V. На волоске Божьей милости
3а два месяца до начала первой мировой войны Оптину пустынь посетила Великая Княгиня Елисавета Фе-одоровна [38]. Братия во главе с о. Архимандритом тор-жественно встретила настоятельницу Марфо-Мариинской обители. Уфимский епископ Михей, проживавший в обители на покое, сказал приветственную речь.
29 мая Высочайшая Гостья причастилась Св. Христо-вых Таин и после литургии в составе свиты посетила Иоанно-Предтеченский скит, где ей преподнесли образ Св. Крестителя и большую просфору. Она обошла кельи брать-ев, поднялась в скитскую библиотеку на второй этаж ка-менной церкви Св. Льва Катанского, а также посетила старца Нектария.
Уважение к Ее Императорскому Высочеству было столь велико, что вместе с ней за скитскую ограду были допущены паломницы женского пола — случай из ряда вон выходящий. Более сорока лет вход в Иоанно-Предте-ченский скит женщинам был возбранен. Исключение сде-лали лишь 7/20сентября 1860 года, в день смерти старца Макария. В память Батюшки это повторялось ежегодно до 1898 года, с тех пор доступ в скит окончательно прекра-щается. И вот ради Елисаветы Феодоровны запечатленные врата вновь распахнулись.
На следующий день Ее Высочество выехала в Ша-мордино. Вернувшись к вечеру, под предлогом усталости затворилась в келье. Через некоторое время Великая Кня-гиня одна, без провожатых, быстрым шагом прошла через старческий бор. Старец Нектарий молча открыл перед ней дверь хибарки. Они долго беседовали наедине. О чем они говорили, осталось тайной...
Настал час расставания. Окруженная Оптинскими отцами, Елисавета Феодоровна медленно шла к парому. Переправившись на другой берег Жиздры, она оглянулась и перекрестила всех широким крестом. Монахи, как один, отвесили ей земной поклон. Все предчувствовали, что им придется претерпеть вскоре...
На следующий день в Оптину пришла телеграмма от Ее Высочества, в которой она благодарила братию за прием и просила молиться о ней. Когда началась война, Елисавета Феодоровна сформировала санитарный поезд, на котором, по ее желанию, было духовенство из числа Оптинских отцов.
«Россия погибла, но Святая Русь жива», — скажет она осенью 1917 года и, когда ей предложат выехать за гра-ницу, останется разделить с этой, землей все, что наз-начено претерпеть от Господа.
Встреча со старцем Нектарием оказалась не слу-чайной. Через несколько десятилетий, в 1981 году, когда Россия пройдет свой крестный путь, оба они будут прославлены Русским 3арубежьем: Великая Княгиня как Страстотерпица, а старец Нектарий — в Соборе Препо-добных Отец Оптинских. Основанием к канонизации Но-вомучеников и Исповедников Российских послужат благо-уханные мощи той, что втайне от всех приходила к крыльцу Оптинского Старца принять от него благо-словение и до последнего дыхания возносила молитвы о нем...
«Раньше благодарили Господа, а теперешнее поколе-ние перестало благодарить, и вот оскудение во всем: плоды плохо родятся, и все какие-то больные», — скажет отец Нектарий своим духовным чадам, и те не найдут, что возразить.
Не возразим и мы. Забыв, что все исходит от Творца, мы теряем дарованную Им жизнь, ведь Дар и Благодар-ность — две стороны одной медали. 3емля — нива Господ-ня, где каждому заповедано осуществить свой труд возде-лывания Истины. Сегодня через наше нерадение ветро-град Господень превращается во вселенскую больницу страждущих духом.
Чем невозможнее человеку признать над собой води-тельское начало, тем труднее понимать ему волю Гос-подню, тем непоправимее становятся его ошибки. Преподобный Лаврентий Черниговский сказал: «При кончине века будет очень много людей больных на голову. Очень трудно бывает человеку, если враг совьет гнездо в голове, но если претерпит до конца, то спасен будет» [39].
Всех призывает Господь на обработку нивы земной.всех привлекает к подножию креста Своего, но враг отравил нас временным, и мечемся в чаду. Не случайно старец Нектарий благословил своих духовных детей: «Когда бьют часы, креститесь, чтобы был огражден следующий час».
