Благотворительная деятельность

Для Д.Веслея истинное христианство заключалось не только в богослужениях, не только в служении словом, но и в применении его на деле. Практическая любовь проявлялась в посещении больных, в помощи бедным, в заботе о нуждающихся. "Социальное служение, - как считал Веслей, - обязательная часть христианства". Всеми доступными средствами он старался помочь обездоленным людям. Он побуждал власти, церкви, прихожан облегчать их участь. Сам собирал деньги для бедных и советовал это делать другим. Все свои средства он отдавал беднякам.

Невозможно подсчитать, сколько средств Д.Веслей раздал бедным за свою жизнь. Однажды он сделал запись: "Я скопил все, что мог и отдаю все, что могу. Это все, что у меня есть". Добродетелями был усеян жизненный путь Д.Веслея. Однажды он получил в наследство тысячу фунтов и в течение года все раздал бедным.

Д.Веслей заботился об обучении грамоте бедных детей в округе. Не найдя других средств, он предоставил свой дом, чтобы они имели возможность учиться грамоте.

Благотворительность Д.Веслея вытекала из его христианского характера и была неотъемлемой частью в течение всей его жизни. Привязанность Д.Веслея к бедным была выражена в его завещании. Он просил, чтобы бедняки несли его гроб к могиле. И сам он умер бедным, о чем сообщалось в печати: "Истинная ценность господина Веслея доказана тем, что он умер, не оставив вещей. Это показывает, что влияние, которое он приобрел в многочисленных общинах, не использовалось им в корыстных целях. Нищета такого человека обогащает его славу".

Благородный пример Д.Веслея оказывал влияние на его последователей. Пенсы, собираемые группами и классами, отдавались бедным. По инициативе методистов и самого Веслея создавались благотворительные общества в Лондоне, Бристоле, Ливерпуле и других городах. Они получили название "Общества друзей посторонних" и предназначались для оказания помощи вдовам, сиротам, людям нуждающимся из других религиозных течений, чтобы поддержать их.

В 1779 г. Д.Веслей подтвердил, что они вместе с Ч.Веслеем проповедовали спасение по вере более сорока лет. Не взирая на усталость, личную опасность и немилость, они призывали грешников к покаянию.

Свое служение Д.Веслей продолжал более пятидесяти лет, ежегодно проделывая путь в среднем по 4500 миль. За свою жизнь он произнес сорок тысяч проповедей, многие из которых были напечатаны и распространялись в народе. С течением времени он основал ежемесячный журнал, получивший название "Журнал методистов".

Главной целью журнала было показать, что Бог "хочет, чтобы все люди спаслись". Д.Веслей дал обет "писать о Божьей любви к человечеству".

Служение Д.Веслея не было тщетным. Уже при жизни он увидел перемены не только в жизни своих последователей, но также и в росте "благопристойности, морали и религии в сердцах простого народа".

Он вызвал духовное пробуждение среди бедноты и способствовал евангельскому возрождению различных национальных церквей.

Методизм 18 века пытался, насколько это было в его силах, быть каналом Божьего милосердия и нести живое свидетельство любви к ближнему, показанной Христом в "Притче о милосердном самарянине".

Методисты не только интересовались, как думали некоторые критики, подготовкой людей для потустороннего мира, но также были исполнены решимости облегчать их земные беды.

Движение методизма быстро распространилось в Англии, а затем в Ирландии и Америке. Оно дало англо-саксонскому миру то, что пиетизм и гернгутерство принесли протестантским странам на материке.

Учение Д.Веслея

На протяжении большей части своей жизни Д.Веслей был "педагогом", "общественным реформатором" и "удачливым евангелистом". Его учение изложено в книге "Заметки и проповедь", а также в различных духовных статьях. Д.Веслей был убежден в греховности человеческой природы. Свои убеждения он основал на Священном Писании, которое говорит, что "все согрешили и лишены славы Божией" - Рим.3,23, и что "нет праведного ни одного" - Рим.3,10. Первородный грех, - говорил Д.Веслей, - это порча природы каждого человека, которая влечет его ко злу". Унаследованный грех утягчается совершением личного греха. Отсюда вытекает необходимость учения о спасении человека для Бога и правды, его нравственного обновления.

Во взглядах Д.Веслея ярко выражено евангельское учение о святости. Он никогда "не почитал себя достигшим", но отмечал, что, пережив "великую радость в сердце" на личном опыте, стремился к святости и совершенству. Поэтому личное духовное возрождение он считал общим истинным путем, ведущим к новой жизни.

Не вдаваясь в подробности учения Д.Веслея, можно отметить несколько основных положений.

