Семь священных одеяний в хвале и поклонении
Господь предписал определенные типы одеяний, которые жрецы и левиты должны были носить в храме. Это дает нам представления о качестве хвалы и поклонения, которые Он ожидает от нас. Каждая деталь здесь существенна, чтобы должным образом обеспечить хвалу и поклонение Ему.
Спасение, ибо «священников его облеку во спасение» (Пс.131:16). Бог хочет, чтобы мы начинали с обновленного духа и желали приблизиться к Нему в хвале и поклонении.
«Славная одежда», которую по предсказанию Исаии 61:3 мы получим вместо «унылого духа». Бог хочет, чтобы мы приходили к Нему в радости и наслаждались те, что Он для нас сделал. Благодарное сердце покрывает всего человека.
Сила, так как Иисус посылает «обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лука 24:49). Помазание силой свыше усиливает наше поклонение Господу и служение Ему. Божьи священники – могущественные священники.
Во Христе: в Галатам 3:27 Павел говорит: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Харизма без характера ведет к катастрофе. Господь ожидает, что в нашей жизни будет сформирован божественный характер и мы придем к правде, а не к лицемерию. Мы покажем, что же мы представляем из себя в действительности.
Дух: 1 Петра 2:5. Мы – дом духовный и наше поклонение должно исходить от духа, а не от плоти и души. Истинное поклонение всегда исходит из нашего духа, который является сердцевиной нашего естества или личности.
Смирение – неотъемлемая часть нашего духовного помазания. Об этом идет речь и в 1 Петра 5:5: «Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Мы должны облечься в кротость и покорность в присутствии Святого и Всемогущего Господа и друг друга. Истинный священник осознает высокое положение Бога и приходит к Нему склоняясь, а также прославляя других вокруг Него.
Праведные деяния: «И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откр.19:8). Мы должны облекаться в праведные дела, которые представляют Божьи дела на земле.
Нашей целью также является облачение «в небесное наше жилище», то есть совершенствоваться в нашей хвале и поклонении Ему в истинно чистом и смеренном духе. Во 2Кор. 5:2 говорится: «от того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище». В земном теле мы во многом ограничены, это включает в какой-то мере и нашу способность восхвалять и поклоняться Господу. Наша слабая плоть препятствует нашему духу «выйти из тела». Наше же небесное одеяние, которое является духовным, однажды будет дано нам, чтобы наши хвала и поклонение Богу больше не имели пределов.
Поклонение в скинии.
Теперь давайте более пристально рассмотрим поклонение в скинии. Бог предоставил план и образец того, как должна быть устроена скиния и что должно в ней осуществляться. Скиния была самым важным местом в еврейском лагере и центральным местом их жизни. Скиния исполняла следующие функции:
Место лицезрения: каждый человек приходил с жертвой, искупающей его нечистоту, и представал пред лицом Господа. Необходимо было пролить кровь, чтобы устранить барьер между людьми и Богом и дать им возможность общаться с Ним. Только после очищения они могли быть приняты Господом.
Место замещения: человек был виновен и должен был умереть, но Бог в Своей милости обеспечил замену в виде жертвоприношений, которые люди должны были приносить Ему.
Место посвящения: Те, кто приблизился к Господу, посвятили Ему свои жизни не только в служении, но и позволяли использовать себя так, как хотел Господь (Быт. 12:7; Исх.20:23-26).
Место поклонения: Это было важное место поклонения Господу, полной концентрации на Нем, чтобы удовлетворить Его.
Сама структура скинии преподносит нам сегодня много интересных духовных уроков. Там была внешняя стена из белого полотна, которая олицетворяла святость и чистоту Бога; затем, внешняя стена имела только один вход, означающий, что существует только один путь к Господу, а не несколько; в-третьих, бронзовый алтарь был алтарем лицезрения Бога, здесь осуществлялись жертвоприношения животных. Он представлял собой очищение, осуждение греха и прощение через кровь. Как говорится в Притчах 28:13, сознание предшествует состраданию; для нас же сознание в собственных грехах предшествует поклонению. В-четвертых, там была купель, где омывался священник, что означало обновление. После этого он мог войти в палатку, где находилось святое место с внутренним святилищем, и предстать пред лицом Господа. В-пятых, в святом месте был стол с хлебом Божьим. Это символизирует жизнь, которую Он ежедневно нам дает. В-шестых, там был золотой подсвечник, ярко освещавший скинию, показывая нам, показывая нам, что Бог – свет нашей жизни. В-седьмых, там был золотой алтарь с ладаном, постоянно подносимым Ему, что олицетворяло причащение к Нему в молитве (Иак.21:14; 3 Царств 50-51). И, наконец, священник теперь мог зайти в тронный зал Господа за завесой, где был Ковчег Завета, олицетворявший присутствие и слово Божье, и сидение милосердия, означавшее прощение и принятие Богом. Итак, через поклонение в скинии, мы видим спасение в действии, что Христос позже осуществил в своей жизни.
