало употребляться в вышеуказанном смысле, "ересью" стало обозначаться неортодоксальное учение, содержащееся сектой или деноминацией. Такое различение названных понятий было воспринято отечественной богословской наукой в синодальный период истории Русской Православной Церкви. В греческом же богословии до сего дня в обоих значениях употребляется только слово haeresis (ересь).
Для обозначения подобных групп, во Франции, например, продолжают использовать термин "секта", имея в виду, прежде всего тот оттенок значения этого слова, который придает ему вторая возможная этимология. В немецкоязычных странах за словом "секта" сохранилось прежнее значение, а для наименования авторитарной синкретической группы был заимствованный введенный в США новый термин - "cult". Словарное значение русского слова "культ" (от лат. cultus - почитание): поклонение кому-либо или чему-либо; совокупность ритуальных действий по отношению к объекту поклонения. Вот такое определение слова «культ» дают юристы: это группа, созданная по замыслу, под руководством и при использовании влияния лидера, который посредством обещаний, угроз, уловок, злоупотреблений авторитетом, применения психологического давления превращает своих последователей в слабых, беззащитных, безвольных и зависимых существ. В результате последователи утрачивают критическое отношение к методам и принципам деятельности культов.
Консервативные американские протестанты называют "cults" любые организованные религиозные группы, исповедующие небиблейские учения. С другой стороны, этот же термин употребляется английскими авторами в значении "тоталитарная секта". Отсюда, многие отечественные исследователи проблематики автоматически начинают использовать в русском языке слово "культ", делая типичную ошибку начинающего переводчика.
Итак, в широком смысле этого слова, секта - это организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им.[3] Из самого наименования следует, что под этим термином понимается группа, которая полностью контролирует своих членов и в той или иной степени нарушает их права.
Так же понятия «секта» и «тоталитарная секта» нужно уметь разделять. Сектами можно назвать большинство новых религиозных движений как выходцев из каких-либо традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов, сами постепенно превращаясь в мощные религиозные позитивные движения, отличаясь от истинной религии только какими-то догматами[4]. Но среди всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых идет вразрез со светскими законами или доктрины которых прямо призывают к насилию над людьми из внекультового социума. Криминальный характер таких организаций хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде различных громких инцидентов. Хотелось бы привести пример как канадская просветительская организация "Инфо-Калт"(Info-Cult) дает следующие определение секты:
"Cult (тоталитарная секта) - это группа, которая эксплуатирует своих членов и манипулирует ими. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена".
Баптисты
Секта, вышедшая из среды английских пуритан. Первая баптистская община была создана в 1633 году. Первое влияние секты было незначительным. Только в конце XVIII века, после создания «Проповеднического союза», который объявил своей целью не распространение баптизма, как нового учения, а якобы только проповедь среди американских негров христианства, свободного от догматов, обрядов и общеобязательных символических знаков, движение баптистов встретило сочувствие и материальную поддержку многих богатых американцев. Эта секта распадается на множество толков. Ее деление началось с XVII века, когда баптисты делились на «частных», принявших учение Кальвина о безусловном предопределении, и «общих» или «баптистов свободной воли», признающих всеобщность спасающей благодати Божией. Существуют также организации баптистов, которые тяготеют к иудаизму: «Баптисты 7-го дня», празднующие субботу вместо воскресенья; «Христианские баптисты», отвергающие догмат о Святой Троице, учение об Аде и дьяволе и христианские праздники. Еще существуют: «Баптисты – тункеры», «Баптисты шести принципов», «Евангелийские христиане», «Штундисты», «Евангелисты».
Троянова тропа
Неоязыческий культ с элементами оккультизма. Практики культа направлены на возвеличивание человека до уровня Бога. Неоязыческое учение, проповедующее развитие у человека неких сврхспособностей, сильно перекликающееся с доктриной движения «Новая Эра».
Борцы против сект.
