Джон Кальвин и его богословие
Француз по национальности, получивший прекрасное образование в Парижском университете, Джон Кальвин стал основоположником Реформатской церкви. Еще в студенческие годы, обратив на себя внимание последовательностью теологической мысли, Джон Кальвин развил богословие Лютера, но с некоторыми уточнениями и дополнениями. В то время как Лютер и его последователи практиковали церковные градации и церемонии, которые по их мнению, не противостояли Божьему установлению, Кальвин не применял их в церковной практике. Черпая свое христианское учение из Библии, он стал первым библейским богословом.
"Наставление в христианской религии" - богословское кредо реформаторов
Сущность доктрин Кальвина можно увидеть в его книге, ставшей сочинением всей его жизни и основой для жизни и практики реформатских церквей впоследствии - "Наставление в христианской религии".
После первого издания на латинском языке в 1536 году, а позднее на французском, труд постепенно дополнялся и, к своему последнему изданию при жизни автора в 1564 году, стал итоговым протестантским документом, состоящим из 4-х книг и 80 глав. Переведенный на многие языки, он сыграл большую роль в распространении кальвинизма. Кальвин назвал свое "Наставление" суммарностью принципов христианской религии.
Это произведение раскрывает богословскую сущность:
- десяти заповедей;
- вероисповедания;
- молитвы Господней;
- таинств крещения и Евхаристии;
рассматривает вопросы христианской жизни.
Источники богословия Кальвина
Главным источником кальвинистской богословской системы была Библия. Кальвин читал и хорошо знал Библию.
Пожалуй, никакой другой реформатор не придавал такого большого значения Ветхому Завету, как Кальвин. Он рассматривал Ветхий Завет как обетование Нового Завета во Христе.
Первоначально Кальвин был в полном согласии с Лютером в вопросах фундаментальных доктрин первородного греха, полной испорченности человека, оправдания по вере во Христа. Результатом этого согласия кальвинистов и лютеран было подписанное в 1530 году "Аугсбургское соглашение или исповедание веры". Тем не менее, по мере развития своей системы, Кальвин постепенно расходился с Лютером в вопросах о причастии, предопределении, церкви и таинствах.
Основные догматические утверждения Д.Кальвина
Как уже было сказано, лютеране вполне согласились с реформатской церковью в учении о Боге, о Христе, о Духе Святом, о первородном грехе, о благодати. Поэтому мы рассмотрим только те доктрины Кальвина, которые значительным образом отличают реформатскую церковь от лютеранской. Кальвин развивал свою систему на следующих фундаментальных истинах:
- Знание Бога Творца;
- Знание Бога Искупителя мира во Христе;
- Путь получения благодати Христовой;
- Внешние проявления и действия.
Основными доктринами Кальвина являются:
Суверенитет (независимость) Бога
"Наставление" начинается словами: "Мудрость, которую мы имеем, разделяется на две части: знание Бога и себя самого" (ц.1).
"Когда человек смотрит на Бога через Писание, он познает могущество и независимость Божию. Когда он смотрит на себя через Писание, он находит свою полную ничтожность. Библия проливает свет на понятие "человек", его положение в истории, его падение, - когда образ Божий в человеке не погас полностью, но все же искажен до неузнаваемости".
Под полным несовершенством и ничтожеством Кальвин понимал невозможность человека подняться до правильных отношений с Богом, исходя только из человеческих усилий. Кальвин подчеркивал, что человеческая воля связана с грехом. По словам Кальвина, она не разрушена, но человек не может сам по себе желать веры: "Свободной воли недостаточно, чтобы сделать человека способным к добрым делам до тех пор, пока ему не придет на помощь благодать" (ц.1).
Мысль реформатора состоит в том, что Бог дает оправдание человеку, а человек не может оправдаться сам. Через оправдание Христом грешник принимается Богом, несмотря на то, что он грешник.
Вера во Христа и оправдание
Человек в своем духовном состоянии нуждается в спасающем контакте с Богом. "Вера является результатом действия Духа Святого". И вот эта вера, получаемая человеком как дар Святого Духа, соединяет его со Христом.
"Мы практически получаем двойную благодать: примирившись с Богом через Христа, мы имеем на небесах вместо судьи доброго Отца и, освященные Христовым Духом, мы можем жить непорочной и святой жизнью" (ц.1).
