Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ состоит из преамбулы и четырех глав.
Первая глава – «Общие положения» – раскрывает и конкретизирует общие принципы и положения, важнейшие из которых в общем виде сформулированы в Конституции: право на свободу совести и свободу вероисповедания, светский характер государства; отделение религиозных объединений от государства и их равенство перед законом; право на религиозное образование и способы его реализации.
Вторая глава Закона – «Религиозные объединения». В ст. 6 дается определение и устанавливаются признаки религиозного объединения. Таким образом, Законом прямо установлена цель образования религиозного объединения – совместное исповедание и распространение веры. В этом отличие религиозных объединений от общественных и от иных некоммерческих организаций. В отличие от прежнего Закона «О свободе вероисповеданий», более конкретно указаны основные признаки религиозного характера объединения. Таким образом, мнение участников объединения о религиозном или нерелигиозном его характере не является решающим обстоятельством для официального признания его таковым. Поэтому объединению, которое по сути не является религиозным и не обладает вышеуказанными признаками, но добивается признания себя таковым с целью получения каких-либо льгот или преимуществ, может быть отказано. В то же время норма Закона дает правовое основание, чтобы признать религиозным объединение, которое не хочет именовать себя таковым, чтобы уклониться от предусмотренных законодательством ограничений и ответственности, но фактически подпадает под данное определение.
В ст. 6 также установлены ограничения, запрещающее создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также создание и деятельность объединений, цели и действия которых противоречат закону. Данная норма призвана практически обеспечивать светский характер государства, однако она не препятствует государственным служащим или военнослужащим быть членами религиозного объединения, существующего вне организации или учреждения, например, прихожанами соседней церкви.
Закон ввел две различные формы, в которых могут создаваться религиозные объединения, присвоив им разные наименования: религиозная группа и религиозная организация(ст. 6, п. 2). В Законе РСФСР «О свободе вероисповеданий» существовал один термин – «религиозные объединения», которым обозначались как объединения, обладавшие правом юридического лица, так и не обладавшие. В действующем Законе основным отличием между формами объединений является их правосубъектность, наличие или отсутствие юридического лица.
Одним из принципиальных отличий действующего Закона от Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» является усложнение процедуры обретения религиозным объединением статуса юридического лица и соответствующей правоспособности. Концепцию регулирования Законом данного вопроса можно изложить примерно следующим образом. Реализация основных прав и свобод человека и гражданина, требующая предоставления возможности объединяться и действовать в соответствии со своими убеждениями, не получая на это никакой специальной санкции государства, может осуществляться в рамках религиозной группы. В случае же если религиозное объединение приобретает права юридического лица, способность вступать в правоотношения как единое целое, необходимо прохождение государственной регистрации. Такое требование продиктовано как общей нормой ст. 51 Гражданского Кодекса, согласно которой государственная регистрация обязательна при создании любых юридических лиц, так и необходимостью удостовериться в религиозном характере создаваемой организации, в том, что приобретаемая ею правоспособность не будет использована в ущерб интересам общества.
Согласно заложенной в Законе схеме, социальная адаптация в России нового религиозного движения должна проходить следующим образом: вначале последователи нового вероисповедания образуют религиозную группу, уведомляют о ее создании орган местного самоуправления. Затем должен пройти 15-летний срок, в ходе которого составляется ясное представление о характере деятельности этой группы, появляется уверенность в отсутствии в ее деятельности правонарушений, опасности для общества. После этого группа проходит государственную регистрацию и становится местной религиозной организацией. Такой же процесс должны пройти еще, как минимум, две другие религиозные группы. Только после этого три местные религиозных организации смогут учредить централизованную организацию и дальнейшее увеличение численности религиозных организаций данной конфессии будет происходить без ограничений по времени.
Ст. 14 Закона содержит перечень оснований для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы, осуществляемых в судебном порядке. В связи с принимаемыми мерами по противодействию экстремизму в 2002 г. в этот перечень были добавлены «действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности». Из Закона устранена норма, которая присутствовала в Законе РСФСР «О свободе вероисповеданий» и согласно которой религиозное объединение не несло ответственность за нарушения закона, совершенные его отдельными членами. Эта норма делала практически невозможным вменение правонарушения в вину объединению в целом.
Третья глава – «Права и условия деятельности религиозных организаций». В настоящее время нет необходимость подробно регулировать в Законе имущественные, налоговые, трудовые и другие проблемы, так как они регулируются соответствующими нормами Гражданского, Налогового, Трудового Кодексов.
Четвертая глава Закона – «Надзор и контроль за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях». Статьей 25 эти функции возложены на органы прокуратуры и органы юстиции. Особое значение имеет 27-я ст. «Заключительные положения», применение которой вызвало необходимость в принятии актов Конституционного суда Российской Федерации. В этих актах Конституционный суд указал, что положения 27-й статьи не должны служить основанием для ограничения правоспособности уже зарегистрированных до принятия Закона религиозных организаций, даже если срок их деятельности в России насчитывал менее 15 лет.
Заметим: за период от начала существования Российской Федерации в качестве независимого государства до настоящего времени сформировалось законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях, в составе которого можно выделить:
1) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации;
2) Конституцию Российской Федерации;
3) Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
4) подзаконные федеральные нормативные правовые акты, принятые для обеспечения реализации отдельных статей и положений Закона;
5) иные федеральные нормативные правовые акты, в которых затрагиваются вопросы свободы совести, свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений:
а) законы, регулирующие правоотношения, не связанные напрямую с реализацией права граждан на свободу совести и деятельностью религиозных объединений.Понятия «религия» и «религиозные объединения» в этих актах используются в целях обеспечения равных прав и возможностей граждан независимо от их отношения к религии, а также предотвращения дискриминации граждан и их объединений по этому признаку;
б) законы и иные правовые акты, которые содержат нормы, ограничивающие вмешательство государства и его институтов в деятельность религиозных объединений;
в) законы, регламентирующие соблюдение и порядок реализации прав верующих в организациях и учреждениях, специфичные особенности которых накладывают определенные ограничения общегражданских прав и свобод находящихся в них граждан;
г) законы, регулирующие отдельные виды деятельности религиозных организаций, в частности информационную, благотворительную, образовательную и пр.;
д) законы, запрещающие религиозным организациям осуществление отдельных видов деятельности, в частности политической;
е) законы и иные нормативные акты, регулирующие имущественные и финансовые правоотношения религиозных организаций;
и) законодательные акты, регламентирующие осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях и устанавливающие ответственность за его нарушения;
6) нормативные правовые акты субъектов Федерации.
Важную роль для регулирования государственно-конфессиональных отношений играют также решения Конституционного суда Российской Федерации.
Кроме того, в последнее время все большее распространение получает практика заключения договоров и соглашений о сотрудничестве в различных видах социально значимой деятельности между органами государственной власти и религиозными организациями.