Богословие средневекового периода
В первые века средневековья преимущественно определялось церковное управление или каноническое право.
На Трульском соборе (692 г.), именуемом также пято-шестым, было принято для руководства церкви 85 правил, которые с самых древних времен известны под именем апостольских. В них входят правила 6 Вселенских соборов и 7 поместных, а также писания некоторых отцов церкви. Позже эти правила были дополнены правилами 7-го собора и еще двух поместных. Этот сборник находился в книге Номоканон (Кормчая книга).
Состоявшийся в г.Константинополе седьмой собор (787 г.), прозванный иконоборческим, постановил воздавать "почитательное" поклонение иконам не в смысле поклонения материалу (идолу), но в смысле обращения к Богу и святым, которые на них изображались.
Решение этого собора шло вразрез со Священным Писанием (Исх.20,4). Спор об иконах продолжался и в следующие века христианства.
В 16 веке решительными противниками иконопочитания стали протестантские христиане. Евангельские христиане-баптисты, являясь последовательными протестантами, отвергли почитание икон.
После семи Вселенских соборов, разрешивших основные богословские проблемы Церкви, все внимание было обращено на установление внешних форм богослужения и таинств, которых было признано семь.
Происшедшее разделение между Восточной и Западной церквами (1054 г.) окончательно предопределило независимость дальнейшего развития богословия церквей, обособленность которого была уже заметна после Халкидонского собора.
Церкви допускали уклонение от первохристианства, вводили новшества и правила вплоть до догматических, которые не могли быть приняты другой церковью. Особое усердие в этом проявлял римский патриархат, возвеличивший папу и духовенство. Ритуал и обрядность вытеснили проповедь. Западная Церковь признала учения: о главенстве папы как наместника Христа, индульгенции, чистилище, целибате для духовенства, почитании святых (культ девы Марии).
Схоластическое богословие
В средние века в Западной церкви получило развитие научно-богословское течение - схоластика (преподавалась в школах, а с середины 7 века - в университетах), целью которой было представить веру в форме науки и создать христианскую философию.
Схоластики стремились согласовать веру с доводами разума, понять то, во что веришь. При этом они исходили из тезиса первенства веры над разумом. Развивали они и естественное богословие.
Центрами схоластического богословия были новооснованные ордена францисканцев и доминиканцев.
В развитии схоластики различаются три периода: ранний (с 9 по 12 век), расцвета (13 век) и упадка (14-15 век).
Представителями схоластического богословия раннего периода были Ансельм архиепископ Кентерберийский (1033-1109), считающийся отцом схоластики и Петр Абеляр (1079-1142).
Ансельм написал два сочинения, одно из которых представляет онтологическое (онтология - учение о началах) доказательство Божьего бытия. В нем он при помощи разума выводит истину бытия Божия из самой идеи о Боге, присущей человеческому духу. Во втором сочинении излагается учение об искуплении. Ансельм рассматривает воплощение Христа как средство удовлетворения правды Божией за нанесенное ей грехопадением оскорбление.
Абеляр написал сочинение под названием "Теология христианства".
Великими схоластическими богословами периода расцвета были Фома Аквинский (1227-1274) и Дунс Скот (1270-1308), которые олицетворяли собой две богословские школы.
Фоме Аквинскому (доминиканец), как одному из основоположников схоластики, принадлежит разработка богословской системы, которая впоследствии была положена в основу учения католической церкви.
Главнейшими его богословскими произведениями являются две "Суммы". Малая "Сумма" - апология христианского учения от нападок иудеев и магометан, и большая "Сумма теологии" - его последняя и наиболее зрелая работа, охватывающая догматику и мораль.
Фома Аквинский наиболее полно развивал естественное богословие. Ему принадлежит разработка системы рациональных доказательств бытия Бога. В "Сумме теологии" дается пять таких доказательств. Он также рассматривал проблемы пастырского богословия. Важнейшими пунктами различия богословских школ Фомы Аквинского и Дунса Скотта были: учение о предопределении, вопрос о непорочном зачатии Девы Марии, отношение разума к вере. Приверженцы Фомы Аквинского (доминиканцы) по первому пункту принимали целиком августинское учение, последователи Д. Скотта в деле спасения уделяли большое значение и человеческой воле. Учение о непорочном зачатии Девы Марии отвергалось Фомой Аквинским и решалось в утвердительном смысле Денсом Скоттом. Последний утверждал бессилие человеческого разума в познании величия Бога. После того, как схоластика в лице Фомы Аквинского и Дунса Скотта достигла своего апогея, ее созидательная сила стала иссякать и последующее развитие заключается только в дальнейшем продолжении и переживании их учений.
