Б. Что в Новом Завете означает выражение «крещение Святым Духом»?
В Новом Завете есть только семь мест, где говорится о крещении Святым Духом (в английских переводах в этих отрывках употребляется предлог with, a не in). Вот эти семь отрывков8:
Четыре стиха, где Иоанн Креститель говорит об Иисусе и предсказывает, что Он будет крестить людей Святым Духом:
Мф. 3:11: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем».
Мк. 1:8: «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым».
Л к. 3:16: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем».
Ин. 1:33: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: «„на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым"».
_______
Ø 6 Другой пример — это Корнилий (Деян. 10). Он был благочестивым человеком, постоянно молившимся Богу (Деян. 10:2), и когда Петр проповедовал ему и его домочадцам, то произошло нечто необычное. Петр и бывшие с ним «изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников; ибо слышали их говоряших языками и величающих Бога» (Деян. 10:45,46).
Ø 7 Иногда также приводят в пример обращение Павла (Деян. 9:17). Однако поведение Павла, его жестокое гонение на церковь, говорит о том, что он не был рожден заново до того, как пережил определенный опыт на дороге в Дамаск. Но многие видят похожую схему: обращение на дороге в Дамаск и затем обретение Святого Духа через Ананию тремя днями позже.
Ø 8 Во всех этих отрывках курсив мой. — У. Г.
Ø 9 Во всех шести отрывках употреблен глагол ракт1£со («крестить») и местоименное выражение kv тп/еЬцап bcylw («Святым Духом» или «в Святом Духе»), за исключением Евангелия от Марка, где опущен предлог kv. Но и в этом случае различия в значении нет никакого, поскольку сам по себе дательный падеж может иметь абсолютно тот же смысл, что и предлог kv плюс дательный падеж. Матфей и Лука добавляют: «и огнем».
Из этих четырех текстов очень трудно сделать вывод, что же такое в действительности крещение Святым Духом. Мы узнаем, что Иисус — это Тот, Кто будет производить такое крещение, и что крестить Он будет Своих последователей. Однако здесь не дается никаких дальнейших уточнений.
Следующие два отрывка говорят непосредственно о Пятидесятнице:
Деян. 1:5 [Иисус говорит]: «Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым».
Деян. 11:16 [Здесь Петр ссылается на те слова Иисуса, которые были процитированы выше. Он говорит]: «Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым».
Эти два отрывка показывают, что, как бы мы ни понимали крещение Святым Духом, оно несомненно произошло в день Пятидесятницы, как это описано в Деян. 2, когда Святой Дух с великой силой снизошел на учеников и на тех, кто был с ними, и они стали говорить на иных языках, и около трех тысяч человек были обращены (Деян. 2:14).
Важно отдавать себе отчет в том, что все шесть стихов содержат в себе почти в точности одно и то же выражение на греческом, различия касаются только порядка слов и употребленного грамматического времени, а в одном примере это предложение скорее подразумевается, чем явно высказывается9.
Остается еще одно упоминание в Новом Завете — 1 Кор. 12:13: «Ибо все мы одним Духам крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом».
Вопрос заключается в следующем: в 1 Кор. 12:13 идет речь о том же самом, что и в других шести отрывках? Во многих английских переводах читаем: «by one Spirit», т. е. грамматическая конструкция здесь иная10. Те, кто поддерживает пятидесятническую точку зрения о крещении Святым Духом после обращения (baptism in The Holy Spirit), склонны полагать, что здесь речь идет не о крещении Святым Духом, и часто подчеркивают различие, которое наблюдается в английском переводе. Во всех других шести отрывках Иисус — это Тот, Кто совершает крещение, а Святой Дух — это «стихия» (аналогичная воде в физическом крещении), в которой или которой Иисус совершает крещение. А в 1 Кор. 12:13, продолжают свое рассуждение пятидесятники, мы имеем дело с чем-то иным — здесь крещение совершается не Иисусом, а Святым Духом.Поэтому, заключают они, 1 Кор. 12:13 не следует принимать в расчет, если есть желание понять, что в Новом Завете подразумевается под «крещением Святым Духом» ".