Ярым борцом с влиянием тоталитарных сект в Новосибирске является Русская Православная Церковь, точнее - служители собора Александра Невского. Они собирают информацию о деятельности сект в Новосибирске и Новосибирской области, ежегодно издают справочник "Религии и секты в современной России", где содержатся сведения о нетрадиционных религиях и деструктивных сектах. Два года назад священники провели пикет возле новосибирского центра "Дианетика". Более новые данные пока неизвестны. Но сил у Церкви не хватает. Этот центр был основан в 1994 году. Он начинал свою работу со сбора информации о сектах, которые действуют на территории России. В Новосибирской области насчитывалось на прошлый год более 200 официально зарегистрированных религиозных объединений, а сейчас их еще больше. Подавляющая их часть - это традиционные религии. Около пяти десятков - религиозные деструктивные структуры.
Известно, что в специальных разведшколах тоталитарных сект обучают технологиям получения интересующей информации незаметно для того, кто эту информацию озвучивает. Болтун потом и не вспомнит, о чем конкретно шел разговор. Это очень простой способ, элементы которого в повседневности использует каждый. В мощное "оружие" эти элементы превращаются, когда их применяют в системе. Технологии, которыми пользуются апологеты[12] той или иной секты, похожи на разведывательные. Человек не успевает осознать, как оказывается в сетях тоталитарных структур, миссионеры которых заполонили улицы и метро города.
Еще недавно тоталитарные секты воспринимались исключительно как социальный феномен, но в прошлом десятилетии они сделались одной из главных проблем международной безопасности. Сайентологи, кстати, знамениты так называемыми реабилитационными программами "Нарконон" и "Криминон", реклама которых не сходит со страниц новосибирских СМИ[13]. Так же здесь хочу рассказать про Международную конференцию «Тоталитарные секты и демократическое государство», которая состоялась в Новосибирске 9-11 ноября 2004 года. Она стала одной из самых представительных конференций в России, посвященных проблемам сектантства: 612 участников – граждане России, Украины, Казахстана, Германии, Австрии, Франции, Болгарии и Канады. Инициаторы и организаторы конференции – Новосибирская епархия Русской Православной Церкви и ее Информационно – консультационный центр по вопросам сектантства при соборе во имя св. Александра Невского – получили о своей работе самые высокие отзывы и считают опыт проведения международной встречи удавшимся. На этой конференции присутствовали и выступали такие известные люди как: В.А.Толоконский (губернатор города Новосибирска), С.Янакиев (протоирей Болгарской Православной Церкви), Гюнтер Бекштайн (министр внутренних дел ФРГ), А.Л.Дворкин (профессор, доктор философии, кандидат богословских наук, зав. кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского богословского университета), Жак Ришар (почетный президент Европейской федерации центров по сбору и распространению информации по деструктивным культам, Франция).
2.3. Сектантский бизнес
По мнению специалистов, сейчас Россия переживает вторую волну популярности тоталитарных сект. Первая волна прошла в середине 1990-х. За эти годы секты успели пустить корни в стране, наладить работу по привлечению новых адептов и отрегулировать механизм получения финансовой прибыли. Короче, вышли на самоокупаемость, как и положено нормальному бизнес - проекту.
Основную опасность психологи, религиоведы и социологи видят в двух направлениях развития сект. Первое - это проникновение агитаторов в педагогические коллективы школ, колледжей, институтов и в учреждения специальной соцпомощи. Особенно это касается реабилитационных центров для наркоманов. Второе - подготовка кадров для террористических организаций. Этим, конечно, занимаются не все секты, но вообще опасность исходит от любого "пророка", способного продать террористам готового "кадра". Такой камикадзе за светлую идею готов убить и себя, и товарища по вере, и тем более врага всеобщего счастья.
- Несмотря на то, что в России пошел уже второй этап развития сект, мотивация их лидеров остается прежней: финансовая прибыль и власть над людьми, - сказал "Известиям" Александр Дворкин, президент Центра религиоведческих исследований во имя Иринея, епископа Лионского, - Секты ничего не производят, среди адептов нет знаменитых художников или ученых. Значит, они зарабатывают по-другому. Им необходимо привлекать новых и новых людей, чтобы вместе с ними привлекать и денежные средства. Любую секту можно уподобить кругу огня, который, чтобы распространяться, должен становиться все шире и шире. Причем лидер является рабом своего положения - он не может безболезненно выйти из центра этого круга.
