Современная статистика религий
По статистике на 1980 год все человечество - 4200 млн. по религиозной принадлежности разделялось следующим образом:
Христиан - 1.233 млн., в том числе: католиков - 739 млн. протестантов - 344 млн. православных - 150 млн.
Мусульман - 576 млн. Индуистов - 518 млн. Буддистов - 300 млн. Конфуцианистов - 300 млн. Синтоистов - 61 млн. Даосистов - 31 млн. Иудаистов - 15 млн. Нерелигиозных - остальное.
В данной лекции нехристианские религии изложены по темам, сгруппированным в два больших раздела:
1. Восточная религиозная философия (зороастризм, индуизм, буддизм, конфуцианство).
2. Монотеистические религии (иудаизм, ислам).
Восточные религии
Индуизм
Исторические сведения. Ведийская эпоха.
Индия - древняя страна. Однако история Индии до прихода в нее арийцев (индоевропейцев) совершенно неизвестна. Несомненно только то, что предки индийцев жили в одном месте с предками иранцев, вместе с которыми они образуют так называемую "арийскую" ветвь индо-европейских народов.
Индия - религиозная страна. Корни ее современных религиозных систем уходят в глубину тысячелетий, когда зарождались языческие религии Египта, Ассирии, Вавилона.
Вторжение арийцев с их прародины в Индию, по клинописным данным, определяется около 2000 лет до Р.Х. Сначала был завоеван Пенджаб (север Индии). На Ганге они оказались лишь около 1200 г. до н.э., а на юге Индии - около 500 г. до н.э. Эти полторы тысячи лет составляют древнейшую пору истории Индии. Единственным источником наших сведений об этой эпохе являются Веды. Поэтому ее называют ведийской эпохой.
Религия Вед.
Веды ("знание") - это собрание религиозных гимнов, содержащих множество сведений о мифологии, космологии, быте древних индийцев. Все отправные положения индуизма берут свое начало в Ведах, особенно в древнейшей их части - Ригведе. До сих пор знание наизусть гимнов Ригведы является обязательным для каждого образованного индуиста.
Веды разделяются на следующие части:
Ригведа - содержит религиозные гимны.
Самаведа - изречения мудрецов.
Яджурведа - правила жертвоприношений.
Атхарваведа - магические песни и заклинания.
В основе учения Вед лежит преклонение перед силами природы. Организм человека является тоже объектом религиозного поклонения: его физиологическим функциям (дыхание, кровообращение, размножение и т.д.) приписывается сверхъестественная сила, которая обожествляется.
Религия Вед - религия жертвоприношений, без которых якобы даже природа не будет существовать, солнце не взойдет, и земля не даст своего плода. Жертва имела силу только при выполнении всех церемоний, обрядов и формул. В ведийской религии есть понятие "греха": грехом является нарушение обряда. Ритуал в Ведах имеет характер заклинаний и как бы обусловливает природные процессы, от которых зависит жизнь человека. Поэтому нарушение обряда и рассматривалось как страшный грех, наносящий вред людям.
Первая половина ведийского периода характеризуется типичным для язычества многобожием (политеизмом) с его старшими и меньшими богами. Индра - центральный бог в индийском пантеоне. Его основная функция - борьба с титанами, символизирующими хаос и принимающими форму змей. Молния и гром так тесно связаны с образом Индры, что его называют богом грозы. Он же является богом плодородия и богом "солярного культа" - поклонения солнцу. Богом бурь позднее стал Шива, и богом солнца - Вишну.
Брама
Во второй половине ведийского периода вырабатывается представление о едином верховном божестве - "душе мира". Это - Брама. Соответственно учение о нем называется браманизмом. Сущность браманизма - это отождествление бога со всей природой, "пантеизм" (всебожие). Основы браманизма изложены в важнейшей теоретической и философской части Вед (точнее в приложении к Ведам), которая называется упанишады.
Слово "упанишады" означает "тайное знание", "знание Брамы". Это учение предназначено не для всех, но лишь для преданных учителю учеников, "браминов", являющихся в Индии высшей кастой, как бы жрецов.
В браманизме развивается учение о переселении душ и о загробном очищении. Браманизм стремится вызвать стремление к "медитации" - религиозному размышлению, созерцанию, стремление к отшельничеству. В этом браманизм противоположен первоначальному индийскому язычеству, которое было плотским, чувственным и обращенным только к земной жизни. Идеалом браманизма является странник, отвергший мир.
Буддизм
В 250 г. до Р.Х. могущественный царь Ашока объявил государственной религией буддизм, возникший в 6 веке в Северной Индии. Так начался буддистский период в истории страны. Почва для буддизма оказалась благоприятной, так как пантеистический браманизм был во многом схож с буддизмом. Буддизм отказался от понятия "Брамы" как "мировой души" и ввел понятие "нирваны" - небытия, утраты индивидуальности: отдельные души входят в нирвану как реки вливаются в океан и теряют в нем свое название. В буддизме практикуется та же созерцательность, то же отношение к жизни, как к "миражу", то же стремление удалиться от мира. В буддизме делается акцент на "безжеланности" - отказе от всех желаний. В основе буддизма лежит та же концепция самосовершенствования, что и в браманизме, и в позднейшем индуизме.
С появлением буддизма начинается средний период индийской истории, который продолжался тоже около полуторы тысячи лет, до появления первых мусульманских завоевателей в 7-8 веках после Р.Х.
