И именно этому всё посвящено.

Берём любой объект нашей жизни: дети или внуки.

Зачем они мне нужны? Чтобы воспитать их для Христа.

Если я хожу на работу, зарабатываю деньги – зачем?

Чтобы обеспечить свою домашнюю церковь, чтобы члены этой церкви не знали нужды.

Ну и конечно, уделяю нуждающимся и на свой храм.

Если я служу государству, ради его становления и укрепления – зачем?

Для того, чтобы это государство сохраняло мои церкви, мой народ, крещёных людей…

И чтобы они жили в покое и в мире.

То есть: вся жизнь должна иметь именно такую точку отсчёта.

Тогда наша жизнь будет иметь правильное направление.

Это направление – духовно!

Потому что всё остальное имеет какие-то локальные, конкретно очерченные границы.

А вот если человек за точку отсчёта берёт Христа, то тогда эти границы отодвигаются в вечность.

Они уже имеют не только земной, человеческий смысл, но простираются дальше: до края вселенной, в вечную жизнь.

Потому что человек, однажды родившись, не умирает уже никогда.

На некоторое время умирает его тело,

душа до Страшного суда пребывает отдельно, а потом будет всеобщее Воскресение, и будет новая земля, где уже не будет солнца, а будет – Господь наш Иисус Христос!

И все будут пребывать в лучах Христовой славы.

Христианство учит нас именно этому.

И тогда всё приобретает не просто высший смысл, а наивысший смысл.

Святой апостол Павел говорит: «Едите ли, пьёте ли (вроде, самое обычное дело) – всё делаем во славу Божию».

Как сказано в Евангелии: «… чтобы люди видели ваши добрые дела, и прославляли Отца Небесного».

Именно этому учат нас Праздники церковные, в том числе – Рождество Христово.

***

В Неделю по Рождестве Христовом, мы чтим Собор Пресвятой Богородицы.

Мы верим, что Матерь Божия пребывает с нами и в сегодняшний день,

и во все дни будет пребывать со Своей Церковью,

что Она не оставляет нас, и покрывает нас, и исправляет все наши ошибки, и всё наше зло.

Когда в 92-м году начиналось возрождение Крыпецкого монастыря (а это – древний монастырь в глуши, среди болот), туда был направлен настоятель – архимандрит ДамаскинСахнюк, ныне уже покойный.

Но дороги туда не было, - там сплошные болота.

Поэтому батюшку туда спустили с вертолёта.

Огляделся он – кругом болото, а на развалинах монастыря – бурьян в рост человека.

На многие километры – ни души…

Упал отец Дамаскин в траву, да горько заплакал.

Вдруг кто-то трогает его за плечо.

Кто же это мог быть? Никто туда по болотам пройти не мог…

Поднял батюшка голову: Сама Матерь Божия над ним стоит.

И говорит: «Что ты плачешь? Пришло время восстать из пепла сей святой обители.

Её нужно почти заново построить.

Кто-то же должен это сделать…

Так вот: этот кто-то – ты!

Вставай и трудись!».

И в Неделю по Рождестве мы чтим память святого, который сподобился послужить Матери Божией ещё в Её земной жизни – это праведный Иосиф Обручник.

В Каменской (или Днепродзержинской) епархии есть Свято-Иосифов монастырь – и бОльшая икона на столе привезена оттуда, а меньшая икона привезена из самогО Иерусалима.

И вот праведный Иосиф Обручник. Наверное, и он говорил себе:

«Кто-то же должен это делать…

Этот кто-то – ты!».

И он успел сделать немало, несмотря на то, что ему уже было очень много лет.

Иосиф Обручник был свидетелемрождения Младенца Христа в Вифлееме,

принесения Его в Храм,

сретенияправеднымСимеономБогоприимцем,

обрезания,

присутствовал он во время поклонения волхвов.

Когда царь Ирод решил погубить младенца Иисуса, Иосиф Обручник по наставлению Ангела вместе с Девой Марией и младенцем Иисусом бежали в Египет.

В Египте он жил с Девой Марией и Богомладенцем, зарабатывая на Их пропитание трудом плотника.

После смерти Ирода они хотели вернуться в Вифлеем, но, получив откровение от Бога, ушли в Галилею и поселились в Назарете.

Последний раз в евангельской истории Иосиф Обручник упоминается в рассказе о паломничестве Святого семейства в Иерусалим на Пасху.

И - о 12-летнем отроке Иисусе в Иерусалимском храме.

