Неделя четвертая Великого поста
Евр. VI, 13-20
13. Братия! Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,
14. говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя (Быт. XXII, 17).
15. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.
16. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.
17. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
18. дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,
19. которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,
20. куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.
За две тысячи лет до Рождества Христова почти все люди на земном шаре так испортились и развратились, что едва-едва одна семья памятовала о Боге и исполняла Его волю. И в этой-то одной семье отец ее, Фарра, уже начал служить чуждым богам (Нав. XXIV, 2). Тогда Господь, желая сохранить изначальное откровение и обещание о спасении людей, отделяет из этой семьи сына Авраама и велит ему покинуть землю, родню и даже оставить отца своего и идти в землю, ему вовсе неизвестную. При этом Господь сказал Аврааму, что от него (Авраама) произойдет народ великий; чрез него и особенно чрез его Потомка благословятся все племена земные (Быт. XII, 1-3). Действительно, Авраам удалился в сторону от грешного мира, поселился на указанной Богом земле. Живет там год, другой и более; но у него, престарелого и бездетного, потомства не является. Богатства Авраама увеличиваются; он одерживает победу над врагами; получает благословение от Мелхиседека, - а потомства у него нет. Так обетование Божие о многочисленном потомстве от Авраама по переселении его в чужую землю не исполнялось в течение десяти лет. В душу его верующую запала грусть (Быт. XV, 1-3). Господь ободряет его; Авраам верует. И эта вера Авраамова сочтена была Богом за высокое, благочестивое и святое дело (Быт. XV, 6). Наконец Господь Бог даровал Аврааму сына от жены его Сарры. Не успел подрасти этот единственный, вожделенный сын - наследник всех богатств и обетовании, данных Богом Аврааму, как Господь требует его к Себе. Аврааму повелевает Бог принести Исаака в жертву (Быт. XXII, 2). Авраам повинуется. Берет своего тринадцатилетнего сына, дрова и огонь и три дня он идет на назначенную гору. В душе своей Авраам обрек уже сына в жертву, уже приготовил дрова, положил на них сына своего и поднял нож на него. Но Господь не допустил Исаака до самой смерти.
Гл. VI ст. 13-14. За такую веру в Бога и любовь к Нему Авраам удостоился от Господа клятвенного заверения о том, что все, все, Богом обещанное, сбудется непременно.
Мною клянусь, говорит Аврааму Бог. Благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое... И благословятся в семени твоем все народы земли (Быт. XXII, 16-18).
Мною клянусь, говорит Господь. Господь клянется. Клятва обыкновенно употребляется в особенных, важных случаях или для удостоверения показаний и свидетельств, или для возвышения самого дела, в котором принимают участие разные лица.
И Господь, вступая в завет, в договор, с Авраамом, обещал ему и его потомству, что из рода Авраамова явится, непременно явится Спаситель мира, что люди должны жить постоянно верою в Спасителя, ожидать себе от Него всяких благ и довольства в мире и блаженств за гробом. Для укрепления такой веры Господь поклялся Аврааму.
Ст. 16. Но обыкновенно люди клянутся кем-либо или чем-либо высшим, например Богом, Ангелами, святыми угодниками, небом, землею, отчизною, своею головою, своею жизнью (Мф. V, 34-36). И клятва, по общечеловеческому благоговению к Святому Имени Бога, в удостоверение недоумений и сомнений решает всякий спор.
Ст. 17. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования, т. е. достойным потомкам праведного Авраама, непреложность, неизменность Своей воли о спасении людей чрез потомка же Авраамова, употребил в посредство клятву. И так как Бог никем высшим Себя Самого не мог клясться, то Он поклялся Самим Собою (Евр. VI, 13).
