Память святого мученика Менигна
Святой Менигн был родом из города Парии, Геллеспонтской области1. По ремеслу своему он был белильщик, занимался мытьем и чисткой одежд и холстов. Во время этих занятий при реке святой Менигн дважды слышал голос с неба, призывавший его на подвиг ради имени Христова. Это было в царствование жестокого гонителя христиан Декия2.
По приказанию царя, в городе, где проживал Менигн, было схвачено множество христиан, коих обрекли на мучение и заточили в темницу. Когда врата темницы были запечатаны и охранялись воинами, Ангел Господень явился узникам в темнице. Сняв оковы с узников, Ангел отпустил их из темницы на свободу невредимыми.
Мучители, хватившись узников и не нашедши их в темнице, спрашивали о них у стражников, но и воины ничего не могли сказать, так как ворота оставались запечатанными. Язычники пришли в смущение, а от воинов распространилась по городу весть, что Иисус Назорей ночью, пришедши в темницу, вывел заключенных. Язычники, ослепленные злобою, разыскивали христиан. Верующие же, укрепляемые бывшим им знамением, готовились с радостью к страданиям.
Святый Менигн, слыша этот рассказ от воинов, воспылал ревностною любовью ко Христу и вспомнил о небесном голосе, звавшем его на подвиг. Недолго раздумывая, он роздал заказчикам, данные ему для мытья одежды, и объявил себя последователем Христовым. Он разорвал указ нечестивого царя Декия, повелевавший предавать мукам и смерти всех христиан, если они после убеждений не отрекутся от Христа. После сего Менигн был схвачен и представлен властям. Судья приговорил отрезать персты его, разодравшие царский указ. Когда отрубили ему пальцы, то из них вытекла не кровь, а молоко. После сего, мученика стали уговаривать принести жертву идолам, чтобы избежать ему дальнейших мук и смерти. Но святой мужественно исповедал Христа. Тогда мучитель приказал без милосердия бить его и мучить. Он был повержен на землю сильными ударами палачей, потом повешен на дереве и строган железом. Однако это не ослабило ревности исповедника Христова. Тогда его сняли с дерева и отсекли главу. В это время из уст святого вылетела к небу чистая горлица. Так, повинуясь небесному призыву, святой Менигн, совершил свой подвиг за Христа, и душа его отлетела к небу, чтобы приять от Господа мученический венец.
Христиане после кончины святого, тайно ночью, пришли на место его мучений и взяли тело его. А глава его, оставленная на месте, обретена была после одним христианином. Святый мученик явился в видении сему христианину, который после видения нашел главу святого, по указанию яркой звезды, сиявшей над ней.
________________________________________________________________________
1 Геллеспонт - северная область Малой Азии, по берегу Черного моря.
2 Декий - римский император, царствовал с 249-251 г.
Память преподобного Агаввы
Преподобный Агавва был родом измаильтянин. Оставив свое отечество, родителей и богатства, он последовал за одним иноком, от которого принял монашеский образ. Наставник святого Агаввы отправился вместе с ним к великому подвижнику Евсевию: у него святой Агавва научился пребывать долгое время в молитвенном бодрствовании. По смерти блаженного Евсевия, святой Агавва остался в его келлии и там прожил 38 лет. Он никогда не надевал обуви, на чреслах носил тяжелые вериги; пищею ему служило сочиво, разведенное в воде. В продолжение дня и ночи он большее время проводил стоя и на коленах и совершая служебный молитвословия Всевышнему. От сидения он совершенно отказался: его никто и никогда не видал сидящим. Как подвижник, он представлял пример мудролюбия и послушания. Скончав в таких подвигах свое житие, он с миром почил о Господе1.
________________________________________________________________________
1 Время подвигов и преставления преподобного Агаввы относят к V в.
В тот же день память святого благоверного князя Михаила Тверского
Житие святого отца нашего Амфилохия, епископа Иконийского,
Память 23 ноября
Святой Амфилохий1, епископ Иконийский, друг великих вселенских учителей святого Василия Великого и Григория Богослова, был родом из Каппадокии и родился в городе Кесарии. Отец его, называвшийся также Амфилохием, был родной брат блаженной Нонны2, матери святого Григория Богослова. Это был муж великого ума и глубоких познаний, с коими соединял красноречие и, при всем этом, еще и добросердечие и благочестие и служил помощью для всех родных и наставником в слове. Заботясь о своих детях, он дал им прекрасное образование и воспитал их в духе христианского благочестия.
Младший сын его, пришедши в возраст, сначала выступил оратором и адвокатом. Но, еще с юных лет, он возлюбил Бога паче всего и потому вскоре, по убеждению святого Григория Богослова, избегая мирских тревог и суеты, удалился в пустыню, где и стал проводить иноческую, строго-подвижническую жизнь, усердно служа одному только Богу. Здесь занятиями его были молитвы, чтение Писания и пост. В таком строгом самоумерщвлении и подвигах поста святой Амфилохий прожил довольно долгое время, пока Господь не указал ему другое высшее, святительское, служение, поставив его, как бы светильником на свещнице Церкви.