Этот момент очень важен в позиции пятидесятников, поскольку если мы признаем, что в 1 Кор. 12:13 речь все же идет именно о крещении Святым Духом, то очень трудно говорить о том, что такой опыт происходит после обращения. Здесь Павел говорит, что это крещение сделало нас членами тела Христова — «Все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12:13). Но если речь здесь идет о том же самом, что и в предыдущих шести отрывках, то Павел говорит о том, что это произошло с коринфянами тогда, когда они стали членами тела Христова — т. е. когда они стали христианами. Итак, это было крещение, в результате которого они стали членами тела Христова — церкви. Такое заключение вызывает большое затруднение для тех, кто отстаивает пятидесятническую позициюо том, что крещение Святым Духом происходит после обращения, а не во время обращения.
Могут ли пятидесятники настаивать, что предыдущие шесть стихов говорят о крещении, производимом Иисусом, которым Он крестит нас в Святом Духе (СвятымДухом), а в 1 Кор. 12:13 говорится о чем-то другом: о крещении, производимом Святым Духом? ХОТЯ на основании английских переводов и создается впечатление, что такое мнение обоснованно, исследование греческого текста опровергает это, поскольку здесь грамматическая конструкция практически идентична тем выражениям, которые мы находим в других шести стихах. Павел говорит: ev evi лиещап... крактюдщхву («одним Духом крестились»). За исключением небольшого различия (он говорит об «одном Духе», а не о «Святом Духе»)12, все прочие элементы те же самые: употребляется глагол /Затга^а), а предложная конструкция содержит те же самые слова (еще плюс существительное в дательном падеже Twev/iazi). Если мы переводим одно и то же греческое выражение как «крестить Святым Духом» (или «крестить во Святом Духе») в других шести местах Нового Завета, где имеется это выражение, то совершенно уместным было бы перевести его таким же образом и в седьмом случае, поскольку слова везде одинаковые13.
_______
Ø 10 В приведеннных выше шести отрывках английские переводы дают in the Spirit или with the Spirit. Русский синодальный перевод во всех семи случаях дает творительный падеж: «Духом». Разбор греческого текста автор приводит ниже. — Примеч. пер.
Ø 11 То есть «baptism in the Holy Spirit» есть явление, отличное от того, что английская версия называет «baptism with/by the Holy Spirit». — Примеч. пер.
Ø 12 В контексте, где он постоянно говорит о Святом Духе и духовных дарах, едва ли можно сомневаться в том, что он имеет в виду Святой Дух.
Но почему же современные английские переводы отдали предпочтение варианту «By one Spirit we were all baptized into one body», позволив тем самым пятидесятникам отстаивать свою позицию? Прежде всего мы должны отметить, что NASB дает in в качестве альтернативного варианта, a NIV — как in, так и with. В этих переводах предлог by введен, судя по всему, по той причине, что переводчик стремился избежать указания на два «места» крещения в одном и том же предложении. В этом предложении уже говорится, что крещение производится «в одно тело», и переводчик решил избежать конструкции «in one Spirit we were all baptized into one body». Однако в таком повторении предлогов нет никакого затруднения, так как Павел говорит об израильтянах: «И все крестились в Моисея в облаке и в море» (1 Кор. 10:2) — очень близкое по структуре высказывание, где облако и море — это «стихии», которые окружали или охватывали израильский народ, а Моисей означает новую жизнь участия в завете Моисея с Богом и единство народа Божьего (ведомого Моисеем), которое стало характеризовать израильтян после того, как они прошли сквозь облако и море. Не было двух мест одного крещения, но в одном случае говорится о стихии, в которой они были крещены, а в другом — о месте, в котором они оказались после крещения. Это очень похоже на1 Кор. 12:13: Святой Дух был стихией, в которой они были крещены, а тело Христово, церковь, было местом, в котором они оказались после крещения14. Столь же уместным представляется заключить, что в 1 Кор. 12:13 говорится о крещении «Духом» или «в Духе», но о том же самом, что и в шести других приведенных отрывках.
_______
Ø 13 Что и сделано в русском синодальном переводе. — Примеч. пер.
