Чудо святых мучеников пяточисленных

Близ Константинополя был монастырь, называемый Олимпом, в котором была устроена церковь во имя святых пяти мучеников: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. И издавна утвердился обычай, чтобы на праздник в память святых мучеников приходили в этот монастырь император и патриарх и жертвовали, сколько нужно, на пропитание инокам. Ибо основателем монастыря было заповедано, чтобы монахи его не занимались ни сельскими работами, ни возделывянием винограда, но, предавшись совершенно предстательству святых мучеников, заботились бы только о своем спасении. И так как иноки строго хранили эту заповедь основателя, то святые мученики никогда не переставали заботиться о нуждах монастырских. Но милость Божия обычно бывает неразлучна с испытанием, дабы сделалось более очевидным то, что надеющиеся на Бога и взыскующие Его не лишатся всякого блага более, чем полагающиеся на свое богатство.

И вот общий Промыслитель о всех Бог, желая еще более прославить посвященное страстотерпцам Его место и посетить Своею милостью в лишениях и скорбях подвизающихся здесь их почитателей, устроил так, что во время праздника поднялась с моря страшная буря и был сильный дождь и холод, так что из города на праздник никто не прибыл. Иноки обители, отпевши вечерню и канон, были в унынии, так как им было совершенно нечего есть и даже укоряли святых мучеников, говоря пред их иконою:

- На утро мы уйдем отсюда и разойдемся, кто куда, искать себе пропитания.

Когда наступили сумерки, привратник пришел к игумену и сказал:

- Благослови, отче, привести к тебе человека, прибывшего от царя с двумя нагруженными верблюдами.

Игумен дал благословение, и к нему вошел какой-то благолепный муж и сказал:

- Царь прислал вам съестных припасов и вина.

Иноки, сотворив молитву, внесли присланное, и все ели и пили, а оставшееся отложили про запас. И еще не успели они разойтись по келлиям, привратник опять вошел и сказал, что прибыл посланный от царицы, который и был введен и объявил игумену, что царица прислала им отборной рыбы и десять золотых монет. Посланный не успел еще окончить своих слов, как опять вошел привратник и доложил, что явился человек от патриарха. Когда нового посланного ввели, он отдал игумену церковные сосуды, говоря: "Патриарху благоугодно завтра служить здесь литургию" 18.

Игумен, обратившись к пришедшим, сказал:

- Что Богу угодно, то Он и сотворит. А вы - переночуете здесь, или сейчас же уйдете?

Они отвечали:

- Если нам найдется место, то останемся здесь до утра". Игумен велел поместить их на церковной паперти и, отпускал их на ночь, спросил их имена. Прибывший от царя назвал себя Авксентием, от царицы - Евгением, а принесший сосуд от патриарха - Мардарием.

Во время пения утрени, в церковь вошли два мужа. После кафизм19 игумен велел читать, что положено, о страданиях святых мучеников, но иноки говорили:

- Не будем читать: ведь, никто не пришел из города на праздник.

Тогда неизвестный муж, вошедший в церковь, сказал:

- Дайте мне книгу, я прочту.

Ему дали, и, когда он дошел до того места, где написано: "Евстратий был обут в железные сапоги с острыми гвоздями", - он вздохнул и ударил в церковный пол жезлом, который был у него в руке, - и воткнувшийся в пол жезл произрастил от себя ветви и превратился в дерево.

Стоявшие сзади поняли, кого они видят, и спросили:

- Для себя ли ты сделал это, Евстратий?

- Нет, - ответил он: бывшие страдания мои ничтожны в сравнении с наградой за них; сделано же это для того, чтобы праздник наш не остался без приходящих из города.

И лишь только он сказал это, все пять стали невидимы. А игумен, прийдя из церкви, нашел монастырский погреб полным хлеба и рыбы, и все опустевшие сосуды - полными вина. О совершившемся чуде поспешили известить царя и патриарха, которые прибыли в обитель и все прославили Бога и восхвалили святых Его мучеников. Обращенный же в дерево жезл разделили и раздавали на благословение, и в день тот были многие исцеления недужных по молитвам святых страстотерпцев.

Кондак мученика Евстратия, глас 2:

Светильник явился еси светлейший во тьме неведения седящим, страстотерпче: верою бо яко копием обложився, врагов шатания не убоялся еси Евстратие, риторов сый благоязычнейший.

Другой кондак мученика Евстратия, глас 3:

Витийствуя пред пребеззаконнующими божественная, биения претерпел еси мужественнейшим сердцем, облистал еси богознаменьми пречудне, угасил еси возвышенный прелести пламен. Сего ради тя чествуем всеблаженне мучениче Христов Евстратие.

________________________________________________________________________

1 Здесь разумеется так называемая Малая Армения - римская область между верховьями рек Евфрата и Галаса, называвшаяся так в отличие от Великой Армении - обширной горной страны к западу от Малоазийского полуострова между рекою Курою и верховьями Тигра и Евфрата, управлявшейся от II до V в. до Р. Хр. царями из своего племени. - Каппадокия - весьма обширная область в средине восточной части Малой Азии к западу от верховьев р. Евфрата; некогда была одним из значительных государств Азии, но потеряла самостоятельность и в конце концов вошла в состав Римской империи, как ее провинциа (в 17 или 18 году по Р. Хр.). Каппадокия граничила с Малой Арменией, и последняя прежде долгое время причислялась к первой.

2 Саталион - иначе Сатала - город в Армении.

3 Севастия - город в Армении, на северо-восток от Малой Азии.

4 Никополь - часто встречающееся в древней истории наименование городов. Здесь разумеется город в Малой Армении на границе Понта, при Ликусе, притоке Ириса,- ныне Эндерес.