Видите ли, православные, какую любовь являет к нам, людям, Господь еще задолго до явления Спасителя в мире. Он все средства употребляет к тому, чтобы люди сохранили веру в данные Им обещания о Спасителе; не раз Он являлся ветхозаветным праведникам; не раз Он напоминал голосом без явлений, наконец, даже клянется. Клятва в устах Божиих есть последнее слово, заверяющее в неизменности обетовании.
Ст. 18. Все это, т. е. обетование и клятву, в которых невозможно Богу солгать, в которых Он бывает верен Себе и неизменяем, Господь делает и дает для того, чтобы мы, находящиеся нередко в скорбях, несчастьях и обидах, имели твердое утешение и несомненную надежду на Господа. А Он говорит, что без Него и волос главы нашей не погибнет (Лк. XXI, 18), что кого Он любит, того и наказует (Евр. XII, 6), что Он не допустит кому-нибудь из нас подвергнуться испытанию и скорбям свыше наших сил (1 Кор. X, 13), что претерпевший до конца спасется (Мф. XXIV, 13). Как же нам не надеяться на нашего Любвеобильного Отца, Который нас бережет, щадит, охраняет святыми Ангелами?
Ст. 19. Надежда на Бога, детская, простосердечная вера в Него для нашей души есть как бы якорь безопасный и крепкий. Как на воде глубокой во время сильного волнения корабль и плывущие на нем имеют надежду на крепкие цепи и хороший, тяжелый, твердый якорь, спущенный на дно под воду, и, несмотря на шумные волны, считают себя вне опасности, так и люди, носимые по бурным волнам житейского моря, подвергающиеся опасностям, соблазнам, болезням и бедам, укрепляются только надеждою на Бога и при ней только не впадают в уныние, а несут терпеливо свою участь.
Надежда на Бога, сильная к поддержанию духа среди скорбей и опасностей, преодолевая их, проходит небеса и является пред Богом в молитвенных воздыханиях. Она входит во внутреннейшее за завесу, т. е. человек, живущий верою и надеждою на Господа, возносит молитвы к Богу щедрот и всякой утехи и получает просимое от Него - Царя Небес.
Ст. 20. Куда предтечею и Ходатаем за нас вошел Иисус Спаситель наш, сделавшись Первосвященником однажды навек, навсегда, по чину Мелхиседека. Что значат слова: Первосвященник во век по чину Мелхиседека? - Это вам объяснено мною в прошлое воскресенье.
Мы же, православные, из предложенного нам ныне апостольского чтения извлечем уроки для нашей веры, надежды и любви, уроки из опыта души Авраама и Божией к нам любви.
Праведный Авраам видел в жизни своей много лишений, принес с своей стороны немало жертв Богу. И все это делал он с покорностью, с сыновнею любовию и верою. За такое долготерпение свое Авраам и получил обетование, все ему обещанное, т. е. землю и сына, и многочисленное потомство, и славу, и блаженство рая. Так и мы, если хотим себе добра и мира в душе, должны жить с верою в Бога и надеждою на Него. Господь заботится о нас, как о малолетних детях, руководит нас, оберегает нашу жизнь, хочет, чтобы в нас было к Нему и Его слову полное доверие. И даже для нас, маловерных, клянется! А мы, дети Его, остаемся ли благодарными к Нему, нашему Отцу, за Его заботы о нас и любовь к нам?