По мнению многих толкователей, Иосиф Обручник умер ещё до выступления Христа на общественную проповедь, так как он не был на браке в Кане Галилейской, и не упоминается в рассказе о распятии Христа.

Святой Иосиф Обручник – это супруг Девы Марии, земной отец и воспитатель Иисуса Христа;

Он прозван Обручником потому, что был лишь обручен с Девой Марией, и стал ее супругом де-юре, но не де-факто, храня ее девственность.

Иосиф происходил из рода Давида-царя.

Царь Давид — это одна из величайших личностей библейской истории.

Бог заключил с Давидом договор, согласно которому династия Давида будет править народом Израиля вечно, а столица Давида — Иерусалим — будет во веки веков святым городом, единственной обителью самого Бога.

Согласно преданию, из рода Давида (по мужской линии) должен был выйти Мессия, что и осуществилось, согласно Новому Завету, где подробно описано происхождение Мессии — Иисуса Христа от царя Давида.

И вот Иосиф был царского рода, но находился в бедности и, проживая в глухом городке Назарете, занимался плотничеством.

Был он дальним родственником Иоакима, отца Пресвятой Богородицы.

В первом браке у него было четыре сына и две дочери.

Овдовев, святой Иосиф жил в строгом воздержании.

80-летним старцем святой Иосиф был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия.

Так что эпитет "праведный" в отношении к Иосифу Обручнику — это не просто благочестивый титул, а даже довольно-таки скромное описание сути его жизненного подвига.

Этот подвиг скромный плотник из Назарета смиренно нёс все оставшиеся годы — а прожил он, по преданию, 110 лет, отойдя к Богу всего лишь за несколько лет до выхода Христа на общественное служение.

Поэтому недаром названый отец Спасителя Мира изображается на каждой иконе Рождества Христова — вызывая заслуженное почитание всех верующих.

Существует предание о том, что когда умер праведный Иосиф, его погребение было совершено Ангелами.

И если говорить о периоде Священной истории «от Рождества Христова до Пасхи», то, пожалуй, воплощением этого периода можно назвать святого Иосифа Обручника.

***

Сегодня – Неделя мясопустная; это – день заговения на мясо.

Сегодня – Неделя о Страшном суде.

Это – воспоминание о грядущем событии, а не о прошлом.

Страшный суд – это последнее событие мировой истории,

и даже – это трансграничное событие, которое лежит по ту сторону мировой истории.

Каждому из нас придётся пройти два суда:

- первый суд следует вскоре после исхода души из тела;

- а вот затем будет ещё один Суд в конце времён.

Почему это так?

Неужели Бог может ошибиться, и пересмотреть своё решение?

Оказывается, пересмотр решения Богом может быть, - хотя это не будет ошибкой.

Бог – безошибочен.

НО: Допустим, я пришёл к Богу по окончании моей земной жизни, - и я стою пред Богом на частном суде – один на один.

И вполне может оказаться так, что по итоговой сумме (по общему вектору моей жизни!), увы, я, как частное лицо, могу быть определён отнюдь не во Спасение.

Но всё-таки я – не вполне частное лицо: в том смысле, что я ещё и член Церкви.

А Церковь – это тело Христа.

Каждый из нас – это частичка Тела Христа.

Если об этом помнить, то будут понятны слова апостола Павла: «Христос не вполне Божий».

Казалось бы: Господь наш Иисус Христос, чья жизнь – всецелое послушание Небесному Отцу – Он вполне Божий.

Оказывается – нет.

«Не вполне» Божий Христос – из-за меня, например.

Ведь я же – един со Христом,

я же – частичка Его Тела,

я же – крещён в Его имя,

я причащаюсь Его Тела и Крови…

И тем не менее живу отнюдь не по-христиански.

Но тем не менее, я – частица Тела Христа.

И вот в конце времён Господь наш Иисус Христос соберёт всё Своё Тело – всю Церковь.

Именно поэтому так важно быть в Церкви; а быть в Церкви – это значит:

- регулярно ходить в храм: хотя бы каждую Субботу и Воскресенье;

- и регулярно причащаться: примерно раз в месяц.

Естественно, это ещё не всё, но это – хоть какой-то признак принадлежности к Церкви.

В наше время многие считают так:

- ну, я же крестился когда-то,

- ну, я же на Пасху яйца покрасил, а на Крещение водичку посвятил,

- ну и всё…

И человек думает, что этого достаточно,

что вот это и есть и есть православие: покреститься в детстве, а потом два раза в год прийти к храму, чтобы что-то посвятить.