Интересно, что инструментом воздействия на человека в секте могут быть не только религиозные беседы и внушения. По словам Александра Дворкина, религиозной составляющей может вообще не быть. Часто с жертвой работают психологи, а не священнослужители. Типичный пример - "психосекты".
Методы вербовки
Членство в секте является результатом двух взаимодействующих сил: тактики, которой пользуются сектанты, чтобы вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать людей, и личной уязвимости потенциального новичка. Начнем со второго фактора. Вербовщики секты, искусные в оценке предполагаемых клиентов, чаще всего обращаются к тем, кто находится в данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении. Это могут быть люди на отдыхе (отпуск, путешествие, места развлечений), студенты вузов (особенно первый и последний годы учебы), пожилые люди (недавно ставшие пенсионерами или оказавшиеся в длительном одиночестве), наивные подростки с их кризисом самоопределения, любой человек, переживающий какой-то стресс (болезнь, смерть близких, развод и т. п.), мигранты, беженцы, безработные, из которых все, вероятно, испытывают потребность в дружественности, сердечности и ищут установления связей.
В брошюре Американского семейного фонда приводятся четыре признака вербовщика:
· Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали.
· Это человек, СЛИШКОМ заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать.
· Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т. п.
· Тот, у кого есть все ответы на все вопросы.
Насколько предполагаемый клиент выглядит восприимчивым, вербовщик предпринимает преднамеренную, рассчитанную попытку вовлечь его в беседу, разжечь его интерес и увлечь следующими средствами:
- показывая заботу о благополучии предполагаемого клиента, выражая необычно хорошую осведомленность о его чувствах и эмоциональном состоянии, что заставляет предполагаемого клиента поверить, что его действительно понимают. Например, узнав о поездках вербуемого, вербовщик может сказать: "Итак, ты был в дороге два месяца. Ты, должно быть, устал, чувствуешь себя одиноко, без каких-либо реальных корней?";
- демонстрируя острый, объединяющий интерес к идеям вербуемого, интересам, надеждам, целям, говоря, например: "О, ты музыкант. Ну, мне как раз случилось жить с группой музыкантов...";
- удерживая контакт глазами, поддерживая тесную физическую близость, "нападая" сексуально (в психологическом смысле);
- извлекая личную информацию о текущем положении вербуемого, о его заботах, проблемах, стрессах. Например, вербовщик может спросить: "что твои родители думают о твоих путешествиях через всю страну?" или "Есть ли у тебя интимные отношения с кем-нибудь?" или "Знаешь ли ты, что хочешь делать со своей жизнью?".
Если вербовщик добивается успеха, вербуемый ощутит эмоциональную связь с вербовщиком, а также готовность или желание поддерживать контакт. Когда вербуемые клиенты считаются готовыми, - а это может быть после пятнадцати минут разговора или после нескольких случайных встреч, их могут пригласить присоединиться или посетить группу. Вербовщики часто подгоняют свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали интересам вербуемого. Например, вербуемый клиент, ищущий духовного свершения, может быть приглашен в "духовную дискуссионную группу", в то время как тот же самый вербовщик может пригласить другого вербуемого, интересующегося психологией, на "семинар по человеческому потенциалу". Вербуемому могут назвать название собрания очень далекое от истины, лишь бы только заинтересовать его. То есть вербовщики очень тонкие психологи, они знают (или пытаются узнать в конкретном человеке) ранимые места человеческой души, интересы человека или фантазии, и предложить посетить то место, где, как они говорят, вербуемый получит удовлетворение в своих потребностях. Вербовщики очень хитры и обходительны, они умеют надевать маски дружелюбных и приветливых людей, хотя внутри таковыми могут и не являться.
Заключение
Целью работы было исследование влияния сект на современное общество. На основе анализа теоретического материала и опроса учащихся 10-11 классов были сделаны следующие выводы:
· Традиционные религии в современном обществе соседствуют с новыми религиозными организациями, многие из которых носят деструктивный характер.
· Подобные деструктивные секты опасны и могут приносить ущерб, как отдельной личности, так и обществу в целом. Попавшим в такие секты людям может понадобиться квалифицированная помощь.