Клятва - это великое дело. Она должна быть употребляема в редких, крайних случаях и всегда должна заверять только истину. А у нас присяга стала употребляться на суде очень-очень часто и притом по обстоятельствам малозначительным. Например: одна особа оскорблена другой, обозвана каким-нибудь неблагозвучным словом; и вот они не хотят помириться; получившая не особенно глубокую обиду не хочет простить ближнему, и идут в суд; и здесь-то от свидетелей разбираемого дела частенько требуется спорящими сторонами присяга. И, к несчастью и к крайнему прискорбию, присягают иногда ложно; святым именем Бога, целованием креста и св. Евангелия прикрывают ложное показание, оправдывают виновного из-за корысти, родства или дружбы. И таким образом святое, высокое дело - присяга - уничижается до обыденного явления, делается уже не тем страшным действием, каким оно должно быть. И что еще прискорбнее, присягающие ложно и обличенные в ложной присяге - выходят из суда будто бы ни в чем не виновными... Но зато бывают в жизни такие кары от Самого Бога, что присягавший ложно и державший пальцы правой руки при этом поднятыми вверх, после присяги чувствовал, по-видимому, без всякой причины, боль в них в течение долгого времени. Кто чем согрешает, тот тем и мучится (Прем. XI, 17). Ах, братие! Остерегайтесь прибегать к присяге да и не божитесь в обыкновенных житейских разговорах. Бог свят и истинен. Не прикрывайте же лжи святым Его именем; Бог поругаем не бывает.
Не клянитесь и своею жизнью, своею головою, своим здоровьем. В случае ложной клятвы или неразумного заклинания собою над вами и сбудется то, на что вы сами себя обрекли и закляли. Разве мало бывает таких несчастных примеров в жизни? Припомните христопродавцев - евреев. Они произнесли страшную клятву на себя и на своих потомков. Кровь Его (Христа) на нас и на детях наших, кричали они, требуя смерти своему Искупителю (Мф. XXVII, 25). И суд Божий вскоре разразился над ними: разрушен был город Иерусалим и храм Иерусалимский; евреи рассеяны, разогнаны по всей вселенной; и они блуждают, как овцы, не имеющие пастыря, гибнут по своему упорству и на себе носят ими самими произнесенную на себя клятву, как клеймо Каиново, во свидетельство всем народам.
Или вот еще примеры, нам близкие по времени. Один, долго пьянствовавший, добрый в душе крестьянин весною 1865 г. дал зарок не пить вина вовсе. При этом он закаялся, заклялся, следующими словами: «Ну, если еще напьюсь, так пусть выворотится язык мой, которым теперь заклинаюсь». Но, к несчастью для закаявшегося, осенью того же года, после отказа от двух стаканов вина, он, убежденный радушием доброго соседа, а еще более обессиленный насмешками его товарищей над данным им зароком, согласился выпить предложенный ему в третий раз стакан водки. И лишь только он выпил, тотчас почувствовал, что язык его как будто перевернулся, потерял свободу и легкость в движении, а на другой день и совсем не стал двигаться. В таком состоянии изображаемый крестьянин был две недели. И только после усиленной молитвы и покаяния он начал с трудом кое-как говорить. Этот рассказ записан со слов самого поклявшегося языком крестьянина (см. дух. жур. «Странник» 1867 г. март, стр. 131-134 в 1-м отд.).
Вот еще пример: один зажиточный крестьянин дер. Ч., с. Красноярского, Пермской г., Камышловск. у., Ф-р Т-в С-в, тайный раскольник, казавшийся преданным Православной Церкви, был общим приговором и просьбами прихода и причта выбран на должность церковного старосты к местной церкви. Крестьянин Ф. С-в отказывается. Наконец, священник публично увещевает его не противиться общественному избранию на доброе дело; священник сказал крестьянину: «В благодарность за благодеяния Божий, явленные тебе и твоему дому, послужи-ка святой Церкви Божией, перекрестись, да бери-ка ключи и замки от церковного имущества». - «Бери ключи?! - с дерзостью ответил Ф. С-в, - да скорее пусть высохнет моя рука, чем коснется этих ключей». Тогда выбрали другого на должность церковного старосты.
Что же сталось с упорным? А он, вышедши из церкви и не дошедши еще до своего дома, почувствовал боль в правой руке. На другой день боль усилилась и развилась с неимоверною быстротою, а чрез несколько времени рука, действительно, стала сохнуть, и упорный, немало пострадавши от иссохшей руки, в 1858 г. скончался нераскаянным в своем упорстве, без языка и вне сознания («Странник» 1867 г. март, стр. 137 и 138 в 1-м отд.).