Время захвачено врагом, ниспавшим от ангельского величия со всем демонским множеством своим. Когда мы вырвем у супротивной силы захваченное не по праву, Отец запечатлеет милость Свою благодатными дарами Святого Духа, которые снимут с души скорбь.
Ныне же претерпеваем испытание на верность. «Хорошо, когда Господь долго не слышит молитв, — учил батюшка Нектарий, — нужно только продолжать молиться и не унывать. Молитва — это капитал. Чем дольше лежит капитал, тем больше процентов приносит. Господь посылает Свою милость тогда, когда Ему это благоугодно: тогда, когда нам полезно принять. Иногда через год Господь исполняет прошение. Пример надо брать с Иоакима и Анны. Они всю жизнь молились и не унывали, а все надеялись, и какое Господь послал им утешение!»[40].
Однажды мать Нектария (Концевич) расспрашивала у Оптинских отцов про последние времена. Они ответили: «Не надо предугадывать, в свое время все откроется». Отец Нектарий остался доволен ответом монахов, он не был сторонником фантазий подобного рода. «Говорят, Иоанн Богослов придет?» — спросила его матушка. «Все будет, но это великая тайна, — загадочно ответил старец и, помолчав, добавил: — Есть люди, которые занимаются изысканиями признаков кончины мира, а о душах своих не заботятся» [41].
Это очень важно сегодня для нас, озабоченных более астрологическими прогнозами, нежели исполнением своего христианского долга, который заключается в мужест-венном перенесении скорбей и неустанной молитве за бо-гохранимую страну Россию.
«Вас всех спасет молитва», — были последние слова Владыки Афанасия (Сахарова). Сие делание сокровенно и ненавязчиво, но именно им держится мир.
Мы переживаем бедственное время, когда сатана, сеятель и насадитель плевел греха, получает все больший доступ к человеческой душе, дабы свершить пагубное дело ее омрачения. Мало кто сегодня всерьез задумывается об этом. Сознание вот уже нескольких поколений отучено от ответственности за свои помыслы. Много добычи имеет враг по слабости воли нашей, по неверию в Судный день Господень. Уделом богоносного народа стала внутренняя незрелость.
«На земле вытянут бездну, — предсказывал старец Лаврентий Черниговский, — и «сирки» (бесы) все повылазят и будут в людях, которые не будут ни креститься, ни молиться, а только убивать людей, а убийство - перво-родный грех. Интересно побольше прельстить людей этим грехом».
И все же наступит час, когда мы вспомним годину сию, которая сегодня кажется такой невыносимой, а между тем чрезвычайно благоприятна для спасения, ибо содержит в себе реальную возможность Покаяния и Поступка.
«Кто идет путем молитвы без покаяния, тот на пути гордости», - говорил Оптинский старец Варсонофий. Пока у человека есть возможность покаяния, есть и надежда, что он избежит гибели. Недаром покаяние назы-вают второй купелью, только слезной. Когда совесть обли-чает нас и мы искренне оплакиваем недостоинство свое, происходит очищение от грязи душевной, и жизнь начи-нается заново.
Устами слово покаяния произносится в церкви — это цвет покаяния, а дела, совершаемые в жизни, есть плод его. Если исповедь принесена священнику, а исправления жизни не последовало и содеянное зло не искупается, значит, покаяние не дало плода, было лукавым, неискренним. Человек, который не кается пред Господом во грехах, есть бесплодная смоковница, сухая ветвь, «а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15, 6).
Покаянные слезы — вот единственное, что может нас спасти. Плач о грехах Отечества, покуда не погибло до конца, плач о заблудших отцах и дедах наших. И конечно, плач о том, что в сердцах наших немощных оскудела любовь и мало кто способен удержать сегодня заданный Апостолом духовный уровень: «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).