- Спасение включает в себя оправдание верой, возрождение и освящение. Оправдание верой рассматривается как прощение и усыновление Богом.

- Христианское совершенство есть результат веры во Христа и означает освобождение от всякого греха через Его жертвенную Кровь - Иоан.1,7.

- Возрождение и оправдание происходят мгновенно: исчезает чувство вины, сердце испытывает великую радость.

- Может быть и постепенное приближение к возрождению.

- Д.Веслей отрицал учение Кальвина о возможности обращения ко Христу в минуту смерти. Он призывал всех прийти ко Христу в момент слышания благой вести.

- Полученное однажды благословение может быть утрачено, но нет непреодолимых препятствий к приобретению его вновь.

- Он учил, что Бог предлагает спасение во Христе всем людям. "Вечное изволение Божие предлагает свободное спасение через веру для всех людей" - таков был ответ Веслея на учение о предопределении (он не разделял кальвинистского учения о предопределении). Единственное, что требуется от человека - это вера и доверие Христу, что Он хочет и может спасти его от вечной смерти. В то же время Д.Веслей не умалял значения таинств и верил в их необходимость для утверждения в вере. Духовная святость может быть достигнута через возрождение и освящение Духом Святым.

Д.Веслей не отрицал и роль этики в усовершенствовании интеллекта человека. Д.Веслей разделял основные доктрины англиканской церкви, которую, без сомнения, любил. Он соглашался с ее литургией, принимал ее установления, верил, что управление церковью находится в гармонии с учением Нового Завета. Он никогда не думал соперничать с церковью, не намеревался реформировать ее. Он не хотел порывать с ней связей, но хотел в ее рамках объединить всех истинных христиан для совместного назидания и пробуждения - "изменить нацию и особо церковь". Этому решению Д.Веслей и большинство его последователей были верны в течение всей своей жизни. Уже на Первой Конференции Методистов в Лондоне, где обсуждались вопросы взаимоотношения с англиканской церковью, было подтверждено общение с ней.

Чтобы предотвратить отделение методистского движения от англиканской церкви, Д.Веслей опубликовал правила "Групповых обществ". От всех членов общества требовалось "аккуратно посещать все обряды, в особенности быть в церкви у алтаря каждую неделю и на каждом общественном собрании группы".

Со временем отдельные методистские проповедники начали требовать отделения от государственной церкви вопреки решениям Конференции 1748-1764 годов. Однако решения об отделении от церкви так и не было принято. Братья Веслей продолжали поддерживать общение с ней и надеялись так поступать до конца своих дней.

Периодически конференции подтверждали, что отделение от церкви нецелесообразно. В своем журнале Д.Веслей писал: "Я не забыл поддержать братьев в их призыве, чтобы жить и умереть в англиканской церкви". О себе он говорил: "Я никогда не имел замысла отделяться от церкви... Я живу и умру как член церкви Англии".

Д.Веслей в 1758 году опубликовал свои "Двенадцать причин неотделения от церкви". Его брат Ч.Веслей заявил, что он разделяет точку зрения брата.

После смерти Д.Веслея методисты, несогласные с линией большинства, в 1797 г. отделились в самостоятельную деноминацию, названную ими "новым объединением".

В 1799 г. после неудачных попыток достигнуть согласия с епископом Лондона о союзе с церковью, методизм отошел от нее, став самостоятельной церковью наряду с другими тремя деноминациями (баптистами, конгрегационалистами и пресвитерианами).

Д.Веслею принадлежит создание в методистском движении института проповедников, которых он посылал на служение, напутствуя словами: "Идите всегда не к тем, кто нуждается в вас, а к тем, кто больше всего нуждается в вас". Он положил начало конференции и общинам методистов, был составителем правил для классов, общества и его руководителей. Много внимания Д.Веслей уделял социальной стороне христианского учения и вел борьбу с пороками в английском обществе. В третьем трактате на тему "Богослужение на горе" он говорил: "Христианство, в основном, социальная религия".

Организация и дисциплина общины Д.Веслея

Д.Веслей говорил: "Методистом является тот, кто имеет любовь Божию, излившуюся в сердце Духом Святым - Рим.5,5, кто любит Господа Бога своего всем сердцем своим и всею душою своею, всею силою и всем разумением своим" - Мф.22,37-38.

Общества методистов подразделялись на мелкие группы, называющиеся классами, в состав которых входило от 5 до 12 членов. Класс возглавлялся руководителем, которому вменялось в обязанность наблюдать за братьями. Руководить женским классом мужчине не позволялось. На еженедельных встречах класса каждый говорил о своих переживаниях и нуждах, давались поручения об оказании помощи нуждающимся. Желавшие стать членами класса должны были ответить на различные вопросы веры, поведения и привычек, но, главным образом иметь свидетельство о возрождении. Выдержавшие испытания получали членский билет общества после посещения класса не менее года.