Но это не так!

Более того – это чудовищное заблуждение!

Для того, чтобы иметь право называть себя православным христианином, нужно постоянно ходить в храм на Богослужения, - и регулярно причащаться.

Христианин – это тот, кто причащается, а не тот, кто просто ставит свечи или святит воду.

Если человек крещён, - это значит только одно: он имеет право войти в Церковь, - но нужно ещё войти.

А освящение - пасок, воды, яблок, вербы – это завершающий этап Праздничного Богослужения (это отнюдь не весь Праздник, и это – вовсе не главное).

И вот именно тех людей, которые действительно пребывают в Церкви, соберёт Господь в конце времён.

Господь соберёт всё Своё Тело.

И есть надежда на то, что Он тогда скажет:

«И всё-таки, хоть каждый по-отдельности был недостоин, но поскольку это – единое Моё Тело, то:

для каждого есть надежда на оправдание, на Спасение и помилование.

НО для этого надо действительно быть в Церкви.

И вчера было – Вселенское молитвенное бдение об уже умерших людях.

Мы надеемся на то, что каждый из нас – немножко больше, чем он сам,

что каждый из нас – не вполне равен себе (потому что он – в Церкви, он – частичка Тела Христова).

И если мы будем проявлять молитвенное неравнодушие о других людях, то:

есть надежда, что кто-то и за нас когда-то поставит свечу, помянёт,

и тогда общая Христова Кровь, омывающая наши тела и души – Онанас принесёт в Царствие Божие по ту сторону Страшного суда.

ГригорНарекаци, армянский поэт, философ и богослов в «Книге скорбных песнопений» пишет о Страшном суде так:

«Мне ведомо, что близок день суда.

И на суде нас уличат во многом.

Но Божий суд не есть ли встреча с Богом?

Где будет Суд – я поспешу туда…»

***

Следующее важное событие в жизни православного христианина – двунадесятый Праздник, именуемый «Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

18-го и 19-го января верующий человек проводит в храме Божием.

В эти «крещенские» дни мы чтим память двух Феофанов:

18-го января – Преподобного Феофана Рыхловского,

а 19-го января (на Крещение) – Святителя Феофана затворника Вышенского.

Оба святых Феофана – почти наши современники, особенно Преподобный Феофан Рыхловский – он скончался в 1977 году (18 января).

Преподобный Феофан родился на Черниговщине в 1881 году.

В возрасте 13-ти лет он уходит в монастырь – служить Богу.

Его первым послушанием было – будить братию на молитву.

Небольшой ростом и очень быстрый, он оббегал с колокольчиком все монашеские келии, и будил братию детским голоском, и призывал на молитву:

«Время пения! Молитвы час! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!».

Братия отвечали: «Иду сейчас!».

В 1912 году он принимает монашество, а в 1920 году был рукоположен в иеромонаха.

В том же 20-м году монастырь был закрыт властями.

Монахов выгоняли из келий.

Некоторых увозили, но кони становились на дыбы, и ржали.

Люди плакали.

… Пройдя через горнило гонений и лишений, отец Феофан стяжал дар – наставлять и утешать верующих людей в то страшное время.

«Не судите, да не судимы будете», - любил повторять он слова Спасителя, и добавлял:

- Не суди ближнего за то, что он грешит не так, как ты!

Когда ты осуждаешь ближнего за какой-то его грех, - говорил отец Феофан, - это всё равночто Хромой показывает пальцем: «О! Идёт Горбатый!»

Ну, а ты хромой, - можно сказать ему.

Один человек пьёт горькую, а другой – до самозабвения играет в шашки.

Ни тот, ни другой Царства Божия не наследует, потому что у христианина должна быть одна Любовь – это Христос.

И даже кто любит сына или дочь больше, чем Меня, говорит Он, - тот Меня не достоин.

«Спаси себя, и хватит с тебя - любил повторять батюшка, - всех спасать не надо, потому что ни один человек не может спасти другого человека, - даже собственного сына.

Ты можешь спасти его от воды – ринуться за ним в реку,

ты можешь спасти его от пожара – вынести из огня,

НО спасти его так, как спасает Христос – от ада преисподнейшего – ты не можешь.

Ты можешь показать ему весь путь христианский, можешь дать ему пример, НО станет ли он христианином – это всё равно его выбор!

Это – о сыне…

Что уж говорить о других…»

Семейным людям батюшка говаривал:

У тебя есть семья, которую ты строишь.

