Современные объединения реформатских церквей

В конце 16-го века реформатство вышло за границы Швейцарии и распространилось в Нидерландах, Шотландии. Оно покорило Англию, хотя впоследствии доминировать стала Англиканская церковь, являющаяся соединением католицизма и лютеранства с примесью кальвинизма. Из лютеранства было заимствовано учение об оправдании по вере и учение о таинствах, учение о предопределении взято у кальвинистов.

В Восточной Европе реформатское влияние распространилось на Чехословакию, Венгрию, частично на Скандинавские страны. В нашей стране реформатские церкви имеются в Закарпатье.

Но не везде реформатство нашло распространение. Во Франции, например, велась борьба против сторонников нового учения, которых называли здесь гугенотами. Католическая церковь не уступала свои позиции. Но несмотря на это, реформатские гугенотские церкви основались и на территории Франции.

В настоящее время реформатские церкви объединены во Всемирный союз реформатских и пресвитерианских церквей. Имеется свой печатный орган - журнал "Реформатский и пресвитерианский мир", издаваемый в Женеве.

В состав Всемирного союза реформаторов входят: Пресвитерианская церковь Канады, Реформатские пресвитерианские церкви, Пресвитерианская церковь США, Реформатская церковь Америки, Федерация Протестантских церквей Швейцарии, церковь Шотландии, Реформатский Союз Латинской Америки и т.д. Всего более 40 объединений. В мире насчитывается около 50 миллионов реформатов.

С самого начала своего существования в реформатской церкви был пламенный дух благовестия, и в настоящее время он очень высок. Благовестники трудятся во многих странах Африки, Азии, Латинской Америки, где, выполняя гражданскую работу, созидают церкви.

Реформатская церковь активно вовлечена в миротворческое движение. Она является инициатором проведения различных конференций и симпозиумов за мир. Представители реформатских церквей участвовали во Всемирной конференции "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы", проводившейся в Москве в 1982 году. Генеральный секретарь Реформатской церкви США А.Брауэр выступил с докладом "Гонка смерти".

Библиография

1. Христианская институция. Д.Кальвин.

2. "Ульрих Цвингли". Б.Д.Порозовский.

3. "Церковная история 1500-1800 гг.". Алаи Томсон.

4. "Д.Кальвин, его жизнь и реформатская деятельность" Б.А.Порозовский, 1899 г., С.-Петербург.

5. "Реформация - Кальвинизм". Конин.

6. "Реформация 16-го века". Обзорный альманах.

7. "Реформатский и Пресвитерианский мир". Журнал.

8. Б. Советская Энциклопедия, т.20-27.

9. История христианской Церкви. Робертсон и Герцог.

Контрольные вопросы

1. История возникновения и развития реформатской церкви. У.Цвингли, его эпоха и деятельность. Связь с лютеранством.

2. Джон Кальвин и его богословие.

3. Главный труд Д.Кальвина - "Наставление в христианской религии" и основные догматы реформатской церкви (содержание, о Боге, о вере и оправдании).

4. Кальвинистское "предопределение", его учение о церкви и таинствах.

5. Церковное устройство и управление.

6. Кальвин и гражданские вопросы.

Лекция 7
Методистская церковь

Возникновение и развитие

Методизм - это ветвь протестантского христианства, возникшая в 18 веке в недрах англиканской церкви - государственной церкви Англии, протестантской по вероучению, пришедшей к тому времени в упадок.

Основателем и центральной фигурой методистского движения был Джон Веслей (1703-1791 гг.). По его определению, методизм есть "религия сердца" и нравственное обновление.

Название "методисты" произошло от методической (систематической) традиции "Святого клуба", который был основан братьями Джоном и Чарльзом Веслей при Оксфордском университете. Члены этого клуба составили расписание на каждый день, определив часы для молитв, посещения больных и заключенных; для преподавания в школе для бедных и для исполнения правил церкви. Слово "методист" стало безобидным эпитетом, бросаемым в адрес "Святого клуба" и утвердилось за последователями Д.Веслея.

Методистское движение возникло и получило распространение благодаря деятельности Д.Веслея, его посвящения и послушания Христу. В течение своей жизни Д.Веслей был руководителем и вдохновителем этого движения.

В числе последователей Д.Веслея и ближайших сотрудников был его родной брат Чарльз Веслей (1707-1788), талант которого проявился в написании более шести тысяч гимнов, что дало основание выражению "методизм родился в песнях".

В числе деятелей духовного пробуждения в Англии был Джордж Уайтфильд (1714-1770), наиболее красноречивый проповедник, ставший главой "кальвинистской" ветви пробуждения, а также Уильям Флетчер (1729-1785), который считался избранным преемником Д.Веслея.

