Церковная деятельность и письменное наследие

Сщмч. Киприан родился в начале 3-го века – в богатой языческой семье; получил хорошее образование, после чего преподавал риторику и имел адвокатскую практику. В христианство он был обращен в зрелом возрасте (ок. 246г.) пресвитером Цецилием. После обращения сщмч. Киприан резко изменил жизнь, скоро был избран пресвитером, а затем и епископом Карфагенским (ок. 249г.). В 250 г. – во время гонения Декия, св. Киприан покинул Карфаген, продолжая управлять церковью издалека; многими это было воспринято как бегство от гонения.

Киприан - искусный латинский богослов, основные сочинения которого посвящены осмыслению вопросов отступничества и раскола. Создатель канонического учения о единстве церкви и её иерархической структуре. Называвший своим учителем Тертуллиана, Киприан провёл в Карфагене три поместных собора, в ходе которых возобладало его суждение о том, что «тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь». Единство церкви, по Киприану, выражается не в суждениях некого «епископа епископов», а в соборном согласииепископов, в равной мере наделённых благодатью Святого Духа и самостоятельных в управлении своей паствой. Тягчайшими грехами Киприан считалапостасию (отступничество) и схизму (раскол).

Ему, принадлежит ряд широко известных выражений:«Церковь одна и едина». «Вне Церкви нет спасения». «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». «Епископ в Церкви и Церковь в епископе». «Кто не с епископом, тот вне Церкви».

Письменное наследие.

Творения св. Киприана можно в основном разделить на апологетические и этические.

Особняком стоят книги: 1) «Опадших» (оплакивает падения, их причины (недостаточность покаяния), примеры покаяния); 2) «О единстве кафолической Церкви» (Церковь одна, а ереси и расколы – «наветы сатаны». Епископство – одно, хотя каждый епископ обладает своей частью. Церковь – одна, хотя членов много. «Если двое или трое..» – о молитве и смирении, а не о «Церквях». Отделение от Церкви по примеру некоторых – пагубно).

Апологетические сочинения Киприана написаны в традиции апологий Тертуллиана и отличаются строгим максимализмом. До нас дошли три длинных письма (в форме трактатов): 1) «К Донату» – в нем обсуждается природа крещения; 2) «К Димитриану» – в нем опровержается язычник Димитриан, утверждавший, что христиане повинны в войне, море, голоде и засухе; 3) «К Квирину» – в нем содержится множество ветхозаветных цитат в раннем латинском переводе.

Сочинения Киприана на этические темы также обнаруживают сходство с писаниями Тертуллиана. Некоторые из них: 1) «Об одежде девственниц», 2) «О благе терпения» (беды от нетерпеливости), 3) «О ревности и зависти» (все бедствия – следствие этого, нет мира, единства, истины, а расколы, ереси, нарекания), 4) «О смертности» (Киприан осуждает обычай оплакивать мертвых, так как для верующего человека смерть во Христе ведет к бессмертию и вечному вознаграждению, освобождая его от трудов и невзгод этого мира для поселения в истинном отечестве), 5) «О молитве Господней».

Учение о церковном единстве сщмч. Киприана

Сщмч. Киприан пишет о власти римского епископа. Он пишет, что все апостолы имеют равную власть. Но один епископ обозначает первенство. Но это не первенство власти. Римский епископ выявляет единство Церкви. Все епископы являются преемниками Петра.

Сщмч. Киприан об отношении Церкви к отпавшим от неё сообществам

После кратковременных гонений Декия (в 250г.) – оказалось много отпавших; вопрос о принятии отпавших породилновоцианский раскол (который длился до 5 века; эпицентром были Рим и Карфаген.):

1) Одни говорили: отпавших нужно допустить в прежнем чине (крайность справа);

2) Другие – отпавшие отпали навсегда – (красность слева); это стало учением новациан (кафары – чистые).

У сщмч. Киприана есть богословское обоснование права Церкви прощать грехи.

Источником церковного единства является единство Лиц Пресвятой Троицы. Церковь имеет не такое же, а тоже самое единство, какое имеют Отец, Сын и Дух Святой. Значит власть Церкви – власть Самого Бога.

Сщмч. Киприану был присущ в определенной мере юридизм в вопросах сотериологии и нравственности: «Покаяние умилостивляет Господа негодующего и угрожающего за нанесенные Ему оскорбления».

Особая позиция по вопросу крещения еретиков и раскольников: сщмч. Киприан выступал за их перекрещивание.

Наши рекомендации