Вот и строй её пред Богом – в любви, в терпении, в снисходительности…

И всё, и будет благо.

Сделай вокруг себя тот мир, входя в который, люди будут преображаться!

Одна женщина спросила батюшку:

- А у меня муж неверующий, безбожник. Я хожу в Церковь, а он – нет. Что мне делать?

-Что делать? Крепись, молись Богу, держись Церкви…

Что ж тут ещё можно сделать:

нужно было думать раньше, когда выходила замуж.

Бывают такие ошибки, за которые приходится расплачиваться всю жизнь…

И батюшка привёл такой пример:

- Это как: вы играли в детстве на железнодорожных путях, а тут – поезд…

А Вы его не заметили…

Поезд перерезал ногу, и нет ноги…

А теперь вы выросли, и спрашиваете: «Что мне делать?! Как быть?»

Да никак!

Что делать – жить без ноги…

Либо костыль, либо протез, - а что сделаешь? Нога уже не вырастет…

Поезд ушёл…

Девушки-невесты спрашивали отца Феофана:

- Как объяснить неверующему жениху, зачем нужно венчаться? Но только так, чтобы он понял, осознал и сам захотел этого?

Батюшка отвечал:

-Я не понимаю, что такое «неверующий жених», потому что выходить замуж за неверующего – это всё равно, что - замолодого медведя в цирке.

Пройдет три года (или чуть больше) - и это предприятие рухнет!

Медведь только до определённого возраста работает в цирке, а потом он становится взрослым, и начинает есть всех окружающих.

Только молодой медведь может ездить на мотоцикле, и показывать своё добродушие, - а на самом деле это лютый зверь.

А насчет веры – так ещё Суворов говорил, что «неверующее войско учить – всёравно что перекаленное железо точить».

То есть это совершенно бесполезно.

Такой брак противоречит заповеди Божией, которую нам дал апостол Павел: брак должен быть в Господе.

А какой в Господе брак может быть у неверующего жениха?

Это - заранее обречённое дело.

Выходить замуж для христианина имеет смысл только в одном смысле – чтобы создать малую домашнюю церковь.

И нужно выбирать в мужья не того, кто больше понравился, а с точки зрения его готовности стать главой малой домашней церкви, где отец – как священник, жена – как дьякон, во всём ему помощник, а дети – это народ Божий, из которого нужно вырастить христиан.

Не учёных, не космонавтов, не трактористов, не штукатуров, не скотников, а прежде всего - христиан.

И вот с этой точки зрения нужно подбирать мужа.

Желает ли этот человек создавать домашнюю Церковь, знает ли он что-нибудь об этом?

Сможет ли он руководить этим процессом воспитания ваших общих детей для Господа?

А если он не сможет, то кому нужен такой брак?

Богу – нет.

Апостол Павел даже говорит: хорошо оставаться как я (1 Кор. 7, 8), а он был девственником всю жизнь.

Почему лучше? Потому что если это замужество не для Господа, то оно не имеет смысла.

Семейная жизнь - это дело трудное, потому что два грешных человека, воспитанных в разных семьях - должны стать одной плотью.

А опыта никакого нет, потому что большинство семей, которые вокруг нас, - они обычно малодетные.

Даже многие из нас - это единственный ребёнок в семье.

И нужно это сначала осмыслить теоретически, а потом, не имея опыта, пуститься в это плавание, и стараться доплыть до другого берега житейского моря, который, собственно и именуется Царствием Божиим.

***

Как воспитать ребёнка христианином? Этого никто не знает.

Однозначного ответа нет.

Проще всего сказать: мол, нужно родителям самим быть настоящими христианами, и подавать детям должный пример! Тогда дети, видя перед собой такой пример, будут непременно ему следовать.

Всё это так, НО сплошь и рядом мы видим семьи, где родители пример подают, где родители – люди глубоко церковные, - да вот не следуют дети их примеру!

И даже в семьях священников далеко не всегда вырастают верующие дети.

Причём так было не только в наше время или в советское, - и до революции бывало так же.

Например, до недавнего времени была в Харькове площадь Руднева. Там стоял памятник Рудневу – все его видели. Под этим памятником он и похоронен.

А вот с биографией Руднева знакомы весьма немногие.

Николай Руднев – сын священника.

Он вырос при храме, прислуживал в алтаре, читал на клиросе…

Окончил церковно-приходскую школу и духовное училище.

Должен был стать священником…

А потом поступил в Московский университет, где и попал в революционный кружок.