Ø 14 В пользу мнения, что греческое выражение в 1 Кор. 12:13 означает то же самое крещение Святым Духом, что и в других шести случаях, свидетельствуют также и данные грамматики: если бы Павел хотел сказать, что крещение в данном случае производит Святой Дух, он употребил бы другую грамматическую конструкцию. Если в НовомЗавете кто-либо принимает крещение от кого-либо, то используется предлог Ькб с существительным в родительном падеже. Именно таким образом новозаветные авторы говорят о том, что люди были крещены Иоанном Крестителем (Мф. 3:6; Мк. 1:5; Лк. 3:7), или о том, что Иисус был крещен Иоанном (Мф. 3:13; Мк. 1:9), или о том, что фарисеи не были крещены Иоанном (Лк. 7:30), или о том, как Иоанн Креститель сказал Иисусу: «Мне надобно креститься от Тебя» (Мф. 3:14). Таким образом, если бы Павел хотел сказать, что коринфяне были крещены Святым Духом, то он употребил бы предлог Ькб с существительным в родительном падеже, а не предлог kv с существительным в дательном падеже. В Новом Завете логическое подлежащее, т. е. обозначение агента действия, выражается конструкцией Ькб с родительным падежом при глаголе в страдательном залоге. Более подробную аргументацию мнения, что в 1 Кор. 12:13 речь идет о крещении Святым Духом, см.: М. J. Harris, "Prepositions and Theology in the Greek New Testament". In NIDNTT, vol 3, p. 1210.
Однако выводы из этого утверждения имеют для нас очень большое значение: это означает, что если уж речь идет об апостоле Павле, то крещение Святым Духом происходило во время обращения. Он говорит о том, что коринфяне были крещены Святым Духом и в результате стали членами тела Христова: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12:13). Таким образом, выражение «крещение святым Духом» должно обозначать деятельность Святого Духа в начале христианской жизни, когда Он дает нам новую духовную жизнь (или рождение свыше), очищает нас и дарует нам силы порвать с грехом и с любовью к греху (начальная стадия освящения).Таким образом, «крещение Святым Духом» — это все то, что Святой Дух производит в самом начале христианской жизни. Но это выражение не может означать ничего из того, что происходит после обращения, как это утверждают пятидесятники15.
15 См.: Howard M. Ervin, Conversion-Initiation andthe Baptism in the Holy Spirit(Peabody, Mass.: Hendrickson, 1984), pp. 98—102; здесь утверждается, что в 1 Кор. 12:13, независимо от того, как это место переводят, говорится о начале христианской жизни. Но затем автор замечает, что в следующем предложении — «все напоены одним Духом» — говорится об обретении силы к служению. Автор также говорит, что Павел употребляет выражение «крещение Святым Духом» в ином значении, чем в других шести случаях употребления этого выражения в Новом Завете. Таким образом, автор явно допускает толкование 1 Кор. 12:13, которое отличается от пятидесятнического; он утверждает при этом, что Павел употребляет то же самое выражение в другом значении. Однако этот аргумент не выглядит убедительным. Маловероятно, чтобы Лука, который сопровождал Павла в его миссионерских путешествиях и который, вероятно, был вместе с Павлом в Риме, когда писал Деяния Апостолов (Деян. 28:30,31), употреблял это выражение в ином смысле, чем Павел, или чтобы Павел употреблял это выражение в ином смысле, чем Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
См. также: John P. Baker, Baptized in One Spirit (Plainfield, N. J.: Logos Books, 1970), pp. 18—25, где предпринимается еще одна попытка опровергнуть наши выводы по 1 Кор. 12:13. Автор утверждает, что 1 Кор. 12:13 не означает, что мы были крещены в одно тело, и предлагает вариант, что мы были крещены «ради одного тела Христа» (р. 24). Однако аргументы Бейкера неубедительны, поскольку слово «ибо» в начале ст. 13 показывает, что это подтверждение мысли, изложенной в ст. 12, где Павел говорит, что мы — многие члены, но составляем одно тело. Но для того, чтобы ст. 13 показывал, что все христиане — члены одного тела, необходимо, чтобы ст. 13 сообщал, что мы все — члены одного тела и что Павел имеет в виду именно это, когда говорит, что мы все были крещены в одно тело. Мнение Бейкера о том, что это происходит только с теми людьми, «которые уже являются членами тела Христа, и для того, чтобы дать им силу эффективно служить» (р. 24), выглядит неубедительно, если вспомнить утверждение Павла о том, что все христиане были крещены в одно тело. Кроме того, крещение ради тела (именно такое значение видит в этом Бейкер) предполагает очень необычное понимание предлога e'ig — если бы Павел имел в виду именно это, он сказал бы нечто вроде tveKa, «ради», или Ьлёр с родительным падежом, в смысле «ради, для».
