Церковное устройство и управление
Разделяя с Лютером непримиримость по отношению к папе и папству, Кальвин в своем учении и непризнании форм католического богослужения идет значительно дальше немецкого реформатора. Все, что только могло напоминать старое (иконы, образа, мощи святых) было удалено из реформатской церкви с беспощадной строгостью. Были отменены все праздники, сохранился лишь один церковный праздник - воскресный день. Кальвин требовал упразднения музыки в храмах. "Христианская религия, - говорил он, - это религия духа и не нуждается ни в каких внешних формах" (ц.1). Церкви перестали украшать, до предела было упрощено богослужение, которое свелось к проповеди, молитве и чтению Писаний на данный день. Повсеместно в воскресный день совершаются хлебопреломления. Церковная власть принадлежит самой церкви, то есть всем членам, из которых она состоит. Каждая община пользуется самоуправлением в делах веры. Основывая свой взгляд на Библии и на практике ранней церкви, Кальвин утверждал, что "существуют четыре звания, основанные Господом для управления Своею Церковью: это пасторы, проповедующие Слово и исполняющие таинства; учителя, которым принадлежит обязанность учить и воспитывать церковь; старейшины, которые занимаются нравственным воспитанием членов церкви, и дьяконы, в обязанности которых входит забота о больных и бедных.
В настоящее время в реформаторской церкви наиболее распространен синодально-пресвитерианский принцип управления. Органы, осуществляющие руководство церквами, имеют двойное представительство: пасторов и мирян. Церкви избирают старейшин (12 чел.) и пастора, но последнего, в свою очередь, рекомендует синод (собрание пасторов). Каждый пастор проходит испытания в синоде по вопросам праведности, умения проповедовать, безупречности поведения. Старейшины обязываются наблюдать за жизнью каждого члена общины: посещает ли он проповеди, участвует ли в причастии, ведет ли нравственную жизнь, хорошо ли воспитывает детей.
Надо отметить, что и поныне это служение старейшин в реформатских церквах носит исключительный характер. Большое внимание уделяется проблемам семейного воспитания, вследствие чего реформатские церкви стоят очень высоко в нравственном отношении.
Испытанный синодом и предложенный церкви пастор может быть принятым или отвергнутым советом старейшин общины. В случае принятия, совет оповещает церковь, и, при ее подтверждении избрания, на кандидата по апостольскому обычаю возлагают руки, затем он входит в свое служение. Старейшины и пастор организуют Пресвитериум, который избирает дьяконов церкви. Старейшины из различных церквей и пасторы организуют консисторию. Пасторы консисторий образуют синод (обычно по географическому признаку) и осуществляют законодательную власть, предлагают новых пасторов церквам. Старейшины, избранные консисториями, составляют сессию. Представительство синодов и сессий на Генеральной Ассамблее или Конвенте избирает примас (суперинтенданта или епископа), который осуществляет верховную власть. Управлением делами по восходящей линии занимаются пресвитериумы, консистории, Генеральные Ассамблеи.
Кальвин и гражданские вопросы
Деятельность Кальвина не ограничивалась, однако, реформами церковного устройства. Одновременно он работал и над проектом гражданских установлений.
"Человек по природе склонен к злу и возмущению, и над ним посему должна тяготеть сдерживающая узда. Власть, истинно угодная Богу, непременно строга - ей должны быть чужды чувства сострадания, милосердия и другие человеческие слабости". По мнению Кальвина, осуждение невинного представляет гораздо меньшее зло, чем безнаказанность виновного.
Результаты таких представлений были поразительными. Город и горожане точно преобразились. Шумная жизнь богатого города притихла и сменилась мрачной серьезностью. Склонность к роскоши исчезла, и ее сменила умеренность и скромность. Кальвин вносил свою регламентацию в малейшие детали быта, определяя цвет и фасон одежды, добротность ткани и т.д.
Кальвин запретил все трактирные заведения. Женева стала настоящей духовной монархией. Даже городской совет, открывавшийся молитвой и проповедью, более походил на церковное, чем на государственное учреждение.
Неутомимый в работе, Кальвин требовал того же от других. Никто не имел права бездействовать.
Религия и страх Божий - вот те основы, на которых должна быть построена жизнь общества. Все, что противоречило этому, было достойно осуждения.
Тем не менее, созданная Кальвином "теократическая система управления" не имела долголетия. Сразу после смерти реформатора она была реорганизована. Еще раз подтвердилась истина, что чрезвычайностью запретов и ограничений, строгостью дисциплины можно иметь успех лишь на короткое время. Не имея внутреннего утверждения, жители Женевы после смерти Кальвина "освобождались" нравственно и религиозно.
В настоящее время реформатские церкви в основном лояльны по отношению к государству.