И в 1918-м году 23-х летний красный командир Руднев погибает в бою. Видимо, Господь смилостивился над этим заблудшим юношей, и прибралего, пока тот не успел стать ещё хуже (а дальше большевики стали разрушать храмы, и расстреливать священников и мирян).

И даже у святых родителей не всегда вырастают святые, верующие дети.

Есть святые, почитаемые нами, которые жили не так давно: святитель Лука Крымский, преподобный Серафим Вырицкий.

Они оставили после себя детей, а сейчас известны их внуки.

И внуки как-то – не святые. И дети тоже святыми не стали.

Хотя какой же может быть лучший пример веры, чем родители, которые впоследствии причислены к лику святых?

***

Вместо песни «Святый Боже» на Рождество, на Пасху, на Крещение и на Троицу Святая Церковь воспевает: Елицы во Христа крестихомся, во Христа облекохомся (Гал. 3, 27).

То есть: Крестившиеся во имя Христа и Святыя Троицы облеклись во Христа духовно: в Его правду, святость, кротость, смирение, послушание, терпение, воздержание...

В Христово совершенство, и в Христов образ…

Этот обычай идёт из глубокой древности.

Когда-то в самом начале жизни Церкви тех людей, которые пожелали стать христианами, крестили только один раз в году – в Великую Субботу.

Потом по мере увеличения количества желающих креститься стали ещё крестить - и на Рождество, и на Троицу, и на Крещение.

Крещение и Рождество – это был один Праздник, именовавшийся Богоявлением, - это был Праздник явления в мир Христа Спасителя.

Это песнопение - Елицы во Христа крестихомся, во Христа облекохомся - всегда исполняется во время принятия человеком святого крещения.

Это - обращение Церкви к человеку, это призыв.

Что же это значит - «облечься во Христа»?

Как это происходит, и зачем это нужно?

А нужно это для спасения души.

В чём же состоит Спасение?

А Спасение заключается вот в чём: чтобы в сердце человека, который крестился, Христос победил грех.

Сам человек грех победить не может.

Человек может усилием воли или с помощью воспитания достичь того, чтобы не совершать какие-то грехи.

Но победить грех он не может.

Каждый человек есть дитя Адама, а Адама дьявол соблазнил на грех.

И когда Адам отпал от Бога, вся его природа исказилась.

Например, каждый человек, родившийся на земле, завистлив, - даже те люди, которые говорят: «Я совсем не завидую!».

Увы, это не так!

Просто зависть – это такое хитрое духовное заболевание, когда зачастую человек даже не знает, в чём причина его неприязни к другому человеку.

Что такое зависть? Это когда я хочу себе то, что есть у другого, а у меня нет - или есть, но в меньшем количестве.

И преодолеть во мне завистника может только Христос: исправляемся мы не сами, исправляет нас Святое Причастие.

Вернуть нашу природу к её исконному состоянию может только сам Бог, - но для этого человеку нужно облечься во Христа.

Человек облачается в разные одежды.

Преподобный Исаак Сирин говорил, что смирение – это есть одеяние Божества.

Другой пример – гордость. Гордыня.

Самый страшный грех и корень всех прочих грехов.

Почему самый страшный? – потому, что гордыня удаляет человека от Бога.

Все люди, родившиеся на земле - от мала до велика - горды.

Даже те, кому гордиться абсолютно нечем!

Потому что: если у человека нет никаких причин для гордости, - то он их себе придумает.

Гордость присутствует во всех.

И она не даёт возможности Христу действовать в нас.

Поэтому человек должен облечься в смирение, и тогда наше сердце привлечёт благодать Святаго Духа.

И тогда благодать Святаго Духа, исходящая от Бога, будет нас преобразовывать.

С нами произойдёт преображение.

Мы из завистников и гордецов превратимся в совсем других людей.

Мы совершенно изменим знак направления нашей жизни.

НО это сотворим не мы, а благодать Божия.

А чтобы её достичь, нужно смирение.

Только когда человек смирен, Господь его посещает, и может его преобразить.

И плод этого преображения описан в Послании к Галатамсвятаго апостола Павла: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).

Человек становится таким.

Бог только благодатью Своей, которая пронизывает человека, его узнаёт.

Бог делает этого человека - своим.

Апостол Павел пишет: Вы граждане неба, и свои - Богу (Еф. 2, 19). Это он объясняет своим духовным чадам, учит.

Для Бога важно состояние, устройство нашей души.
Каким же оно должно быть - это состояние? А вот каким.

