Спорные мнения о Божестве Христа
Из учения о тринитарности развился спор христологический (о божестве Христа). Вначале было отклонено мнение ариан, будто Логос не имел человеческой природы. Затем возник вопрос об определении взаимоотношений двух природ во Христе, с одной стороны несторианство, а с другой - монофизитство (одноестественники). Несторий неправильно разделял божественную и человеческую природы Христа. Он учил, что после рождения Христа Бог обитал в Его человеческой природе, как в храме, и проявлял Себя через нее, как прежде через пророков, Христос был, по его мнению, богоносцем, а не Богочеловеком. Третий Вселенский собор в 431 г. (г.Ефес) отверг несторианство и провозгласил, что Христос есть истинно Бог, и Он же совершенный Человек.
В борьбе с несторианством возникло еретическое учение, известное под именем евтихианства или монофизитства.
Евтихий смешивал человеческую и божественную природу Христа, уча, что во Христе человеческое естество было поглощено божеством, а поэтому в Нем следует признавать только одно естество (природу) - Божье. Четвертый Вселенский Собор (451 г.) отверг учение Евтихия и утвердил догмат, что Иисус Христос истинный Бог и истинный Человек. Два естества соединены в одном лице - Богочеловеке Иисусе Христе, неслиянно и неизменно (против монофизитов), нераздельно и неразлучно (против несториан).
Пятый Вселенский Собор (553 г.) В Константинополе повторил осуждение учений тех и других. Однако воззрения монофизитов и несториан имели немало сторонников. Более того, оно послужило причиной разделений среди христиан Востока и появления несторианских и монофизитских церквей. Последние имеются и в настоящее время (Коптская, Эфиопская, Армяно-григорианская).
Возникли разногласия и в вопросе о воле Христа. Это учение получило название "монофелитское".
Монофелиты (одноволышки) признавали во Христе два естества, но одну божественную волю. Шестой Вселенский Собор (680 г.) определил признавать в Иисусе Христе два естества и две воли - Божескую и человеческую, но так, что последняя не противна, а покорна первой. (Пример: молитва Христа в Гефсиманском саду).
Это решение собора по своей логике вытекало из учения о двух природах во Христе, подтвержденных третьими и четвертыми Вселенскими соборами и соответствовало Евангелию. (Более всего мо-нофелитство держалось у маронитов на Ливане).
Антропологический спор
Одновременно с христологическим спором в церкви (5 век) возник спор антропологический: о первоначальном состоянии человека, о последствиях греховного падения и об отношении к благодати и свободе. Эти вопросы волновали, главным образом, Западную Церковь. Начало спора было положено монахами Пелагием и Целестием, которые в 7 положениях своего учения отрицали значение первородного греха и признавали за человеком полную способность к добру, несмотря на грехопадение. (Грех Адама повлиял на его потомство только как плохой пример). По представлению Пелагия, Бог, одарив человека свободной волей, будет судить людей исключительно по делам их и даст вечное спасение праведникам как награду за заслуги в добрых делах.
В борьбу с этим учением включился блаженный Августин, доказывая, что, хотя человек и может жить без греха с помощью благодати Божией, которая направляет его свободную волю, однако, по Писанию, все люди через грех Адама - грешники, утратившие первоначальные способности и невинность, исключая одного Спасителя.
Он указывал, что благодать заключается не в законе, но в освящении нашей воли и сама благодать даруется Богом не по заслугам, но даром. В борьбе с пелагинством Августин развил учение о предопределении - спасении Богом людей и о действии благодати. Вначале Августин считал, что причиной веры одних и неверия других является свободная воля человека (хотение или нехотение). Позже он стал учить, что различие между верными, добрыми и злыми, спасенными и осужденными кроется в божественном соизволении.
Из чистого благоволения Бог от вечности сжалился над одной частью и определил ее ко спасению, других назначил к погибели. Избранные непреодолимым действием благодати безошибочно идут к спасению, отвергнутые же или неизбранные при недостатке благодати без спасения погибнут. О каком-либо общем спасении не может быть и речи, хотя при всемогуществе Божием все люди действительно могли бы быть спасены.
Строгое учение Августина о предопределении встретило противодействие среди пелагиан и других противников. Некоторые поместные соборы (529 г.) высказались за учение Августина. Но и приверженцы его учения не всегда разделяли строгость учения. С сожалением следует отметить то, что пелагианство умалило значение благодати Божией в деле спасения человека, однако, Августин впал в другую крайность - совсем отверг значение свободной воли человека в деле его спасения.
Со временем спор затих, но учение о предопределении не было забыто. Оно было возрождено в 16 веке одним из основоположников протестантского богословия Кальвином и впоследствии произвело в христианском богословии разделение на два лагеря. Сторонники учения о предопределении стали называться "партикулистами". Несогласные с этим учением именуются "универсалистами", так как они считают, что спасение предназначено Богом для всех людей без исключения (Бр.вестник 1964 г., № 1, стр.56).
Евангельские христиане-баптисты относятся к числу последних на основании слов Христа Матф.11,28: "Придите ко Мне все..." и Иоан.1,29: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" и др. Бог не предопределил к погибели ни одного человека, так как это противоречило бы воле Бога, Который хочет, чтобы все люди без исключения спаслись. Бог "предузнал", т.е. знал наперед, кто хочет прийти ко Христу, и кто не захочет прийти к Нему, и только такой смысл слов "предопределение" и "избрание ко спасению".