Смерть и бессмертие. Мудрость и невежество
Самой известной особенностью индуизма является учение о перевоплощениях человека, многих смертях его и многих рождениях. Менее известна оговорка, что перевоплощениям подвергается только невежественный, не постигший Брамы человек, не переживший "религиозного просветления". Смерть и бессмертие в индуизме связываются с невежеством и мудростью. Задача мудрого состоит в том, чтобы познать Браму внутри себя, и тогда он достигает единения с мировой душой: "Мудрый свободен от своего тождества с телом и живет в "блаженном сознании того, что его "я" бессмертно и бесстрашно". "Если же человеку не удастся достичь его прежде, чем он оставит свое тело, он должен будет снова принять тело в мире сотворенных вещей".
"Невежественный думает: "реален только этот мир", - и он падает снова и снова, рождается снова и снова. Невежество ведет глупцов по кругу".
"То, чем человек видит, обоняет, осязает, чувствует и слышит - все Это вездесущий Брама. И он есть бессмертное "Я". Знающий его более не скорбит. Тот, кто знает, что индивидуальная душа, наслаждающаяся плодами действий, есть "я", всегда присутствующее внутри, господин времени, прошлого и настоящего, - освобождается от всех страхов. Потому что "я" бессмертно".
"Тот, в ком желания мертвы, становится бессмертным. Смертный, в чьем сердце узлы невежества развязаны, становится бессмертным. Это высшие истины писаний".
Единство и родство всего сущего - таков характернейший взгляд индуса на мир. Этот взгляд выражен в словах: "Дерево и муравей - мои братья". Из этого взгляда проистекает боязнь повредить чему-либо живому: в некоторых индуистских сектах, например, в секте "джайна", ученик не ступает на землю, не разметя ее предварительно веником, чтобы не наступить на букашку; процеживает воду, чтобы случайно не проглотить инфузорию, и т.п. Этот взгляд подкрепляется еще и учением о перевоплощениях, так как невежественный человек, не познавший своего "я", после смерти рождается вновь человеком ли, жиотным ли, соответственно своим делам и уровню развития своего интеллекта.
Для индуса мир невидимый густо населен богами и демонами, а мир видимый - душами прежде живших людей.
Отделенность и безжеланность
В браманизме, как и в буддизме, человеческие желания рассматриваются как корень всех страданий.
Отделенность от жизни, невовлеченность в нее являются важнейшими характеристиками ученика, достигшего покоя чувств и мыслей, дисциплины ума. Это бесстрастие и равнодушие, непривязанность ни к чему в жизни, обусловленные над мирным мировоззрением, с высот которого все ничтожно, и ничтожнее всего - страдания людей. Ученикам даются в упанишадах следующие советы:
"Действуй без привязанности, без желания плодов своего труда. Жизнь в мире и жизнь в духе - несовместны. Деятельность, труд могут явиться средством познания Брамы только тогда, когда они осуществляются без привязанности к их плодам. Конец их труда, и отказа от плодов его - это знать "я" внутри и Браму вне, и понимать, что они идентичны".
"Мудрый, с самообладанием и спокойной душой, удовлетворенный в духе, практикует воздержание и созерцание в одиночестве и молчании. Он свободен от всякой нечистоты и достигает бессмертия".
Драхма (долг)
Драхма в индуизме относится к столь же важным нравственно-религиозным категориям, как отдаленность и безжеланность. И в этом ряду понимание долга весьма специфично.
В упанишадах выделяется три требования долга к ученику: жить студентом в доме учителя и упражняться в постоянстве, практиковать воздержание и, наконец, исполнять все, что относится к ритуальной стороне религии: жертвоприношения, благотворительность, изучение писаний.
"Говори правду, исполняй свой долг. Не пренебрегай изучением писании. Пусть твое поведение будет отличаться верностью слова, дела и мысли, самоотверженностью и воздержанием, самоконтролем и спокойствием. Исполняй ежедневные обязанности с бодрым сердцем и непривязанным умом".