Всё, что я делаю в жизни – я делаю для Бога.

Например, если я женюсь – это для Бога.

Выбираю жену не покраше, и не побогаче – нет!

Не это главное!

Главное - насколько она устремляется к Богу.

Потому что цель христианского брака – не такая, как у прочих людей!

Цель христианского брака – это создание домашней церкви: чтобы дома было как в церкви.

А цель создания домашней церкви только одна – воспитать христиан.

Повторюсь: не спортсменов, не бизнесменов, не юристов, не программистов, не артистов, а прежде всего - христиан!

Чтобы дети выросли христианами, - вот какая цель.

Конечно же, дети в семье должны учиться христианству.

Мы все в своё время вошли в Церковь – это единственное место на земле, где мы можем научиться той жизни, которую уготовал нам Господь.

Христианство без знаний невозможно, поэтому даже первые ученики Христовы, которые были практически неграмотными людьми, - они нашли грамотных, и записали слова Господни, - чтобы мы имели возможность эти слова познать, выучить, усвоить и исполнить.

Ум должен плавать в Священном Писании.

Весь наш ум должен им пропитаться, чтобы вся голова была Словом Божиим наполнена.

Мы должны знать его наизусть, должны всегда думать:

а вот в такой ситуации как бы Господь наш Иисус Христос поступил?

А как бы Серафим Саровский поступил?

И сразу бы стало ясно как.

В жизни каждого человека каждый день совершается испытание:

Бог испытывает каждого человека;

Человек каждый день (и даже каждый час и каждую минуту!) - сдаёт экзамен на христианство.

Как он поступит в той или иной ситуации?

Каждый человек поступает либо хорошо, либо плохо.

Нейтральных поступков почти нет.

Даже есть можно по-христиански, а можно - нет.

Даже в очереди стоять можно по-христиански, а можно - нет.

Даже здороваться с человеком при встрече можно по-христиански, а можно - нет.

И одеваться можно по-христиански и не по-христиански.

И речь человека может быть окрашена его христианством, а может быть окрашена чем-то противоположным христианству.

Даже когда человек берёт книгу с полки (или открывает журнал, или выходит в интернет), - он может руководиться внутри себя христианским желанием, а может - наоборот, чем-то антихристианским.

И так во всём – каждый день, каждый час.

Каждый человек сам выбирает своё будущее в этой жизни и свою жизнь вечную.

***

РАССКАЗ ОДНОГО СВЯЩЕННИКА

-Вы хотите, чтобы в вашем селе была церковь? – спросил я у одинокой старушки.

– Зачем мне она нужна? Я в Бога не верю, потому что Он несправедливый.

Забрал моих сыновей и мужа.

Зачем мне такой Бог?

Я не хочу знать Бога, потому что Он мне причинил зло.

А вы сами, что хотите то и делайте; мне Бог не нужен.

С раздражительностью и чуть ли не со злобой получился ответ.

Мне показалось, что в смерти этих людей она винила меня…

Да нет, она винила Бога.

Но почему все винят Бога в своих горестях?

Позже я узнал, что её сыновья и муж спились и умерли от водки.

Но причём тут Бог?

Можно сказать, сами виноваты. Что, Бог их заставлял пить водку?

Думаю, нет. Сами свели себя в могилу.

Но почему наш Творец всегда крайний?

Наверное, потому что Он всемогущий?

Раз Он всемогущий, значит обязан удовлетворять человеческие потребности - и точка.

Наверное, многие обвинители так и рассуждают.

Постоянно кто-то виноват, но не сам человек. Вот такой коллапс ответственности за свои поступки, ну и соответственно за результаты тех же поступков.

Что тут думать? Зачастую человек сам виновен в своих горестях, и поэтому не нужно кого-то винить.

Нам дана свобода, но очень жаль, что ею многие не умеют пользоваться.

И что мне делать с этой старушкой?

Она уже скрылась в своё временное пристанище, попутно похулив Бога.

Она отреклась от Него, и когда позовут её отпевать, я не имею права этого делать, - ведь она отреклась.

Может ли быть здесь место оправданиям?

Может от отчаяния, а может от одиночества и неведения, так говорила?

Но что же она скажет Богу, когда явится на суд?

Неужели обвинит Его в смерти своих сыновей?

Страшно и подумать.

Что здесь, в земной жизни, смогли собрать, с тем и пойдем в вечность. Если отреклись от Бога, значит будем вне Бога.

А там где Его нет – там ад.

***

Священник Павел Островский

Наши рекомендации