Но как нам понимать упоминания о крещении Святым Духом в Деян. 1:5 и 11:6, которые повествуют о дне Пятидесятницы? Разве это не был момент, когда ученики, будучи уже перерожденными Святым Духом, теперь испытали новое обретение силы Святого Духа, которое дало им способность эффективно служить?
Верно: ученики были «рождены заново» задолго до Пятидесятницы, и даже, вероятно, задолго до того, как Иисус дунул на них и сказал им принять Святого Духа, как это описано в Ин. 20:2216. Иисус сказал: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин. 6:44), но ученики, несомненно, пришли к Иисусу и последовали за Ним (хотя осознание того, Кем Он был, появилось лишь со временем). Безусловно, тот факт, что Петр сказал Иисусу: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16), свидетельствует о перерождающем действии Святого Духа в его сердце. Иисус сказал ему: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мф. 16:17). А Своему Отцу Иисус сказал о Своих учениках: «Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. <...> ...Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» (Ин. 17:8,12, курсив мой. — У. Г.). Ученики иногда были «маловерны» (Мф. 8:26), но у них была вера! Нет никакого сомнения в том, что они были перерождены задолго до дня Пятидесятницы17.
Однако мы должны отдавать себе отчет в том, что Пятидесятница есть нечто большее, чем индивидуальное событие в жизни учеников Иисуса и тех, кто был с ними. День Пятидесятницы был точкой перехода от старого труда завета и служения Святого Духа к новому труду завета и служению Святого Духа.Конечно же, Святой Дух действовал в течение всего ветхозаветного периода. Он носился над водой в первый день творения (Быт. 1:2), давал людям силу служить Богу, быть вождем, пророчествовать (Исх. 31:3; 35:31; Втор. 34:9; Суд. 14:6; 1 Цар. 16:13; Пс. 50:11 и др.). Но в то время труд Святого Духа в индивидуальной жизни был, в целом, менее мощным.
Ø 16 Когда Иисус дунул на своих учеников и сказал им: «Примите Духа Святого» (Ин. 20:22), видимо, это было пророчество, данное в форме действия, пророчество о том, что произошло в день Пятидесятницы. В этом контексте — буквально в предыдущем стихе — Иисус сказал им о том, что произойдет только в Пятидесятницу: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21). Но, даже несмотря на то что Он сказал это до того, как вознесся на небеса, реально Он не посылал их на проповедь Евангелия до дня Пятидесятницы. Таким образом эти слова относились к будущему, к тому, что произошло в Пятидесятницу. Лучше всего понимать слова из следующего стиха («Примите Духа Святого») таким же образом — Он заранее говорил о том, что произошло позднее, в день Пятидесятницы. В тот день они получили силу Святого Духа во всей полноте нового завета, гораздо большую силу Святого Духа, чем ту, которой они обладали прежде.
Ø 17 Я не хочу сказать, что опыт рождения свыше верующих ветхого завета был таким же, как опыт верующих нового завета. Хотя дальнейшее рассмотрение показывает, что действие Святого Духа при ветхом завете было менее мощным, различие определить очень трудно, поскольку Писание дает мало информации об этом. Но тот факт, что в ветхозаветных верующих не было спасительной веры, дает нам основания полагать, что в них происходила определенная перерождающая работа Святого Духа, которая и давала им силу верить. (Вопрос о рождении свыше рассматривается в гл. 33.)
Существует множество указаний на менее мощный и менее распространенный труд Святого Духа в период ветхого завета. Святой Дух мощно явился с силой для служения лишь некоторым людям (см., напр.: Чис. 11:16,17), а Моисей лишь мечтал о том дне, когда Святой Дух излился бы на весь народ Божий: «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Чис. 11:29). Помощь Святого Духа в особом служении можно было утратить, как это было в жизни Саула (1 Цар. 16:14) и как того боялся Давид (Пс. 50:11). Если говорить о духовной силе в жизни людей Божьих, то против владычества сатаны сил было мало. Это привело к неэффективной проповеди народам, обитавшим по соседству с Израилем, и не было даже примера изгнания бесов18. Ветхозаветный труд Святого Духа практически полностью ограничивался пределами народа Израиля, но в период Нового Завета было устроено «жилище Божие» — церковь, которая объединила как язычников, так и иудеев в теле Христовом.
Более того, ветхозаветные люди Божьи надеялись на эру «нового завета», когда труд Святого Духа стал бы гораздо более мощным и распространенным (Чис. 11:29; Иер. 31:31-33; Иез. 36:26,27; Иоил. 2:28,29)19.