5 Сия молитва св. мученика Мардария читается в заключение 3 часа и на полунощнице, в следующем виде: "Владыко Боже Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный Иисусе Христе, и Святый Душе, едино Божество, едина Сила, помилуй мя грешнаго, и имиже веси судьбами, спаси мя недостойнаго раба Твоего: яко благословен еси во веки веков, аминь".

6 Зевс, или Юпитер - греко-римский бог, почитавшийся язычниками властителем неба и земли, отцом всех богов и людей. Аполлон - один из наиболее почитаемых древними Греками и Римлянами языческих богов, считавшийся богом солнца и умственного просвещения, а также общественного порядка, охранителем закона и божеством прорицания будущего. Посейдон (Нептун) почитался братом Зевса и полновластным повелителем морей, рек и всех источников и водовместилищ.

7 Платон - знаменитой греческий философ IV века до Р. Хр., ученик знаменитого и славного философа Сократа. Замечательно то, что в своих философских воззрениях Платон, особенно в учении о Боге, творении мира и загробной жизни, близко подходит к христианскому учению. - Аристотель - известный греческий философ, ученик и современник Платона, воспитатель Македонского царя Александра Великого; ум его обнимал все известные древнему миру науки. - Гермес, так называемый Трисмегист (т. е. трижды величайший)-вымышленный автор известного древнего философского языческого, так называемого теософического, учения, возникшего в III веке по Р. Хр.; представлялся язычниками мудрым мужем, получающим высшее божественное откровение и чрез трех сыновей сообщающим его людям.

8 "Тимей" - одно из выдающихся сочинений Платона, в котором он в форме беседы с Тимеем - учеником знаменитого, уважаемого философа Пифагора, которого он отыскал для того, чтобы познакомнться с учением последнего, излагает свои собственные мысли о многих высших вопросах бытия.

9 Агриколай ссылался при этом на то, что премудрый Платон нарочито ходил в Пирею (в Фессалию) на поклонение одной языческой богине; но хотя мнение и верование Платона не были чужды языческих заблуждений, - во всяком случае, общий характер их далеко возвышался над ними и иногда даже довольно близко подходил к христианскому учению.

10 Гомер - знаменитой древнейший народный поэт Греции, о личности которого сохранились лишь одни баснословные сказание, - автор двух величайших поэм древне-классической литературы: Илиады и Одиссеи, в которых ярко отобразились верование древних Греков - Эсхил- древнейший из великих греческих трагических писателей, стяжавший своими произведениями заслуженную всемирную славу.

11 Гезиод - знаменитой древний греческий поэт, который, по всеобщему мнению древних, жил одновременно с Гомером или даже раньше его. В оставшихся отрывках его произведений сохранилось много языческих басней и сказаний о богах древних греков.

12 Хаос, по верованию древних Греков, был зияющим неизмеримым мировым пространством, существовавшим прежде всего, - темным животворным первоисточником всякой жизни в мире, породившим Эреба - первичный мрак и Ночь, и чрез первого впоследствии День, после чего уже возникли земля (Гея), небо (Уран) и т. д. Всё это древние представляли в образе божеств; но и в этих своих верованиях, затемненных грубыми языческими суевериями, они несколько подходят к истинному учению о сотворении мира.

13 Т.-е. диавол, сатана.

14 Память его совершается 11 февраля.

15 Так называлось в древности внутреннее помещение военачальника в лагере, а также судьи.

16 Эта предсмертная молитва святого Евстратия принята в церковное употребление и читается на полунощнице субботней, в следующем виде: "Величая величаю тя Господи, яко призрел еси на смирение мое, и неси мене затворил в руках вражиих: но спасл еси от нужд душу мою. И ныне, владыко, да покрыет мя рука твоя, и да приидет на мя милость твоя: яко смятеся душа моя, и болезненна есть во исхождении своем, от окаяннаго моего и сквернаго телесе сего: да не когда лукавый сопостата совет срящет, и препнет ю во тьме, за неведомыя и ведомыя в житии сем бывшыя ми грехи. Милостив буди ми Владыко, и да не узрит душа моя мрачнаго взора лукавых демонов: но да приимут ю ангели твои светлии и пресветлии. Даждь славу имени Твоему святому, и Твоею силою возведи мя на божественное Твое судище, внегда судитися ми, да не приимет мя рука князя мира сего, еже исторгнути мя грешника во глубину адову: но предстани ми и буди ми Спас и Заступник, тлесная бо и сия мучения, веселия суть рабом Твоим. Помилуй Господи осквернившуюся страстьми жития сего душу мою, и чисту ю покаянием и исповеданием приими, яко благословен еси во веки веков, аминь".

17 Свв. мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест скончались в начале 4го века. Впоследствии в родном их городе Аравраке, где были погребены честные мощи их, в честь их сооружена была церковь и от мощей их творились чудеса. Перед вратами Цареградскими была обитель в честь этих мучеников, по имени Олимп. Здесь каждогодно служил патриарх в день памяти вх. В настоящее время мощи их почивают в Риме, в церкви св. Аполлинарие Равеннийскаго.

18 В бедной Олимпской обители конечно не было всего нужного для благолепного служения патриаршаго, и патриарх, если желал служить там, естественно должен был посылать туда церковные сосуды, облачение и проч. от себя.

19 Кафизмы входят в непременную принадлежность утреннего Богослужения и состоят из чтения псалмов с присоединением кратких славословий. Вся псалтирь, содержащая в себе 150 псалмов, разделяется на 20 кафизм, из коих каждая делится на три славы. Это разделение произошло в древние времена.

Наши рекомендации