Одной духовной дочери старца Лаврентия Черни-говского приснился сон, будто Батюшка поднимается на воздух, а с ним несколько монахинь. Проснувшись, она удивилась, почему столь малое число сестер удостоилось подняться с отцом и учителем? Выслушав ее рассказ, старец сказал: «Если бы жили по любви, все было бы хорошо. Если у кого есть кусок хлеба, раздели с той или тем, у кого нет. У одного была милостыня, и у другого, или другая молилась бы и все спаслись. А у нас наоборот, у кого есть кусок хлеба, тот подымает сильные скандалы. Поэтому и мало подымаются в воздух, что нету любви»[42].
Когда началась революция 1905 года и большинство пастырей было в смятении, священник о. Иосиф (Фудель) в одной из своих статей указал единственно верный путь спасения: вернуться к любви, а значит — ко Христу. «Ужас положения растет с каждым днем, — писал он. — Я говорю не о политическом положении страны, не о торжестве той или другой партии и даже не о голоде и нищете, неминуемо грозящих населению. Как пастырь церкви, я вижу ужас положения в том душевном настроении, которое постепенно овладевает всеми без исключения. Это настроение есть — ненависть. Вся атмосфера насыщена ею. Все дышит ею. Она растет с каждым часом: у одних к существующему порядку, у других — к забастовщикам; одна часть населения проникается ненавистью к другой... Чувствуется, что любовь иссякла... И в этом бесконечный ужас положения... К нам, пастырям церкви, обращаются наши прихожане с неотступной просьбой указать — где же выход, умоляют принять какие-либо меры умиротворения и спасения... У нас есть собственное оружие, которое всегда при нас и единственно только действенно к господствующему чувству. Это средство — общественная молитва к Господу Любви «о умножении любви и искоренении ненависти и всякия злобы» [43]...
Всякое доброе дело проходит через суровое испытание. Этот духовный закон известен каждому подвижнику, поэтому тот решается на дело любви, трезво зная, какие опасности этому сопутствуют, какая великая благодать нужна, чтобы их преодолеть.
Подлинность любви заключается в несении чужой вины. Наша расплата за грехи воспитавшего нас общес-тва, неромантичная, зачастую откровенно безобразная — есть реальное искупление бездуховных дел и нераскаянных мыслей тех, кто прошел по земле перед нами, их равно-душия к Господу нашему Иисусу Христу, к Пречистой Ма-тери Его, к собственным Ангелам — Хранителям, в Св. Крещении данным. Мы не всегда отдаем себе в этом отчет и оттого впадаем во многие искушения.
«Я все твое возьму на себя, но одно испытание ты должна выдержать сама, — сказал перед смертью старец Нектарий Н. А. Павлович. — Если ты покончишь с собой, не взыщи. Я умоляю тебя, выдержи, вытерпи. Когда меня не будет, вспомни эти слова. Сохрани только причастие, и все будет хорошо». Это завет всем нам: претерпеть все до конца, не утеряв живой связи с Искупителем нашим в Святых Тайнах Приобщения Тела и Крови Его, ибо только силою Божественной Любви можно вынести все, что нам предстоит...
Духовное состояние человечества сегодня полно горя и смут. Это напоминание нам, забывчивым, что история тесно связана с отпавшим от Творца Десницей, который после грехопадения ведет на земле беспощадную брань. От столетия к столетию, по мере попущения Господнего, она то уменьшается, то усиливается. Сегодня в Люксембурге построен гигантский компьютер, который потенциально способен содержать информацию о каждом человеке планеты. Сотрудники этого учреждения не подозревают, что являются исполнением древних пророчеств...
Бизнесмены давно предпочитают проводить финан-совые операции без наличия купюр. На 3ападе все чаще говорят об упразднении бумажных денег. Чтобы усовер-шенствовать процесс платежей, предполагается отказаться даже от кредитных документов и ставить на лбу или пра-вой ладони невидимую инфракрасную печать. При такой системе наличные деньги заменяются электронными «день-гами» в числах.
Человек заходит в магазин, берет нужный товар, а на выходе с его ладони автоматически считывается код и почти одновременно с банковского счета снимается необходимая сумма. Работники Международного банка, тонущие в потоках чеков, ратуют за введение системы электронных карточек как удобной и совершенной.