Первый из даров Кальвин назвал оправданием с получением праведности, второй - возрождением и освящением. Доктрина оправдания для Кальвина - "главная истина всех религиозных истин". "Мы не соделаны праведными, а просто одеты в праведность Христа. Бог смотрит на нас через Христа, или просто, видя Христову праведность, превращает суд в оправдание". Однако оправдание не является простым однозначным актом. Господь не только оправдывает грешника, но также очищает от вновь сделанных гехов.
Предопределение
Понятие "предопределение" является краеугольным камнем в богословской системе Кальвина. Само по себе это понятие не ново; еще Августин пытался систематизировать его. Однако Кальвин развил, обосновал и утвердил в церковной практике понятие, которое отличает реформаторов от всех других протестантских церквей.
Доктрина Кальвина о предопределении к избранию или отвержению является результатом его логического и догматического размышления. Утвердив абсолютный авторитет Бога и полную человеческую несостоятельность сделать что-либо для своего спасения, Кальвин говорил: "Предопределение - это вечное Божие постановление в желании помочь человеку. Но не все сотворены в равных условиях - вечная жизнь определена для одних, вечное проклятие для других" (ц.1).
По учению реформаторов, люди, предопределенные к вечному блаженству, получают необходимую благодать, которая ведет их ко спасению; предопределенные же к вечной погибели лишены Святого Духа, и поэтому они не принимают Слово Божие и не поддаются Его влиянию.
По учению Кальвина, человек не может знать, принадлежит ли он к числу избранных или отверженных, и поэтому должен ревностно заботиться о том, чтобы по своему поведению оказаться достойным.
По словам Кальвина, дьявол бессилен против благодати Божией; он может мучить избранного, но не может победить его. Отсюда, кто однажды был записан в Книгу Жизни, тот не может быть вычеркнут из нее. Кто получит Божию благодать, тот никогда не утратит ее.
Догмат о предопределении, который реформатор отстаивал с особой энергией, не только не подрывал проповедуемую им строгую нравственную дисциплину, но содействовал укреплению душ, закаляя их особым энтузиазмом.
Никто из верующих не сомневался в своем избрании и спасении, и каждый старался быть достойным его.
Но уже в 1580-90 гг. нидерландский богослов Яков Арминий высказался категорически против кальвинистского "предопределения". Он учил, что в вопросе спасения души главенствующая роль принадлежит свободной воле человека.
С тех пор и по настоящее время вопросы свободной воли, благодати и предопределения являются предметом непрекращающихся богословских дебатов, полемики и пререканий. Сторонники Кальвина называются кальвинистами; придерживающиеся взглядов Арминия - арминианами.
Кальвинистское "предопределение" утвердилось не только в реформатской церкви. Этот догмат является основной чертой вероучения пресвитериан, конгрегационалистов, англикан и некоторых баптистских групп.
Например, Южная Баптистская Конвенция США, - крупнейшее баптистское объединение в мире, насчитывающее около 12 млн. членов, - сохраняет в своем вероучении догмат кальвинистского "предопределения". Эта конвенция придерживается такого мнения, что однажды спасенный, записанный в Книгу Жизни, не может отпасть, ибо Христос сказал: "Никто не похитит их из руки Моей" - Иоан. 10,28.
Наше евангельско-баптистское братство с самого начала в вопросе предопределения имело отличную от Кальвина точку зрения (см.лекцию Сравнительное богословие, № 1).
Безусловно, мы верим в суверенитет Бога, в Его всемогущество, всеведение. Мы исповедуем могущество благодати Божией во Христе и Его право "открывать и закрывать" - Откр.3,7. Но вместе с тем, на основании Слова Божия мы не можем принять догмат о предопределении к погибели, ибо Библия учит: "Бог не желает смерти грешника", но "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины". Сущность Бога состоит в том, что Он "любит миловать и прощать", и что "рука Его не сократилась, чтобы спасать". Бог совершенно знает конечные результаты действия благодати. Он знает реакцию людей на благую весть спасения - что одни примут, а другие отвергнут, но и тем и другим дано одинаковое право, разные возможности, ибо любовь Божия объемлет всех. "Даже самый последний грешник, заметив вдали открытую дверь, может, подойдя к ней, прочитать надпись: "Всякий, вошедший в нее, спасется". А войдя внутрь он увидит другую надпись, не менее значительную: "Ты здесь по предвидению Бога. Всех, вошедших сюда, Бог предопределил быть подобным образу Сына Своего". Так говорил Ч.Сперджен. (ц.З).
