Современный период в истории РПЦ (с 1917 г. по настоящее время)
В августе 1917 г. в Москве состоялся поместный собор РПЦ, на котором было восстановлено патриаршество. На этом соборе патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит московский Тихон (1865-1925 годы). В 1918 году был издан декрет об отделении церкви от государства. В те годы в недрах РПЦ возникло раскольническое движение "Живой церкви", возглавляемое профессором московской академии А.И.Введенским, принявшим на себя звание митрополита. Однако успех и гордость привели последнего к моральному падению, и вскоре течение быстро угасло. Увлеченные им иерархи вернулись в лоно РПЦ, принеся патриарху свое покаяние.
Кроме этого, в РПЦ возникали другие течения, стремящиеся к целесообразным реформам внутри самой церкви. Так например, в одном из московских храмов епископ Антоний ввел богослужение на русском языке. Евангелие во время богослужения он читал, обратившись лицом к слушающим. Это новшество было воспринято богомольцами как кощунство, так как при чтении Евангелия "нельзя стоять спиной к алтарю".
В г.Туле возникла группа прихожан, требовавших крестить их по вере и предварительно "огласить". Вопрос о детокрещении предполагалось рассмотреть на соборе в 1917 году, но в целях сохранения единства он не был принят к обсуждению. В те годы отдельные "старцы" в монастырях учили своих "чад из мира", пробужденных проповедью Евангелия и желающих получить крещение по вере в лоне православной церкви, - принимать иноческий постриг (монашество), если это возможно по семейным обстоятельствам. Ибо в чине совершаемого пострига можно произнести сознательное исповедание своей веры и дать обещание служить Богу. И таким путем лично совершить обеты, которые за крещенных исполняли "крестные родители".
Высшая церковная власть в РПЦ принадлежит периодически созываемому поместному собору, который составляет епископат и представители клира и мирян всей епархии.
В межсоборный период церковью управляет патриарх Московский и всея Руси совместно со священным Синодом.
При священном Синоде учреждены: канцелярия патриарха, осуществляющая руководство епархиями РПЦ; отдел внешних церковных сношений; издательский отдел; хозяйственное управление; учебный комитет со средними и высшими духовными учебными заведениями; пенсионный комитет, ведающий назначением пенсий церковнослужителям по старости и болезни, а также комиссия по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.
В настоящее время РПЦ имеет 76 епархий. Они управляются епархиальными архиереями, назначаемыми высшей церковной властью - патриархом.
Каждая епархия состоит из отдельных приходов, церковная жизнь которых сосредоточена в приходском храме. Организационно каждый приход РПЦ управляется выборным органом из состава прихожан.
На территории нашей страны функционируют несколько женских и мужских монастырей. Имеются три духовные семинарии: Московская, Ленинградская и Одесская; две духовные академии: в Москве и в Ленинграде. При Московской духовной академии имеется духовная аспирантура. Московские духовные школы имеют заочные отделения для клириков, совершающих приходское служение.
Кроме того, существуют несколько старообрядческих ветвей православного вероисповедания, часть которых возглавляется высшим "древнеправославным" духовенством в сане архиепископа.
В настоящее время РПЦ вступила в фазу экуменического общения с другими христианскими вероисповеданиями. С 1961 года она является членом Всемирного Совета церквей.
На международной арене РПЦ является активным борцом за мир во всем мире.
Московская патриархия издает ежемесячный "Журнал Московской Патриархии", сборник богословских трудов, богослужебные книги, календари и другую литературу. За последние годы РПЦ выпустила в свет несколько изданий Библий на русском языке и Новый Завет.
Догматика праволавия
Догматика православного вероисповедания основана на Никео-Цареградском Символе веры, в котором излагается суть христианского исповедания, основанного на Священном Писании.
Этот Символ веры (текст его приведен в приложении к л.№ 1) был составлен и утвержден на первых вселенских соборах, проходивших в 325 г. в Никее, и в 381 г. в Цареграде (Константинополе) в связи с возникшими ересями.
Соборы осудили ереси Ария и Македония, которые отрицали Троицу и извращали понятие ипостасей Отца, Сына и Духа Святого и приняли Символ веры как основной эталон правильного поклонения Богу в Единосущной Троице.
На последующих вселенских и поместных соборах продолжалась борьба с возникшими ересями и принимались решения по внутрицерковным вопросам. Такие соборные решения получали наименование "Апостольских правил" и включались в церковный канон. К завершению 7 Вселенского собора в 787 г. в церковном каноне насчитывалось более 80 "Правил", вошедших в сборник "номоканон" ("кормчая"). На основании этих "Правил" в последующие годы стали составляться катехизис, так как Никео-Цареградский Символ веры не отражал в себе внутреннюю жизнь церкви и совершенно не касался личного общения спасенного грешника со своим Спасителем. То есть, на практике оказалось, что одного Символа веры недостаточно для полноценного "оглашения" (просвещения) новообращенного язычника. В результате в церковную практику в дополнение к Символу постепенно вводилось "оглашение" или "катехизис".
Православный катехизис
Греческое слово "катехизис" соответствует церковно-славянскому "оглашение", что означает: ознакомление и наставление. Каждый, готовящийся принять крещение, должен быть "оглашенным".
Принятый Русской православной церковью "Православный катехизис" излагает учение древне-православной церкви, которое раскрывает сокровенный смысл содержания Никео-Цареградского Символа веры.
В настоящее время Восточные православные церкви руководствуются "катехизисами", а в частности РПЦ пользуется "Христианским Катехизисом", являющимся "наставлением в православной вере христианской, преподаваемым всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души" ("Православный катехизис" - П.К. стр.3).
Катехизис содержит:
- в части 1 "О вере" - изъяснение 12 членов Никео-Цареградского Символа веры, а также семи таинств;
- в части 2 "О надежде" - изъяснение молитвы Господней "Отче наш" и "Изречений о Блаженстве" в Нагорной проповеди Христа;
- в части 3 "О любви" - изъяснение десяти заповедей, данных в законе Божьем (Моисеевом).
Так как решением 3 Вселенского собора было запрещено вносить какие-либо изменения в Символ, то "Православный катехизис" предназначен только для разъяснения основ догматики православного вероисповедания, не выходя за пределы Никео-Цареградского Символа веры. Ниже приведены основные доктринальные воззрения православия, изложенные в катехизисе.