· Опрос учащихся 10-11 классов школы №4 показал, что 70% опрошенных не имеют представления о потенциальном ущербе от тоталитарных сект (примером тому служит тот факт, что опрошенные допускали мысль посещения того или иного сектантского собрания).
Мы собираемся продолжать дальнейшее изучение особенностей тоталитарных сект, и считаем, что для реализации конституционного права на свободу совести необходимо быть осведомленным о проблеме сект в современном обществе.
Список литературы:
1) Волков Е. Н. «Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных сектах» (Журнал практического психолога)
Приложение №1
Опросник - анкета (2006 год)
Вопросы:
1. Что такое секта?
2. О каких сектах вы слышали?
3. Как вы думаете, как образовывается секта?
4. Ваше отношение к сектам.
5. Знаете ли вы людей, которые состоят в каких-либо сектах?
6. Подходили ли к вам когда-нибудь на улице какие-нибудь неизвестные вам люди, приглашали ли они вас в какие-нибудь сомнительные места или давали вам в руки религиозные или антирелигиозные листовки?
7. Хотели ли бы вы сами посетить сектантское собрание?
Ответы:
Было опрошено 77 человек.
1)
· Это сборище людей с общими идеями, мыслями;
· Наркоманы, фанатики, сумасшедшие;
· Сборище слабовольных людей, удерживаемое чаще всего с помощью психологического воздействия;
· Это организация людей, создающаяся с целью проведения каких-либо ритуалов, церемоний, обрядов;
· Это группы людей, объединенные общей философией, имеющие свою теорию, основаны на влиянии на сознание людей, способах убежать от окружающего мира;
· Это небольшая группа людей, которая занимается «отмыванием» денег. Они, изображая богов, обманывают других верующих людей;
· Это определенная группа людей, которая имеет свою религию и свои определенные законы, которые нередко противоречат социальным нормам, установленным в обществе;
2)
· Баптисты;
· Сатанисты;
· Сайентологи;
· Шау-Линь;
· Наркоманы;
· Расисты;
· Скинхеды;
· Секта Гробового;
· Панки;
· Белое Братство;
· Христиане;
· Католики;
· Садисты;
· Свидетели Иеговы;
· Готы;
· Мормоны;
· Мазохисты;
· Озабоченные люди;
· Связанные с черной и белой магией;
3)
· Туда завлекают, заманивают;
· Единомышленники связываются друг с другом через Интернет;
· Их придумывают один или два человека, обладающие хорошими организационными способностями, хитростью и воображением.
· Раздают листовки, приглашают на улицах, проводят мероприятия;
· С помощью связей между сектантами. Каждый сектант может привести в секту своих знакомых, на которых может повлиять;
· Хитрым способом, без принуждения.
4) Хорошо – 6 человек;
Плохо – 61 человек;
Нейтрально – 10 человек.
5) Да - 23;
Нет - 54;
6) Да - 29;
Нет - 48;
7) Да – 17;
Нет – 60.
Приложение№2
Опросник- анкета (2007 год)
Вопросы:
1. Как вы понимаете, что такое секта?
2. О каких сектах вам приходилось слышать?
3. а) Как, по-вашему, образовывается секта?
б) Как вы думаете, какие люди наиболее подвержены попаданию в секту?
4. Ваше отношение к сектам.
5. Знаете ли вы людей, которые состоят в какой-либо секте?
6. Подходили ли к вам когда – нибудь на улице неизвестные вам люди, приглашали ли они вас в какие – нибудь сомнительные заведения или давали вам в руки религиозные или антирелигиозные листовки?
7. Хотели ли бы вы сами посетить сектантское собрание?
Ответы:
Было опрошено 68 человек.
1)
· Секта – это группа больных людей, которые оттого что им нечем заняться, поклоняются своим богам, занимаются чем попало;
· Организация людей, которая занимается чем-то одним. В основном существуют религиозные секты;
· Общество людей, помешанных на чем-то, следующих определенным правилам;
· Созданы для получения денег. Верят во что-то;
· Объединение людей, поклоняющихся одному человеку;
· Вербующая людей организация.