Божие предопределение связано с предузнанием - Рим.8,29. Всем людям даны равные шансы на спасение, но многие по жестокосердию своему отвергают дар Божий и не потому, что Господь определил их на погибель, а потому, что они "более возлюбили тьму, нежели свет, ибо дела их были злы". И тем не менее Господь в Своей любви оставляет человеку право выбора и решения. Избери ныне добро или зло, жизнь или смерть - Вт.30,15.19.
Вопрос о свободной воле довольно обширный, но остается бесспорным и тот факт, что у человека имеется свободная воля, ибо Бог соделал людей не бездушными роботами, а царственно свободными наследниками творческого естества Божия. Еще в Едемском саду Бог поставил человека перед выбором добра и зла, но человек сам по собственному желанию и обольщению пошел по пути, предложенному дьяволом, и впал в грех. И хотя человек многое утратил в результате своего грехопадения, его воля тем не менее остается действенной. Ему принадлежит избрать для себя вечную погибель или сказать: "Встану, пойду к Отцу моему!". Господь стучится в сердце, зовет ко спасению, но только сам человек имеет власть и право сказать "да" или "нет".
Учение о церкви
Джон Кальвин называл церковь "Обществом избранных святых", "Матерью" и говорил, что она является Божественным учреждением. "Мы можем прийти к жизни не иначе, как, если церковь будет производить нас в своих недрах, питать, содержать нас под своей защитой и охраной, пока мы не освободимся от этого смертного тела и не сделаемся подобными ангелам" (ц.4). По учению Кальвина, нет спасения вне церкви: "Вне дверей церкви никто не может надеяться на прощение грехов или спасение", и разрыв с церковью равносилен отречению от Бога и Христа. В церкви должна господствовать величайшая чистота нравов. Церковь одновременно видима и невидима.
Ее видимая часть - христианская община. Невидимая церковь представляет собой общение со святыми в теле Христа. Но это не означает существование двух церквей.
"Церковь имеет своей целью заботу о спасении своих членов; она имеет не только право, но и обязанность наблюдать за ними как в общественной, так и в частной жизни и строго наказывать всех непокорных, причем важнейшим средством наказания должно служить отлучение" (ц.9).
Отлучение практиковалось за малейшую провинность, порой даже за непонимание той или иной истины, не говоря уже о собственном мнении на какой-то предмет христианской веры. И эта нетерпимость противоречила взглядам У.Цвингли.
Таинства
Кальвин и реформатская церковь признают только два таинства: Евхаристию и Крещение. Рассмотрим их.
Евхаристия
Существенным у Кальвина является то положение, что телу Христа присуща животворящая сила. В плоть Спасителя, вследствие того, что ею совершено избавление, навечно вложены искупительные силы. Посему, учит Кальвин, в Евхаристии верующим сообщается эта животворящая сила через Святого Духа.
Кальвин допускал лишь духовное соединение верующего человека со Спасителем, источником всех благ, а на хлеб и вино он смотрел как на символ этого соединения. В отношении Евхаристии Кальвин говорил: "Если кто спросит нас, является ли хлеб Телом Христа, а вино - Его Кровью, мы должны ответить, что хлеб и вино являются видимыми знаками, которые представляют нам Тело и Кровь; они являются инструментами, благодаря которым наш Господь Иисус Христос разделяет с нами общение".
И в вопросе Евхаристии наблюдается тенденция разделения людей на спасенных и отверженных, на носителей благодати и не имеющих ее. Только избранные могут соединиться со Христом в заповеди Его, другим же этого не дано.
Крещение
"Крещение, - говорил Кальвин, - утверждает в нас те факты, что мы очищены и омыты Спасителем, с вытекающими отсюда: праведностью, освящением и жизнью вечной" (ц.1).
Реформаты крестят людей независимо от возраста, но крещение младенцев преобладает. Формула крещения не отличается от используемой в наших церквах. Так же, как и в лютеранстве, значение духовных родителей чрезвычайно велико. На них возлагается ответственность перед Богом и церковью за воспитание подростков в страхе Божием и приготовление их к конфирмации.