Когда скончался епископ церкви Иконийской3, Ангел Господень явился Амфилохию ночью и сказал, чтобы он шел в город и пас духовных овец; но Амфилохий не решился идти. В следующую ночь опять явился ему Ангел и сказал:
- Ступай в город, Амфилохий, и паси овец, которых вручает тебе Бог.
Но Амфилохий и на этот раз не послушал Ангела, думая, что явление его есть обольщение злого духа: "и сатана, подумал святой, иногда может преобразоваться в светлого Ангела". В третью ночь Ангел, явившись к нему, позвал его:
- Амфилохий! Встань с постели!
Быстро встав, Амфилохий в страхе сказал:
- Если ты - Ангел Божий, станем оба на молитву. Преклонивши главу, Амфилохий начал петь: "Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея". Но и явившийся пел с ним вместе. Затем Ангел взял его за правую руку и повел в бывшую неподалеку церковь, двери которой сами собою растворились пред ними. Когда они вошли внутрь, Амфилохий увидел яркий свет и множество мужей в белых одеждах, которые взяли его, привели к алтарю и дали ему в руки святое Евангелие, говоря: "Господь с тобою!" Один же из них, по-видимому, старший, громко провозгласил: "Помолимся все", и потом сказал:
- Святая благодать поставляет брата нашего Амфилохия епископом города Иконии; помолимся за него, чтобы благодать Божия была на нем.
После молитвы все, простившись с Амфилохием, стали невидимы, а сам он стоял, удивляясь чудесному видению и своему странному посвящению во епископы, и молился Богу, поручал себя Его святой воле. Как только начало рассветать, он вышел из церкви и отправился в свою пещеру. И вот, на пути его встретили семь епископов, собравшихся из окрестных городов в Иконию для избрания и поставления епископа этому городу. Им было повеление от Бога отыскать черноризца Амфилохия. Вышедши из Иконии, они всюду искали его и, встретив, наконец, его, спросили:
- Не ты ли Амфилохий? Говори нам правду, ибо всякая ложь - от лукавого.
- Я - грешный Амфилохий, - смиренно ответил он им. Они с честью повели его в храм, чтобы хиротонисать, но он сказал им:
- Если Бог благоволил, чтобы я, недостойный и грешный, был указан вам для избрания в епископы, то не должно уже мне скрывать и умалчивать далее о Его чудесных делах, напротив, мы непременно должны об явить о них и за всё воздать славу Богу.
И святой Амфилохий рассказал им всё с самого начала о том, как он ночью в видении был посвящен во епископы. Выслушав его, епископы изумились и возблагодарили Бога за чудесное посвящение Амфилохия и уже не осмелились вторично посвящать его, но, поклонившись ему с почтительностью и с любовью облобызав его, посадили его прямо на архиерейском престоле (в царствование Валентиниана и Валента4).
Довольно долгое время пас святой Амфилохий стадо Христово: он прожил до времен императора Феодосия Великого и его сыновей. Как учитель веры православной, он боролся против ереси Ария5, претерпел много притеснений и обид от еретиков, был сподвижником святых отцов, восстававших против богохульства Евномия, и на втором Вселенском соборе много подвизался против духоборца Македония6 и сторонников того же Ария. За свою ревность о благочестии и добродетельную жизнь он был прославляем повсюду и пользовался любовью святых отцов, особенно - святых Василия Великого и Григория Богослова, которые считали его своим близким другом и были с ним в переписке7.
В царствование Феодосия Великого8 святой Амфилохий явился однажды к императору и умолял его уничтожить во всех городах молитвенные собрания ариан. Но император не хотел исполнить его просьбы, чтобы не явиться притеснителем в глазах народа. Тогда Амфилохий, молча, ушел из дворца, но чрез несколько дней опять пришел туда и, благодаря своей мудрости, сделал нечто, достойное воспоминания. Он поклонился царю, сидевшему на престоле, отдав ему должную честь, и почтительно приветствовал его, а на сына его Аркадия, недавно возведенного на царство и сидевшего около отца, не обратил никакого внимания и не оказал ему подобавшей чести. Феодосий, подумав, что Амфилохий забылся, приказал ему отдать должный привет Аркадию.
- Довольно и того, что отдана честь царю, - заметил Амфилохий.
Тогда император-отец сильно разгневался и, не желая позволить непочтения к своему сыну, велел с позором выгнать святого Амфилохия из дворца.
Святой Амфилохий сказал ему:
- Видишь, царь, как не переносишь ты непочтения к своему сыну и как гневаешься на меня? Так и Бог - Отец не терпит непочтения к Его Сыну, отвращается и не любит хулящих Его и гневается на тех, кто входит с хулителями в общение.