2)
· Свидетели Иеговы;
· Сатанисты;
· С уклоном на извращенный секс;
· Белое Братство;
· Секта Грабового
· Пирамида;
· Аум Сенрикё;
· Анархисты;
· Кабалисты;
· Сайентологи;
· Готы;
· Хлыстовцы;
· Евсеи;
· Гопники;
· Террористы;
· Мормоны;
· Баптисты;
· Кришнаиты;
3) а)
· Собираются единомышленники;
· Находится лидер, который всем командует;
· Насильно;
· Приводят друзья;
б)
· Все;
· Слабые;
· Одинокие;
· Безвольные;
· Доверчивые;
· Без комплексов;
· Психически неуравновешенные;
· Суеверные;
· Пенсионеры;
· Легкомысленные;
· Мнительные;
· Глупые;
· С разладами в жизни;
4)
Отрицательно – 37
Положительно – 3
Нейтрально – 28
5) Да – 24
Нет – 44
6) Да – 34
Нет – 34
7) Да – 15
Нет - 53
[1] Например: Информационно – консультационный центр при соборе Св. Александра Невского Краткий справочник по религиям и сектам современной России. Новосибирск., 1997,с.7.
[2] лат. secta - образ жизни, учение, направление, школа, шайка
[3] Такое определение было дано Комиссией по расследованию деятельности сект во Франции, выводы которой обсуждала Национальная Ассамблея (Парламент) Франции в январе 1996 года. Согласно определению Парламентской комиссии, секты - это "группы, опознаваемые по их манипуляциям, направленным на психологическую дестабилизацию своих адептов с целью добиться от них безусловного подчинения, уменьшения критического духа, разрыва с общепринятыми установлениями (этическими, научными, гражданскими, общеобразовательными), и представляющие собой опасность для индивидуальных свобод, здоровья, образования, демократических институтов, используют философские, религиозные или терапевтические маски, чтобы скрыть цели получения власти, влияния и эксплуатации адептов". Новопашин А. Тоталитарные секты и демократическое государство. Новосибирск. «Книжица».,2005.
[4] Пример: протестанство.
[5] Синкретизм – смешение, неорганичное слияние разнородных элементов. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». Новый иллюстрированный словарь. М., 2000г, с.659
[6]Релятивизм – в философии: методологическая позиция, сторонники которой, абсолютизируя относительность и условность всех наших знаний, считают невозможным объективное познание действительности. Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006.
[7] Был случай в Новосибирске, когда эта секта распространяла по больницам, детским домам, домам престарелых, учреждениям социальной защиты гуманитарную помощь.
[8]Вера в Вишну. Как Верховного Бога, однажды проявившего себя в образе Кришны. (Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. «Большая российская энциклопедия, Москва,2000 год., с 139)
[9] Сахаджа – йога: Рекомендации по устранению блокировок в элементах тонкого тела. Киев, год издания не указан.
[10] Неполноценный заменитель чего-то, суррогат. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.2006г
[11] Вероисповеданий
[12] Восхваливатели
[13] Подробнее в видеоматериале и брошюрах в приложении.
[14] Данная классификация приведена настоятелем храма святой Софии протоиреем Сильвестром Янакиевым. Новопашин А. Тоталитарные секты и демографическое государство. Новосибирск., 2005,с.114
План
Введение 3
I Глава.Классификация сектантских направлений 4
1.1Понятие: секта 4
1.2Классификация сектантских направлений 7
1.3Известные секты города Новосибирска 10
II Глава.Влияние тоталитарных сект на современное общество 18
2.1Последствия посещений сектантских собраний 18
2.2Борцы против сект 21
2.3Сектантский бизнес 23
III.Способы борьбы с сектами 24
3.1Как поступить, если вы считаете, что вас хотят завербовать в какую либо секту 25
3.2Как происходит обработка новых членов? 27
3.3Люди, наиболее подверженные попаданию в секту 28
3.4Методы вербовки 29
Заключение 32
Список литературы 33
Приложение 34
Введение
После многих десятилетий атеизма и бездуховности сегодня возродился большой интерес к проблемам духовной жизни. Для многих людей духовность становится модой, её выставляют на показ. Однако вера, духовность, религия - все это предметы слишком специфические, чтобы говорить о них без знания их законов. Сегодня часто рассуждают так: бездуховность и атеизм - это плохо, следовательно, любая вера и, какая угодно, духовность - это хорошо. Важно верить во что-то светлое и возвышенное, а различия между религиями принципиального значения не имеют. Но эти рассуждения далеки от той глубины, которая была характерна для людей, действительно верующих и серьезно мыслящих. Религия сегодня рассматривается и как эффективное орудие в деле преобразования мира.
