Б. Греческие слова для хвалы.

1. Aineo встречается 8 раз и означает «возносить голос к Богу».

2. Ainesis встречается только один раз в Новом Завете и означает хвалу в процессе жертво­приношения (Евр.13:15).

3. Ainos встречается дважды и означает «воздавать хвалу Богу» (Мф.21:16; Лк.18:43).

4. Doxa встречается 150 раз и значит «давать славу».

5. Doxazo встречается 60 раз и означает «прославлять», «возвеличивать», «восхвалять».

6. Epaineo встречается 6 раз и значит «аплодировать», «одобрять».

7. Epainos встречается 11 раз и означает «одобрять», «хвалить».

8. Eulogeo встречается 40 раз и значит «хорошо отзываться».

9. Eusebeo встречается дважды и означает «восхвалять (Деян.17:23).

10. Exomologeo встречается 10 раз и означает «признавать», «хвалить», «признавать публично».

11. Humneo встречается 5 раз и означает «петь хвалу».

12. Psallo встречается 5 раз, первично это слово означало «играть на музыкальном инструменте», «исполнять псалом».

Поклонение также выражено большим количеством разнообразных еврейских и греческих слов. Поэтому приведенный ниже перечень лишь дополняет разделы V и VIII. Даже слова, несущие отрицательный смысл, важны, чтобы понять, чем отличается поклонение идолом от истинного поклонения.

В. Еврейские слова для поклонения.

Многие еврейские слова означают поклонение или описывают действия при поклонении. Чтобы увидеть богатство словарного запаса, я приведу все еврейские слова, относящиеся к поклонению человека перед Богом или идолом.

1. Abad встречается 200 раз и означает «служить».

2. Abida встречается 6 раз и означает «работать» или «служить» (Исх. 6:18).

3. Abodad встречается 110 раз и означает «служить» (Числ. 3:36).

4. Abrek встречается один раз и означает «преклонить колено» (Исх.41:43).

5. Athar встречается один раз и обозначает поклоняющегося (Соф. 3:10).

6. Barak встречается 300 раз и означает «колено преклоняться, чтобы благословить
другого».

7. Kaphaph встречается 5 раз и означает «кланяться» или «проклинать».

8. Kara встречается 35 раз и означает «преклонять колени» или «простираться».

9. Misheret встречается около 60 раз и означает служение, необходимое Богу. (Исх. 12:6; 16:32-34; Неем. 12:45).

10. Natah встречается более 50 раз и означает «кланяться» (Пс. 18:9).

11. Polchan встречается один раз и означает «служить» (Исх. 7:19).

12. Qadad встречается 15 раз и означает «низко кланяться в знак почитания».

13. Sachaph встречается дважды и означает «простираться».

14. Sagad встречается 4 раза и означает «простираться», «кланяться в почитании и поклонении» (Ис.44:15; 17; 19; 46:6).

15. Segid встречается 12 раз и имеет негативный оттенок, так как подразумевает поклонение идолом. (Дан.3).

16. Seret встречается 2 раза и означает «служить» (2Пар. 29:35).

17. Shachach встречается 21 раз и означает «низко опускаться».

18. Shachad встречается более 170 раз (смотрите выше).

19. Sharat встречается около 100 раз и означает «служить» (Числ. 3:36).

20. Shuach встречается 3 раза и означает «кланяться» (Пс. 43:25).

Г. Греческие слова для поклонения.

1. Gonu встречается 12 раз и значит «кланяться».

2. Gonupeteo встречается 4 раза и означает «кланяться», «ложиться перед».

3. Kampto встречается 4 раза и означает «преклонять колени в почтении»
(Рим. 14:11).

4. Latreia встречается 5 раз и означает божественную службу или служение по-
клонения (Ин. 16:2; Рим. 9:4; 12:1; Евр. 9:1,6).