В скинии и в храме было пять типов жертвоприношений (Лев. 1:7); и каждое из них имело свое значение и цель:
Жертвы всесожжения: это были жертвы любви за Его милость.
Приношение пищи: давалось как посвящение духовному служению Господу.
Мирные жертвы: обозначали исцеление и восстановление прерванных отношений с Богом.
Жертвы за грех: представляли собой признание вины за особые нарушения закона Божьего.
Жертвы повинности: каждый человек чувствовал себя виновным за свои грехи; поэтому Бог представил этот вид жертв для очищения людей.
Чтобы подвести итог сказанному, интересно посмотреть на семь видов поклонения в скинии, описанных в 1Пар. 29:20-22 за два дня. Эти дни, должно быть, были славным праздником и царь Давид возглавлял его. В стихах 1-20 царь Давид подготовил свой народ к поклонению Богу, совершив три важные вещи, которые следует совершить любому хорошему вождю. Перед тем, как его народ вступит в истинное поклонение. Во-первых, он преподнес финансовые дары Господу «по любви к дому Бога своего» (стихи 1-5), что вызвало соответствующую реакцию у его народа (стихи 6-9). Во-вторых, он благословил Господа перед всем собранием в качестве примера (стихи 10-19). В-третьих, он приказал всему собранию тоже благословлять Господа (стих 20). Оно ответило удивительным образом семью актами поклонения за два дня.
День первый.
Стих 20: благословило Господа: «barak» = преклонило колени в обожании Бога;
Стих 20: поклонилось;
Стих 20: распростерлось пред Господом.
День второй.
Стих 21: принесли жертвы Господу: дали Ему то, что было необходимо;
Стих 21: вознесли всесожжения Богу;
Стих 22: ели и пили пред Господом;
Стих 22: прославляли Его «с великой радостью».
Как мы видим, их акт поклонения не был кратковременным. Это было поклонение от всего сердца, которое заняло много часов. Итак, люди полностью отдались Господу в поклонении.
В. Храм: стиль поклонения Соломона.
В какой-то степени, храм был расширением поклонения в скинии, однако впервые он стал постоянным местом поклонения, в отличие от передвижной скинии. К тому же, храм придал новые измерения поклонению Иисуса и усилил уже существующие духовные измерения поклонения в скинии. Эти новые измерения были таковы:
Теперь через определенные промежутки времени для народа Божьего устраивался национальный праздник (2 Пар. 5-6).
Проходили торжественные собрания для выбора нового священника или коронации царя (3Цар. 8:14).
Были регулярными музыкальные собрания, символизирующие постоянное прославление Господа (1Пар. 16:5), включая хор жрецов (1 Пар. 16:5; 2Цар. 6:5).
Закон Божий регулярно читался в храме, как напоминание Божьих ожиданий от своего народа (Неем.9:3-38).
Были очень частыми моления. Так как даже Иисус сказал, что храм – дом молитвы (3Цар. 8:20).
После создания храма люди регулярно участвовали в поклонении. Во 2Пар. 29:25-36 мы сможем проследить 10 актов поклонения Богу в храме.
Акт 1. Стихи 25-26: при помощи музыки левитов, которые использовали в поклонении Господу многочисленные музыкальные инструменты.
Акт 2. Стих 7: жертвы всесожжения для Господа. Не потому, что Он требовал этого, а потому что это был единственный способ принести Ему дары.
Акт 3. Стих 27: Пение Господу было переплетено с жертвоприношением, как способ прославления того, что Он сделал и делает для нас.
Акт 4. Стих 28: все собрание молилось пред лицом Господа, пока царь и певцы пели и играли для него «доколе не окончилось всесожжение».
Акт 5. Стих 29: все преклонилось и поклонилось («kara») в почитании Господа.
