Неделя третья по Пятидесятнице

Рим. V, 1-10

1. Братия, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,

2. через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

3. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,

4. от терпения опытность, от опытности надежда,

5. а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

6. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.

7. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

8. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

9. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

10. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

Бесчисленны милости Спасителя нашего к нам, особенно, явленные Им по Своем воскресении и вознесении на небо. Мы, грешные, упорно ленивые, непослушные Богу, чрез Господа нашего Иисуса Христа получили примирение с Богом Отцом, Существом Святейшим.

Гл. V, ст. 1. Мы имеем мир. Мир обыкновенно заключается между лицами более или менее равными по взаимному соглашению. Было ли от нас сочувствие к этому примирению с Богом? - Нет. Какое же было общение между грешными людьми и Богом? Зная древнее душевное, мрачное настроение людей, нельзя было ожидать приближения людей к Свету Присносущному - к Господу Богу. Но Сам Господь назначил и послал к нам Ходатая за нас и Посредника между Им и нами - Своего Единородного Сына, Который, явивши готовность на посредничество между Богом и человеком, соединил в Себе естество Божеское и человеческое, стал Богочеловеком и в таком состоянии проявил дивное послушание пред Богом и необычайную любовь к грешнику. Он все перенес для людей, чтобы спасти их: и клеветы, и гонения, и хулы, и побои, узы, крест и смерть для того только, чтобы переменить гнев Своего Отца, Бога правосудного, на милость Бога - Отца Чадолюбивого, жалеющего заблудившихся.

И Христос достиг всего, чего восхотел. Мы прощены - грехи людей заглаждены, забыты ради крестных заслуг Христовых; мы оправданы - за нами не считается никаких пороков, долгов, так сказать, недоимок.

Ст. 1. Да, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа.

Ст. 2. Через Него мы и получили доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией, т. е. надеждою получить славу от Бога в вечном Его Царстве.

Но что же требуется с нашей стороны для того, чтобы воспользоваться правом на доступ в благодатное общество, близкое нам? Ужели всякий безусловно, без участия сердца, может наслаждаться благами Царства Христова, свободой от ответа за прежнюю жизнь, миром с Богом, блаженствами рая? Если бы так было, тогда правосудие Божие было бы стеснено безразличным отношением к каждому человеку - к доброму и дурному, как к ленивому, так и к усердному. Да, Бог несказанно милосерд. Но Он и различает людей, Он ожидает от нас и от нашего сердца покорности, послушания Его воле, Его учению, - одним словом, Он требует от нас веры, доказываемой добрыми делами. Кто уверует и, крестившись, будет жить по вере, тот спасется (Мк. XVI, 16). Кто отдаст свое сердце и ум Богу, тот получит оправдание от Господа и действительно, имеет доступ к Нему и наслаждениям благами от воскресшего Христа, нам уготованным. Насильно в рай не вводят. Как слепой или закрывший глаза не может в известную минуту чувствовать красоты и разнообразия цветов и видов в мире, так и грешник, не принесший покаяния и веры, не может оценить доступ к Царству и восчувствовать блаженство в Царстве Небесном, в христианской благочестивой жизни, в благодатном общении с небесными Силами.

И много ли от человека на первый раз требуется? Только вера, т. е. отречение от своих ложных убеждений и усердное принятие учения и даров Христовых. И за такую веру человек так много получает от Бога! Но беда наша в том, что мы бываем очень упорны в своих мнениях, с большою неохотою подчиняемся чужому убеждению, тем более, верованию. Оттого-то перемена ложного мнения на истинное учение и верование или вообще доверие истине и составляют заслугу для человека. Праведный Авраам веровал Богу, когда Господь от него, столетнего, обещал произвести потомство, и притом многочисленное; он не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, ...что Бог силен и исполнить обещанное. Потому вера и вменилась ему в праведность, в заслугу, как высокая добродетель (Рим. IV, 20-22). Впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам: вера вменится в заслуги и нам, истинно верующим в Бога Отца, Сына Его и Святого Духа (Рим. IV, 23-24).

Как же честному верующему не прославлять Бога за Его милости? Как ему не радоваться и не хвалиться тою благодатью, преподанною в св. таинствах, какой он удостоен, и теми милостями к нам в обыденной жизни, тою славою, какая ждет его в Царстве Небесном за веру и послушание Христу?

Благодарные, чувствительные христиане за любовь Бога к ним готовы бывают переносить не только терпеливо и благодушно, но даже с радостью все, что Бог посылает в жизни: скорби ли, болезни, тяжкие труды и т. п.