5. Latreuo встречается 21 раз и означает «служить религии».

6. Leitourgia встречается 6 раз и означает службу.

7. Leitougio встречается 3 раза и означает «служить».

8. Proskuneo встречается 60 раз и означает «целовать».

9. Sebasma встречается дважды и означает «поклоняться» (Деян. 17:23; 2 Фес.2:4).

10. Sebazomai встречается 1 раз и значит «служить”.

11. Sebo встречается 10 раз и означает «поклоняющийся», «поклонение»,
«боящийся Бога» (Мтф. 15:9; Деян. 16;14;18:7).

12. Sebomai встречается 8 раз и означает «бояться».

13. Sebomenos ton theon встречается 1 раз и относится к богобоязненному человеку.

14. Theosebes встречается 1 раз и означает «поклоняющийся» Богу (Ин. 9:31).

15. Therapeuo встречается 44 раза и означает «служить» (Деян. 17:25).

16. Threskeia встречается 4 раза и означает «служить» или «поклоняться»
в религиозном контексте.

17. Threskos встречается 1 раз и означает «религиозный» (Ин. 1:26).

Приложение II.

Танцы в церкви: по Библии ли это?

В Ветхом Завете танцы исполняли исключительно религиозные функции. В современном обществе танцы чаще ассоциируются с дискотекой, ночными клубами и языческим преклонением. Чтобы получить Библейский взгляд на танцы, важно не окрашивать наше восприятие языческими концепциями, проникнувшими в наше сознание. Необходимо сделать краткий обзор, который поможет верно взглянуть на эту проблему.

Ветхий Завет.

Ветхий Завет обычно говорит о танцах в Израиле и дает нам хороший взгляд на танцы тех времен. В Исходе15:20 Мариам и сопровождающие ее женщины поют и танцуют, прославляя Господа и Его победу на красном море. Еврейское слово «mekholaw» означает здесь «танцевать в компании». После величайшей победы в их жизни женщины открыто выражают свою благодарность Богу за то, что Он сделал для их народа. Это же еврейское слово используется в Судей 11:34, где дочь Иеффая встречает его, танцуя, после победы над Аммонитянами. Итак, танцы были вполне нормальным явлением в еврейской культуре.

Давид наиболее часто ассоциируется с танцами в Ветхом Завете. В 1-й Царств 18:6-7 (21:11; 29:5) израильские женщины поют, танцуют и играют на музыкальных инструментах, встречая Давида после победы над Филистимлянином. И снова мы встречаем еврейское слово «mekholaw». В описании же танцев Давида перед Господом в 2-й Царств 6:14-16 и 1-й Паралипоменон 15:29 используются разные слова. В обоих случаях Давид танцует перед ковчегом Господним; при этом используется 2 разных еврейских слова. Во 2-й Царств «karar» означает «сильно кружиться» без каких-либо запретов, что и делал Давид. Чтобы почтить Божье присутствие в Скинии, он радовался и прославлял Господа, хоть его жене и не нравилось это. В 1-й Паралипоменон «ragad» значит «причитать с дикой радостью». Здесь Давид также скакал и веселился, радуясь присутствию Божьему. Похожее слово «chuwl» используется в псалме 29:12, когда Бог «препоясал» Давида весельем.

Ветхий Завет содержит и другие примеры танцев. В Плаче Иеремии 5:15 отсутствие танцев объясняется «сетованием», а их наличие – с радостью в Господе. В псалмах 149:3 и 130:4 танцы рассматриваются, как обычный способ восхваления и поклонения Богу. Поэтому еврейское общество принимало их и не считало, что они противоречат религии.

Наиболее уникальное упоминание о танцах мы находим в Иеремии31. Эта глава полна надежды на Новый Завет, обещанный Богом. Здесь Он являет свои планы для всей земли, говорит о времени заключения Нового Завета с домом Израилевым. Через пророка Бог обещает: « Я снова устрою… снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся», « И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона… тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе» (стихи 4. 12-13). Очевидно, что Новый Завет не исключал танцев как способа прославления присутствия Божьего среди Его народа. Бог вернет танцы, чтобы не было сетования, о котором шла речь в Плаче Иеремии. Новый Завет – завет хвалы, поклонения и танцев, так что нам следует отвечать танцем на то, что он сделал для нас.