Номер каждой карточки будет состоять из трех групп по шести цифр, всего 18 цифр. Все они так или иначе будут включать зашифрованное число 666. У кого такой печати не будет, тот не сможет ничего купить.
Инфракрасный знак несмываем, как рисунок, что дают отпечатки пальцев. Чтобы запечатлеть его, особых сложностей не требуется: руке достаточно пройти под микроскопическим компьютерным глазком. Служащие тюрем в штате Пенсильвания уже сегодня имеют на руках подобные невидимые простому глазу номера. Чтобы попасть на работу, им не требуется предъявлять вахтеру пропуск, достаточно подставить руку под незаметное отверстие...
Число 3веря неумолимо входит в нашу жизнь. Вот и Антихристова печать стала технически осуществимой. Лишь теперь, после всех испытаний и трезвого сознания того, что ждет впереди, мы начинаем понимать, что мир воистину висит на волоске Божьей милости. «С НАМИ БОГ», — каким реальным спасительным содержанием наполняются эти слова! С нами Господь Иисус Христос, с нами Царица Небесная, с нами Святые Архангелы, с нами Угодники Божии!..
«Счастливы те, которые записаны в Книге Жизни», — говорил старец Лаврентий, а на вопрос сестер, кто же эти счастливцы, отвечал: «У кого влечение к Церкви, тот и записан в ней». Еще Батюшка говорил, что в последнее время, кто призовет имя Господне, спасется. «Больше молитесь, ходите в Церковь, пока есть возможность, — не уставал повторять он. — Особенно на литургию, на которой приносится Бескровная Жертва за грехи всего мира. Почаще исповедуйтесь и причащайтесь Тела и Крови Христовой, и Господь вас укрепит... Если бы вы знали, что ждет людей и что нам всем предстоит. Теперь душа покрыта телом, а на Страшном Суде тело будет покрыто душой...»
Однажды, быв в духе, Преподобный Серафим Саров-ский увидел 3емлю Русскую, покрытую как бы дымом возносимых ко Господу молитв. Каждый может воскурить сегодня свое моление, влившись тем самым в соборное единство, которым издревле сильна была Православная Церковь. «Если в Израильском царстве, отпавшем от верной Богу Иудеи, сохранилось семь тысяч преданных Богу мужей, — сказал Преподобный Н. А. Мотовилову, — то тем паче в России. А если Господь их предызбрал, то соблюдет и прославит».
Особую важность в конце времен займет мона-шество. На это неоднократно указывал Оптинский Старец Варсонофий. «Монашеством держится весь мир. Когда монашества не будет, настанет Страшный Суд», — не раз говорил он послушнику Коле Беляеву.
«Скорби иноков последнего времени утончены, — учил впоследствии духовных чад сам Коля Беляев, ставший последним Оптинским старцем иеромонахом Никоном. — При поверхностном взгляде нельзя признать их скорбями, но это лишь злохитрость врага нашего. Ис-кушения явные, грубые и жестокие возбуждают в чело-веке пламенную ревность и мужество к перенесению их. Враг заменил грубые искушения слабыми, но утон-ченными и действующими очень сильно. Они не вызывают из сердца ревность, не возводят его в подвиг, но держат его в каком-то нерешенном положении, а ум — в недо-умении. Они томят, постепенно истощают душевные си-лы человека, ввергают его в уныние, в бездействие и гу-бят, соделывая жилищем страстей по причине расслаб-ления. Это выражается тем, что ожидают чего-то луч-шего, говорят: вот тогда и будем поститься и молиться, когда откроют монастыри и храмы; но Господь нам обе-щал, что если мы покаемся, будут нам прощены грехи, а о том, что мы доживем до завтрашнего дня, нам не обе-щано. Поэтому мы должны при всяких условиях, благо-приятных и неблагоприятных, стараться жить по запо-ведям Божиим и исполнять обеты монашеские...»