Схоластика явилась зарей критического богословия.
В то время, как схоластика шла к упадку, своего расцвета достигло другое богословское течение - мистика, которая стремилась не только к познанию, сколько к внутренней любви Божией, т.е. обращалась больше не к разуму, а к сердцу, к чувству человека. Центром развития мистики в период ее расцвета была Германия и особенно доминиканские монастыри. Представителями мистики были: Бернард Клервосский (род.1090), Экхарт (ум. 1327), 28 положений учения которого были осуждены папой Иоанном 22, Иоанн Таулер (1290-1361) и др.
Мистики бернард и Экхарт относятся к числу лиц, подготовивших Реформацию.
Богословие нового времени
Протестантская Реформация 16 в. заложила основы нового богословия, отличного от схоластического и учений римско-католической церкви.
Реформаторы М.Лютер, Ульрих Цвингли и Жан Кальвин пересмотрели и отклонили многие предложения, принятые римско-католической церковью. Это прежде всего касалось обрядов и правил, не имевших основания в Священном Писании. Они ничего не хотели признавать обязательным, кроме Священного Писания и считали своей целью проповедовать чистое Евангелие. Однако Мартин Лютер видел "веру, начертанную для всех христиан" в христианских символах веры, как-то: апостольском, никейском, афанасьевском (см. "Катехизис"), что говорит об их высоком признании.
Ниже приведена хронология установления обрядов и правил, принятых католической и православной церквями, не имеющих указания в Священном Писании.
1. Введение восковых свечей 320 г.
2. Крещение младенцев 342 г.
3. Признание поклонения святым 375 г.
4. Молитвы за умерших (панихида) 00 г.
5. Введение поклонения Деве Марии 431г.
6. Введение латинского языка в Церковную службу 600 г.
7. Провозглашение верховного значания римского папы 607 г.
8. Поклонение кресту 688 г.
9. Поклонение иконам 722 г.
10. Поклонение мощам 778 г.
11. Причисление к лику святых 880 г.
12. Провозглашение безбрачия духовенства 1057 г.
13. Непогрешимость церкви 1076 г.
14. Устав обедни 1100 г.
15. Признание семи таинств 1160 г.
16. Установление исповеди 1215 г.
17. Введение просфирь 1415 г.
18. Вера в существование чистилища 1439 г.
19. Вера в предания 1564 г.
20. Прибавление апокрифических книг 1664 г.
21. Непогрешимость папы 1870 г.
22. Учение о вознесении Матери Господа 1950 г.
Реформация положила начало взлету протестантской богословской мысли и на практике за свою 460-летнюю историю привела к образованию различных протестантских течений.
В век просвещения (18 век) заметен упадок протестантского богословия. Часть богословов стала пересматривать прежнее богословие с позиции разума. Однако в это время протестантское богословие имело влиятельных богословов ортодоксального направления (Константин Тишендорф). С 30-х годов 19 века у многих богословов замечается поворот к времени М.Лютера, к апостольской церкви и первым векам христианства, вероучению древнейшей церкви.
Модернистское богословие
Модернистское богословие - это богословие, возникшее под влиянием рационализма и философии 18 и 19 веков. Крайний модернизм в своем сомнении дошел до отрицания божественности Христа и всего сверхъестественного в Библии (чудес, пророчества), т.е. практически порвал с христианством (Э.Ренан, Д.Штраус (1874), Ф.Баур и др.). Умеренные модернисты в различной степени отвергают сверхъестественное в Библии и христианстве. Необходимо помнить имена модернистских богословов: Адольфа Гарнака, Рудольфа Бультмана, Вальтера Гартмана и др.
Предупреждая братство евангельских христиан-баптистов об опасности модернизма, Карев А.В. в своем докладе на съезде 1966 года говорил: "Мы должны следить за развитием модернистского богословия, которое проповедует другое Евангелие и другого Христа - не Христа как Бога, а Христа как человека; богословия, которое ставит под вопрос многие истины Писания, разрушает веру своей умозрительной критикой и вырывает почву из-под ног церкви, низводя святую книгу Библию на уровень человеческих книг. Этого богословия мы не должны допустить в жизни нашего братства, если мы не хотим, чтобы оно духовно умерло" (Братский вестник №6, 1966 г., стр.17).