Новый Завет.

В Новом Завете говорится о еврейском стиле поклонения без указания каких-либо деталей. Однако на отдельных примерах показано, что энергичные танцы были продолжением Ветхозаветной традиции.

В Матфея 11:17Иисус использует греческое слово «orcheomai», означающее «танцевать в кругу или, выстроившись в ряд» (смотри Лук. 7:32). Хоть он и использовал пример с танцами, как часть своего учения, Его притчи взяты из повседневной жизни и понятны людям. Отсюда можно сделать вывод, что танцы были нормальным явлением в Его дни. В Луки 15:25 в истории о блудном сыне используется термин «choros», означающий танцы и пение в кругу. Если сравнить отца блудного сына с Богом, то слуги этого человека, танцующие, поющие, играющие на музыкальных инструментах схожи с нами, ведь мы – слуги Божьи. Итак, танцы были естественным способом празднования победы, а в приведенном выше примере – возвращения к жизни сына, который был «мертв» в своих грехах. Иисус использует это слово в соответствующем контексте.

В Новом Завете используется и 3 других греческих слова, описывающих танцы. « Galliao» происходит от двух слов «agan» – «очень» и «hallomai» – «прыгать». Следовательно, Galliao означает «сильно прыгать» в процессе танца. Это слово употребляется во время радости при гонении (Мтф. 5:12); по отношению к Иисусу в Луки 10:21: «В тот час возрадовался духом Иисус». Многие могут заметить, что Иисусу не следовало делать этого, однако, вспомните, что ОН не был связан человеческими условностями. ОН следовал стилю поклонения, упоминаемому в Ветхом Завете. Когда говорится, что Иисус радовался и прыгал, это означает, что Он делал это. То же слово используется Иисусом, когда он говорит об Аврааме, возрадовавшемся увидев «день Мой» (Ин. 8:56). Упоминается это слово и во многих других местах (Лк.1:14,44, 47; Ин. 5:35; Деян. 2:46; 16:34 и т.д.). Остановимся на примерах из 1-го Петра 1:6 и 8, где говорится, что в последние дни следует радоваться в Господе и тому, что Он сделал для нас. И хотя в контексте нет танцев и прыжков, они подразумеваются, когда Петр говорит о Боге и спасении. Радость в спасении так велика, что прыжки и танцы будут лишь естественным выражением ее; ведь одержана победа света над тьмой, жизни над смертью, надежды над отчаянием. Давайте же прыгать от радости.

Два последних греческих слова встречаются нечасто. а) «skirtao» означает «прыгать от радости» (Лк.1:41,44;6:23) , б) «hallomai» значит «подпрыгивать», как в Деяниях 3:8, когда хромой был исцелен и запрыгал, хваля Господа; это было естественной реакцией на великое чудо (Ин.4; 14; Деян. 14:10).

В заключении необходимо отметить, что иногда танцы в Библии ассоциируются со злом (Исх. 32:19;Суд. 21:21-23; 1Цар. 30:16, Иов 21:7-21; Мф.11:17; 14:6; Марк. 6:22; Лук. 7:32). Все эти случаи происходили вне контекста истинного поклонения Единственному Богу. Они рассказывали о язычниках, танцующих перед идолом, или о евреях, отвернувшихся от Бога. Исходя из последних примеров, мы не можем исключить или ограничить Новозаветные танцы. Мы должны посмотреть на более широкую Библейскую картину, которая относится к танцам положительно, о чем свидетельствовали Иисус и Его ученики.

Помните, что танцев не может быть без музыки. Эта музыка не должна быть чувственной или языческой, иначе она не будет способствовать божественным танцам. Нельзя употреблять термин «христианский рок», ибо христианская музыка и рок имеют два различных источника и принадлежат к двум различным мирам. Их нельзя смешивать, если мы хотим, чтобы наши танцы вдохновлялись Духом. Музыка лишь служит поклонению, а не вдохновляет его; только Бог может вдохновлять истинное поклонение.