Но и благочестивые миряне, сохранившие верность Господу своему, также будут достойны лицезреть Его. Ког-да одна девушка пришла к Лаврентию Черниговскому с просьбой постричь ее в иноческий чин, старец ответил: «Не все в мире погибнут, не все в монастыре спасутся». Дальше он стал говорить что-то совершенно ей непо-нятное: «Не время еще. Вот почитай «3еленую неделю», там «с миру девы» — выше, а монахи и схимники с монастыря будут на седьмом небе, и будут в мире девы, и если бы ты знала, что их ожидает. Вот тем схимникам скажет Господь: « Вы стойте и дайте место тем тайным, которые не жили в монастыре», и они станут впереди их намного. Ты поняла, что те тайные, которые не жили в монастыре, будут выше монастырских?» — «Я ничего не поняла», — призналась девушка. «Так запомни хоть», — благословил Старец [44].
VI. Знаки свыше
В последние годы христианский мир стал свидетелем многих чудотворений, особенно от икон Владычицы нашей Богородицы, которые мироточат, источают благодатную росу и Св. Слезы. Достойно удивления, что многие из них написаны современными иконописцами — явление уникальное и глубоко символическое. В 1968 году нака-нуне входа советских войск в Чехословакию, из Очей Пре-благословенной обильно истекли Св. Слезы. Плачущие ико-ны все чаще появляются в мире.
В начале 80-х годов случилось событие, не имеющее себе равных в истории: начал мироточить только что из-графленный список Иверской иконы Божией Матери. Див-ное истечение Св. Мира не прекращается до сих пор. Вот что рассказывает владелец святыни испанец Хосе Муньос Кортес.
«Однажды, вовремя нашего паломничества на Афон — нас было трое — после нескольких часов ходьбы мы заблудились. Стало смеркаться. Надо было скорее найти в каком-нибудь монастыре ночлег. Идя по тропинке мы наткнулись на небольшой, бедный скит. 14 монахов-гре-ков скита занимались исключительно иконописью. Они нас приняли радушно. Отдохнув немного, мы стали рассматривать иконы их работы... Мой взор остановился начудесного письма иконе. Я спросил одного монаха, не может ли он продать мне ее? Он отказал, сказав, что этот образ первый, который был написан в этом скиту, и потому не продается...
Прощаясь утром, все монахи нас провожали, но игумена среди них не было. Но вот в последнюю минуту перед нашим уходом из монастыря мы его увидели: он быстро спускался по лестнице с завернутой иконой в руках. Он подошел ко мне и сказал: «Бери ее, я тебе дарю, она должна быть с тобой».
Сразу после этого мы направились в Иверский монастырь, чтобы получить благословение настоятеля и приложить мною полученную копию к ее оригиналу, который хранится в этом знаменитом монастыре. Но далеко не всякого подпускают и разрешают приложиться к древней чудотворной иконе. Слава Богу, нам разрешили!.. Образ был так величествен, так сияюще красив, излучал такую духовную силу, что мне трудно на него было долго глядеть! Иеромонах помог мне приложить мою икону — копию — к оригиналу.
Домой в Канаду мы вернулись 3 ноября 1982 года. Икону я поставил рядом с мощами святых Киево-Печер-ской Лавры и Новомученицы Елисаветы Феодоровны... Все время перед ней теплилась лампада, и каждый день перед сном я читал ей акафист. 24 ноября в 3 часа ночи я проснулся от сильного аромата роз — вся комната была им заполнена. Сперва я подумал: что он исходит от мощей или разлитого флакона духов, но, подойдя к иконе, я поразился! Вся икона была покрыта елеем — благо-ухающим маслом! Я застыл на месте от такого чуда!»
Вот уже около десяти лет Иверская икона путешествует по приходам Русской 3арубежной Церкви. Священники имеют возможность ежедневно миропомазывать по нескольку сотен человек. Обстановка в храмах перед новоявленным чудотворным образом напоминает Пасху.
3ачастую мироточит не только сама икона, но и фотографии с нее, такой случай не однажды наблюдался у нас в России. Конечно же, это не случайно, ведь прос-лавление Новомучеников и Исповедников Российских, от безбожников избиенных, светозарной нитью связано именно с Иверской Божией Матерью.
