Различие между откровением и озарением
Есть и еще одно очень важное место Библии, говорящее об инспирации. Оно одновременно проливает свет и на вопрос о различии между откровением и озарением. Между инспирацией и этими двумя понятиями существует глубокое различие. В 1 Кор. 2,10-16 мы читаем: "А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа от мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога; что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов".
В этой важнейшей цитате по очереди обсуждается то, что мы уже поделили на откровение, инспирацию и озарение. Во всех этих трех действиях решающая роль принадлежит Святому Духу. Во-первых, Бог через Своего Духа дал нам откровение Своей истины (= раскрыл во всей полноте, снял с нее покров, сделал известной). Бог знает глубины Себя Самого и, следовательно, может дать нам откровение о них. Во-вторых, мы видим, что Святой Дух не только раскрывает перед нами истину, но и действует в тех людях, кому было дано откровение, в данном случае - в апостолах. Они получили Духа от Бога, так что не только слышали голос Истины, но и знали, что подарено им Богом из милости. Поэтому они говорили слова, которые также были порождены этим духом, т.е. инспирированы. Поскольку все эти действия производил один и тот же Дух, писания апостолов так же инспирированы и авторитетны, как откровения, получаемые ими от Бога.
В 1 Кор. 2,13 мы сталкиваемся еще с одной сложностью, порожденной нашим переводом. Вероятно, конец 13-го стиха ("соображая духовное с духовным") с учетом контекста было бы лучше перевести следующим образом: (а) "так что мы говорим о духовном (делах, понятиях) для духовных (людей)"; (б) "и разъясняем духовное (дела) для духовных (людей)". В первом переводе речь идет об инспирации: духовные дела, о которых говорят авторы Библии, изложены не в человеческой, несовершенной форме, а в духовной - инспирированными, вдохновленными Богом словами. В этом случае "форма" (слова, выражения) так же абсолютно авторитетна, как и "содержание" (смысл,- если мы вообще можем четко разграничить эти два понятия), так, оба духовны, продиктованы Духом Божьим. Во втором переводе речь идет об озарении: не все люди могут понять духовные истины, они открываются лишь духовно мыслящим людям. Это означает (как поясняют стихи 14-16), что Дух Божий необходим не только для откровения божественных истин и инспирации священных писаний, но тем, кто исследует Слово Божие. Читающий Библию должен быть "духовным", его глаза должны быть открыты Духом Святым, потому что библейские истины духовны и могут быть поняты только при помощи Духа Божьего. Кто обладает этим духовным озарением, тот имеет "ум Христов" (т.е. правильное понимание).
Таким образом, инспирация отличается от откровения и озарения. Бог "многократно и издревле говорил к отцам в пророках" (Евр. 1,1). Это были откровения; но если все эти пророки просто собрали бы свои пророчества в одну книгу, этот сборник не стал бы автоматически частью Священного Писания. Для этого, кроме откровения, была еще необходима инспирация. Откровение означает открытие истины Богом человеку, а инспирация - запись этой истины под руководством Святого Духа. С одной стороны, пророкам было открыто много такого, что не зафиксировано в инспирированных писаниях, с другой -в Библии содержится масса инспирированных писаний, не содержащих никаких откровений. Но есть различие и между инспирацией и озарением. Инспирированность какой-либо книги еще не является гарантией того, что читатели смогут ее понять. Для этого необходимо озарение ума и сердца (ср. Лук. 24,31.32.45). Как мы уже говорили, даже сами авторы книг Библии не понимали всего того, что они писали. И тем не менее их писания были полностью инспирированы. Существует несколько ступеней духовного озарения, но не различные степени инспирации. Апостолы имели большее духовное озарение, чем Давид, который, в свою очередь, видел глубже Валаама. Но слова Священного Писания, записанные Валаамом, Давидом и Павлом, в равной степени инспирированны, одинаково божественны и обладают равным авторитетом.
