Церковная деятельность св. Льва, папы Римского
Святитель Лев I Великий – папа римский (440–461).
Происходил родом из Этрурии (Италия). Получил прекрасное и разностороннее образование, которое открывало перед ним блестящую светскую карьеру. Однако, стремясь к духовной жизни, он избрал иной путь и стал диаконом, сперва при папе Целестине I (422-432), а затем при папе Сиксте III (432–440), после смерти которого был избран папой Римской Церкви.
Лев Великий принял управление Церковью в смутное для нее время. В Риме ему пришлось вести борьбу с манихейской ересью и пережитками язычества, колдовством и астрологией, по-прежнему весьма распространенными среди паствы. Другой заботой святителя Льва было укрепление папской власти, как в метрополии, так и в отдаленных провинциях.
Святитель Лев умел совмещать пастырскую мягкость и доброту с несокрушимой твердостью в вопросах вероисповедания. Именно он явился основным защитником Православия против ереси Евтихия и Диоскора, учивших об одном естестве в Господе Иисусе Христе, и ереси Нестория. Он употребил всё свое влияние для того, чтобы умирить смущаемую еретикамиЦерковь и своими посланиями к святым Константинопольским царям Феодосию II (408–450) и Маркиану (450–457) деятельно способствовал созыву IV Вселенского Халкидонского Собора (451) для осуждения ереси монофизитов. На Соборе, где присутствовало 630 епископов, было оглашено послание святителя Льва к уже почившему тогда святителю Флавиану, Патриарху Константинопольскому (447–449), пострадавшему за Православную веру от разбойничьего Ефесского собора в 449 году. В послании святителя Льва было изложено Православное учение о двух естествах в Господе Иисусе Христе. С учением этим согласились все присутствовавшие на Соборе епископы. Еретики Евтихий и Диоскор были отлучены от Церкви.
Святитель Лев явился также защитником своего отечества от натиска варваров. В 452 году он силой своего слова удержал от разорения Италии грозного предводителя гуннов Аттилу, а в 455 году, когда предводитель вандалов Гензерих вторгся в Рим, он сумел убедить его не предавать город разрушению, не жечь зданий и не проливать крови.
Святитель Лев дожил до глубокой старости. Он заранее знал о своей смерти и приготовил себя теплой молитвой и добрыми делами к переходу из этого мира в вечность. Он умер в 461 году и был погребен в Риме, в Ватиканском соборе святого Петра. Мощи его и сейчас покоятся там, в приделе его имени. В 1754 году по инициативе папы Бенедикта XIV состоялось прославление Льва Великого как учителя Церкви. Почитается он и в России как святитель и пастырь Церкви Божией. Память его празднуется 18 февраля / 3 марта.
4. Письменное наследие св. Льва
Его литературное и Богословское наследие состоит из 96 проповедей и 143 посланий, из которых самое знаменитое — «к святителю Флавиану».
5. Св. Лев о главенстве Римского престола
Исповедовал учение о главенстве Римского престола.
С кафедры Петровой не может возвещаться ложное, неправославное, еретическое учение. Учение св. Льва прямо опирается на веру в безошибочность римского епископата в делах веры и нравственности. Будучи, таким образом, непогрешимым хранителем, исповедником и истолкователем святой истинной православной веры Христовой, папа является главою всех Церквей. Он — не только безошибочный учитель веры, но, кроме того, и верховный правитель всей Вселенской Церкви, — от него зависит окончательное решение всех вопросов, как вероучительного, так и дисциплинарного порядка.
Ничего нового в учении св. Льва о главенства римского епископа не было. Св. Лев лишь ярче и полнее выразил то, чему учили задолго до него.
ХристологияТомоса св. Льва Великого в свете богословия Искупления. Жертва Христа как выкуп Диаволу и как Средство примирения с Богом.
Во Христе — две природы, Божеская и человеческая, соединенные в одном Лице. «Оба естества сохраняют свои свойства без всякого ущерба. Каждое из двух естеств в соединении с другим действует так, как ему свойственно: Слово делает свойственное Слову, а плоть исполняет свойственное плоти. Одно из них сияет чудесами, другое подлежит страданию. Хотя в Господе Иисусе одно Лицо — Бога и Человека, — однако, иное то, откуда происходит общее того и другого, —уничижение, а иное то, откуда проистекает общее, их прославление. От нашего естества у Него есть меньшее Отца человечество, а от Отца у Него есть равное со Отцем Божество». (Томос Льва).