Каноническим основанием акта прославления (Нью-Иорк, 1981) послужили мощи великой княгини Елисаветы Феодоровны. Ее арестовали и увезли из Москвы в 1918 году, во вторник Пасхальной седмицы, когда Св. Церковь празднует обретение Портаитиссы в морских волнах 45. В 1982 году Хосе Муньос поставил привезенную с Афона святыню рядом с иконой Русской Страстотерпицы, и Св. Образ тут же начал мироточить... «Многочудесная Матерь Иверская, молитвами Новомученицы Елисаветы, укрепи нас, изнемогающих, не лиши водительства Своего!»
3намения милости Божьей явны сегодня для всех, имеющих очи. Несколько раз явления благодатной росы и Св. Мира наблюдались на иконах вновь возобновленной Оптиной пустыни. 16 ноября 1988 года, в годовщину пере-дачи монастыря Русской Православной Церкви, случилось чудо: на Казанской иконе Божией Матери выступила бла-годатная роса, а на Св. Образе Преподобного Амвросия — благоуханное Св. Миро, свидетелями чего были десятки людей. Вот как об этом рассказывает современный летописец монастыря.
«...Явление благодатной росы от иконы Богоматери началось около четырех часов дня после обычного молебна (без освящения воды). Икона была привезена накануне Ее празднования 21/3 ноября 46 из реставрационной мастерской Свято-Данилова монастыря... Казанская икона особо почиталась в обители. Свидетельство этому — храм с престолом, освященным в Ее часть. Кроме того, именно Казанская икона Матери Божией была главной святыней Шамординского монастыря, основанного Преподобным Амвросием.
Икона старого письма конца ХVII — начала ХVIII века написана в строгих традициях древнего канона. Явление благодатной росы на иконе было замечено на груди Матери Божией, в месте несколько ниже благословляющей руки Младенца Христа. Собранная на вату влага появлялась снова на том же месте и рядом на хитоне Спасителя в виде испарины и небольших капель. Временами от иконы исходило очень тонкое благоухание. Отец Наместник приложился к иконе и до начала Всенощной благословил отслужить молебен с акафистом Матери Божией. Перед началом акафиста вся роса с иконы была собрана на вату. После окончания молебна, на котором присутствовали некоторые из братии и народ, на иконе вновь обильно выступила роса. Мы удостоились быть свидетелями совершающегося чуда. Во время чтения акафиста всех охватывал невольный трепет от особого, такого близкого присутствия благодатной силы, близости Самой Преблагословенной... При этом не было и малого проявления восторженности и болезненной экзальтации. Царил глубокий мир, тот «свышний мир», которого мы просим в молитвах. Все ощутили это веяние «духа хлада тонка», в котором Своей благодатью является Бог, дивный во святых Своих...» [47].
«День иконы Божией Матери «3намение». Этот образ тоже особо почитался в Оптиной. Чтимая икона «3на-мение» находилась в Предтеченском скиту обители. В самый день праздника на иконе стала сильно появляться благодатная роса. Довольно большой образ (больше обычной аналойской иконы) «3намение», масляная живо-пись второй половины прошлого века. Очень скромная по своим художественным достоинствам икона, но напи-санная с глубоко благоговейным чувством и редкой мяг-костью и теплотой. Благодатная роса на иконе стала появ-лятьсяпосле чтения акафиста перед началом литургии и продолжала источать капли маслянистой влаги во время совершения службы...[48].
Каждого из нас Матерь Святая носит под сердцем, как Сына Своего, чтобы родить в жизнь вечную. Боль каждого отдается в Ней, как боль Распятого Богочеловека. И всех нас Она спасает от зла, как когда-то Божес-твенного Младенца, увлекая Его прочь от преступных замыслов Ирода. Да оградит нас от всякой напасти Слезное Ее 3аступничество!
Как сын, Христос оказывает ей послушание, и Матерь Божия соцарствует с Ним, а значит, имеет власть разрешать и вязать. Она призывает нас не бояться Гол-гофы, ибо сей Крестный Правдой обновляется мир. Есть ли жребий почетнее, чем стать соучастником Страстей Спасителя, вкусить от Чаши Того, Кто сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь» (Ин. 14, 6)?