Признаки инспирации
Мы только что рассмотрели три аспекта инспирации (Бог -автор, человек - орудие, записанный результат); далее, была объяснена разница между инспирацией, с одной стороны, и откровением и озарением - с другой. Теперь мы хотим вплотную заняться видами и характерными особенностями инспирации, и сначала объясним для этого два ее главных признака:
(а) Инспирация буквальна, т.е. все отдельные слова первоначального библейского текста инспирированы Богом.
(б) Инспирация всеобъемлюща, т.е. каждая часть Библии инспирирована Богом.
Примечание: вместе эти два признака означают, что инспирированным является каждое слово оригинального (первоначально записанного) библейского текста; мы подчеркиваем здесь слово "первоначально", потому что в более поздние рукописи (гл. 3 и 4) и переводы могли вкрасться ошибки. Что говорит сама Библия о словесной инспирации? Она недвусмысленно заявляет, что Бог инспирировал не только ее содержание (ее весть, керигма - "провозглашение"), но и форму (слова). В Ветхом Завете мы многие сотни раз читаем слова пророков: "Было ко мне слово Господне..." Моисей записал все слова Бога Ягве в книгу (Исх. 24,4). Давид сказал: "Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня" (2 Цар. 23,2). Пророку Иеремии Ягве сказал: "Стань на дворе дома Господня, и скажи ко всем городам Иудеи, приходящим на поклонение в дом Господень, все те слова, какие повелю тебе сказать им; не убавь ни слова". Это были те самые слова, которые Иеремия позже должен был записать в книгу: "Возьми себе книжный свиток и напиши на нем все слова, которые Я говорил тебе об Израиле и об Иуде и о всех народах, с того дня, как Я начал говорить тебе, от дней Иосии - до сего дня" (Иер. 36,2). В Новом Завете все происходило точно так же. Мы уже читали в 1 Кор. 2,13, что инспирация происходит не "от человеческой мудрости изученными словами", но словами, "изученными от Духа Святого, о духовных делах для духовных людей". В Откр. 22,19 Иоанн предупреждает: "Если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни..." И наконец, сам Господь Иисус в Матф. 5,18 свидетельствует, что буквальная инспирация делает неприкосновенными даже буквы и знаки текста: "Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота и ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все". В 2 Тим. 3,16 Писание также независимо свидетельствует о том, что его инспирация всеобъемлюща, что инспирирована Богом вся Библия: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности". Поэтому Павел имел все основания написать в Рим. 15,4: "А все, что написано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду". Так мы понимаем и неразрывное единство Писаний, которые потому и могли быть названы просто "Писанием" (ед. число!), о котором Иисус в Иоан. 10,35 сказал: "Не может нарушиться Писание". Всеохватывающая инспирированность Писаний делает их единым, неразрывным целым, в котором нельзя ничего ни убавить, ни прибавить (ср. Втор. 4,2; Откр. 22,18-19).
Другие теории инспирации
Из вышеизложенного читатель может сделать вывод, что мы считаем Библию безошибочным, авторитетным, полностью инспирированным Словом Божьим. Такой была и позиция христианской церкви в течение более чем 18-ти столетий, хотя иногда и возникали проблемы с объяснением того, как Библия может быть, с одной стороны, полностью инспирированной Богом, а с другой - каждая ее книга несет на себе печать индивидуальности автора, его стиля, словарного запаса. Но, в конце концов, это вопрос из категории тех, на которые мы никогда не сможем дать исчерпывающего ответа, потому что человеку не дано понять действие Духа Божьего. Похожая ситуация складывается при попытке объяснения участия Духа Божьего в процесс возрождения уверовавшего человека: "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, и не знаешь, откуда приходит и куда уходит" (Иоан. 3,8). В лютеровском переводе этот стих звучит следующим образом: "Ветер дует, где хочет, и ты слышишь его шелест, но не знаешь, откуда он приходит и куда уходит". Слова "ветер" и "дух" означают здесь одно и то же. Это место напоминает нам "дыхание Божье", "богодухновенность" (2 Тим. 3,16), "движимость Святым Духом" (2 Пет. 1,21). Поэтому вопрос Никодима, "как" происходит возрождение свыше, так же лишен смысла как и вопрос о воскресении мертвых (1 Кор. 15,35-36), которое тоже является неисследимым делом Духа Божьего (Рим. 8,11), или вопрос, "как" происходит инспирация... Это, разумеется, не означает, что мы не должны, не обязаны тщательно анализировать все, что Библия говорит нам о своей инспирированности. При этом мы должны опираться на то, что Писание говорит нам как о всеохватной, полной, буквальной инспирации, так и о "человеческом элементе", т.