Акт 6. Стих 30: они продолжали славить Господа с радостью и склонили головы («gadad») с уважением.
Акт 7. Стих 31: все собрание понесло жертвы и благодарственные приношения в дом Господень и весь народ служил Ему. Это не было их временным занятием, а пожизненным служением Господу. Сегодня все верующие должны понимать важность служения Богу через хвалу и жертвы.
Акт 8. Стих 31: они приблизились к Богу; все собрание приблизилось к Господу, чтобы не только понести дары, но и иметь дружеские отношения с Ним. Поклонение позволяет нам приближаться к тому, кому мы поклоняемся.
Акт 9. Стих 34: Они освятили себя. В этом стихе указывается, что левиты «были более тщательны в освящении себя, нежели священники». Истинный поклоняющийся устраняет из своей жизни все оскорбительное, чтобы быть святым пред тем, как он войдет в присутствие святого Бога и предложит святые жертвы. Следовательно, мы должны освящать себя все больше и больше.
Акт 10. Стих 35: И, наконец, они предложили мирные жертвы Богу. Они хотели идти с Господом в мире и радости всю свою жизнь.
Важное примечание: Интересно, что Новый Завет перечисляет семь жертв, которые мы обязаны приносить Господу: 1) в Рим. 12:1-2 Павел говорит, что мы должны отдать наши тела, все наше естество Господу; 2) в Рим. 15:16 Павел называет следующую жертву – «быть служителем Христа у язычников». Итак, наша вторая жертва – это служение имени Господа без отступления назад и ожидания, когда кто-нибудь укажет нам задачи для выполнения. Если у каждого из нас есть служение, данное Богом, давайте пожертвуем нашим комфортом и будем делать то, чего желает Господь. 3) Павел считает себя «жертвой» за веру тех, кого он учил. Жизнь в вере, которая выражается в послушании, святости и характере и есть истинная духовная жертва (Фил. 2:17). 4) Филиппийцы обеспечили Павла необходимой финансовой поддержкой, которую он называет «жертвой приятной, благоугодной Богу» (4:18). Значит, наши финансовые пожертвования на дела Божьи приятны Господу. 5) В Евр. 13:15 мы уже говорили о жертве хвалы. 6) А в 13:16 нас призывают: «не забывайте так же благотворения и общительности ибо таковые жертвы благоугодны Богу». Наша забота о нуждах других, тоже рассматривается, как жертва. 7) В Откр. 8:3-4 наше молитвы служат жертвой Богу. Итак, Новый Завет перечисляет семь особых жертв или даров, которые мы можем дать непосредственно Господу или посредством заботы о тех, о ком мы должны заботиться по Его плану.
Краеугольные камни скинии и храма в изучении службы в этих местах; важно сознавать, что двумя краеугольными камнями, необходимыми в истинном, длительном поклонении, были:
Для хвалы и поклонения нет субботнего отдыха, потому что Бог всегда присутствует в Своем храме. Значит, наши хвала и поклонения должны постоянно предлагаться Господу как подлинный духовный дар.
В обязанности священников всегда входили поклонения, молитвы, музыка, пение и пожертвования Господу. Функции Новозаветных священников остаются такими же.
Все Ветхозаветное поклонение зависело от двух вышеописанных принципов. И они по-прежнему верны для современных верующих.
Г. Откровение: картина небесного поклонения.
Книга Откровение – это книга победы и поклонения, ключ к наилучшему пониманию настоящего, небесного поклонения, существующего в данный момент и которое будет существовать вечно. При изучении Откровения Иоанна Богослова нам становиться виднее наше предназначение и мы можем даже применить, в какой-то степени, небесное поклонение сейчас на земле. Давайте заглянем в книгу Откровение и посмотрим на божественное небесное поклонение:
А) Кому поклоняются на небесах: когда мы начинаем думать о том, что все и все на небесах поклоняются одному вечному Богу, мы начинаем сознавать, что полностью должны сконцентрироваться на вечном, живом Боге. Наши мысли и жизни должны больше фокусироваться на Господе, которому следует поклоняться сегодня и которому мы будем поклоняться всегда.
Альфа и Омега (1:17-18): Иоанн имел потрясающий опыт, когда он лицезрел живого Христа на Его небесном престоле. Иисус разговаривал с ним громким голосом, говоря: «Я есмь Первый и Последний и Живой». Иоанн пал к Его ногам не только из почтения к тому, что Он сидит на троне вселенной, но из-за силы Его присутствия и ошеломившей его святости. Апостол вынужден был поклониться в страхе перед бесстрашным.