По причине таких печальных последствий от напрасной божбы, ложной присяги или неразумной клятвы собою, здоровьем, Сам Господь Своими заповедями предостерегает нас от клятвы, присяги, божбы и заклинаний.
Так, Господь говорит евреям: Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего (Лев. XIX, 12). Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь [Бог твой} без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно (Втор. V, 11).
Не клянись вовсе: ни небом, потому что оно не в твоей власти, оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя-Вседержителя; не клянись и головою своею, потому что и над нею, и над собою ты не властен, не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да, нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. V, 34-37).
Старайтесь же жить так, чтобы верили вашему честному утвердительному или отрицательному слову.
№9
Неделя пятая Великого поста
Евр. IX, 11-15
11. Братия! Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть, не такового устроения,
12, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
13. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
14. то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
Немного времени осталось и до Страстной, Великой недели. На ней Православная Церковь усиливает пост, удлинняет богослужение, увещевает христиан глубже почувствовать ту любовь, какую Христос явил к нам в Своих страданиях, распятии и смерти. Мало того, святая Церковь и заблаговременно приготовляет нас к сей неделе. Так, она и сегодня возвещает нам, что Христос, а не кто другой, есть наш Спаситель, наш Заступник, Ходатай пред Богом и наш Первосвященник.
Гл. IX, И. Христос Сын Божий, пришедший с небес из-за нас и для нас, есть Первосвященник будущих благ. Кто называется первосвященником, это уже объяснено было вам недавно.
Христос называется Первосвященником будущих благ. Что это значит? Это значит, что хотя Христос от вечности предопределил Себя, по благоволению Бога Отца, спасти грешного человека, созданного по Его образу, но однако, будучи предуказан и прообразован в служении ветхозаветного первосвященника, явился в мир во плоти спустя пять тысяч пятьсот восемь лет от создания мира. Пришедши же примирить человека с Богом, искупить человеческий род от власти диавола, Иисус Христос живет на земле в течение тридцати трех с половиною лет, приготовляет учеников Себе и только по смерти Своей и воскресении окончательно образует особое царство на земле, особую, сильную и славную Церковь, и наделяет ее всеми благодатными дарами. Потому-то Он, прежде чем принес Себя в жертву, и называется у св. апостола Павла Первосвященником будущих благ. Под будущими благами, которыми уже теперь мы пользуемся, разумеются все те спасительные плоды от искупительной смерти Христовой, все те милости, какие мы получаем чрез Христа от Бога Отца во Святом Духе. Таковы дары Духа Святого: возрождение в новую, лучшую жизнь чрез крещение, освящение другими таинствами, особенно святым приобщением Пречистого Тела и Крови Христовой, примирение с Богом, единение с Ним, добродетельная жизнь, правда, честность, мир и любовь с ближними и, наконец, еще ожидаемое, еще предстоящее наследие вечной, бесконечной, блаженной жизни.
А. Первосвященник ветхозаветный имел обязанностью возносить молитвы к Богу за себя и за людей, ему порученных. И Христос, как Великий, Единственный Первосвященник и Ходатай, возносил молитвы к Богу за нас, упорных, ленивых. Для молитвы о спасении людей Он нередко удалялся в уединение (Мф. XIV, 23). Одна из молитв, истинно первосвященническая, сохранена нам возлюбленным Его учеником Иоанном (Ин. XVII).
В Великий Четверг после Тайной Вечери Христос, сопровождаемый небольшим числом Своих учеников, вышел из Иерусалима и на долине, у ручейка Кедрского, возведши очи Свои к небу, пред разлукой в виду Своих страданий молился о Своих учениках всех времен - о неизменном, постоянном пребывании в них Духа истины и любви:
Отче! пришел час, прославь Сына Твоего (ст. 1).
Я... совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить(ст. 4).
Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне, и они сохранили слово Твое (ст. 6).
Я о них молю (ст. 9).
Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (ст. 11).
Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира... Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла (ст. 14 и 15).
Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина... И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною (ст. 17 и 19).
Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино (ст. 20 и 21).
Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною (ст. 24).
Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (ст. 26).
Такую молитву к Богу за людей может принести только Сын Божий. Наш Спаситель молился, чтобы в жизни нашей по преимуществу выражались чистая истина и святая любовь. Эти два начала в жизни нравственной так же существенно необходимы, как в мире вещественном, в природе, существенно необходимы для жизни животных и растений свет и теплота. Без света и теплоты не может жизнь на земле правильно развиваться; и без чистой Христовой истины и христианской любви невозможны правильные нравственные отношения.
Православные! Христос у Отца молит нам истины и любви; но Бог создать мог нас без нас, без нашего ведома, а спасти нас без нашей воли для Бога Правосудного нет возможности. Очистим же наш ум, просветим его истинно Христовым учением и проявим это учение в делах милосердия, любвеобильных жертвах Богу и ближнему. Тогда-то и поэтому-то нас и узнают, что мы Христовы ученики (Ин. XIII, 35).
Б. Ветхозаветный первосвященник получал от Господа откровения, сообщал Божию волю людям; и Христос открыл имя и волю Божию людям. Бога Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. XI, 27).
В. Наконец, первосвященник являлся ходатаем пред Богом за согрешивший народ; молил Господа о прощении народа, и в знак очищения и отпущения грехов он с кровью принесенных в жертву козлов и тельцов (Лев. XVI, 14, 18) входил один раз в году в святая святых, испрашивая прощение, и затем кропил ею грешников, оскверненных. Понятно, что по окроплении кровью освящалась не душа оскверненных чрез прикосновение к мертвому человеку или к трупу животных, или к прокаженному, а только тело считалось чистым, достойным жить в обществе и участвовать в общественных занятиях. Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи (Евр. X, 4). Жертвами только каждогодно напоминалось о грехах, содеянных народом (Евр. X, 3). Еще: кровью с водой в Ветхом Завете окроплялись и книги, и народ, и богослужебные сосуды, и скиния; да и все почти по закону очищается кровью (Евр. X, 19-22). Евреи могли догадываться, что не эта кровь в самом деле очищала, и не окропление иссопом исправляло и умиротворяло душу (Пс. Ь, 9). Эта кровь предуказывала, прообразовала бесценную кровь Спасителя нашего, Который ею действительно очистил и освятил души наши, уничтожил преграды и вражду, приблизил нас к Богу, сделал нас Своею братнею (Евр. И, 11).
Гл. IX, ст. 11. Он, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею нерукотворенною, то есть не такового устроения, какое имела ветхозаветная скиния, - Он явился и совершил Свое дело на земле с Пречистою плотию, воспринятою Им от Пресвятой Девы Марии при наитии на Нее Духа Святого.
Ст. 12. И в этом теле не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, открывшеюся чрез раны рук, ног и сердца, однажды навсегда вошел во святилище, т. е. на небо, и чрез крестную Свою смерть приобрел миру верующему вечное искупление. Пройдут века, сменятся поколения; но однажды принесенная на Голгофе жертва достаточна, спасительна одинаково для всех времен, племен и родов до скончания века. Людям остается только ценить любовь к нам Сына Божия, умершего позорнейшею, ужасною смертью на кресте. Представьте висящее на гвоздях живое тело. Оно прикреплено на кресте за руки и ноги. Можно же представить себе, сколь мучительна эта казнь или, лучше, эта медленная смерть. Она причиняла необыкновенное томление от прилива крови к голове и сердцу, не позволяла ни малейшего движения без того, чтобы боль не отозвалась во всем теле; язвы, сделанные гвоздями, постоянно расширялись от тяжести самого тела висящего. Эта казнь производила смертельную жажду и обмороки; отдавала человека заживо на съедение птицам и насекомым в продолжение нескольких (иногда шести) дней. И на эту-то казнь отдал Себя для нас, из-за нас Единородный Сын Божий! Такая ли жертва не будет принята и приятна Богу?