Богородица — наша Мать, не случайно Святая Цер-ковь молится: «Сродства Твоего не забуди, Владычица». Она нашего рода, мы Ее сродники по плоти, грешные родственники Ее. И Святые Слезы Ее — о душах наших погибающих...
Душа человека — разумное Божье создание, дивная жемчужина, уловленная лукавым. Ее назначенье — вер-нуться к Творцу. Душа проходит по стогнам мира в рубище помыслов и вожделений; когда мы не осознаем их как греховные, распинаем в себе сына Божьего.
Душе человеческой служат ангелы, о ней молятся святые. Сам Сын Божий приходил на землю, чтобы взыскать сию драхму потерянную! Сам Пастырь в поту кровавом принес жертву за овцу заблудшую! Вот сколь высоко оценена Господом душа человеческая!
Мы не трудимся, чтобы отыскать ее в себе, а ведь путь к Отцу — только через обретение собственной души. И кто не ощутил этой потери, далек от Бога и безродным скитается по земле, не имея корней небесных, перекати-поле на ветрах соблазнов мирских.
Сегодня очищенная кровью Страстотерпцев Родина делает первый шаг к снятию тяготеющего над ней прок-лятия. Церковное прославление Государя и Новомучеников Российских, от безбожников избиенных, предпринятое пока только Русским 3арубежьем, открывает трудный путь покаяния. Теперь воскресение Отечества зависит от уси-лий каждой русской души.
Все мы сегодня должны совершить христианский подвиг: обрести в себе веру в Отчее Око, с любовью взирающее на нас, обрести упование на милость Матери Божьей. «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мф. 9, 24), — да помолится каждый в запущенном храме сердца своего.
Преодолев работой души разрыв с верой прадедов наших, будем воспитывать детей и внуков в духе Православия, примером жизни первых христиан и Новомучеников Российских, на крови которых стоит страна и молитвами которых еще держится. Лишь хранением глаголов Вечной Жизни спасем себя и Отечество наше!
Из Священной Истории известно, что Господь ни-когда не обрушивал Своих казней неожиданно, но всегда старался предупредить людей, дабы дать им время к исправлению. О разрушении Ниневии пророк Иона был возвещен за 40 дней, о всемирном потопе было известно за 120 лет. Наш ХХ век не исключение. Явление Бого-матери, качающиеся лампады, плачущие и мироточивые Св. Иконы — что это, как не промыслительные знаки свы-ше?..
Сатана, приступая к искушению подвижника, до последней секунды не знает, увенчаются ли его намерения успехом Если бы исход борьбы темных сил за чело-веческую душу был заранее предрешен, зачем бы она понадобилась?
Ниневия после покаяния была помилована, хотя ей грозила гибель, и предупреждение Ионы тем самым пред-стает как ложное, несмотря на то, что было получено от Самого Господа. Если мы не раскаемся, пророчество о восстановлении Святой Руси может не обрести исто-рической достоверности и останется несостоявшейся возможностью народа, у которого отнято Царство Божие...
За десять дней до кончины, 6 августа 1918года, ста-рец иеромонах Аристоклий предвидел, что настанет время когда Бог отнимет всех вождей, чтобы на Него Одного с надеждой взирали русские люди. Все бросят Россию, предоставив ее себе самой, чтобы только на помощь Господню уповали чада ее. Не этот ли исторический момент мы ныне переживаем?
Грех привел нашу страну к крушению устоев благочестия, и народ сполна заплати за это. Мудрость Божия в том, что путем жесточайших лишений Он подвигает людей на путь спасения, дабы, убедившись в неверности всего земного, они принесли покаяние за жизнь, в духе кривды прожитую. Одно это может послужить восстанию Отечества в силе и славе своей!
«Как утешительно гласят многие предсказания духоносных мужей, Святая Русь должна воскреснуть на малое время — на апокалипсические «полчаса» (архиепископ Аверкий). «Россия материально будет небогата, но духом будет богата, в Оптиной еще будет семь светильников, семь столпов», — предрек старец Нектарий в двадцатые годы, когда Родина, казалось, никогда уже не оправится от удара, нанесенного силами сатанинскими. «Крест Христов засияет над всеми мирами, потому что возвеличится наша Родина и будет как маяк во тьме для всех. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо Божие», — пророчествовал после революции иеросхимонах Аристоклий [49].