Святой: 4:8 четверо животных признают только одного, достойного истинного и вечного поклонения, вот почему они поют Ему: «свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был и есть и грядет». Даже царство животных будет поклоняться Единственному, чей характер характеризуется святостью или полной отделенностью от всего, созданного Им, всего нечистого.
Достойный: 4:10-11 двадцать четыре старца упали перед ним на колени и поклонялись «Живущему во веки веков», складывали свои венцы перед Его престолом, почитая «Сидящего на престоле» и говоря: «Достоин Ты, Господи, принять славу, и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено». Старцы признали Его вечную мощь и план создания всех вещей для Его славы и прославления.
Лев: 5:5-6 Иоанн также стал свидетелем удивительного зрелища, когда никто не был достоин раскрыть небесную книгу. Вдруг один из старцев попросил Апостола не отчаиваться, так как «лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее». И тут Иоанн увидел победоносного Господа, который был достоин открыть книгу и, следовательно, был достоин всего поклонения.
Агнец: 5:13: небесное видение продолжалось и Иоанн увидел еще больше, когда вдруг все, созданное Господом (включая все человечество и всех животных) из всех поколений начало петь: «Сидящему на престоле и Агнцу – благословение и честь, и слава и держава во веки веков». Вся вселенная была наполнена пением хвалы и поклонения Ему, кто правит над всеми.
Б) Кто поклоняется на небесах: задумайтесь над могущественным звуком и миллионами голосов, поклоняющихся Богу на небесах. Каждый из нас слышал пение больших хоров с мощными голосами; но когда все, кто посвятил себя Господу, соберутся на небесах, какой ошеломительный звук будет слышен по всей вселенной, когда мы будем петь Ему из вечности в вечность!
а) 4:7 «четыре животных… не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет». Даже эти уникальные животные были созданы, чтобы поклоняться пред Его небесным престолом.
б) 4:10-11 «… двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: «Достоин Ты, Господи, принять славу и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено». Эти двадцать четыре старца представляют первоначальные двенадцать племен Ветхого Завета и двенадцать Апостолов Нового Завета. Они не только поклоняются Господу, но и складывают свои атрибуты величайшего почитания (короны власти) перед Богом, у которого есть вся власть сила и слава на небесах и на земле.
в) 5:11-12: «И я увидел и слышал голос многих Ангелов во круг престола…и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: «достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение». Все небесное воинство посвятило себя поклонению Агнцу божьему, который победил врагов Господа и правил абсолютно всем.
г) 5:13 дает нам более широкое понятие о тех, кто поклонялся Господу: «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу – благословение и честь, и слава и держава во веки веков». Бог создал все живое с внутренней потребностью поклонения. Значит, поклонение естественно как в царстве животных, так и среди людей, это вполне нормальное явление. В мире животных кто-то один обычно является лидером, принимается с почитанием и с определенной степенью поклонения. Среди групп людей поклонение стало одной из характерных черт повседневной жизни. Очевидно, что мы не можем жить без поклонения кому-либо или чему-либо, поскольку поклонение – неотъемлемая часть нашей жизни.
д) 7:9: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которых никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» Каждая нация будет представлена перед престолом в поклонении Богу.
е) 15:2-3: «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его, и число имени его стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея…» Бедствующие святые не только пройдут через великие времена испытаний, но и победят в них, поклоняясь Господу, одержавшему победу над сатаной и его силами на земле. Как мы видим, поклонение от всего сердца позволит нам пройти через самые болезненные жизненные невзгоды и не только выжить, но и поклоняться Господу в тяжелое время. Многие из них, кому выпала такая судьба, испытал особенную близость к Богу.
ж) В 19:1 говориться: «громкий голос как бы многочисленного народа…говорил: аллилуйя! Спасение, и слава, и честь, и сила Господу нашему!» Это будет великое время длительного прославления Господа, «ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от Руки ее». Мы будем вечно поклоняться Господу, который победил власть тьмы, и тем, кто верно идет одной дорогой с Ним.
В) Почему мы поклоняемся: уже тот факт, что мы предстанем пред лицом Его, достаточен, чтобы поклоняться Господу. Разрешение пребывать у Его престола предает нам силу и желание поклоняться Ему. Откровение показывает несколько особых причин нашего поклонения живому Богу.
