Благословения, внешние знаки
Благословение, преподаваемое священником или архиереем, совершается через осенение крестом. При этом сложение пальцев благословляющей руки образует главные буквы имени Иисуса Христа: ИС, ХС. Такое благословение священнослужителя означает благожелание, чтобы Господь ниспослал милость и освятил благословляемых людей или предметы для доброй цели.
При богослужении архиерей осеняет молящихся трикирием (трисвечник) и дикирием (двусвечник). Это благословение означает покровительство человеку и освящение его от Святой Троицы по ходатайству Господа Иисуса Христа - Богочеловека.
Основанием для благословений от архиерея или священника берется повеление Господа в Ветхом Завете благословлять народ - Чис.6,23-27.
Внешние знаки, употребляемые православными во время общественной и личной молитвы.
Крестное знамение. Оно изображает веру в том, что на кресте Спаситель совершил примирение человека с Богом, сокрушил силу диавола и по ходатайству Господа Иисуса Христа молящийся получает просимое. Для совершения крестного знамения слагаются три пальца правой руки, это выражает веру в Святую Троицу - Бога Отца, Сына и Духа Святого - возлагаются на лоб, грудь и плечи, молитвенно выражая просьбу к Всемогущему Богу освятить ум, сердце и волю и все силы телесные на служение Ему.
Присутствуя на богослужении, верующие осеняют себя крестным знамением с поклоном при словах молитвы: услышь, помилуй, подай, приди и вселись в нас.
В некоторых моментах богослужения совершается крестное знамение с земным поклоном, т.е. коленопреклонение: при словах торжеств песней церковных, при пении молитвы Господней "Отче наш". Крестное знамение без поклона делается при начале чтения Евангелия, при пении Символа веры и при словах священника: "Силою честного и Животворящего Креста".
Во время богослужения молящиеся совершают поклоны без крестного знамения, когда священник говорит: "Мир всем", "Благословение Господне на вас", или когда приглашают преклонить голову и внимательно слушать.
В православном храме молящиеся стоят. Это прообразует восстание с Воскресшим Христом для вечной блаженной жизни, а также благоговейное положение просящего, благодарящего и славословящего, подобно ангелам, стоящим перед Богом.
На каждом православном богослужении возжигаются свечи и елей в лампадах. Это напоминает светильники в ветхозаветной скинии и освящение храма Соломонова; ночные молитвенные собрания первых христиан в катакомбах, нуждавшихся в освещении; пламенную любовь к Спасителю; желание быть в общении со святыми Его; радость и торжество церкви Христовой, озаренной светом евангельского учения.
Елей в лампадах и паникадилах изображает милость, а свет зажженной лампады - истину - Пс.84,11-12.
Свечи на подсвечниках изображают: одна свеча - Единого Бога; две - Божеское и человеческое естество Иисуса Христа; три - святую Троицу. Семисвечник напоминает о дарах Духа Святого, проявляемых в семи таинствах; 12 свечей ставятся в память двенадцати апостолов Христовых. Висячие круги, люстры, имеющие более двенадцати свечей или лампад, изображают мир светоносных ангелов и святых людей на небесах, сорадующихся с присутствующими в храме во время молитвы.
Богослужебные книги
Все виды православного богослужения совершаются по установленным канонам и четко регламентированы в богослужебных книгах, которые подразделяются на церковно-богослужебные и священно-богослужебные.
Церковно- богослужебные книги:
- "Служебник"-содержит изложение порядка (чина) богослужений: "вечерни", "всенощной", "заутренни" и "литургии"; хранится в алтаре;
- "Требник" содержит молитвы и священнодействия, совершаемые по нужде христиан; молебствия, крещения, отпевания, панихиды, венчания и др.;
- "Канонник" содержит каноны, состоящие из молитвословий на разные виды богослужений;
- "Минея" - под таким названием известно несколько богослужебных книг. "Минея" месячная содержит общие богослужения, установленные на данный месяц (состоит из 12 книг). "Минея" общая излагает службу на различные особые случаи;
- "Постная триодь" излагает службу во дни великого поста, перед Пасхой;
- "Октоих" (осьмигласник - гр.) содержит стихиры, песнопения на восемь напевов (или голосов) и каноны (молитвы);
- "Типикон" т.е. устав - сборник указаний о порядке, образе совершения праздничных и воскресных всенощных богослужений на весь год (появился в 6 веке и дополнен в 7-9 веках).
Священно-богослужебные книги:
- "Евангелие" - "Тетроевангелие" четырех евангелистов, написанное по традиции на славянском языке, обычно в золоченом переплете. Торжественное чтение из него, как молитвословие, совершается только священнослужителем, в чине богослужения и в объеме, предусмотренном на каждый день.
Кроме того, существуют "Служебные Евангелия", предназначенные для чтения при исполнении различных "треб". Эти книги обычно малого размера и находятся у священнослужителя вместе с соответствующим облачением для богослужения (епитрахиль или омофор у епископа);
- "Апостол" содержит Деяния Апостолов и все послания апостолов. Исполняется в обычном переплете, хранится на клиросе, читается церковнослужителями;
- "Псалтырь" - "простая" и с "восследованием";
- "Паремии" содержат пророчества из Ветхого Завета, предусмотренные для богосужебного чтения в особые дни накануне праздников.