Целью данной работы является изучение тоталитарных сект, их доктрин и влияния, которое они оказывают на людей.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и классификацию сект;
2. Выделить тоталитарные секты города Новосибирска и их влияние;
3. Определить способы защиты от тоталитарных сект.
I. Классификация сектантских направлений
Современная Россия столкнулась в недавнее время с серьезной проблемой – активной деятельностью на ее территории тоталитарных сект. Для того, что бы рассуждать об этой проблеме, нужно сначала выяснить, что же такое секта в своем первоначальном понятии.
Понятие: секта.
Большинство словарей и справочников[1] определяют секты как сравнительно небольшие и замкнутые религиозные группы, отделившиеся от основной, культурообразующей религиозной общины (или основных общин), страны или региона и противостоящие им. Слово "секта"[2] имеет две возможные этимологии. Либо от sectare - отсекать, разделять, либо от sequi - следовать за кем-либо, повиноваться, быть в услужении.
В переводах Священного Писания на церковно-славянский и русский языки, употребляется только слово "ересь" (греч. haeresis - захват; выбор; учение, направление, школа). Вплоть до Нового времени эти два слова (секта и ересь) употреблялись на латинском Западе как синонимы. После Реформации установилось разграничение значений терминов: слово "секта" стало употребляться в вышеуказанном смысле, "ересью" стало обозначаться неортодоксальное учение, содержащееся сектой или деноминацией. Такое различение названных понятий было воспринято отечественной богословской наукой в синодальный период истории Русской Православной Церкви. В греческом же богословии до сего дня в обоих значениях употребляется только слово haeresis (ересь).
Для обозначения подобных групп, во Франции, например, продолжают использовать термин "секта", имея в виду, прежде всего тот оттенок значения этого слова, который придает ему вторая возможная этимология. В немецкоязычных странах за словом "секта" сохранилось прежнее значение, а для наименования авторитарной синкретической группы был заимствованный введенный в США новый термин - "cult". Словарное значение русского слова "культ" (от лат. cultus - почитание): поклонение кому-либо или чему-либо; совокупность ритуальных действий по отношению к объекту поклонения. Вот такое определение слова «культ» дают юристы: это группа, созданная по замыслу, под руководством и при использовании влияния лидера, который посредством обещаний, угроз, уловок, злоупотреблений авторитетом, применения психологического давления превращает своих последователей в слабых, беззащитных, безвольных и зависимых существ. В результате последователи утрачивают критическое отношение к методам и принципам деятельности культов.
Консервативные американские протестанты называют "cults" любые организованные религиозные группы, исповедующие небиблейские учения. С другой стороны, этот же термин употребляется английскими авторами в значении "тоталитарная секта". Отсюда, многие отечественные исследователи проблематики автоматически начинают использовать в русском языке слово "культ", делая типичную ошибку начинающего переводчика.
Итак, в широком смысле этого слова, секта - это организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им.[3] Из самого наименования следует, что под этим термином понимается группа, которая полностью контролирует своих членов и в той или иной степени нарушает их права.
Так же понятия «секта» и «тоталитарная секта» нужно уметь разделять. Сектами можно назвать большинство новых религиозных движений как выходцев из каких-либо традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов, сами постепенно превращаясь в мощные религиозные позитивные движения, отличаясь от истинной религии только какими-то догматами[4]. Но среди всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых идет вразрез со светскими законами или доктрины которых прямо призывают к насилию над людьми из внекультового социума. Криминальный характер таких организаций хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде различных громких инцидентов. Хотелось бы привести пример как канадская просветительская организация "Инфо-Калт"(Info-Cult) дает следующие определение секты:
"Cult (тоталитарная секта) - это группа, которая эксплуатирует своих членов и манипулирует ими. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена".