Неделя одиннадцатая по Пятидесятнице
Кор. IX, 2-12
2. Братия, если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства - вы в Господе.
3. Вот мое защищение против осуждающих меня.
4. Или мы не имеем власти есть и пить?
5. Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6. Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
7. Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8. По человеческому ли только раз суждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9. Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего (Втор. XXV, 4). О волах ли печется Бог?
10. Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
11. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12. Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
Обыкновенно, когда человек имеет у себя постоянных врагов, тогда они злословят его на всех путях, придираются к каждому его поступку, к каждому его слову. Кажется, и во сне-то у них бредится злой замысел против ненавидимого. Они не оставляют без внимания ни одной черты в душе гонимого ими. Так было и со св. апостолом Павлом. Злые языки в Коринфе сначала распустили молву про св. апостола Павла, будто он не истинный апостол, потому что он не видел лично Самого Христа во плоти; будто бы не Христом он избран, и поэтому он не может быть почитаем наравне с апостолами, окружавшими Христа на земле. Злобе людской показалось мало заподозрить в Павле служение апостольское; она проникает в домашнюю жизнь его, следит, кто к Павлу ходит, к кому он сам ходит, с кем что говорит; она же разбирает его хозяйство, чем он живет. Злоба людская заметила, что к Павлу добрые, признательные люди имеют расположение и готовы давать ему средства к жизни; готовы содержать его, поить и кормить его со спутниками на свой счет. Враги Павловы и стали завидовать еще только предполагаемому благосостоянию его. Поэтому не прочь были распустить молву о его своекорыстии, о любостяжании, удовлетворяемом через проповедь. Так и после апостолов зависть людей к вещественному положению духовенства лишала оное законных, только безбедных от общества средств к жизни. Непризнательные христиане последующих веков тоже любили считать деньги в чужом кармане - у духовенства, и по обманчивому, завистливому чувству предполагая у духовенства громадные доходы, не давали, а иногда и отнимали у духовенства то, что ему принадлежало и принадлежит по чувству справедливости и по уважению к нелегкому его труду. Это явление можно заприметить во многих столетиях.
Когда в Коринфе коснулись даже вещественного вознаграждения апостолу за его труды, когда стали несправедливо укорять его и за это, тогда он вынужден был защищаться и против такой клеветы и изложить настоящий взгляд на вопрос: должны ли пастыри получать безбедное содержание от своих пасомых? Или, что то же, обязаны ли пасомые вознаграждать труды священнослужителей? И имел ли право сам апостол на такое же вознаграждение? Если имел, то пользовался ли им? И как пользовался?
Св. апостол с этими вопросами обращается к самим коринфянам, ссылаясь на них как на свидетелей его служения и жизненных его средств.
Гл. IX, 2. Братия, ...печать моего апостольства - вы в Господе, т. е. вы сами знаете, как и чем я занимаюсь и живу среди вас, заметно ли было во мне корыстолюбие? Жалел ли я себя во время проповеди у вас? (1 Кор. II, 3; Деян. XVIII, 9-10) И требовал ли я себе от вас вознаграждения за труды? Так успокоительно апостол обратился к совести многих коринфян, потому что знал свою жизнь и видел их честность.
А по отношению к врагам своим, действовавшим в Коринфе, он пишет следующее:
(ст. 3) вот мое защищение против осуждающих меня.
Ст. 4. Или мы не имеем власти есть и пить за свои труды? И получать за них пищу от верующих? Должно быть, враги осуждали Павла и за необходимое вкушение скромной существенной пищи. Так и Христа осуждали книжники, называя его ядцей и винопийцей (Мф. XI, 19). Подумаешь, как омерзительна, как мелочна бывает дьявольская злость в сердце человеческом. Ничего она не хочет оставить без осуждения.
Ст. 5. Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? Что значат эти слова? Здесь апостол говорит о своем праве иметь сотрудницами в проповеди женщин. Известно, что апостолы ходили проповедовать, окруженные сотрудниками и спутницами. Для самого дела проповеди о Христе нужно было иметь апостолам и женщин помощницами себе. Потому, что на Востоке, где по большей части женский пол был сокрыт, отчужден от общества мужчин, и вход в женские жилища еще доселе недоступен чужим мужчинам, женщина-христианка могла проникнуть и в женские покои, и там среди разговора повести речь о Христе и спасении души. Ее легче и сочувственнее могли выслушать недоступные женщины-язычницы, ей открыть свою душу и послушаться ее беседы. Эти христианки переносили послания апостольские из одного места в другое, например Фива (Рим. XVI, 1), Апфия (Флм. I, 2), Мариам (Рим. XVI, 6). Некоторые из этих женщин заслужили почетное в Церкви название диаконисе. Тогда было благодатное время, когда женщины усердно помогали апостолам в христианстве. Если бы и теперь женский пол в лице матерей, сестер, жен усердно занялся религиозным воспитанием близких им лиц, тогда бы общество христиан было более набожно. А женское сердце есть от природы по преимуществу чувствительное, восприимчивое вместилище религии.
Ст. 6. Или один я и Варнава не имеем власти не работать, т. е. не заниматься черною работою для прокормления себя? Св. апостолы по заповеди Христа должны были идти в мир на проповедь без денег, без сумы, без запасной одежды, без всяких орудий для приобретения себе пищи. Потому что, по слову Христову, они должны были за свою проповедь получить себе пищу от просвещаемых (Мф. X, 10). Следовательно, главное дело апостольское - проповедь, забота о благочестии в мире, а не ремесло или другое житейское занятие, например из-за куска хлеба (Деян. VI, 2). Потому-то и апостол Павел говорит, что он имеет право и власть не работать для снискания себе пищи. Верующие должны поить и кормить его со спутниками. Он употребляет все время для другого, и ближний должен уделить ему часть времени и труда.
Ст. 7. Потому, что какой же воин служит когда-либо на своем содержании? Его содержит правитель государства или само общество, которому он жертвует своим временем и жизнью. Или кто, насадив виноград, не ест довольно плодов его? Кто, пася стадо, не ест досыта молока от стада? Совершенно справедливо это и по здравому смыслу человеческому.
Ст. 8. Но св. апостол не по-человеческому только рассуждению это говорит и раскрывает. Не то же ли говорит и закон?
Ст. 9. Да, и в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего, не изнуряй скот для тебя работающий, корми его досыта, пои его вовремя. Впрочем, об одних ли волах говорится в этой заповеди Божией? О волах ли печется Бог? Не разумеются ли в этой заповеди и люди, работающие на пользу другому? Не следует ли по достоинству щадить и ценить чужой труд для нас? Да, христианин, не задерживай платы у рабочих и не стесняй ценою, особенно зная их крайнюю нужду и вообще бедность. Лишняя копейка, данная тобою истинно честному, но бедняку - многосемейному рабочему, - есть не только хорошая плата ему, но и милостыня, следовательно, и добродетель с твоей стороны.
Ст. 10. Конечно, в заповеди Моисеева закона говорится по отношению и к нам, людям.
Мало того, в законе же Моисеевом подробно, в частностях излагаются средства к жизни ветхозаветного еврейского духовенства; там изображены Божий повеления о том. Вот какой доход имело еврейское священство до Рождества Христова.
Первый источник доходов - десятина от всяких плодов земных (Втор. XIV; Чис. XVIII).
Второй - десятина от всякого скота (там же).
Третий - от различных податей (Лев. VII; Чис. XV; 2 Езд. X; 2 Пар. XXXIII).
Четвертый - от различных жертв из царства растительного по усердию и обету (Лев. XXII; Чис. XV; Втор. XII).
Пятый - доход, трижды в год поступающий от живущих в дому Божием (Втор. XVI; Лев. XXIII; Исх. XXX; 4 Цар. XII, 2 Пар. XXIV). Этот доход сохранился даже до дней Христовых.
Шестой - пенязный, денежный.
Седьмой - всякое первородное от скота отдавалось священникам (Исх. XIII); а первородное от людей окупалось, оплачивалось деньгами (Чис. XVIII).
Восьмой - левиты, которых иные из мирян держали в своем доме. Господь повелел содержать их во всяком довольстве и за то обещал благословение домам этих мирян (Втор. XIV, 27, 29).
Девятый - от всякого животного, приносимого на жертву, даже и на всесожжение. Потому, что если животное назначалось и на всесожжение, то сожигалось мясо его, а кожа оставалась в пользу священникам (Лев. VII). От других жертвенных животных часть приносилась на жертву, а часть оставалась по закону священникам (Лев. II, VI, V).
Десятый - от назореев (Чис. VI).
Одиннадцатый - от сорока восьми городов, назначенных Богом ветхозаветному духовенству (Нав. XXI).
Двенадцатый - от домов и земель, отданных еврейскому духовенству по завещаниям (Лев. XXVII; Чис. XVIII).
Смотрите же, христиане, как по Божию повелению обеспечено было духовенство в Ветхом Завете! Так на основании этих узаконений не имел ли права и св. апостол требовать себе содержания от мирян, пастырь - от пасомых? Конечно, имел полное право, хотя он и не требовал себе ничего. Да, говорит апостол, и для нас сии узаконения написаны: ибо, кто пашет, тот, конечно, должен пахать с надеждою, и кто молотит, тот молотит с надеждою получить ожидаемый плод. Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования (1 Кор. IX, 14).
Ст. 11. И если мы посеяли в вас духовное, если просветили, научили вас истине и добру, если освободили вас от грехов чрез крещение и покаяние и преподали вам силы сделаться добрыми, трудолюбивыми и смиренными, то велико ли вознаграждение, если вы воздадите нам чем-либо вещественным, если пожнем у вас телесное? Такая плата - это вознаграждение, конечно, гораздо ниже и меньше того, что получено верующими от апостола и доселе получается пасомыми от пастырей. И поэтому напрасно христиане разных времен, начиная с коринфян и доселе, с завистью смотрят на мнимое обилие доходов у духовенства, которое, принявши на себя сан священный, значительно стесняет свои права и несет обязанности труднейшие и ответственность ужасную.
Ст. 12. Если другие имеют у вас власть на доходы от вас, не паче ли, не тем ли более, имеем право на признательность от вас мы, обратившие вас ко Христу, давшему вам обилие сверхъестественных даров? Впрочем, мы не пользовались сею властью, своими правами, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
Св. апостол не пользовался предоставленными ему правами и человеческими, и божескими на жизнь семейную, обеспеченную и свободную от работ и ремесла; от всех этих прав он отказался, освободил себя и за то всем поработил себя, дабы больше душ Христу приобресть. Для всех он сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. IX, 19, 22).
Что же каждому из нас извлечь назидательного в применении к нашей частной жизни из выше изъясненного апостольского чтения?
1. Нужно всегда честно исполнять свои обязанности, несмотря на то, что и не вполне оценивается труд наш.
2. Нужно иногда отказаться и от своих частных прав, чтобы не произошло большего зла и вреда для общественного дела.
3. Нужно нам быть терпеливыми и осторожными, когда видим злость и зависть к положению нашему.
4. Никогда не нужно осуждать других людей и подсчитывать их жизненные средства. Никогда не нужно завидовать благосостоянию других, честно трудящихся. Попробуй-ка всякий честно, усердно трудиться да поберечь свою трудовую копейку - тогда узнаешь цену труда, важность заработков и пользу от бережливости.
Нужно содействовать всякими законными средствами благоденствию ближнего.
5. Нужно стараться, чтобы по достоинству, безобидно оплачивать труд работающих для нашей пользы. Ибо трудящийся достоин пропитания, сказал Христос (Мф. X, 10).
№29