Ст. 3. Мы, говорит св. апостол, хвалимся не только надеждою на славу от Бога в будущем, мы хвалимся и скорбями. Хвалятся обыкновенно тем, что драгоценно, редко, почетно. Апостол же хвалится скорбями, крестом, за Христа претерпеваемым. Почему это он так мыслит и так делает? Почему? Во-первых, потому, что знает, что скорби полезны и необходимы душе. От скорби происходит терпение. Не будь скорбей - мы бы не знали своих сил, их крепости или слабости. При скорбях выказывается величие души - ее терпеливость! А терпение - великая добродетель, важная, существенно необходимая сила для духа нашего среди треволнений житейских. В жизни, как известно, приходится видеть, испытывать больше горя, чем радостей: то болезни постигнут, то неудачи в предприятиях или на службе прилучатся, то клеветы и оскорбления незаслуженные пущены бывают по белу свету про честную душу, то опущения и раздоры в быту семейном из-за себя или жены, то заботы о детях, их трудном и хлопотливом воспитании. Говорить ли о скорбях за имя Христово? Им и числа нет. Сколько же нужно человеку иметь силы воли, чтобы не пасть духом, не разочароваться в жизни, не опуститься, не ослабеть в нравственном и общественном положении! Вот тут-то и имеет все достоинство терпение. Оно держит дух человека в равновесии; оно укрепляет его волю и дает уроки уму; оно закаляет его дух на всякий случай. При терпении христианин всюду является выше всяких невзгод и выходит победителем. Он среди скорбей стоит несокрушимым, как скала среди бушующего моря и ударяющихся об нее волн. Не оттого ли ныне часто приходится видеть и слышать про несчастные случаи глубокой, опасной задумчивости (меланхолии), иногда заканчивающейся самоубийством, что люди стали ныне при трудностях житейских очень самолюбивы, и раздражительны, и нетерпеливы? Да, терпению-то нужно приучать себя с молодых лет. Оно начинается благоговейным послушанием власти родителей или воспитателей; затем точным, хотя и не вполне, не всегда приятным, исполнением распоряжений лиц, над нами начальствующих. Затем в жизни нападут скорби посильнее, нам придется иметь тревогу духа; честность, долг потребуют своего - т. е. терпения, а раздраженное наше самолюбие, сознание своего действительного достоинства возбудят ропотливость, недовольство. И здесь старинное повиновение власти и воле Божией возьмет верх над чувством самолюбия, если человек уже приучил себя переносить всякие беды. Да, христиане, много, много значит в жизни терпеливость. Она - лучшая защита от множества промахов и даже роковых ошибок. Стерпится, говорят, слюбится, т. е. самому после понравится иметь терпение и твердость духа при неустроениях и неудачах. Покажите ж, братия, в вере вашей добродетель, ...воздержание, терпение (2 Пет. I, 5-6).

Ст. 4. Св. апостол Павел говорит, что от терпения происходит опытность, т. е. умение понимать жизнь, ценить людей и, главное, видеть всюду десницу Божию, управляющую нами, посылающую нам то или другое; и разумный, благоговейный христианин не падает духом от скорбей; напротив, он утешение, упование имеет на Бога, Который не посылает человеку креста свыше его сил, и если посылает скорби, то по Своей особенной любви (Евр. XII, 6): или для укрепления в нас и в других веры, или для большей награды впоследствии, или для нашего исправления, как врачевание, как лекарство. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который ...претерпел поругание от грешников и крест (Евр. XII, 11, 1-2).

Ст. 5. И действительно, такая мысль, такое упование, ободряя веру, не посрамит. Почему? Потому что любовь Божия уже излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Дух Святой знает наши скорби, Он же есть и Утешитель наш: Он радуется нашему великодушию, сочувствует нам, сострадает нашим немощам (Рим. VIII, 26). Он же подает все силы для правильной, благочестивой и терпеливой жизни. Зачем же христианину падать духом? Зачем скорбеть? Терпением вашим, христиане, спасайте души ваши (Лк. XXI, 19), сказал Христос Своим последователям, сказал - и Сам на Себе доказал, какое нужно иметь терпение в жизни.

Ст. 6. Он Сам, Безгрешный, когда еще мы были немощны, в определенное время претерпел все за спасение мира, пострадал и умер на кресте за нечестивых; Христос, Сын Божий, умер за нечестивых. Что может быть выше такой любви? Сам Христос свидетельствовал пред учениками, что нет на земле больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. XV, 13). А Христос, Святейшее Существо, положил душу Свою не за друзей, а за врагов, за нечестивых. Поистине, эта любовь не земная, а небесная, Божественная.

Ст. 7. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

Ст. 8. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

Ст. 9. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

Ст. 10. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его, по Его воскресении. Спасемся... Спасемся ли?

Радостна уверенность св. апостола Павла в несомненном спасении людей чрез воскресение Христа. И мы веруем, что Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав, и нам, здесь еще живущим, дарует жизнь, вечно блаженную. Но для получения этого блаженства нужно нам самим соблюсти все условия, а иначе и обещанного не получим.

Чрез воскресшего Господа мы примирились с Богом. Значит, нам нужно дорожить этим примирением, нужно сохранить мир. Сохранять то, что получено, кажется легче, чем приобретать. Следовательно, от нас, собственно, зависит поддержать, продолжить и навсегда сохранить мир с Богом. Каким же средством или способом? Верностью Богу, Его учению. От Господа мы отчуждаемся и прогневляем Его ни чем иным, как только грехом; грех есть беззаконие. Вражда на Бога грех есть.

Поэтому-то, православные, если мы любим Бога, то мы должны и дорожить Его благоволением к нам, каждым Его словом, каждым знаком Его милости; потому что, вообще, любящие заботятся, как бы не оскорбить любимого лица и как бы выполнить всякое его желание и завещание. Этого-то требует от нас сам Христос. Если кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. XIV, 23).

О таком-то общении с Богом и нужно нам постоянно помышлять и заботиться всеми средствами, а особенно - чрез терпеливое перенесение ради Христа и Его веры всего в мире.

Итак, православные, не унывайте, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно всем нам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное (Евр. X, 35-36).

Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя, говорит Господь Бог.

№21

Наши рекомендации