Структура и управление методистских церквей
Как уже отмечалось выше, церковь методистов состоит из "классов" по двенадцать человек. Церкви объединяются в округа с суперинтендентом (старшим пресвитером) во главе. Таких округов, например, в Англии насчитывается около тридцати. Руководитель округа не освобождается от пастырских обязанностей.
Пастырь церкви методистов избирается на три года и только по особому разрешению Конференции может трудиться в одной церкви шесть лет. Хотя каждый пастырь прикреплен к определенной церкви, четверть года он проводит в разъездах по другим церквям. В церкви имеется штат проповедников, в число которых входят и женщины.
Система округов и разъезжающие служители - отличительная особенность методистов. Все пастыри церкви получают одинаковую плату.
Верующие, присоединяющиеся к этому течению, проходят испытательный срок, а после крещения становятся полноправными членами церкви. Принятие в члены сопровождается хлебопреломлением. Вновь принятые члены получают членские билеты.
Верховным органом методистской церкви является Конференция (Съезд), учрежденная еще Веслеем.
(В 1784 году была подписана декларация, которая объявила Конференцию верховной и решающей властью в методизме. Братья Джон и Чарльз Веслей получили право пользоваться своей традиционной властью пожизненно).
Верховный орган состоит из руководителей церкви и простых членов церкви, избираемых поместными церквями. Эти две группы при решении вопросов заседают отдельно. Решения считаются законными в том случае, когда они принимаются всей Конференцией.
Председателем Конференции является один из руководителей церквей, а заместителем - один из рядовых делегатов.
Делегаты Конференции выполняют наказы своих местных советов, собираемых два раза в год в определенном районе.
Верховный методистский орган следит за всей работой методистов. Руководителей церквей может назначить только Конференция.
Управление методистской церковью в Америке осуществляется Исполкомом, состоящим из Совета епископов. Члены Совета избираются Конференцией. Епископы назначают пасторов отдельных церквей.
Законодательная власть осуществляется Генеральной Конференцией, созываемой каждые четыре года. Делегаты Конференции избираются демократически, по пропорциональной системе.
Высшей разбирательной инстанцией методистской церкви является Судебный совет, члены которого назначаются Генеральной Конференцией.
В настоящее время в семидесяти шести странах мира насчитывается около сорока двух миллионов методистов, из которых восемнадцать миллионов находятся в Америке (США) и свыше одного миллиона - в Англии.
Методисты Англии выпускают свою газету. В 1813 г. было организовано методистское миссионерское общество, которое ведет работу за пределами Англии.
Методисты в США подразделяются на двадцать течений.
В бывшей СССР действует Эстонская методистская церковь с числом верующих более двух тысяч.
Контрольные вопросы
1. Возникновение и развитие методизма. Происхождение названия "методисты".
2. Основатели методизма и их деятельность.
3. Учение Джона Веслея. Взгляд на единство с англиканской церковью.
4. Устройство и дисциплина методистской общины. Должности в общине.
5. Вероучение методистской церкви (основные воззрения).
6. Назовите богословские труды методистов.
7. Управление методистских церквей.
Лекция 8
Анабаптисты, менониты, братские менониты
Анабаптисты
"Судя по приему, оказанному руками властвующих и в церкви и в государстве как в римско-католических, так и в протестантских странах, движение анабаптизма было одним из самых трагических в истории христианства, однако, судя по принципам, выдвинутым людьми, носившими это название, оно должно быть провозглашено одним из самых важных и значительных предприятий в религиозной борьбе за истину. Оно вобрало в себя семена предшествующих движений и является духовной почвой, на которой выросли все нонконформистские секты", - такова характеристика анабаптизма, данная Р.М.Джоунсом в 1909 г.
Анабаптизм многолик, многое в нем до конца еще не выяснено. Исследования анабаптизма начались только в конце прошлого столетия, их результаты дали возможность по-новому оценить мощное движение эпохи Реформации. Изучение анабаптизма представляет собой не только богословский и исторический, но и практический интерес, потому что в настоящее время многие идеи анабаптизма продолжают жить в представлениях менонитов, которые прилежно исследуют духовное наследие своих предков. Корнями в анабаптизм уходит и менонитское братство в нашей стране.
Прежде, чем начать рассмотрение богословия анабаптизма, кратко коснемся возникновения и первоначального развития анабаптизма.