В начале Нового Завета мы видим Иоанна Крестителя, последнего ветхозаветного пророка. Иисус сказал: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. <...> ...Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11:11—14). Иоанн знал, что он крестил водой, а Иисус будет крестить Духом Святым (Ин. 3:16). А потому Иоанн Креститель жил все еще при ветхозаветном труде Святого Духа.
В жизни Иисуса мы впервые видим новозаветную силу Святого Духа в действии.Святой Дух сходит на Него во время крещения (Лк. 3:21,22), а после искушения «возвратился Иисус в силе духа в Галилею» (Лк. 4:14). После этого мы увидели, как именно действует новозаветная сила Святого Духа, поскольку Иисус начал изгонять бесов словом, исцелять всех, кого к Нему приносили, и властно учить народ так, как прежде не слышали, чтобы кто-нибудь учил (см.: Лк. 4:16—44 и др.)
_______
Ø 18 Пример в Ветхом Завете, наиболее близкий к изгнанию бесов, обнаруживаем лишь в истории о том, как злой дух отступал от Саула, когда Давид играл на лире (1 Цар. 16:23), но это едва ли можно сравнить с эффективным и бесповоротным изгнанием бесов, которое мы видим в Новом Завете.
Ø 19 Безусловно, в Ветхом Завете есть примеры, когда люди были одарены Богом и получали силу Святого Духа, — Моисей, Давид, Даниил, многие из пророков и даже Самсон получил необычайную силу от Святого Духа на особое служение. Но их опыт не был типичным для многочисленного народа Божьего, представители которого были спасены верой, поскольку верили в обещанный приход Мессии, но не испытывали такого новозаветного излияния Святого Духа, которое мы испытываем в наши дни.
Тем не менее ученики не получают такой полной новозаветной силы для служения до дня Пятидесятницы — Иисус велит им ожидать в Иерусалиме и обещает: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1:8, курсив мой. — У. Г.). Это был также и перелом в жизни учеников (см.: Ин. 7:39; 14:17; 16:7; Деян. 2:16). Обещание Иоиля о том, что Святой Дух придет в новозаветной полноте, исполнилось (Деян. 26:16), поскольку Иисус вернулся на небеса и получил власть излить Святой Дух в новой полноте и силе (Деян. 2:33).
К каким результатам в жизни учеников это привело? Верующие, которые прежде имели ветхозаветный опыт действия Святого Духа, получили в день Пятидесятницы более мощный, новозаветный опыт действия Святого Духа20. Они получили гораздо большую «силу» (Деян. 1:8), силу жить христианской жизнью и нести христианское служение.
Этот переход от ветхозаветного опыта действия Святого Духа к новозаветному опыту действия Святого Духа можно увидеть на рис. 38.1 21.
На этом рисунке тонкая полоса внизу показывает менее мощное действие Святого Духа в индивидуальной жизни в эпоху Ветхого Завета. Широкая полоса показывает более мощную работу Святого Духа в индивидуальной жизни, которая началась со дня Пятидесятницы. Линии «этот век» и «будущий век» теперь наложились друг на друга, поскольку силы будущего века прорвались в нынешний век зла, так что христиане живут в «наложении веков». Пунктирные линии показывают, что еще прежде Пятидесятницы, во времена Иисуса, более мощная работа Святого Духа уже начала свое действие, таким образом предвосхищая (и даже превосходя) то, что еще только должно было произойти вдень Пятидесятницы22.
_______
Ø 20 Эрвин (Conversion-Initiation, pp. 14, 15—19) говорит, что новозаветная эпоха началась не в день Пятидесятницы, а ранее — во время смерти Иисуса. Это, безусловно, так, но дело не совсем в этом. Мы не стремимся доказать, что сама эра Нового Завета началась в день Пятидесятницы, но тот факт, что новозаветный опыт действия Святого Духа получил начало в Пятидесятницу, потому что именно тогда Иисус излил Святой Дух в новозаветной силе и полноте (Деян. 2:33; ср.: 1:4,5). Эрвин также считает, что день Пятидесятницы — это не рубеж, перейдя который ученики вошли в период Нового Завета; в этот день они просто получили от Святого Духа «силу к служению» (pp. 17, 18). Но у Эрвина снова наблюдается неверное разделение. Здесь дело не в альтернативе «или/или», а в сочетании «и/и»: в день Пятидесятницы ученики и обрели новозаветный опыт действия Святого Духа, и (конечно же) получили новые силы к служению вместе с вновь обретенным опытом.