В Писании нет танцев перед Духом Святым, есть танцы перед Господом. Если кто-либо из верующих или группа верующих танцует во время церковного служения, нужно делать это в присутствии Святого Бога, который любит порядок. Чтобы принести радость Господу, давайте восстановим потерянный дар танца на наших церковных служениях. Господь вдохновит нас и «возвеселится о тебе радостью… будет торжествовать о тебе с ликованием» (Соф. 3:17).

Приложение III.

Песня Господа.

В посланиях к Ефесянам 5:19 и к Колоссянам 3:16 Павел называет песню Господа «песнопением духовным». Это новая песня, дающаяся Святым Духом и направляемая им. Обычно она исполняется одним из верующих во время служения поклонения. Эта песня не может быть отрепетированной, она звучит как импровизация во время служения. По Павлу песня Господа говорит «Духом Божиим» (1Кор. 12:3) в форме песнопения, имеющего вид пророчества, языка, выражающего поклонение, обожание и прославление Бога. Песня будет пророчествовать церкви, приободрять, хвалить и утешать тех, кто ее слышит. Между певцами и слушателями возникает взаимопонимание; пение вдохновляет веру, надежду, прочность в любых испытаниях, которым подвергается народ Божий. Оно отвечает на наши вопросы и направляет на стези Божьи. Хорошая группа поклонения всегда сможет прочувствовать тональность песни Господа. Услышав эту песню, мы еще больше будем любить Бога и поклоняться Ему, так как дух наш будет вознесен и зажжен этой любовью.

Приложение IV.

Семейное поклонение по Валерии МакДжордж.

В семье, преклоняющейся перед Богом, царит единство. Каждый ее член чувствует присутствие высшей власти. Чувствуя мир перед лицом Господа, забываешь о том, что можно положиться на кого-то еще. Прикосновение к другим жизням, принадлежащим Богу, укрепляет верность Ему и другим.

К сожалению, многие родители против ежедневного семейного поклонения. По их мнению, оно включает лишь чтение Библии и длительные молитвы. Возможно, когда они были детьми, им запомнились «семейные алтари», ориентированные скорее на взрослую аудиторию. Как бы то ни было, большинство родителей соглашаются, что именно дома начинается обучение поклонению, что оно является духовной силой, объединяющей семью. Сегодняшним семьям необходимы теплые отношения, чтобы успешно встретить трудности окружающего мира. Время, проведенное в семейном поклонении, дает родителям возможность поделиться истинами Писания и великими Библейскими доктринами. При небольшом планировании семейное поклонение может быть достаточно увлекательным, чтобы заинтересовать всех. Творчество и изобретательность – ключи к семейному поклонению.

Начало.

Если ваша семья не занималась совместным поклонением раньше, начинайте делать это постепенно. Пусть поклонение будет коротким. Останавливайте его в момент наибольшего интереса. Не позволяйте семейному поклонению стать скучным. Старайтесь использовать новые идеи, материалы, время и даже место. Не забудьте помолиться, чтобы Святой Дух поддержал ваши усилия и привел вашу семью к христианской зрелости. Пусть Дух ответит на нужды каждого члена семьи и укажет, чего им не хватает в жизни.

Время.

Семья должна собираться в то время, когда никто никуда не спешит. Для этого хорошо подходит время завтрака и ужина. Будет нарушаться ваше поклонение или нет, зависит только от вас. Возникшие помехи постарайтесь устранить как можно быстрее. Отключите телефон, заранее накормите младенца, заставьте детей сходить в туалет перед началом поклонения. Выделите небольшой отрезок времени для семейного поклонения и сделайте его наиболее важным временем дна или недели.

Место.

Поклонение может проходить в различных местах с целью приятной смены обстановки: за кухонным столом, в гостиной, на крыльце на закате дня, возле постели больного. Пусть члены семьи выбирают различные места, чтобы встретиться со словом Божьим.