Император понял тогда, почему Амфилохий не воздал чести его сыну,- потому, что хотел показать, что Богу Сыну подобает равная честь с Отцом, - подивился мудрости святого и, встав с престола, поклонился ему и просил у него прощения. Тотчас же Феодосий разослал по всей империи указы об удалении ариан из всех городов, и в случае нужды - силою и угрозами. Так св. Амфилохий очистил церковь Христову от еретиков.
Около того же времени проникла в Ликаонскую область ересь Мессалиан9. Святой Амфилохий ревностно защитил церковь свою и от этой заразы. Он обличил еретиков и лично, и силою своего богомудрого слова, и после того присутствовал на соборе Сидском в Памфилии10, где ересь эта была осуждена. В это время святой Амфилохий столько уже преуспел духом, что мог испрашивать своими молитвами исцеление больным.
Достигши глубокой старости, святой Амфилохий с миром почил о Господе11.
Кондак, глас 2:
Божественный гром, труба Духа, веры садоделателю, и сечиво ересей, иерарше Амфилохие, Троицы угодниче великий: со ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас.
________________________________________________________________________
1 Икония - город на восточной плодоносной равнине внутри Малой Азии, при подошве горы Тавра; был некогда главным городом Ликаонской области; в средние века был главным городом сельджуских султанов (1096-1308 гг.). Ныне-турецкий город Кония. Христианство здесь было насаждено первоначально Апостолами Павлом и Варнавою.
2 Память праведной Нонны совершается 5-го августа.
3 Это было в 372 г.
4 Император Валентиниан (на западе) царствовал с 364 по 375 г. Валент (на востоке) - с 364-378 г. Поставление св. Амфилохия во епископы последовало в 373-м году.
5 Арий, осужденный 1-м Вселенским собором, учил, что Сын Божий есть не Бог, а только высшая тварь, чрез которую Бог сотворил весь мир.
6 2-й Вселенский собор (1-й Константинопольский) был в 381 г. Македоний, осужденный собором, учил, что Дух Святой есть тварь, не имеющая участия в Божестве и славе Отца и Сына.
7 Св. Амфилохий неоднократно путешествовал в Кесарию к св. Василию Великому. В одно из таких. путешествий он упросил Василия Великого написать о Св. Духе для обличения духоборцев. Кроме личного совещания по различным церковным вопросам Амфилохий не раз просил Василия Великого и на бумаге разрешить сомнения его о благочинии церковном. По просьбе Амфилохия, великий отец написал, между прочим, известное "каноническое послание". В 375 г. св. Василий Великий, приглашая еще к себе Амфилохия, поручал ему, по причине болезни, Кесарийскую церковь; но Амфилохий, сам будучи болен и в то же время не зная о болезни Василия, приглашал его в Иконию на собор. Однако болезнь Василия не прекращалась и вместо себя он послал на собор (376 г.; на соборе этом духоборцы были осуждены) книгу о Св. Духе. После того св. Амфилохий для успешной борьбы с евномианами - крайними арианами просил св. Василия разрешить несколько вопросов евномианской диалектики, и св. Василий, не взирая на тяжкую болезнь, написал ему свои ответы. В таком же близком дружественном общении был св. Амфилохий с родственником своим св. Григорием Богословом, по убеждению которого первоначально удалился в пустыню, и который посылал ему туда письма, а также запасы хлеба.
8 Феодосий Великий царствовал с 379-395 г.
9 Мессалиане, иначе Евхиты, отрицали Троичность Лиц в Боге, таинства, посты, внешние подвиги и все церковные установления. Для борьбы с демоном, во власти которого, по их мнению, находится каждый человек, достаточно только усиленной молитвы, после которой в молящемся поселяется Всесвятой Дух. Они предавались созерцаниям, мистическим пляскам и уверяли, что телесными очами видят божество. - Ересь мессалиан возникла в IV в., была осуждена в 431 г. на 3-м вселенском Ефесском соборе, но окончательно исчезла уже в VII веке.
10 Памфилия - южная область Малой Азии. Собор происходил в Сиде, значительном городе Памфилии.
11 Св. Амфилохий Иконийский ок. 395 г. - Св. Амфилохий оставил после себя весьма много разнообразных, богословских сочинений: он писал книги, стихи, письма, слова. Самыми значительными из них были творения апологетические, написанный в защиту православного учения и в обличение еретиков. Такова его книга о Св. Духе и книга против евхитов, до нас не дошедшие, книга "о рождении Господа по плоти", которую читали на вселенских соборах, и которая сохранилась лишь в отрывках, и книга на прор. Исаию, до нас также не дошедшая. До нас дошло обширное письмо св. Амфилохия к Селевку, племяннику св. Олимпиады и внуку военачальника Траяна, в 333 стихах, педагогического характера. Известны также послание св. Амфилохия к Селевку, внуку военачальника Траяна о Св. Троице и воплощении Сына Божия и некоторые другие письма и послания, преимущественно о Св. Троице и в частности о Св. Духе. Кроме того, св. Амфилохий оставил по себе много слов и поучений - преимущественно догматического характера.