е. что оно несет на себе отпечаток индивидуальности стиля, словарного запаса и других качеств авторов. В этом и заключается одно из чудес Библии. Она - совершенно человеческая книга и в то же время -полностью божественная, совершенная во всех отношениях! Чудо написанного Слова Божьего можно сравнить с Иисусом Христом, воплотившимся в образе человека Словом Божьим (Иоан. 1,1-14), бывшим одновременно совершенным воплощением Бога и человека. Дух Святой, сошедший на Марию, чтобы пробудить в ее чреве "Святое", Сына Божьего (Лук. 1,35), был тем же самым Духом, Который действовал в избранных человеках, побуждая их пророчествовать именем Божьим (2 Пет. 1,21). Подобно тому как в истории Церкви делались попытки объяснить чудо личности Иисуса Христа, отвергая или Его божественную, или человеческую сущность, предпринимались и попытки толкования Библии. При этом в написании Библии или оставлялся в стороне человеческий элемент, или подвергалась атакам инспирированность Писаний. В первом случае мы приходим к учению, называемому "теорией механической инспирации", исходящей из того, что авторы священных текстов были во время их написания полностью "отключены" как личности. Это означает, что они были чем-то вроде секретарей, стенографистов, бездумно писавших Библию под прямую диктовку Бога. Уже поверхностное знакомство с Библией показывает необоснованность и ложность этого предположения. В каждой книге Библии четко прослеживаются стиль, душевный настрой (см., напр., Иер. 18,19-23; Гал. 3,1-5; 4,12-20; 5,12), влияние обстоятельств и окружения автора. В случае механической инспирации книги Библии должны были бы иметь совершенно одинаковое звучание, что, однако, совершенно не соответствует реальности. Мы находим подобные "автоматические диктовки" в области спиритизма (т.е. оккультизма и бесовских сил), но для Библии справедливо иное: "И духи пророческие послушны пророкам" (1 Кор. 14,32). Это значит, что пророчества не произносились вне зависимости от воли и личности пророков. Спиритическая инспирация просто недостойна Бога и человека. Бог сотворил человека по Своему подобию и потому использует эти его качества (ср. Лук. 1,1-4), его личность. Но при этом инспирация гарантирует, что человек записывает только те слова (по аналогии с инструментом и музыкантом), которые соответствуют желанию Бога. Также существует гарантия того, что человек не совершает ошибок при записывании. Бог не нуждается в "инструментах"-медиумах, Ему нужен "весь" человек. Есть, однако, и люди, не признающие чуда совершенной человечности и совершенной божественности Библии и утверждающие: если в Библии присутствует элемент человеческой индивидуальности, она с необходимостью, по нормальным человеческим критериям, должна содержать ошибки. Из этого следует, что такая древняя книга, как Библия, должна быть исторически и научно недостоверной или даже полностью бесполезной и что можно ожидать найти в Библии мифы, легенды, благочестивые преувеличения и сущностные противоречия. Это приводит нас к "критике Библии", которую мы более подробно рассмотрим в гл. 7 и 8.
На данном этапе мы легче всего получим представление об этих теориях, исходя из уже принятого нами однозначного утверждения, что Библия является Словом Божьим. Это означает, что каждое слово Библии (т.е. ее первоначального текста) является словом Бога. Этому воззрению противостоят модернизм (19-й век), заявляющий, что Библия содержит слова Бога, и неоортодоксизм (20-й век), утверждающий, что Библия становится Словом Божьим при определенных обстоятельствах.
