Основные направления в буддизме: хинаяна, махаяна, ваджраяна
Хинаяна (от санскр. - "Малая колесница", или "узкий путь" спасения) направление в буддизме, последователи которого сосредотачивают внимание прежде всего на внутреннем самосозерцании и мудрости. Они избегают философско-космогонических спекуляций; придерживаются догматов первоначального буддизма, написанные на языке пали; признают Будду человеком, который нашел путь к спасению. Основной упор они делают на личном спасении, что может быть достигнуто только через уход от мира, то есть при условии принятия монашества. Хинаяна распространена, главным образом, в тех странах, куда мигрировало население Восточной Индии - Шри-Ланки. Со временем в хинаяне появился сложный торжественный культ (например, поклонение "зубу Будды"), получили значительное распространение массовые паломничества к святым местам и т.д..
Махаяна (от санскр. - "Большая колесница", или "широкий путь" спасения) провозглашает возможность спасения не только монаху, но и любому мирянину, если тот соблюдает обеты духовного совершенства, читает молитвы, творит заклинания, получает помощь со стороны монахов и одаривает их, оказывает милостыню бедным. Монахи ускоряют спасения людей культовыми мероприятиями бодхисатв (от санскр. - Тот, чьей сущностью является знание). Они могут непосредственно вмешиваться в судьбу каждого на основе милосердия к живым существам, изменять их карму на более благоприятную.
Бодхисатвы в махаяне - святые, достигшие "порога" нирваны, но последнего шага к ней не делают, отказываются от помощи ради спасения других людей.
Третье направление_буддизма - ваджраяна(«алмазная колесница») - оформилось в середине I века. Для ваджраяны характерна вера в мгновенное, как удар молнии, «просветление», что отличало ее от махаянской доктрины постепенного накопления духовных совершенств. Согласно ваджраяне, нирваны может достигнуть любой верующий в настоящей жизни. Другое название этого направления - тантра («непрерывность», «поток психики»). Ваджраяна стала культивировать медитативную (йогическую) практику.
Важную роль в мифологии ваджраяны играет легенда о стране всеобщего благоденствия Шамбале. Это страна сильных, красивых и добродетельных людей, управляемая царями - последователями буддизма. Ламаизм (синтез махаяны, вараджаяны и тибетской религии) – монастыри Тибета;
- Дзен-буддизм (китайское и японское течение махаяны) – медитация для просветления.
Буддизм
Традиционные районы России, где живут буддисты, — Бурятия, Тува, Калмыкия, Читинская и Иркутская области. Буддизм на терр. нашей страны представлен школой гелугпа («школой добродетели»), к-рая является разновидностью тибетского буддизма, сложившегося на стыке направлений махаяна и ваджраяна. Калмыки приобщились к буддизму в кон. 16 в. в Джунгарии (Китай), а в 17 в. они перекочевали в Нижнее Поволжье, сохранив свою религию. Уже в тот период у калмыков появилась будд. лит-ра, переведенная с тиб. на калм. язык.
История буддизма на Юге России прежде всего связана с переселением сюда в XVII веке кочевников-ойратов (предков калмыков), получивших за несколько веков до этого буддийское учение от лам традиций Кагью и Сакья. Благодаря калмыкам на территории южного региона стали появляться буддийские храмы, литература, статуи .Буддизм сегодня вызывает неподдельный интерес у жителей региона. На данный момент на Юге России насчитывается 9 буддийских центров и групп. Их число постоянно растет.
25. Происхождение христианства. Эволюция первоначального христианства. Вероучение и культ христиан. Образование христианских церквей.
Христианство возникло в 1-ом веке на территории восточной части Римской империи в Палестине. На рубеже нашей эры в Иудее родился от Девы Марии давно уже предсказанный библейскими пророками Мессия-спаситель, Сын Божий Иисус, который, совершая многочисленные чудеса, доказал, что он ниспослан с неба на землю во имя спасения рода человеческого. За выступления против официального иудаизма Иисус был распят на кресте в Иерусалиме. Своей мученической смертью он искупил грехи человеческие. Три основные ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм. В центре христианства находится образ Богочеловека – Иисуса Христа. По словам Иисуса «царствие Божие внутри нас», то есть это внутренний мир человека, который он сам в себе должен открыть и развить. Для любящего нет ничего внешнего, весь мир внутри него. Социальный кризис, имевший место в малоазиатских провинциях Римской империи, начавшийся в эпоху античного мира способствовал быстрому распространению христианства в этом регионе. Антагонизм как между рабами и свободными, римскими гражданами и поданными провинций и так и между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками, а также отсутствие общего идеала и общепринятой морали создавали невообразимый хаос в империи. Христианство стало религией, которую могли принять все слои общества, все народности. Христианство возникло на базе иудаизма, выйдя за рамки него, даже во многом противореча ему. Оно провозглашает равенство всех людей как грешников. Христиане создают Новый Завет. В христианстве идея лучшего будущего слилась с идеей нового, преображенного человека, человека которым должен стать христианин по примеру Иисуса Христа. Евангелие есть учение о Христе, а не учение Христа! В центре христианства не учение, а Личность Христа. Один из догматов христианства – Троица, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в качестве трех ипостасей: Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой-Дух. Термин появился в конце 2-ого века, учение о Троице развито в 3-ем веке и вызвало острую дискуссию в христианской церкви. Формирование догматики и культа шло в 4-8 вв н.э. на церковных соборах.