Ст. 13. Нет, быть не может; уж если кровь тельцов и козлов и пепел телицы чрез окропление освящает оскверненных, дабы и те были чистыми, дает право им считаться чистыми (Чис. XIX);
(ст. 14) то тем более кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, т. е. от грехов наших, и сделает ее более расположенною для служения Богу живому и истинному!
Такую перемену в совести и в жизни иногда и ныне приходится с радостью замечать в людях, искренно покаявшихся и освятившихся Пречистым Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа.
Итак, братие, получивши право и постоянно имея дерзновение входить в святилище, в Царствие Божие, посредством крови и крестных заслуг Иисуса Христа, да приступаем к Нему с искренним сердцем, с полною верою и покаянием и в остальные дни поста очистим сердца наши от порочной совести; будем держаться нашего исповедания неуклонно; будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам (Евр. X, 19, 22-24). Христос нам оставил пример, как любить друг друга. Да последуем стопам Его (1 Пет. II, 21)!
№10
Неделя ваий или Цветоносная
Вербное воскресенье
Флп. IV, 4-9
4. Братия! Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7. и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9. Чему вы научились, что приняли и слышали, видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами.
Ныне предложены слова св. апостола Павла из его Послания к Филиппийцам. Кто такие были филиппийцы? Где они жили? Чем они были известны при жизни св. апостола?
Филиппийцы были жители города Филипп. Этот город находился в Европе, в области Македонии. Филиппы славны были при жизни апостола по торговле и по находившимся вблизи их золотым рудникам, а также и по чеканившейся здесь монете, называвшейся филиппиками.
В этом-то городе и устроилась первая в Европе Церковь христианская под личным руководством самого апостола. Здесь-то молитвами и трудами св. апостола положено начало всех добрых плодов истинного христианского просвещения, распространяемого из Европы во все части и страны света. В Македонию пришел апостол по особенному, чудесному приглашению явившегося к нему ночью македонянина, с просьбою придти и помочь им, македонянам, а вместе с ними и всем европейцам (Деян. XVI, 9).
Св. апостол вступил в Европу и остановился в Филиппах. По своему правилу он в субботу отправился с проповедью к евреям в еврейскую молельню на реку Стримон за город. Здесь апостол и его спутники вступили в разговор о вере с набожными женщинами. И одна из них, Лидия, крестилась со всем своим семейством (Деян. XVI, 13). Здесь же, в Филиппах, одна служанка, одержимая злонамеренным духом прорицательным, доставлявшая чрез свое прорицание большой доход своим господам, не раз вслух всех делала добрые и справедливые отзывы о деятельности апостола и его спутников. Она говорила: Сии человека, рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения (Деян. XVI, 17). Но апостол Павел, вознегодовав за такое внимание к нему духа лестча, выгнал его из служанки; служанка стала здоровою, а господа остались без барышей и дохода от нее. За то эти господа вооружили граждан против св. апостола Павла и его спутника Силы. Св. Павла и Силу били и затем на ночь в колодках засадили в самую внутреннюю темницу. Но около полуночи во время молитвы Павла и Силы по воле Божией, совершилось землетрясение под темницею. Вследствие этого тотчас же обратился ко Христу сам тюремный смотритель со всем своим семейством. На другой день начальники города приказали выпустить св. апостола Павла и Силу из тюрьмы; но апостол, будучи римским гражданином, и без суда всенародно избитый, требовал, чтобы сами начальники пришли к нему и вывели их (Деян. XVI, 37). Начальники испугались, услышавши, что Павел и Сила - римские граждане; они тотчас же пришли в тюрьму, извинялись пред святыми узниками, вывели их из темницы и просили удалиться из города.