а) Модернизм утверждает, что определенные части Библии обладают божественным авторитетом, но в целом очень многие из них - творение человеческого разума, и потому содержат ошибки (т.е. они исторически и научно недостоверны и несостоятельны). Инспирированные же части Библии были записаны под влиянием своеобразного "божественного озарения" (по мнению некоторых, даже, скорее, разновидности религиозной интуиции). Существуют различные ступени озарения, так что и инспирированные книги содержат большую или меньшую долю заблуждений и примитивных представлений.
б) Неоортодоксизм. Согласно этой теории, нельзя проводить различие между инспирированными и неинспирированными книгами Библии. Нельзя также говорить, что Библия является Божьим откровением: Бог открывается через Библию при личной встрече с человеком. Несмотря на все ошибки и несовершенство Библии, человек тем не менее слышит, узнает в своей духовной жизни волю Божью. Библия - не откровение Божье, а только лишь собрание историй об имевших место откровений Бога людям; откровение было совершенным, но его описание - весьма примитивно. Но, несмотря на все недостатки этого описания, Бог может открыться человеку через его веру, и в этот момент Библия может стать для уверовавшего человека Словом Божьим. В самом радикальном проявлении этого мышления, т.н. теории демифологизации, отвергаются как не относящиеся к делу все объективные, исторические высказывания Библии: они-де являются лишь мифической оболочкой, от которой необходимо избавиться, чтобы извлечь истинное религиозное ("экзистенциальное") зерно библейской вести. Таким образом, Библия может стать для нас Словом Божьим, если мы должным образом демифологизируем его, открыв тем самым источник абсолютной любви, описанный в легенде о бескорыстной любви Божьей во Христе. Обсуждением и опровержением этих теорий мы займемся несколько позже, но хотим показать, что (1) эти теории находятся в очевидном противоречии с тем, что Библия говорит сама о себе, (2) приводят к полному произволу мнений,
(3) в конечном счете основываются на ложной научной картине мира - на философских утверждениях, которые не могут быть приняты верующими. В этой главе мы хотим уделить внимание некоторым возражениям, выдвигаемым приверженцами этих альтернативных теорий против изложенной нами выше концепции инспирации.
"Аргументы" против инспирации
Ниже мы хотим коротко расмотреть шесть возражений против инспирации.
1. "Как мы можем верить в то, что первоначально написанный текст Библии был безошибочен, если его просто нет?" - Ответ на это очень прост: именно поразительный, удивительнейший метод передачи библейского текста дает основание для уверенности в том, что нам удалось полностью восстановить текст оригинала, не считая, может быть, нескольких мелких деталей (см. гл. 3 и 4). Уже из этого мы можем увидеть, как важно было для Бога дать нам абсолютно неизмененный текст Библии, хотя Он, с другой стороны, и воспрепятствовал сохранению оригинальных манускриптов (возможно, чтобы избежать злоупотребления ими, ср. 4 Цар. 18,4).
2. "Как могут быть инспирированы все эти многочисленные оскорбительные, даже ложные высказывания, которые мы находим в Библии?" - Действительно, в Библии мы встречаем много слов, сказанных неверующими, и даже богохульные слова верующих (напр., отречение Петра). Мы видим слова, говоримые сатаной, длинные (частью ложные) речи друзей Иова и даже выражение "нет Бога" (Пс. 14 и 52 - они принадлежат безумцу). Но инспирация вообще не имеет ничего общего с людьми, произносящими эти слова! Не они были инспириро ваны (об этом нет речи), а писания, под руководством Духа Святого в точности воспроизводившие эти слова, в полном соответствии с волей Божьей, так, как Он считал это нужным для нас. Таким образом, мы видим, что Библия, хотя и цитирует ложь (как, напр., в Быт. 3,4), но не учит ей. Она упоминает ложь лишь для того, чтобы предостеречь нас.