Он достоин этого, что является наиболее ценным в ком-либо, получающем поклонение. Ангелы, живые, мертвые и все животные скажут: «достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (5:12). Обратите внимание, что во всех этих случаях поклонения нет ни молитвы, ни требований, ни просьб, только полная концентрация на Боге в поклонении.
Он создатель всего, живого и неживого. «Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (4:11).
Он искупитель, который искупил падших ценой Своей драгоценной крови: «ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени» (5:9). Как велик наш искупитель, который может спасти весь мир; поэтому в честь Его великого искупления мы поклоняемся Ему.
Он правитель, который сделал нас царями и священниками «Богу нашему»; Иоанн слышит, как святые поют на небесах: «И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (5:9-10).
Г) Как мы поклоняемся Ему: «как – означает больше, чем форма; «как» становится выражением нашего духа и изливается в обожание и прославление Единственного, идущего рядом со своим народом. Описанные ниже формы поклонения должны быть истинным выражением желаний нашего сердца.
Через слова обожания и возвышения, идущие из глубины наших чувств и направленные к Нему, кто правит нами осуществляет Свои планы по всей земле (5:11).
Через пение, когда мы подбираем мелодии к нашим словам, чтобы прославить Его, сидящего на троне 5:12 (4:11; 5:9-10; 5:13).
Через поклонение или простирание перед Ним, чтобы воздать Ему должную честь, а также провозглашать, прославлять, почитать, приветствовать, восхищаться и восхвалять Его (1:17; 4:10; 5:8, 14; 7:11; 11:16; 19:4).
Знанием и пониманием, потому что Он являет Себя нам, когда мы начинаем измерять настоящую глубину Его святости, власти, правды, мудрости и славы. Итак, чем больше мы узнаем Его, тем больше мы будем прославлять Его, как единственного святого Бога на небе и на земле.
Д. Святой Дух в поклонении.
Ключевым текстом здесь будет Исход 40:15, где Господь повелевает Моисею: «И помажь их, как помазал ты отца их, чтобы они были священниками Мне, и помазание их посвятит их в вечное священство в роды их». Значит, Святой Дух является существенным элементом истинного поклонения, говорим ли мы о духовенстве Ветхого или Нового Завета. Без Святого Духа невозможно иметь настоящее поклонение, потому, что именно Он:
Инициирует поклонение: Он заставляет наш дух раскрыться и дотрагивается до него.
Вдохновляет, пробуждает в нас желание поклоняться Господу.
Ведет, устанавливая направление и настроение каждого служения.
Поддерживает нас в наших слабостях, Его сила придает силу нам.
Заряжает нас, давая силу нам, чтобы стоять, возносить руки, поклоняться, молиться, вскрикивать и т.д.
Контролирует наше поклонение, умеряя выражения нашей плоти и вторжения сатаны, если мы следуем за Ним.
Он направит нашу жизнь на службу Господу.
Поклонение – не просто наш дух, откликающийся на Дух Божий; это, скорее, Божий Дух в нас, поклоняющийся через нас.
Примечание: 1Кор. 12:13: в языческом поклонении было нормальным, когда идолы, которым поклонялись, вели людей к определенным речам. Когда же наше поведение контролируется Святым Духом, Он умерит нашу плоть и не допустит непочтительных способов поклонения. Однако, людей следует учить, как Павел учил верующих в Коринфе, что Святой Дух не может вдохновить на безбожные речи, «анафемы на Иисуса» (1Кор. 12:3). Святой Дух охраняет от невоздержанности, так как Он прославляет Христа. Руководство церкви, умеряемое Святым Духом, должно убедиться, что все проводимое в ней пристойно и в порядке. Хорошие лидеры будут всем сердцем принимать участие в служении поклонения, а также пристально наблюдать за людьми, чтобы быть уверенными, что они не увлекаются излишествами и показухой.