Но св. апостол по освобождении оставался еще несколько времени в Филиппах; поучал христиан, приобретал ко Христу новых членов. И тогда-то он составил в Филиппах общество христианское, возлюбленное им более всех.
Итак, начало этой Церкви положено было под зелеными деревьями на реке, в разговоре чужестранцев евреев с набожными женщинами. Ее распространение совершилось в темнице, ночью, среди землетрясения, и полная жизнь ее выказалась по выходе св. апостола из тюрьмы.
Апостол называет Филиппийскую Церковь своею радостию и венцом и свидетельствует свою сердечную расположенность (Флп. I, 3-8; IV, 1). Он, против своего обыкновения, даже принимал для себя только от нее подарки и пожертвования (Флп. IV, 10-18; 2 Кор. XI, 9).
И филиппийцы заслуживали особенной любви апостола за их веру в Бога, за их любовь, радушие и всегдашнюю готовность помочь ближнему, за их постоянное сочувствие нужде и горю чужому и, в частности, к положению св. апостола Павла в узах римских (Флп. IV, 15-16).
И замечательно, что из всех посланий, писанных св. апостолом Павлом к целым обществам христианским, апостол только в Послании к Филиппийцам «нигде не употребляет ничего укорительного. Это доказательство их добродетели, доказательство того, что они, филиппийцы, подали учителю повод написать к ним все послание не в тоне порицания, а в тоне увещания». Блаженны филиппийцы христиане, что имеют о себе такой отзыв св. апостола, отзыв, разошедшийся по всему свету и имеющий разноситься во все роды и во все века.
Среди филиппийцев-христиан только «евреи, не вполне усвоившие дух Христов, под видом христианства всюду вредили учению христианскому» и сокрушали сердце христиан иноплеменных.
Последних-то св. апостол, сам находясь в скорби и узах, из Рима утешает, увещевает их остерегаться евреев-псов и злых делателей, ни в чем не страшиться противников, стоять в одном духе, без ропота, подвизаться единодушно за веру евангельскую (Флп. III, 2; I, 28; II, 14; I, 27).
Св. апостол говорит: братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой (Флп. IV, 1).
Гл. IV, 4. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
Радуйтесь всегда. Возможно ли это? Легко радоваться, когда в жизни мы видим исполнение наших желаний и надежд и даже получаем то добро, которого не ожидали. Отрадно иметь светлый и снисходительный взгляд на все окружающее и уметь отыскивать светлые черты в сумрачных явлениях жизни или в людях слабых. Но возможна ли радость, когда наша жизнь полна скорбей, обид, болезней, течет в бедности и недостатках, в потере дорогих нам родных, в заботах и даже в бедствиях от врагов? Как сердцу нашему, от природы любящему добро, сочувственно откликнуться на мрачную обстановку и не поскорбеть в виду ее или над нею?
Правда, сердце способно любить только добро, услаждаться им, радоваться ему; но оно и среди печальной обстановки может быть выше ее. Вот в этом-то и заслуга, в этом-то и труд, и задача всей нашей христианской жизни. Не падать духом, не отчаиваться в несчастьях, не роптать на свою судьбу - уже и в этом видно величие духа. А еще мужественнее тот, кто в несчастьях и скорбях является не только не скорбящим, но даже радующимся этим скорбям. Такая радость возможна только в Господе. Потому-то св. апостол и увещевает христиан филиппийских:
Радуйтесь всегда в Господе. Получаете ли вы милости от Бога? - Радуйтесь и благодарите Его. Видите ли вокруг себя людей счастливых, обеспеченных и добрых? - Сорадуйтесь таким. Или вас гнетут нужды? Нет вам достойного, по-видимому, вознаграждения? - Терпеливо переносите свое положение: в терпении вашем атяжите душы ваша (Лк. XXI, 19). Ведь, все равно, и без терпения не избежишь в жизни скорбен; так лучше страдать с верою в Бога, чем без надежды на Него. Вас окружают враги? Клевещут на вас, хотят повредить или уже вредят вашей чести? - Радуйтесь и тому, что Господь посылает на вас скорби. Потому что Он любит вас; а кого Он любит, того и наказует (Апок. III, 19). Самые враги наши нам полезны. Они указывают нам на наши слабые стороны, заставляют нас быть более осторожными, внимательными. Враги же Христова учения, неизбежные в мире, содействуют тому, что искуснейшие из христиан в борьбе с врагами выкажутся яснее. И такая борьба твердых христиан угодна Богу, радостна Ангелам, спасительна нашим душам. Стоит ли малодушествовать? Да будут нам примером св. апостолы Христовы. Они имели много бедствий; им наносили побои, но они и во время побоев не скорбели и выходили из судилища, радуясь о том, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян. V, 41). И каждый верующий в Бога, невинно страдающий, имеет утешение и радость от своей чистой совести и благодушно, даже с благодарностью к Богу, переносит клеветы и неприятности. «Слава Богу за все», - говорил среди гонений св. Иоанн Златоуст.
