Воспроизводство в растительном мире
Необходимо помнить, что в растительном мире существуют два способа воспроизводства: половой и бесполый (вегетативный). Но термин "воспроизводство" мы употребим лишь в отношении первого, поскольку он означает биологический процесс, цель которого — возникновение новой особи, подобной той родительской особи, которая дала ей жизнь.
Вегетативное воспроизводство — это не более чем простое приумножение числа особей конкретного вида. Оно является следствием отделения от основного растения его части, способной к дальнейшему развитию, в результате которого отделившаяся часть обретает полное сходство с первоначальным растением. Гийермон и Манжено считают, что это — "особый способ роста". Самым элементарным его примером является черенок. Взятый от какого-либо растения, он после посадки в почву, которая подходящим образом увлажена, пускает новые корни, и таким образом регенерирует. У некоторых растений имеются особые органы, предназначенные для такого способа размножения, у других есть споры, выполняющее функцию зерен (однако следует помнить, что зерна — это результаты процесса полового воспроизводства).
Воспроизводство половым путем происходит в растительном мире посредством спаривания мужского и женского генетических образований, которые могут быть на одном и том же растении или на разных растениях одного вида.
В Коране упомянут только этот, половой, способ:
"... и низвел с Неба воду, и вывели Мы благодаря ей пары разных растений"
(Коран: Сура 20, Аят 53)
"Одно из пары растений" — таков перевод слова "заудж" (множественное число — "азуадж"). Исходное значение слова "заудж" — "тот, что образует пару вместе с другим". Это слово употребляется и тогда, когда идет речь о супружеской паре или, например, паре обуви.
"... И видишь ты Землю бесплодной, а когда Мы низведем на нее воду, она приходит в движение и разбухает и выращивает всякие прекрасные пары"
(Коран: Сура 22, Аят 5)
"... и взрастили на ней всякую благородную пару"
(Коран: Сура 31, Аят 10)
"... и из всяких плодов устроил там пары по двое ..."
(Коран: Сура 13, Аят 3)
Мы знаем, что плоды — это конечный результат процесса воспроизводства у высших растений, имеющих высокоразвитый и сложный организм. Стадии созревания плода предшествует стадия цветения, когда появляется цветок, у которого есть и мужские и женские органы — тычинки и пестики. Пестики после опыления дают плод, который, в свою очередь, созревает, и из него высвобождаются семена. Поэтому, все виды плодовых растений подразумевают существование у них мужских и женских органов. В этом и заключен смысл данного Аята Корана.
Необходимо заметить, что у некоторых видов растений плоды могут созревать и из неоплодотворенных цветов — это парсенокарпичес-кие плоды (fruits parthenocarpiques). Они бывают, к примеру, у бананов, некоторых сортов ананасов, фигового дерева, апельсинов и винограда. Но несмотря на это, плод все равно имеет характеристики, присущие растениям с явно выраженными половыми признаками.
Вершина процесса воспроизводства — образование зародыша из семени после того, как раскрывается его внешняя оболочка (иногда семя "упаковано" в кость). Раскрывшись таким образом, зародыш уже может пускать корни, берущие из почвы все необходимое, чтобы вырасти в новое растение.
Вот как сказано о процессе формирования зародыша в Коране:
"Поистине, Аллах — дающий путь зерну и косточке ..."
(Коран: Сура 6, Аят 95)
В Коране часто звучит мысль о зерне и плодовой кости, как о неотъемлемых элементах процесса парного размножения в растительном мире. А понятие "пара" Коран употребляет в более широком смысле, не устанавливая ограничений.
"Хвала Тому, Кто создал все пары из тех, что выращивает Земля, и из них самих, и из того, чего они не знают"
(Коран: Сура 36, Аят 36)
Во времена Мухаммада можно было придумывать множество гипотез относительно смысла фразы "... того, чего они не знают". Сегодня нам уже известно о парном существовании и жизнедеятельности объектов, начиная с бесконечно малых до бесконечно больших, как в органическом, так и в неорганическом мире. Главное здесь в том, чтобы не забывать этих ясно изложенных идей и еще раз отметить, что они прекрасно сообразуются с данными современной науки.
Животный мир
В Коране затрагивается ряд вопросов, касающихся животного мира, истолковать которые можно лишь прибегнув к сравнительному анализу с данными современной науки. Здесь также необходимо не упустить из виду те места Корана, которые подобны приводимому ниже. Иначе такой анализ не позволит получить полных и всесторонних выводов относительно всего того, что содержится в Писании на этот счет.
В этом отрывке создание определенных организмов и определенных элементов животного мира описывается для того, чтобы побудить человека задуматься над тем, сколь бесконечно Милостив к нему Бог. Мы цитируем этот отрывок здесь в первую очередь для того, чтобы привести пример описания в Коране картины гармонии устройства Мироздания с потребностями людей. Там, в частности, об этом сказано применительно к людям, живущим в сельской местности.
"И скот Он создал; для вас в нем — согревание и польза, и от них вы питаетесь. Для вас в них — красота, когда вы их гоните на покой и когда выпускаете. И переносят они ваши грузы в страну, которой вы бы не достигли без утомления самих себя. Поистине, Господь ваш — Кроткий, Милостивый! И коней, и мулов, и ослов, чтобы вы на них ездили, и для украшения. И творит Он то, чего вы не знаете"
(Коран: Сура 16, Аяты 5-8)
Наряду с замечаниями общего плана в Коране содержатся данные по самым разнообразным вопросам таким, как:
· воспроизводство в животном мире;
· существование популяций животных, относящихся к конкретным видам;
· сведения о таких представителях животного мира, как пчелы, пауки, птицы;
· замечания, касающиеся ингредиентов молока животных.