Гуру (учитель)
Значение Гуру - учителя, духовного наставника, в индуизме двояко: он объясняет писания, но, главное, он учит своею жизнью, ежедневными поступками, своими словами и своим молчанием. Просто быть с ним в его присутствии - это оживлять свой дух, а изучать с ним писания - значит очищать и обогащать душу.
Высший авторитет для индуса среди писаний имеют Веды. Любое другое писание, чтобы быть авторитетным, должно согласоваться с Ведами и ни в коем случае не противоречить им. Для индуса Веды -это не собрание текстов, а невыразимая правда, стоящая за ними. Веды бесконечны и вечны, они есть то знание, которое есть Бог.
Поэтому значение Гуру превышает значение обычного учителя и наставника. В нем - загадочность жреца и подвижничество отшельника, мудрость философа и магия чародея, владеющего недоступными тайнами.
"Приближайся к Гуру со смирением и готовностью послужить ему".
"Немногим дано услышать об "атмане" - "я". Многие, даже и слыша, не понимают. Умен тот, кто изучает это. Блажен, кто, наученный хорошим учителем, понимает это".
"Я" открывает свое истинное существо тому, кто его жаждет. Его никогда не узнает ни слабый, ни бездумный, ни тот, кто не умеет размышлять".
В индийской религиозной литературе много рассказов о том, как Гуру испытывает своего ученика, прежде чем его учить: он посылает его пасти стадо и спрашивает потом, чему научили его буйволы, вода, ночное небо, трава, цветы. "Пусть истинам Брамы учат только тех, кто повинуется его закону, кто предан ему, кто чист сердцем.' Нечистого да не учат истине никогда".
Йога
Продолжением и практическим развитием браманизма является йога, учение и практика которой даны в "Бхагаватгите" (Песнь Бога), произведении, созданном между 5 и 2 веками до Р.Х. Здесь в чрезвычайно лаконичной форме выражен весьма сложный комплекс идей.
Бхагаватгита или Гита - это часть большой древней эпической поэмы Махабхарата, часть самостоятельная и существующая отдельно, как священнейшая книга индуизма. Гита начинается там, где повествование поэмы Махабхарата доходит до того момента, как полководец Арджуна встает перед неразрешимой для него дилеммой: он должен или воевать против своих братьев и родственников, или же отказаться от совершения того справедливого дела, ради которого он родился на свет. В этот момент и начинается Гита: на огненной колеснице с неба спускается бог Кришна ("черный") и излагает своему другу Арджуне учение йоги.
Слово "йога" значит "путь". Это путь к вечности, путь к богу через тренировку тела. Сначала это контроль над дыханием - пранаяма, затем контроль над мышцами и кровообращением - хатха-йога, потом контроль над своими мыслями и умение сосредотачивать их подолгу на одном объекте - это дхьяна, потом контроль над причинами и следствиями своей жизни - карма-йога, и наконец, - это высшая йога - самадхи - преодоление своего "я", отделение пути от тела и возвращение в него, общение с невидимым миром и освобождение от круга рождений и смертей - бессмертие. Йога - это практические указания к достижению разрыва с миром.
Ответ бога Кришны на отчаянный вопрос воина Арджуны, который не хочет сражаться с теми, кого он любит, касается не только этой конкретной проблемы, но смысла жизни и целей человека в ней. Этот ответ и есть "песнь бога" - изложение учения йоги. В конце книги Арджуна утверждается в решимости сражаться, и битва начинается.
Каким образом в Гите утверждается необходимость и нравственность войны? Каким образом оправдывается убийство? Каким образом побеждается естественное отвращение Арджуны к этому акту?
Ответ таков: через изложение учения йоги, через раскрытие пути человека к вечности. В этом изложении вводятся понятия кармы, касты и гун, - все они вместе обусловливают поведение человека в этой жизни.