3. "Разве использование некоторыми авторами Писаний различных стилей не является доказательством против инспирации единым Богом?" - Нет, Бог не был ограничен в своем влиянии индивидуальными различиями отдельных авторов - напротив, Он использовал эту особенность. Так, Господь предусмотрел написание сразу четырех Евангелий - потому что одно Евангелие никогда не смогло бы передать всего богатства личности и дела Иисуса Христа. И как удивительно Бог выбрал для этой цели самых подходящих людей! Именно обращенный еврейский "перебежчик" Матфей (работа мытаря считалась евреями предательством национальных интересов) создал Евангелие об Иисусе Христе как о Царе Израиля; когда-то неверный, но обратившийся раб Марк написал об Иисусе как об истинном Слуге Божьем; "возлюбленный врач" Лука написал об Иисусе как об истинном Человеке, который пришел, чтобы открыть людям милость Божью; наконец, апостол Иоанн описывает Иисуса как истинного Бога. Это лишь один пример того, как Господь использовал "тембр" и "окраску звука" Своих "инструментов", лично устанавливая гармонию и общее звучание.
4. "Ведь Павел сам говорит о том, что не все слова его посланий инспирированы!" - Всегда приводимый при этом пример - 1 Кор. 7, где Павел проводит различие между тем, что говорит он сам (ст. 6.12.25), и говоримым Господом (ст. 10). Тот, кто видит в этой цитате противоречие, всего лишь показывает свое ложное понимание инспирации: нужно уметь проводить различие между инспирацией и откровением. Все слова, записанные в Библии, инспирированны, но не каждое слово основывается на конкретном откровении Бога. О браке Павел имел (и из Ветхого Завета) прямое откровение от Бога, заповедь Господа (1 Кор. 7,10; ср. 11,23; 14,37; ср. Матф. 5,31-32; 19,3-9), по другим вопросам он хотя и не имел такого откровения, но мог как "тоже имеющий Духа Божия" (1 Кор. 7,40) разъяснить волю Божью в решении различных вопросов (1 Кор. 7,17; 4,17). Итак, имел ли Павел особое откровение об определенных делах или нет: все записанное им в 1 Кор. 7, инспирированно целиком и полностью. Дух Святой внушал Павлу, что следует написать о решении различных спорных вопросов, будь то заповедь Господа или его собственные (вызванные действием Святого Духа) мысли.
5. "Разве в Библии не встречаются многочисленные противоречия, свидетельствующие против ее инспирированности?" - Это излюбленный аргумент против инспирации, и многие люди уже приложили свое старание для составления целых списков таких противоречивых высказываний. За недостатком места мы, конечно, не сможем проанализировать все эти так называемые "противоречия", но перечислим некоторые "разделы", в которые эти мнимые проблемы могут быть собраны. Решение их очевидно:
(а) Ошибки в используемых манускриптах (как правило, их можно преодолеть путем текстовой критики) и ошибки/слабости переводов (напр., перевод не буквален, не передано значение отдельных слов и грамматических структур текста оригинала).
(б) Неправильное понимание типично античных или восточных оборотов речи или встречающихся "ненаучных" выражений из обыденной речи.
(в) Стирание (или непонимание) различий между откровениями, действиями и словами Бога на различных этапах осуществления Божьего плана спасения.
(г) Часто одно и то же событие (или понятие) объясняется различными авторами с различных (на первый взгляд, противоречивых) позиций.
(д) Зачастую при описании одного и того же события (понятия) разные авторы подчеркивают его совершенно различные аспекты, удивительно дополняя при этом друг друга, вместо того, чтобы противоречить.
(е) Многие места могут быть "прочитаны" совершено по-разному. Поразительно, что они часто читаются так, что противоречия возникают именно от прочтения!