Поскольку в нас то, что мешает поклонению (см. раздел 12), Святой Дух приходит, чтобы освободить нас от оков, влияния плоти, власти сатаны и всего остального, что ограничивает или препятствует неограниченному потоку Божьего Духа влиться в наш дух. Когда Святой Дух освобождает нас, мы можем начинать поклоняться «в духе» способом, приятным Богу. К тому же, Святой Дух изобретателен и предохраняет наше поклонение от того, чтобы стать традиционным или скучным. Святой Дух имеет для нас множество способов поклонения Господу (см. раздел 6); и наше поклонение, после Его помазания, останется свежим волнующим, полным радости и ожидания. Святость – сердце настоящего поклонения. Бог поддерживает отношение с теми, кто близок к Нему по своей природе, подобное притягивает подобное. Чем больше слово Божье обитает в нас (Кол. 3:16), тем больше мы осознаем Его святое присутствие, тем более преданными поклоняющимися мы становимся. Давид говорит в 1Пар. 16:29: «поклонитесь Господу в благолепии святыне Его», «поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» или в величии святости (Пс. 28:2), «поклонитесь Господу в благолепии святыни» или в великолепии святости (Пс. 96:9).
Что значит поклоняться в святости? Это значит, по крайней мере, четыре вещи:
1. Тот, кому мы поклоняемся, свят;
2. Вдохновитель нашего поклонения свят;
3. Как поклоняющиеся, мы должны быть святы, чтобы наше поклонение было принято;
4. Форма нашего поклонения должна быть святой, приемлемой для Бога и предписанной Им.
1 и 2 всегда будут святы, но о 3 и 4 мы должны позаботиться сами. Мы должны возрастать в святости, если мы собираемся продолжать дружеские отношения со святым Богом. Но возрастать в святости означает возрастать в нашей чувствительности ко греху и презирать его в нашей жизни и жизни окружающих. Жить в грехе – значит игнорировать подсказки Божьего Духа; мы должны отстранить от себя все, что оскорбляет Бога, так как Его глаза слишком чисты, чтобы видеть беззакония: «Чистым очам Твоим несвойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснения Ты не можешь» (Авв. 1:13). Святость – неотъемлемая часть характера Бога и она должна стать частью нас, как поклоняющихся Богу.
То, как мы поклоняемся Богу, так же важно, как и само поклонение. Бог в деталях описал форму поклонения, приемлемую для Него. Некоторые думают, что если мы следуем предписанным правилам поклонения, то в нем нет свободы. Однако, еще Ветхий Завет описывает в деталях, поскольку Бог не предоставляет инициативу человеку, зная, что поклонение перейдет в языческие формы если строго не учить ему. Это не отбирает у нас свободы, а предоставляет нам свободу истинную. Бог описывает разнообразие форм поклонения и, если верующие изучат эти формы, то внутри каждой формы они найдут что-то необычное, например музыку. Итак, наслаждайтесь свободой поклонения, а господь подскажет вам, какая из форм будет для Него более приятна в то или иное время. И всегда помните приказания Господа: испытывайте, что благоугодно Богу» (Еф.5:10). Он – наш Бог, а мы – Его народ; наша обязанность знать, чего Он от нас хочет.
Бог хочет постоянных и настойчивых поклоняющихся. Что это значит? Постоянный поклоняющийся – это тот, кто «регулярно» возрастает в святости и служении Господу во всех сферах своей жизни. Это включает такие мелочи, как своевременная оплата счетов или добросовестное выполнение работы по дому. Не постоянный поклоняющийся не расстраивается от того, что он не свят. Постоянный же поклоняющийся не может жить в грехе, сознателен он или нет. Бог ненавидит грех и мы тоже должны «возненавидеть зло и возлюбить добро» (Амос 5:15), (см. Притчи 8:13). Любой верующий, который постоянно грешит, блокирует поток Божьего духа в поклонении и показывает отсутствие страха перед ним. Мы же, любящие Господа, должны ненавидеть зло (Пс.96:10).
Бог так же жаждет настойчивых поклоняющихся. Такие поклоняющиеся будут стремиться достигнуть во всем совершенства. Они знают, что они еще не совершенны, но будут стремиться к святости и совершении дел для Господа. Как говорится в 2Кор. 7:1 и Евреям 12:14 мы должны «совершать святыню в страхе Божьем» и «стараться иметь … святость». Мы должны стремиться к самому лучшему.
Наше поклонение как дар, который мы приносим Господу. Если мы предлагаем его от всего сердца, с искренностью и радостью, Господь принимает его с благодарностью. Ключевой момент здесь следующий: наше поклонение поднимается до уровня нашей святости и желания вырасти в святости. Если мы не бросаем сами себе вызов регулярно возрастать, изменяться и лучше узнавать Бога, тогда наше поклонение станет формальным и безжизненным. Так как Бог свят, Он ожидает, что и наше поклонение будет святым. Следовательно, мы сами и наш способ поклонения должны быть святы. И мы, скорее, должны подняться до Его уровня, чем ожидать, что Он спустится до нашего уровня.