Опираясь на пророчества Св. Отцов из древних гре-ческих текстов, русский монах Антоний Саваит пред-сказал: «Предстоит Один и ПОСЛЕДНИЙ Расцвет Православия, на сей раз ВО ВСЕМ МИРЕ, во главе с РОССИЕЙ. Произойдет он после страшной войны, в кото-рой погибнет не то 1/2, не то 2/3 человечества и кото-рая будет остановлена ГОЛОСОМ с неба: «И будет пропо-ведано ЕВАНГЕЛИЕ во всем мире!»[50].
Поэтому сегодня, в пору всеобщего оскудения духов-ности, Россия, по 3амыслу Божьему, призвана оставаться центром христианского благовестия, возносить к небесам фимиам молитв за мир, во зле лежащий, и даже, будучи распятой на кресте, молиться за врагов своих, по примеру Христа-Спасителя. Матерь Божия, дай нам мудрости отрезветь от земного угара и достойно выпить чашу свою, как в час томления духовного пил ее в Гефсиманском саду вечно живущий и бесконечной близкий Господь наш, Твой Сын Возлюбленный, без Которого всуе трудятся зиждущие град (Пс. 126, 1)!
«Со временем падет вера в России. Блеск земной славы ослепит разум, слова истины будет в поношении, но за веру восстанут из народа неизвестные миру и восстановят попранное», —говорил подвижник Глинской пустыни прозорливый старец Порфирий. Не нас ли, грешных, определил он на скорбь сию?
Все меры исполнены, пределы преступлены. Час пробил! Битва приближается к последней напряженности, где нет полутонов, где два цвета: белое — черное. Так пусть жизнь каждого христианина станет светильником, чтобы всем, заплутавшим во тьме, просиял неугасимый свет Надежды!..
Будучи в духе, иеромонах Серафим Вырицкий в годы борьбы с фашизмом так пророчествовал о судьбах Отечества: «Пройдет гроза над Русскою 3емлею. Народу русскому Господь грехи простит, и Крест Святой Божественной красою на Божьих храмах снова заблестит. Открыты будут вновь обители повсюду, и вера в Бога всех соединит, и колокольный звон всю нашу Русь Святую от сна греховного к спасенью пробудит. Утихнут грозные невзгоды, своих врагов Россия победит, и имя Русского Великого Народа, как гром, по всей вселенной прогремит!»[51].
Мы не одни, Владычица с нами, Всепетая Мати с прободенным сердцем. Все, кто мог прийти на помощь страждущей стране Российской — они уже здесь, незримые. Столпы Торжествующей Церкви, сонмы Херу-вимов и Серафимов склонились над Отечеством, как над постелью тяжелобольного. Преподобный Амвросий Оптин-ский и отец Нектарий, в Святых Мощах почивающие в храме; почивающие под спудом Оптинские старцы Лев и Макарий, Варсонофий и Анатолий. Последняя монахиня старого Шамординского монастыря и она же первая — возобновленного схимница Серафима обрела вечный покой у алтаря храма «Утоли моя печали», а духовно все время здесь. Сам Угодник Божий Преподобный Серафим, таинственно исчезнувший в Святых Мощах своих после русского мятежа, ныне отметил своею милостью Санкт-Петербург и Москву, чтобы, согласно пророчеству, перенестись в Дивеево и открыть там всемирную проповедь покаяния. И дивная Преподобномученица Ели-савета Феодоровна, и миллионы Новомучеников, за Христа смерть принявших, предстательствуют ныне за Русь Святую. С этой ратью мы победим!
«3емля Русская обагрится реками кровей, — предсказывал Саровский Старец Мотовилову, — но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца 3емле Русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского».
Да сбудется и это пророчество Преподобного! Да сбудутся все духоносное прорицания Русских Старцев, праведников и подвижников, Господу угодивших! Да не оскудеют силы народа-крестоносца их молитвенной помощью! Аминь.
Во славу Божию.
Август 1990 - октябрь 1991.