Ст. 6. Не заботьтесь же ни о чем. Веруйте, что не без воли Божией постигают вас несчастья. Господь близко; Он видит действие и врагов ваших. Он стоит при дверях сердца нашего и ожидает, кто из нас обратится к Нему за помощью и утешением. Он Сам говорит: Я стою у двери сердца вашего и стучу. Если кто услышит голос Мой, внятный в благодеяниях, нами получаемых, или в бедах, нас постигающих, и отворит дверь с молитвою и покаянием; войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Апок. III, 20). Он видит нашу жизнь. Он слышит наши вздохи и стоны.
Поэтому (ст. 6) всегда в молитве и прошении с благодарением за все, вас постигающее, открывайте свои желания пред Богом. И после такой молитвы вашей снизойдет в вашу душу
(ст. 7) мир свыше от Бога, который превыше всякого ума, т. е. непостижим умом, а чувствуется только сердцем и проявляется в радости, спокойствии и незлобии ко врагам. Такой мир соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе; не допустит он вас предпринять какие-либо необдуманные меры против клеветников и врагов ваших.
Ст. 5. Кротость ваша, спокойствие, смирение, незлобие к врагам да будут известны всем человекам. Потому что и ко врагам Господь близок. Он воздает и воздаст каждому из них по делам их. Их конец - погибель, говорит св. апостол; их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство - на небесах, откуда мы, труждающиеся и обремененные, ожидаем Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа (Фил. III, 19-20).
Ст. 8. Итак, братие мои, не заботьтесь с сокрушением сердца ни о чем; ни о врагах ваших, ни о своей, стесняемой и соблазняемой другими, жизни; не падайте и под ударами бедствий и скорбей. Помышляйте, постоянно думайте и всегда старайтесь делать или проводить в жизни и разговорах только то, что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, вполне нравственно, что любезно - угодно Богу и добрым людям, что достославно, что добродетельно и что похвально пред Законом Божиим. Какую чудную, блаженную жизнь имел бы христианский мир, если бы каждый член его заботился первее всего о благе общем и о том, что честно и истинно!
Ст. 9. Исполняйте, говорит св. апостол Павел филиппийцам, то, чему вы научились, что вы приняли и слышали и видели во мне... И Бог мира будет с вами.
Слова св. апостола относятся и к нам. Быть хорошим, добродетельным человеком для самого человека хорошо. И от Бога благоволение, и от людей похвала и уважение, от своей совести одобрение и успокоение. Будем же в счастии всегда к Богу благодарными, к людям радушными; в скорбях твердыми с верою в Бога и с надеждою на Его отеческое попечение о нас. И вообще, во всей нашей жизни, в каждую минуту, на каждом шагу будем стараться только об исполнении нашего христианского долга и, в частности, о том, чтобы быть полезными всякому во всем добром. За это Бог любви и мира будет и с нами всегда: ныне и присно, и во веки веков.
№11