Д.Веслей и Д.Уайтфильд не только проповедовали Евангелие, но и вели борьбу с модернистским богословием (деизмом).

Первые общества методистов были организованы Д.Веслеем вместе с Д.Уайтфильдом в Бристоле, а затем Веслей организовал их в Лондоне.

Чарльз Веслей, как и его брат Д.Веслей, оставался рукоположенным пастором англиканской церкви и был активным участником в создании методистских обществ по всей стране.

К успеху в своей деятельности Д.Веслей пришел не сразу. В начале его пути было множество горечей и неудач. Будучи англиканским священником, Веслей пришел к выводу, что ему неведомо спасение, которое он проповедовал людям. Безуспешное миссионерское путешествие к индейским племенам Северной Америки (штат Джорджия) заставило его пересмотреть всю свою жизнь и дало повод к новым духовным исканиям.

Решающее значение в его духовной судьбе имело знакомство с моравскими братьями. Благочестивый моравец Петр Белер указал ему на необходимость обращения ко Христу и получения оправдания по вере, как это практиковалось в "Братской общине" гернгутеров.

При чтении произведения Вильяма Лоу "Важный призыв" Д.Веслей почувствовал горячее желание посвятить свою жизнь на служение Богу. Однако благословение, которое искал всем сердцем и умом, было получено, когда он слушал на одном собрании моравских братьев чтение "Предисловия к толкованию послания к Римлянам" М.Лютера. Он записал в своем дневнике: "Я почувствовал, что верю в Христа, что Он снял с меня мой грех, даже мой..." Этот духовный перелом - духовное рождение произошло 24 мая 1738 года.

Получив оправдание через веру и будучи убежденным в том, что нашел путь спасения, он исполнился горячим желанием объявить эту весть другим.

Служение и деятельность братьев Веслей были обширны:

- проповедовать Евангелие всем людям;

- организация обществ из верующих, стремившихся к истинному христианству;

- благотворительная деятельность.

Проповедь Евангелия

Брат Веслей и несколько его друзей, решив "быть библейскими христианами", стали проповедовать "всем своим разумением" евангельское учение. Однако вскоре на их пути возникли преграды. Англиканская церковь не пожелала иметь дело с этим новым и сильный движением и закрыла двери для его проповедников. Им ничего не оставалось делать, как только искать свой путь служения Богу. И он был найден. Их аудиторией стала окружающая беднота, к которой они обратились с проповедью Евангелия.

В 1739 г. Д.Веслей откликнулся на призыв Д.Уайтфильда проповедовать под открытым небом в Бристоле. Он поехал туда и "объявлял на больших дорогах радостную весть спасения". В различных местах страны весть о Божьем милосердии охотно слушали многотысячные толпы людей.

В успехе начатого дела Д.Веслей видел призыв свыше и говорил: "Спасать души - мое призвание, а мир - мой приход".

Страстная убежденность, действенная вера в правоту своего дела и силу Божию помогли братьям Веслей зажечь небывалое пламя пробуждения в народе. Они посещали вновь промышленные центры и шахтерские поселки и проповедовали Евангелие не только в церквах, поддерживающих их, но и вне их.

Кроме проповеди, важное место в их служении занимали собеседования с обращенными или так называемые "классные собрания", на которых разбирались вопросы веры и отдельные места Священного Писания; пелись духовные гимны. Множество людей приходили к Веслею, прося научить и направить на истинный путь. Принимая на себя заботу, он организовал из них общества "для совместной молитвы, проповеди и наблюдения друг за другом в любви, чтобы помогать друг другу в деле спасения".

Он лично назначал руководителей движения, предписывал им различную деятельность и сам проверял их работу.

В своем служении братья Веслей не ограничивались проповедью в городах и селениях. Они решили посещать людей в тюрьмах, преступников, обреченных на смерть, чтобы рассказать им о Боге. Многие из них покаялись в своих грехах перед Богом и шли на казнь с верой и радостью спасения.

По примеру братьев Веслей многие из методистов стали посещать тюрьмы, чтобы сеять добрые семена Слова Божия в самых жестоких сердцах.

В намерение Д.Веслея не входило отделение от англиканской церкви, но он имел в виду организовать общества внутри, чтобы обновлять и оживлять ее. Отсюда вытекали некоторые трудности. Проповедники не имели рукоположения и предполагалось, что члены методистских обществ будут принимать участие в хлебопреломлении в англиканской церкви. Епископ же Лондона не хотел рукополагать служителей в методистских обществах и не желал освящать их молитвенные дома. Он также отказался рукоположить нескольких пасторов для методистов в Америке. Тогда Д.Веслей решил сам рукоположить своих служителей "на руководство паствой в Америке". Под их руководством в 1784 г. в Балтиморе была организована Методистская Епископальная церковь в Америке.

Наши рекомендации