Намаз за нововведенцем, если нет другой мечети суннитов.
(Пояснение Руслана):
Нововведения бывают двух видов: те, которых нововведения выводят из ислама и не выводят.
Если имам мечети такой нововведенец, нововведение которого не выводят его из ислама, то совершение намаза за ним в джамаа (коллективной молитвы) в этой мечети является обязательно у ахлю сунны уаль джамаа. Не разрешено оставлять поход в мечеть для совершение коллективной молитвы в джамаа является запрещенным.
Что же касается джума, то есть, если ты пришел на джумаа и этот нововеденец имам дает хутбу и говорит в нем слова, в которых явные нововведения (например, расхваливает демократию или призывает к выборам и тому подобные вещи, или поздравляет с новым годом или другие какие-то шубухаты сеет, допустим, хариджитские или такфиристские или наоборот суфистские), то ты также не имеешь права оставлять джумаа, говоря, что ее хатыб является нововведенцем. Более того, ты обязан посещать это джума, но при этом ты имеешь права не слушать этого хатыба. Вообще кто пришел на джума должен молчать и слушать, но если человек дает тебе различные шубухаты с минбара, тогда ты не имеешь права его слушать.
И как давал фетву шейх Мукбиль, то в этом случае ты можешь тихонько про себя поминать Всевышнего Аллаха и не слушать его слова для того, чтобы его шубухаты не попали к тебе в сердце.
Теперь другой вопрос - если у тебя есть возможность отправляться на коллективную молитву, или на джумаа (пятничную молитву) в мечеть, где коллектив является суннитским и имам является суннитом, является праведным человеком, а не грешником, является суннитом, а не нововведенцем, то это лучше. Ты обязан это сделать, если у тебя есть возможность и не доставляет это тебе большого затруднения.
То же самое, если в основе имам еще не выбран в мечети. В таком случае люди не имеют права выбирать человека грешного (сбривающего свою бороду или опускающего свою одежду ниже щиколоток и т.д.). Такого человека не имеют права выбирать имамом изначально, но если его уже выбрали, тогда за ним намаз для тебя является обязательным. Посещение джумаа коллективный молитвы является обязательным для тебя, кроме как если есть мечеть, где приверженцы ее сунниты.
И то, что мы говорим, что ты можешь поминать Всевышнего Аллаха про себя для того, чтобы не слушать проповедь хатыба нововведенца (хатыба, который тебе шубухаты сеет). Это не говорит о том, что можно разговаривать на хутбе или не слушать никакого хатыба. Имеется в виду только вот эта конкретная ситуация, даже если нововведенец дает хутбу, при этом он никаких шубухатов не сеет, а рассказывает например хутбу относительно какой-то общей темы ислама, в которой нет шубухатов (о подчинении родителям и тому подобное), тогда здесь не имеешь ты права поминать Аллаха про себя, или шепотом. Здесь ты обязан молчать и слушать этого имама. Это касается только конкретной частной узкой ситуации.
(Конец слов Руслана).
[Примечание от редактора стенограммы]:
Говорит Шейх аль-Ислям ибну Теймия: «И из основ Ахлю Сунна уаль-Джамаъа то что они читают джумъа, праздничные и коллективные молитвы, и не оставляют джумъу и джамаъат намазы как это делают нововведенцы из рафидитов и других.
И если от имама не известно нововведение или нечестие, то за таким читается (т.е. не выясняется какая у него акыда) как джумъа так и коллективная молитва, и на этом мнении согласились все имамы как четырех мазхабов так же как и другие уляма, и никто из имамов (ученых) не сказал что нельзя молится позади человека, кроме если ты будешь знать его скрытое (т.е. его убеждения). Но на самом деле мусульмане не прекращали молится после их посланника да благословит его Аллах и приветствует за мастуром (т.е. за тем, от кого неизвестно нововведение или его скрытое из убеждений и т.д.).
Но если выявится за впереди стоящим (имамом) нововведение или нечестие и можно прочитать молитву (т.е. есть мечеть с нормальным имамом) за тем, у кого этого нет, то большинство ученых считают молитву за этим нововведенцем или нечестивцем достоверной, и это мазхаб Шафии и Абу Ханифы и также это одно из слов в мазхабе Малика и Ахмада.