Утверждались основные догматы христианства:
1) о триединой сущности Бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух);
2) о боговоплощении (Иисус Христос – одновременно и человек, и Бог);
3) об искуплении (своей жертвой Иисус искупил грехи человечества).
Догмы:
- вера во второе пришествие Христа(в будущем);
- вера в страшный суд и небесное воздаяние (по заслугам за земную жизнь);
- вера в установление царства Божия(на земле и на небесах);
- вечная жизньпосле смерти (грешникам – муки ада, праведникам – блаженство рая).
Культ возник в 4-8 вв на церковных соборах: поклонение иконам, кресту, святым и их мощам, святой воде + молитвы и таинства (пережитки магии). 7 главных таинств - крещение, причащение, покаяние, миропомазание, соборование, священство, брак. Праздники (Пасха и пр.)
ЦЕРКОВЬ ХРИСТИАНСКАЯ.Иисус Христос говорил о своей церкви («на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее», Мф 16:18), однако в короткий период своего служения он не дал никаких указаний относительно ее организации. Согласно христианскому вероучению, только события, произошедшие в день Пятидесятницы, уже после воскресения и вознесения Христа, привели к образованию христианской церкви. В этот день, как сообщают Деяния апостолов, приблизительно три тысячи людей уверовали и были крещены; затем, изо дня в день, к ним присоединялись новые. Так из маленьких общин учеников и новообращенных возникла церковь.
Христианство быстро распространилось. В результате гонений верующие оказывались в рассеянии, и всюду они проповедовали Евангелие и обращали людей. Савл из Тарса, который стал зваться Павлом, был величайшим из всех миссионеров. Небольшие группы верующих, которых он собрал вместе, становились общинами, или местными церквами. Некоторые вопросы, касающиеся вероучения и практики, вызвали разногласия между Павлом и иудео-христианскими лидерами в Иерусалиме и стали предметом обсуждения на соборе, который состоялся в этом городе в 50 н.э.
К концу 1 в. христианские общины существовали почти в каждом городе стран средиземноморского бассейна – в Малой Азии, в Южной Европе и в Северной Африке. Христианские проповедники доходили до Индии и Китая. Римские императоры казнили множество христиан, однако численность и могущество церкви продолжали расти. Император Константин Великий своим эдиктом провозгласил терпимость к христианству, а на смертном одре сам принял крещение. К концу 4 в. христианство утвердилось в качестве официальной религии Римской империи.
Церкви восточной части империи образовали впоследствии Восточную православную церковь, церкви западной части империи превратились в единую и мощную организацию, Католическую церковь, возглавляемую папой Римским. Восточная и западная ветви христианства имеют лишь незначительные расхождения в доктринальных вопросах, однако довольно сильно различаются в организационном отношении и в богослужебной практике. Отношения между ними поддерживаются очень слабо. Западная ветвь церкви распространилась за пределы Италии и юга Европы, захватив страны севера и запада; к началу 16 в. она доминировала во всей Европе. Наряду с этими двумя крупнейшими христианскими церквами существовали также и меньшие церкви, в частности – Несторианская, Коптская, Эфиопская и Армяно-Григорианская. См. также ВОСТОЧНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ.
В начале 16 в. развернулось движение за реформирование церкви. Это движение получило название протестантской Реформации. Его возглавили церковнослужители – Мартин Лютер в Германии и его единомышленники в других странах. Они столкнулись с жестокой оппозицией со стороны церковных властей и, оставив попытки добиться желанных реформ в Римской церкви, организовали своих последователей вне этой церкви. Так возникла протестантская ветвь христианства. Однако протестантизм с самого начала породил множество протестантский церквей, или деноминаций, и не представлял собой единой и всеобъемлющей структуры.
Из Европы христианство – в его различных формах – распространилось на Америку, и сегодня церковь Христова существует во всех странах мира.
С момента своего возникновения церковь находилась в конфликте с государством. В эпоху Римской империи принятие христианства расценивалось как выражение оппозиции цезарю и государству, что приводило к гонениям на христиан и их мученической гибели. Впоследствии, из-за сложности путешествий и поддержания связей между различными народами, церкви стали объединяться по национальному признаку, и с особой остротой встал вопрос о превосходстве церкви над государством или государства над церковью. Церковь оказалась втянутой в политическую борьбу, и деятелям Реформации приходилось обращаться к князьям и правителям за помощью и защитой. В некоторых странах государство утвердило свою власть над церковью, и некоторые национальные церкви, – как, например, современную Англиканскую церковь, – стал возглавлять глава государства. Во многих других странах соблюдается принцип отделения церкви от государства.