6. "Разве в Библии не встречается несчетное множество неверных исторических и научных сообщений?" Именно это утверждение и является подоплекой всех выдвигаемых против инспирации возражений. Кроме того, это возражение тесно связано с предыдущим пунктом. Что вообще можно подумать о книге, содержащей следующие истории: о плоской земле, о небесном куполе, об основаниях земли, о жене Каина, возникшей из ничего, о жующем жвачку зайце, о мифологических животных, примитивные легенды о чудесах, исторические несообразности и две противоречивые истории сотворения мира, а также о трех "одушевленных" животных (говорящем змее, говорящей ослице и рыбе, в чреве которой Иона провел трое суток), огромное множество давно устаревшей информации,-все это нельзя было бы ожидать встретить в Библии, будь она инспирированна совершенным, всемогущим и всезнающим Богом! Мы настолько серьезно относимся к этому возражению (играющему очень важную роль и в современной теологии), что хотим посвятить его разбору весь второй том нашей серии книг! Там мы хотим сделать попытку всесторонне доказать, что Библия говорит с божественным авторитетом не только о религиозных вопросах, но и там, где речь в ней идет об истории, природе и космосе. Мы намерены показать, что и те ее высказывания очень важны! К сожалению, мы не имеем здесь возможности подробно остановиться на исторической и научной достоверности Библии, но тем больше места для этого остается во втором томе. Библия - не историческая или научная книга, но там, где она что-либо говорит об истории или науке, она всегда права и свидетельствует с божественным авторитетом.
Инспирация Ветхого Завета
Теперь, изложив сущность библейского понимания инспирации и опровергнув ее основные контраргументы, мы можем подробнее остановиться на самом процессе инспирации Ветхого и Нового Заветов. Для Ветхого Завета мы имеем в этом отношении двойное свидетельство: Ветхого Завета о себе самом и Нового - о Ветхом.
1. Ветхий Завет о себе самом. В гл. 5 мы видели, что авторы Ветхого Завета называли себя пророками, "мужами Божьими", и признавались народом таковыми, и что их писания сразу признавались священными и хранились на святом месте. Они были "вдохновенными" (ср. Ос. 9,7), потому что дух Бога (Ягве) двигал ими и действовал через них: "Господь Бог сказал,- кто не будет пророчествовать?" (Ам. 3,8). Пророк - глашатай Бога, говорящий Его слова Его именем (ср. Исх. 7,1; 4,30). "Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему" (Втор. 18,18). Лжепророки могут быть развенчаны, потому что их пророчества не исполняются (Втор. 18,22). Их может наказать и Сам Бог (Чис. 16,8-35; 3 Цар. 18,38-40; 22,19-25). Те, кто в силе Святого Духа письменно фиксировал слова Бога, были истинными пророками Божьими.
Таким образом, книги Ветхого Завета являются "пророческими писаниями". Книги Моисея именуются "заповедями Господними" (Суд. 3,4) и "словами Господа Бога" (Дан. 9,10-12). Книга Иисуса Навина также называется "книгой закона Божия" (Ис. Нав. 24,26), и в дни жизни других "ранних пророков" (см. гл. 3 и 5) Бог также говорил с людьми (Суд. 1,2; 6,25; 1 Цар. 3,21), и Его слова записывались в книгу (1 Пар. 29,29). И у "поздних пророков", от Исайи до Малахии, мы вновь и вновь встречаем величественное выражение "так говорит Господь". Пророки также взаимно упоминают друг друга: Даниил (9,2) ссылается на Иеремию, а Ездра (1,1; 5,1) называет Иеремию, Аггея и Захарию. Захария (7,12) говорит о написанных до него книгах, называя их законом и словами, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков". Псалмы сами свидетельствуют о своей инспирированности (45,2; 2 Цар. 23,2), и книги Соломона также являются произведением обретенной от Бога мудрости (1 Цар. 4,29-33) и т.д.
2. Новый Завет о Ветхом.В гл. 5 мы видели, что почти все книги Ветхого Завета цитируются в Новом как инспирированные Богом. При этом также важно увидеть, что Новый Завет рассматривает Ветхий как единое, неделимое Писание, от которого, следовательно, нельзя произвольно отнять какую-либо из частей, назвав ее неинспирированной. Мы еще раз указываем на то, что Ветхий Завет называется в Новом не только "Писаниями", но и "Писанием" (напр., в Иоан. 10,35). Другие обозначения (в ед. числе), указывающие на его единство: "Слово Божие" (Map. 7,13; Иоан. 10,35; Рим. 9,6; Евр. 4,12) и "Закон", последнее обозначает как полученные на Синае заповеди, Пятикнижие Моисея (напр, в выражении "закон и пророки", Матф. 5,17; 7,12 и т.д.), так и весь Ветхий Завет (Иоан. 10,34; 12,34; 15,25; Деян. 25,8; Рим. 3,10-19; 1 Кор. 14,21).