Перед тем, как мы перейдем к непрерывному поклонению, Святой Дух должен указать нам на нечистые взаимоотношения, привычки, мысли, желания и т.д. Его цель – осудить нас, привести к признанию нашего греховного поведения и освободить от всей нечистоты в нашей жизни. Уничтожив все нечистое, Святой Дух наполняет нас Своим святым присутствием, очищая нас и превращая в сосуды, наполненные Его святостью и славой, а также в каналы, через которые Он благословляет других людей и даже целые нации (Иакова 4). Любой человек может восхвалять Бога, но не каждый может поклоняться Ему, так как святость присуща только настоящему поклонению. Чем глубже мы вырастаем в поклонении, тем величественнее будет лицезрение нами Бога: Он хочет убрать нечистоту из нашей жизни для того, чтобы мы выросли в поклонении. Чем чище сосуд, тем величественнее поклонение. Давайте же со всем прилежанием стремиться к святости.
Настоящее поклонение также будет требовать растущего видения Господа. Мы поклоняемся тому, что знаем о Господе; поэтому Он постоянно хочет расширять наше представление о том, кем Он является, чтобы мы могли больше откликнуться на Его совершенную и безграничную природу. Поскольку Он безграничен, наше поклонение может возрастать бесконечно.
Е. Девять преимуществ поклонения и хвалы.
Осия был человеком понимающим боль Господа, когда мы отворачиваемся от Него и не поклоняемся Ему так, как Он этого желает. Например, в гл. 6:1-3 мы читаем: «пойдем и возвратимся к Господу: ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восстановит нас, и мы будем жить пред лицом Его. Итак, познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя зоря – явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю». Бог призывает нас вернуться к Нему или же приблизиться к нему. По мере этого приближения Он обещает нам 5 вещей: а) исцелить нас; б) «перевязать» наши разбитые жизни; в) оживить наши «потухшие» жизни; г) «восстановить» нас; д) Он придет к нам. Какие великие обещания дает Он нам, если мы повернемся к Нему!
Мы никогда не должны поклоняться Господу с целью что-либо получить от Него. Однако, от этого поклонения мы все-таки получим преимущества, хотя это будет лишь побочным продуктом нашего послушания Его воле. Давайте кратко рассмотрим некоторые духовные преимущества, вытекающие из истинного поклонения.
Освобождение от душевных ран и оков. Очень часто мы связаны в духе из-за депрессии, поражения, ошеломления от окружающих событий, чувства неадекватности, а также злых духов, настроенных против нас. Как мы можем освободиться от этих оков? В Пс. 146:1-3 псалмопевец говорит, что похвала Господу созидает; она позволяет Ему «исцелять сокрушенных сердцем и врачевать скорби их», избавляет нас от оков прошлого. Поклонение и хвала Богу, приблизят Его к нам, чтобы исцелять нас и служить нам! Иаков говорит, что если мы смирим себя перед Господом и приблизимся к Нему, мы сможем противостоять дьяволу и он спасется бегством (3:6-8)! Самый верный способ приблизиться к Господу – сделать это через сильную хвалу и поклонение. Поэтому, когда ваши сердце и душа в отчаянии и кажется, что все против вас, воздайте от всего сердца хвалу Господу; Он освободит вас и представит вам высокое положение. Павел и Варнава определенно испытали это в Филиппах.
Благословения. Поклонение Господу допустит Его благословения в нашу жизнь, как Он и предписывает; они могут быть духовными, физическими и т.д. «Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все. Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш. Да благословит нас Бог, и да убояться Его все пределы земли» (Пс.66:5-7). Господь благословляет тех. Кто действительно поклоняется Ему; что, в свою очередь, служит как величайшее свидетельство для всей земли – Бог всегда с истинными поклоняющимися (Пс. 146:7-8). Однако, мы никогда не должны концентрироваться на материальных благословениях, которые мы можем получить, а можем и не получить. Но как верующие Нового Завета, мы получаем величайшие благословения в радости, любви, мире, силе и т.д.