А если нет возможности читать молитву кроме как за нововведенцем или за нечестивцем, наподобие джумъы когда имамом там стоит нововведенец или нечестивец и нет другого места где проводят джумъа, то такой читает за нововведенцем или нечестивцем у всех (ученых) Ахлю Сунна уаль-Джамаъа, и это мазхаб Шафии, Абу Ханифы, Ахмада ибн Ханбала и других ученых Ахлю Сунна без разногласия от них.
И некоторые люди когда распространились страсти (сильные нововведения) не хотят читать молитву истихбабан (т.е. со стороны желательности) кроме как за тем, кого знают они, как это пришло от Ахмада когда он отвечал тем, кто его спрашивал об этом, но в этом ответе не пришло то, что Ахмад сказал что молитва не достоверна кроме как за тем, кого ты знаешь (т.е. его состояние).
И когда пришел Абу Амр Усман бну Марзук в Египет, и правление было тогда у шиитов батынитов муляхида (безбожники, еретики), из-за которых распространилось много нововведений, и оно было явным в Египте, то по причине этого побуждал (или приказывал) своих последователей чтоб читали они молитву только за тем, кого знали (т.е. знали что он не из батынитов или о них в общем), и все это было по причине того, что батынизм был явно распространен в Египте, и после его смерти завоевали правители Сунны (Египет) наподобие Салахуддина, и явным стало слово Сунны в противовес слову рафидитов и знание о Сунне стало там преобладать явно…
И Сахаба да будет доволен ими Аллах читали за теми, кто был известен своим нечестием, например Абду Ллах ибн Масъуд молился за Валидом ибн Уъкбой ибн Аби Муъитом который распивал спиртное и читал как-то утреннюю молитву в четыре ракаъата, и которого наказал Усман ибн Аффан.
И также Абду Ллах бну Умар и остальные из Сахаба читали молитву за Хаджаджем ибн Юсуфом. И также сахаба и молились за Абу Убайдом хотя он был уличен в еретикзме и был из тех, кто призывал к заблуждению». Маджмуъ аль-Фатауа 1\267.
Также отвечает ибн Баз на вопрос о том, будет ли молитва достоверной за нововведенцем и за тем, кто опускает одежду (ниже щиколоток).
Ответ: «Да, молитва будет достоверной за нововведенцем и за тем, кто опускает одежду и за другими грешниками в более достоверном слове ученых, конечно если нововведение не будет выводящим из Ислама, потому что если нововведение будет выводящим из Ислама как у джахмитов и наподобие их, которое выводит их из Ислама, то молитва за такими не достоверна…». Маджмуъ аль-Фатауа уа Маколят ибн Баз 12\67.
Шейх аль-ислам ибну Теймия ,да смилуется над ним Аллах, говорит:«Если молящийся знает о том ,что имам является приверженцем нововведений, призывающим к нововведениям (бид`а),или явным нечестивцем (фасиком),и этот имам является постоянным имамом мечети(имам ратиб),и нет возможности поставить другого имама на пятничные(джум`а)или праздничные молитвы, или это имам на `Арафате и тому подобное, то мусульмане должны молиться за этим имамом, и это является мнением первых(салафов) и последних(халяфов)поколений». «Маджму`ат аль-фатава», 23/352-353.
Шарх шейха Мухамад ибн Хизама на книгу «Булуг Аль Марам» (перевод Руслана):
1176 Что делать если хатыб призывает к нововведению или произносит дурные слова
http://www.youtube.com/watch?v=B9Jp68uEMG0
1030 Если человек внешне следует за имамом, но ният у него, что не следует за имамом
http://www.youtube.com/watch?v=hfzK-VYT_ZY
1054 Действителен ли намаз за неверующим человеком
http://www.youtube.com/watch?v=xNGRxo-TDqM
1055 Действителен ли намаз за грешником и нововведенцев
http://www.youtube.com/watch?v=OORcvDQLRQQ
1056 Можно ли совершать намаз за человеком, положение которого неизвестно
http://www.youtube.com/watch?v=UlnhJBuZX4w
[Конец примечания].