Также примечателен тот факт, что для новозаветных авторов выражение "Писание говорит" равносильно утверждению "так говорит Бог". В Гал. 3,8 и Рим. 9,17 Павел цитирует Писание как "говорящее", подразумевая под этим, что говорил Бог. Слова Писания были для Павла совершенно равнозначны словам Бога, так что он вместо слов "Бог говорит в Писании" мог сказать "так говорит Писание". Мы находим и обратное: Иисус Христос цитирует слова из Быт. 2,24 как сказанные Богом (Матф. 19,4-5), хотя именно этот стих записан не от имени Бога, а как слова Моисея. Для Иисуса это одно и то же, потому что эти слова находятся в Писании. Такой же пример мы находим у учеников Иисуса, цитирующих слова пророков как сказанные Самим Богом (Деян. 4,24-26; 13,32-35; см. также Евр. 1,5-13). Говорившими "устами бывших от века святых пророков" были Бог-Отец (Лук. 1,70), Дух Святой (Деян. 1,16) и Дух Христов (1 Пет. 1,11).
Самым важным является свидетельство Иисуса Христа о Ветхом Завете. По Его словам, Писание было написано "по вдохновению" (Матф. 22,43), так что даже его малейшие детали богодухновенны и будут исполнены (Лук. 16,17; 18,31; 24,25-27; 32,44-46). В споре с сатаной Иисус ссылался не на собственный авторитет, а на Писания, выразив это одним словом: "Написано" (Матф. 4,1-10). Господь даже ставил написанные слова выше своих собственных (см. Иоан. 5,39-47). Если даже Он, Сын Божий, уча и отмежевываясь от лжи, постоянно ссылался на Писания, то как велик должен быть их авторитет! Иисус показывает нам, каковы последствия пренебрежения Писанием: "Вы заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией" (Матф. 22,29).
Авторитет Писания даже выше, чем полномочие воскресшего из мертвых или ангела с неба (Лук. 16,29-31; Гал. 1,8). Иисус лично засвидетельствовал нам именно божественный авторитет так часто оспариваемых сегодня мест Писания, как, например, об Адаме и Еве, о потопе, об Ионе, Данииле, единстве книги Исайи и авторстве Моисея в написании Пятикнижия. Некоторые возражают на это, говоря, что Иисус и апостолы не подтверждали авторитет Ветхого Завета его цитированием, а лишь использовали распространенные тогда у евреев легенды и представления (или, в худшем случае, "Иисус тоже не знал обо всем этом ничего более определенного").
Чего бы стоили слова Иисуса и Его учеников, если бы они при обсуждении столь важных проблем основывались на таких заведомо ложных представлениях? Но можно ли всерьез говорить о "подстраивании под распространные легенды", зная, как сурово осуждал Иисус тех, кто не поступал по Писанию и учил чему-то другому? Какими словами обращался Иисус к тем, кто ставил человеческие рассуждения выше священного Писания (Матф. 15,1-6)? Подумаем и о том, какое большое значение Господь Иисус придавал исполнению каждой отдельно взятой части Писания. Если я верю в Иисуса Христа, то может ли мое отношение к Писанию отличаться от позиции моего Господа?
Инспирация Нового Завета
И здесь мы можем выделить две группы. Подтверждая богодухновенность, инспирированность Ветхого Завета, Иисус завещал такое же "руководство Духом" и Своим ученикам. Эти ученики, в свою очередь, могли, основываясь на Его обещании и своем апостольском призвании, утверждать об инспирированности написанных ими книг.