Следующие четыре. В Иеремии 33:6-11 перечисляется четыре преимущества хвалы и поклонения Богу; но вначале было бы не плохо прочитать следующие строки: «Вот, Я приложу ему пластырь и целебные средства, и уврачую их, и открою им обилие мира и истины, и возвращу плен Иуды и плен Израиля и устрою их, как вначале. И очищу их от всего нечестия их, которым они грешили предо мною, и прощу все беззакония их, которыми они грешили предо мною и отпали от Меня. И будет для меня Иерусалим радостным именем, похвалою и честью пред всеми народами земли, которые услышат о всех благах, какие Я сделаю ему, и изумятся и затрепещут от всех благодеяний и всего благоденствия, которое Я доставлю ему. Так говорит Господь: на этом месте… опять будет слышен голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, голос говорящих: «славьте Господа Саваофа, ибо благ Господь, ибо во век милость Его» и голос приносящих жертву благодарения в доме Господнем; ибо Я возвращу плененных сей земли в прежнее состояние, говорит Господь».
На место войны и конфликтов приходит мир:
Иеремия 33:9, 11 Þ стих 6 (см. Исаия 60:18)
На место слабости и разбитости приходит физическое здоровье и полное исцеление:
Иеремия 33:9,11 Þ стих 6 (см. Притч.17:22)
Бог восстанавливает духовное и материальное богатство, украденное или разрушенное врагами:
Иеремия 33:9-11 Þ стих 7
Наступает победа над грехом, сатаной и миром:
Иеремия 33:9,11 Þ стих 8
Когда мы концентрируемся на Господе, мы обретаем силу и видение перспективы, растем в нашей возможности преодолеть грех, победить сатану и мир. Но если мы обращаем наше поклонение на что-либо другое, мы многое теряем, ибо поклонение ложным богам ведет к греху, моральному упадку и безнадежности (Исх.20:5, Евр. 9:9; 10:2). Как говорил Иисус в Иоанна 4:24, мы должны поклоняться «в истине», чтобы возрасти и победить зло.
Вечная награда: поклонение Богу даже в гонении и радость от этого принесут вечную награду, которая ждет нас на небесах. В Мф.5:10-12 Иисус подчеркивает это: «блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески несправедливо злословить на меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». Павел понимал эти слова буквально, когда он был избит и брошен в тюрьму (Деян.16).
Возрастающая радость: Божья радость увеличивается поскольку она зависит от нашей силы, от того, насколько Бог доволен нашим поклонением: «Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью, и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк.24:52-53).
Бог вступается за нас: Бог вступается за нас, особенно когда человек или сатана хотят навредить нам и служению, на которое нас призвал Господь. В Деяниях 4:23-31, 16:25-26 мы отчетливо видим как верующие обратились к Господу и начали поклоняться и восхвалять Его; Он пошел навстречу их нуждам и немедленно вступился за них. Даже если сатана или человек предпримут попытку навредить нам или остановить работу Господа, хвала и поклонение призовут Господа на нашу защиту. Если мы сможем хвалить и поклоняться Богу даже в таких ситуациях, значит мы признаем Его абсолютную независимость и мудрый план, проявляющийся даже в преследовании (2Пар. 20).
Ж. 14 результатов поклонения и хвалы.
Поклонение приносит дополнительные результаты и в самом его процессе и после него. Мы должны более глубоко рассмотреть этот процесс.
Успокаивает «возмущенный» дух: 1Цар. 16:14-23. Саул мучился до совершенного греха и подвергался нападкам злого духа. Давид успокаивал Саула при помощи музыки: «и когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл – и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (стих 23). Следовательно, поклонение и хвала через музыку имеют успокаивающее влияние на дух и разум, приносят освежение и обновление.
Позволяет Святому Духу активизировать дары Духа: в 4Цар. 3:15-16 пророк Елисей понимал, что поклонение часто активизирует и стимулирует пророчество. Он говорит: «теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея. И он сказал: так говорит Господь…». Важно знать место поклонения, как необходимый элемент для получения даров Святого Духа. Получить эти дары без поклонения будет очень трудно. Даже Павел видит важность поклонения духом и разумом, как часть процесса получения Божьих даров для церкви (1Кор. 14; 1Пар. 25:1-7).
Подготавливает нас к участию в духовной войне. Сатана был главным херувимом и он знал силу хвалы и поклонения. Он всегда будет стараться нав