Ø 21 Я взял этот рисунок из книги: George Ladd, A Theology of the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1974), pp. 68,69.
Ø 22 Из-за того, что ученики постоянно были с Иисусом, они также получили какую-то часть силы Духа, которая должна была явиться в Пятидесятницу, что проявилось в исцелении больных и изгнании бесов (ср.: Лк. 9:1; 10:1,8,17—20 и многие другие стихи).
Пятидесятница
Будущий век
Пришествие Христа
Этот век Ветхозаветный опыт действия Святого Духа
Новозаветный опыт действия Святого Духа
Рис. 38.1
Эта новозаветная сила сделала более эффективным свидетельство и служение учеников (Деян. 1:8; Еф. 4:8,11—13); дала им гораздо большую власть в борьбе с грехом, что произошло как в их собственной жизни, так и в жизни всех верующих (отметим, что Павел подчеркивает силу воскресшего Христа, которая действует в нас; см.: Рим. 6:11—14; 8:13,14; Гал. 2:20; Флп. 3:10); а также дала власть побеждать сатану и бесовские силы, которые нападают на верующих (2 Кор. 10:3,4; Еф. 1:19—21; 6:10—18; 1 Ин. 4:4). Эта новозаветная сила Святого Духа проявилась также в широко распространенном, а потому мало известном распределении даров к служению среди всех верующих (Деян. 2:16—18; 1 Кор. 12:7; 1 Пет. 4:10; ср.: Чис. 11:17, 24—29). Эти дары носили коллективный характер, потому что они распределялись не индивидуально, а для созидания тела Христова (1 Кор. 12:7; 14:12). Это также означало, что Евангелие уже действовало не только в отношении иудеев, теперь все народы и национальности должны были услышать Евангелие в силе и объединиться в одну церковь, к славе Божьей (Еф. 2:11 — 3:10)23. День Пятидесятницы, несомненно, был моментом выдающегося перехода во всей истории спасения, как мы видим в Писании. Это был выдающийся день в истории мира, потому что в этот день Святой Дух начал действовать в народе Божьем с новозаветной силой.
Этот факт помогает нам понять, что именно произошло с учениками в день Пятидесятницы. Они получили эту удивительную новую силу Святого Духа, потому что жили в период перехода от ветхозаветного действия Святого Духа к новозаветному действию Святого Духа.
_______
Ø 23 Святой Дух обычно приходил в силе к группам людей, а не к отдельным личностям (так в Деян. 2:4; 8:17; 10:44; 19:6, но иначе дело обстояло с обращением Савла, см.: Деян. 9:17,18). Новая община, скрепленная взаимной любовью, ясно показывала, что Святой Дух излился именно таким образом (см.: Деян. 2:41—47).
Потому это и стало «вторичным опытом» действия Святого Духа, происшедшим спустя долгое время после их обращения. И нам не следует стремиться к тому же, поскольку мы живем не в период перехода, связанного с действием Святого Духа. Тогда верующие с ветхозаветной силой Святого Духа стали верующими с новозаветной силой Святого Духа. Но в наши дни мы не становимся сначала верующими с более слабым, ветхозаветным действием Святого Духа в наших сердцах и не ждем, что позднее получим новозаветную силу Святого Духа. Мы, напротив, находимся в таком же положении, как и те люди, которые стали христианами в коринфской церкви. Став христианами, «все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12:13, курсив мой. — У. Г.) — точно так же, как и коринфяне, и так же, как и множество верующих во множестве церквей, которые были обращены во время миссионерских странствований Павла.
И в заключение следует отметить, что ученики действительно испытали «крещение Святым Духом», которое произошло в день Пятидесятницы, уже после их обращения. Но это произошло потому, что они жили в уникальном периоде истории, так что нам не следует стремиться получить опыт, который был бы подобен их опыту.
Что нам сказать о выражении «крещение Святым Духом»? Это выражение новозаветные авторы употребляют для того, чтобы обозначить обретение новозаветной силы Святого Духа.Это случилось с учениками в день Пятидесятницы, но с нами и с коринфянами это случилось во время обращения24.
Это выражение не употреблялось новозаветными авторами для обозначения обретения силы Святого Духа, которое происходило бы после обращения.