Программа.

Несмотря на одинаковое содержание и цеди, каждое собрание должно быть значительным и интересным. Основные компоненты будут те же: поклонение, чтение Библии, запоминание Писания, песни и молитва. Но конец встречи должен быть зрелищным.

Основные компоненты:

(А) Поклонение: восхваление Господа, любовь к нему и реагирование на Него всем сердцем; пребывание в благоговейном страхе перед тем, кем Он является; готовность подчиниться воле Господа. Поклонение фокусируется на самом Боге. Наши мысли направлены к Нему в обожании, мы восхищаемся чудесами Божьими и поклоняемся Ему.

Поклонение детей не должно быть автоматическим. Отношение к поклонению должно воспитываться на собственном примере и взращиваться через опыт. Так как поклонение – это личностный ответ Богу, пусть каждый его участник попробует дать этот ответ. Обучайте, а затем спрашивайте даже самых маленьких членов семьи, как они воспринимают Создателя. Пусть дети каждый день рассказывают о том, как они применяют уроки Библии в своей жизни и что они чувствуют по отношению к Богу. При обучении могут использоваться рассказы и многое другое, что вызовет у детей желание поклоняться Богу и Его обожание.

(Б) Чтение Библии: является важной частью посвящения. Через нее Бог разговаривает с нами. Существует много различных методов чтения Библии. Возможно, вам захочется сделать это чтение разнообразным. Иногда можно прочитать несколько глав подряд. В другой раз выберите стихи к одной теме, разбросанные по всей Библии. Организуйте «неделю любимых стихов», когда члены семьи зачитывают свои любимые стихи. Через какое-то время выберите Библейские абзацы, цитирующие Иисуса.

Варьируйте методы: пусть каждый вечер меняется член семьи, читающий Библию; иногда читайте Библию про себя; пусть вначале родители читают стих, а затем дети и т. д.

Не забывайте, что независимо от вашего плана и методов, вы «питаете» юные сердца и умы. Объясняйте трудные абзацы, большие слова, основные идеи; пересказывайте более простым языком трудные концепции. Чтение длинных абзацев со сложными словами не приведет к нужному результату. Сделайте слово Божье понятным и нужным для каждого.

(В) Запоминание Писания: величайшее знание, которое может иметь человек – это понимание слова Божьего. Через него мы имеем вечную жизнь во Христе. Это руководство к нашей жизни. Знание Писания побеждает неверные учения и доктрины. Оно удерживает детей от увлечения различными «-измами» и культами, а также от греха.

Вот несколько типов запоминания: а) дайте каждому стиху «заголовок». Это поможет детям понять стих и вспомнить его при необходимости. Например: Ефесянам 2:8 можно озаглавить «Спасенные через веру»; б) запишите стихи на небольшие карточки, которые можно носить с собой и читать в течение дня; в) прочитайте стихи несколько раз, затем кто-то читает первую часть стиха, а другой заканчивает его. Потом поменяйтесь ролями. В конце каждый прочтет стих самостоятельно, а затем хором. Этот метод забавен и эффективен; г) каждый день немного повторяйте. Запоминание требует повторения; д) напечатайте различные стихи на карточках, разрежьте их на кусочки. Сложите кусочки от каждого стиха в конверт. Раздайте конверты и понаблюдайте, кто быстрее соберет свой стих. Затем зачитайте стихи.

(Г) Молитва: молитва существенна для семейного поклонения. Сократите молитвенное время, чтобы сделать ее значимой. Отразите в молитве все происходящее в вашей семье и в мире вокруг вас. Включите в нее просьбы, хвалу и благодарность. Молитесь на простом языке, избегайте обобщений, не говорите: « Господи, помоги бабушке»; попросите Бога о том, что действительно ей нужно. Пылкие молитвы являются особым видом молитв и требуют особых ответов. Такие молитвы на многое способны (Иоанна 5:16). Такая интимность сближает людей, развивает сострадание и понимание проблем друг друга.