1. Пророчество Иисуса. Господь Иисус неоднократно завещал ученикам, которых Он призвал и сделал апостолами, особое руководство Святым Духом: "Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас" (Матф. 10,20; Map. 13,11: "Дух Святый"). "Ибо Святый Дух научит вас в тот час, что нужно говорить" (Лук. 12,12). Если это обещание действовало уже в то время, когда они устно свидетельствовали миру, то уж конечно оно действовало и при создании писаний Нового Завета. Иисус даже завещал ученикам инспирацию по отношению к отдельным частям Нового Завета: "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Иоан. 14,26; исполнение этого обещания мы видим прежде всего в написании Евангелий). "Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною" (Иоан. 15,26-27; исполнение обещания, данного в последнем стихе, мы особенно ясно видим в Деян.) "Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо он не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам" (Иоан. 16,13; см. Откр.).
В этой молитве Отцу Иисус непосредственно просил о единстве свидетельства апостолов: "Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы" (Иоан. 17,11). И наконец, Господь Иисус послал их в мир как имеющих власть на земле, чтобы они могли проповедовать во всем мире, уча людей соблюдать то, что заповедал Христос (Матф. 28,18-19). Так они и отправились в мир: Ветхий Завет был для них "Словом Божьим" (см. выше), им же было и учение Иисуса (Лук. 5,1), и проповедь апостолов (Деян. 8,14; 11,1; 12,24; 13,7.44-49; 15,35-36; 17,13; 18,11; 19,20; ср. 1 Фес. 2,13). Конечно же, это было справедливо и для написанного ими, потому что записанное слово ставилось еще выше сказанного (ср. Иоан. 5,47; Лук. 16,30-31).
2. Апостолы, авторы книг Нового Завета, знали, что записываемое ими было "Словом Божьим" и что, кроме них, апостолов больше не будет, потому что апостолы - это исключительно лично знавшие Христа люди (Деян. 1,21-22; 1 Кор. 9,1; ср. 2 Кор. 12,12). Таким образом, Новый Завет - единственное творение, могущее претендовать (что он и делает) быть исполнением завещания Иисуса Христа и непогрешимым свидетелем об апостольском учении (и следовательно, и об учении Иисуса Христа) (см. Гал. 1,6-12; Евр. 2,3-4).
Таким образом, мы видим, что Новый Завет ставит себя на один уровень с Ветхим. Ветхий Завет называется "Писанием", и Петр оценивает "писания" ап. Павла так же высоко, как и "прочие Писания" (2 Пет. 3,16). Павел сам называет свои послания "пророческими писаниями" (Рим. 14,25), наделяя их, таким образом, авторитетом наравне с Ветхим Заветом (ср. 1 Тим. 4,11-13). Также и в 1 Тим. 5,18, цитируя Втор. 25,4 и Лук. 10,7, Павел говорит о Евангелии от Луки как о "Писании", ставя тем самым обе книги на одну ступень. Иоанн называет книгу Откровение "пророчеством" (1,3; 22,18-19), относя тем самым себя к "пророкам"; сравните это, пожалуйста, с только что рассмотренным местом Рим. 14,25 и обратите внимание на Еф. 2,20; 3,3-5.
Как Ветхий, так и Новый Завет были, таким образом, написаны "пророками", "человеками Божьми", и поэтому в равной степени авторитетны. Мы видим, что весь Новый Завет утверждает о своей инспирированности и наделенности божественным авторитетом. Для подтверждения мы также рассмотрим характерные утверждения евангелистов (как Map. 1,1; Лук. 1,1-4; Иоан. 20,31; 21,24) и ап. Павла, сделанные им в различных посланиях (Рим. 1,1-3; 16,26; 2 Кор. 10-13; Гал. 1 и 2; Кол. 1,23-26; 4,16; 1 Фес. 2,13; 5,27; 2 Фес. 3,14; 2 Тим. 1,13; 4,1-2). Подобными признаками обладают и соборные послания (напр. Иак. 1,1; 1 Пет. 1,1; 5,1.12; 2 Пет. 3,1-2; 1 Иоан. 1,1-5; 4,1-6; 5,13; Иуд. 3).