Для участия в служении Д.Веслей с самого начала методистского движения привлекал женщин. Кроме руководителя класса в общине Веслея была должность управляющего "хозяйственными делами", на которого возлагался сбор добровольных пожертвований, а также должность попечителя, в обязанность которого входило содержание в надлежащем виде дома и имущества. Была также должность посещающего (визитера) больных. В масштабах большого города посещение больных было проблемой, и для ее решения Веслей предложил избрать сорок визитеров, которых он считал "самыми заботливыми, нежными духовно". Он разделил город на двадцать три части, на каждую часть приходилось по два визитера, на которых возлагались заботы о больных. Эта работа приносила добрые плоды. Многие жизни были спасены, многие болезни излечены, много боли и нужды предотвращено или устранено.

Проповедь в методизме была наиболее почитаемым служением и возлагалась на проповедников - "местных" и "разъездных". Местный проповедник не был освобожден от работы и выполнял обязанности проповедника в свое свободное время, большей частью по воскресеньям. Разъездной проповедник (благовестник) все время отдавал проповеди и посещениям людей. Относительно их подготовки Конференция 1780 г. постановила: "Мы никого не допускаем стать разъездными проповедниками, пока не признаем, что он имеет такт, способности и результативен, так что мы не можем принять кого-то, если он не имеет или утерял подобные качества".

Для методиста имелась высшая возможность - стать пастором. Веслей, однако, называл их не пасторами, а помощниками: обычно они не имели рукоположения.

Методисты отличались строгой дисциплиной. Они должны были повиноваться правилам групповых собраний и общества. Группы обязывались "приходить точно к назначенному часу и начинать собрание в этот час пением гимна и молитвы".

В дополнение были правила повседневного поведения. Они требовали "ни покупать, ни продавать в воскресенье, не пробовать ни глотка любого вида спиртного, если это не предписано врачом; не касаться ошибок кого-либо за его спиной и останавливать тех, кто имеет этот недостаток". Методистам не разрешалось носить украшений, таких как кольца, серьги, ожерелья и др.; не позволено потакать своим слабостям. Методисты должны также "давать милостыню и быть образцом прилежания и умеренности". Им предписывалось соблюдать "Божьи обряды", т.е. "быть в церкви у алтаря каждую неделю и на каждом собрании группы, присутствовать на молитве каждое утро, если не препятствуют расстояния, дела или болезнь, молиться каждый день лично и с семьей". Кроме проведения по возможности наибольшего количества времени за чтением Писания и размышлением над ним, они должны были соблюдать "все пятницы в году" как "дни поста или воздержания".

Укреплению дисциплины способствовало опубликование в 1743 г "Общих правил", касавшихся повседневного поведения методистов. Даже в вопросах питания и одежды методисты должны были соблюдать строгую дисциплину.

В брошюре "Нервные расстройства" Д. Веслей говорил о необходимости остерегаться неумеренности во всех вещах: "Не ешь больше, чем требует природа"; "Ложись спать рано и поднимайся рано" и др. Тех, чья жизнь и действия были в серьезном противоречии с правилами, Д.Веслей исключал из общества. Тем, кто был найден виновным, предоставлялась возможность покаяться в совершенных ошибках. Отсеивающая веялка находилась в руках Д.Веслея, и он был твердым и справедливым в ее применении.

Для служителей методизма дисциплина была еще строже. Они должны были повиноваться дополнительным предписаниям. Самой строгой дисциплины должны были придерживаться разъездные проповедники.

Для общего руководства помощникам Д. Веслей выпустил "двенадцать правил". Им советовалось быть прилежными во всех делах: "Никогда, ни на миг не быть без дела, никогда не заниматься пустяками. В поездках никогда не терять времени и ни в каком месте не проводить больше времени, чем нужно". Они должны "быть серьезными" и "избегать всякого легкомыслия и пустых разговоров". В отношениях с женщинами, особенно молодыми, им предписывалось "беседовать сдержанно и осторожно". Их предупреждали, чтобы "их речь и одежда не были шутовскими". "Не носите шляпу с опущенными полями", - гласило предписание.

Разъездные проповедники были подотчетны одному Д.Веслею. От них требовал он спартанской дисциплины, которой подчинялся сам. Если кто возражал против строгости дисциплины, то ему предлагали оставить объединение, а если кто открыто не повиновался, то его исключали из членов общества.

Дисциплина оставалась суровой и после 1791 г., когда власть перешла от Д.Веслея к Конференции.

Наши рекомендации