По христианскому преданию, апостол Фома проповедовал Евангелие в Северной части Индии, в которую в те времена входили Афганистан и Пенджаб. Он свидетельствовал о Христе индийскому царю Гдапхаре, родственнику персидских царей (1 в.н.э.).
Буддизм в Индии, несмотря на свое более чем тысячелетнее господство, не стал народной религией. На протяжении всего среднего периода шла борьба между двумя религиозными системами, буддизмом и браманизмом. К 8 веку н.э. буддизм был вытеснен из Индостана, и взял верх браманизм, который в своей обновленной форме стал называться необраманизмом.
Необраманизм (индуизм)
Необраманизм представляет собой соединение браманского пантеизма с основными буддистскими философскими воззрениями. Он характеризуется признанием кастовости, которая получила религиозное освящение как один из принципов вероучения. В области богопочитания произошли изменения. Брама остался верховным богом - творцом всего сущего, который пребывает во всем, им сотворенном, так что можно сказать, что "все есть Брама". За богом Вишну закрепились функции бога-хранителя, а бог Шива стал богом-разрушителем. В ведийскую эпоху их себе представляли иначе.
Появились новые боги: Лакшми, жена Вишну, - богиня счастья и красоты, Кама - бог любовной страсти, Ганеш - покровитель знания и наук. Эта восстановленная религия браманизма более известна под названием Индуизма.
Индуизм объединяет собой многочисленные секты, толки и философские системы различного и даже противоположного характера: от возвышенно-пантеистических и аскетических до грубо-суеверных и чувственных.
Языческие праздники в честь огня - "давали", праздник краски - "холли", праздники в честь бога Ганеша и богини молнии, обожествление коров, обезьян, змей уживаются со стремлением соединиться с "мировой душой" - Брамой через пантеистическое философствование и "йогу".
С 7-8 в. в Индию проникает мусульманство, которое оказывает на нее больше политическое, чем религиозное влияние: ислам принимали только правящие классы. В 16-17 вв. произошло объединение Индии в одну великую империю, при потомках Тамерлана, и тогда же встала задача - создать общую религию. Акбар Великий (1556-1605) придумал систему всеобщей, возвышенной религии, и талантливые поэты его двора писали в духе идеалов своего правителя. И до сих пор на некоторых индуистских течениях виден налет мусульманства.
Учение индуизма
Браманизм
Древнейший эпос Индии, называемый коротко "писаниями", это Веды (знание) с упанишадами (знание Брамы) и знаменитые эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна. Они относятся ко времени вторжения арийцев в Индию, т.е. к 2000 г. до Р.Х. Браманизм как учение сложился на почве этих писаний и поэм гораздо позже, тысячу лет спустя. Неизвестно, сколько упанишад когда-то существовало. До нашего времени их дошло 108, но только 16 из них были признаны авторитетными с точки зрения складывающейся религии браманизма. И только десять являются предметом внимания всех тех, кто изучает индуизм.
Основные идеи этих десяти упанишад вращаются вокруг одного и того же положения: человек должен понять, что он сам - бог, потому что его духовная сущность такова же, как сущность мировой души - Брамы.
Видимый и невидимый миры
Учение индуизма о двух мирах базируется на представлении о видимом материальном мире, как мире иллюзорном, сотворенном магией, волшебством, держащим дух человека в оковах. Эта "космическая иллюзия" называется "майей", и к ней индус относится с пренебежением, как к чему-то не только низшему, но и враждебному по отношению к человеку. Поэтому задача мудреца, которому открыто это знание, - избежать этого мира и достигнуть духом невидимого мира, который реален, неразрушим и является причиной всего сущего. "Не думай о преходящем, но, поглощенный созерцанием, откажись от мира. Если хочешь знать вечность, приблизься к гуру (учителю), преданному Браме и знающему писания, и он даст тебе знание, через которое достигается неизменное "я".
"Неразрушимое есть реальное. Как искры из огня, так возникает все видимое из неразрушимого. И в его глубины потом возвращается".
"Как реки текут в океан и теряют в нем свою форму и свое имя, так и мудрый, освобожденный от имени и формы, достигает высшего существа, бесконечного".
Брама и атман
В религии пантеизма божество лишено качеств и признаков: Брама присутствует во всех вещах, сам же бесформен и не является личностью, это безличный принцип, пронизывающий все сущее, или творческое начало жизни, "мировая душа", в которую вливаются отдельные души.
Атман - это сущность живого организма, биологическая активность жизни, то, что делает отдельную личность отдельным существом.
Центральный пункт учения браманизма заключается в том, что мудрецу должно постигнуть, что его атман есть Брама, т.е. его дух есть то же самое, что Брама, и что Брама живет в нем.
"Брама создал небо, землю, многие миры. Создал хранителей и пищу для них. И вошел в хранителей и отождествил себя с ними. Он стал многими индивидуальностями. Он есть бог, все - боги. Он есть все пять элементов - земля, воздух, огонь, вода, эфир. Он есть все существа - лошади, коровы, слоны, птицы, - все, что дышит. Все они, пока живут и когда перестают жить, существуют в нем".
"Универсальное "Я" (Сам) есть вездесущий бог. Оно не рождается и не умирает. Оно живет в сердцевине всего. Оно бесформенно, но населяет форму. Изучением человек не может знать его, если он не воздерживается от зла, не успокаивает своего ума, не практикует медитацию".