Если вашей семье неудобно колено преклоняться, не делайте этого. ( В Библии приводятся примеры различных позиций: коленопреклонение, простирание, сидение, лежание, ходьба и т. д.). Молиться можно в любом положении, вслух или молча, и дети должны знать и понимать это разнообразие, данное Богом.

Молитвенное время не для того, чтобы выносить перед Господом недостатки других членов семьи или устраивать служение. Сделайте молитвенное время тем временем, когда вы объединяетесь в своей любви перед троном благодати.

Дополнительные идеи для семейного поклонения.

· Время от времени просите каждого ребенка делиться любимым стихом, стихотворением о Боге, записями, песней, христианским фильмом, своими идеями.

· Играйте евангельскую музыку: слова и музыка оказывают сильное влияние на нашу жизнь и мышление. Этот метод использовался реформацией.

· Прочитайте вслух слова любимого гимна. Обсудите, что хотел сказать в нем автор. Найдите возможные сведения об авторе.

· Позвольте детям разучить с вами новую песню, которую они выучили в воскресной школе.

· Купите или сделайте куклы. Пусть дети расскажут Библейскую историю, используя их.

· Обсудите, как Библия помогла вам в последнее время.

· Обсудите, что представляет собой Бог, и как мы можем больше узнать о Нем. Прочитайте псалом 138; Иова 37-39.

· Составьте собственный кроссворд по Библии.

· Возьмите зонтики и пойдите на прогулку под дождем. Осмотритесь вокруг, почувствуйте капли дождя на своем лице. Прислушайтесь к ветру и шелесту листвы. Оставьте свои следы на грязной улице и поговорите о Боге

· Поблагодарите Бога за этот дождь и природу, окружающую вас. Вернувшись домой, выпейте по чашечке какао и прочитайте Иова 37.

Обучая детей, не забывайте, что они кипят энергией и хорошо впитывают новые идеи о Боге. Сделав Божьи сокровища доступными им, мы создадим прочное основание для христианского роста и опыта.

Общее представление о таких понятиях как крещение и причащение не повредит ребенку. Вначале они должны познакомиться с терминологией и символами этих процессов. Позднее это понимание углубится. Если делать это слишком быстро, то можно смутить ребенка и вызвать разочарование в учителе. В этом случае религия может показаться маленьким детям скучной и непонятной. У детей также могут сформироваться неверные понятия, которые придется корректировать позднее. ( Некоторые дети связывают причащение с обедом, а чудо – с Христом, который находится везде). Правильные же идеи, заложенные вовремя, окажут большое влияние и заложат лучший фундамент, помогая ребенку иметь длительный и волнующий опыт общения с Богом.

Прекрасная диаграмма, чему и как учить детей, дается в книге Алисы Чэпин «Построение веры в вашем ребенке». Из диаграммы видно, в каком возрасте детям лучше учить Библейские истины и как их обучать. Не забывайте об индивидуальном подходе к каждому ребенку.

Заключение

Мы состоим из тела, души и духа; если хорошо кормить ребенка и правильно воспитывать его, но игнорировать духовное развитие, мы будем развивать только 2/3 личности (в действительности это будет намного меньше, так как Библия гласит, что личность определяется ее духом, значит, мы воспитываем духовно искалеченного ребенка). Поскольку после смерти мы все будем где-то находиться (на небесах или в аду), я верю, что развитие духа ребенка наиболее важно. Физиологическое и психологическое развитие помогут нашим детям жить в обществе и обеспечивать свое существование; духовное же развитие поможет понять смысл жизни, т. к. Бог призвал их быть «светом и солью» деградирующего общества, быть духовным инструментом Господа, изменяя все сферы жизни по Его воле.

Апостол Павел писал Коринфянам: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить». (1 Кар. 9:24). Я считаю, что христианские родители должны соревноваться с миром и, особенно в области воспитания детей, которые станут зрелыми в духе, разуме и чувствах. Давайте же сделаем все возможное; руководимые Богом, Его мудростью, любовью и силой.

Наши рекомендации