Помощь в духовном становлении воспитанников
Христианский лагерь существует для детей. Все в нем: территория, инфраструктура, программа и сотрудники – имеет единую цель: служить воспитанникам, помогать им расти «в любви у Бога и человеков». Создать условия, необходимые для достижения этой цели, – обязанность координатора программы. В этом смысле ключевой фигурой среди сотрудников лагеря является наставник. Координатор программы следит за тем, чтобы нужды и интересы воспитанников постоянно занимали главное место в жизни наставников и других сотрудников лагеря. Физическое здоровье и безопасность воспитанников, их душевное спокойствие, личное и духовное развитие должны быть важнее желаний и нужд сотрудников. Координатор программы делает все, на что он способен, чтобы каждый день, проведенный в лагере, пошел на благо каждому из воспитанников. Нельзя упускать из виду ни одного их них. Ежедневно наблюдая за каждым воспитанником своего отряда, координатор будет в курсе того, как складываются взаимоотношения в каждой группе и всегда вовремя узнает, где необходимы его помощь и поддержка.
Координатору программы следует запомнить имена как можно большего числа воспитанников своего отряда. Для начала нужно поработать с анкетами. Знание имен подопечных значительно упростит работу с ними, когда воспитанники приедут в лагерь и координатор сможет узнать их в лицо.
Когда все идет нормально, координатору программы не требуется работать с воспитанниками непосредственно, без ведома, согласия или просьбы их наставника. Если же у наставника возникают затруднения в руководстве своей группой или одним из подопечных, координатор программы должен первым прийти на помощь. Проблемы следует выявлять и решать на ранних стадиях, пока они не привели к серьезным неприятностям. Это – самая важная функция координатора программы после руководства программой и заботы о личном благополучии наставников. Проблема в группе, которая не была выявлена и решена вовремя, может испортить впечатление о пребывании в лагере целой группе. Для таких воспитанников, их родителей, церквей, миссий или организаций, которые их послали, опыт лагеря будет неудачным опытом. Координатор программы обязан свести возможность подобных неудач к минимуму.
Координатор программы участвует в поддержании дисциплины воспитанников. Здесь необходимо остановиться на одной просьбе, которая часто звучит с их стороны. Это просьба разрешить воспользоваться телефоном.Мы советуем вам установить такое правило: родителям воспитанника могут звонить во время его пребывания в лагере только директор лагеря и координатор программы. Не следует разрешать звонить родителям воспитанников им самим и их наставникам. Когда воспитанник хочет позвонить своим родителям, он обычно слишком взволнован той ситуацией, в которой находится. Идет ли речь о хороших или плохих отношениях, о занятиях, которые ему не нравятся, о каких-то неудобствах, о возвращении домой – воспитанник, как правило, не способен правильно подать эту ситуацию и тем более разобраться в ней, разговаривая по телефону. Наставник обычно слишком близко вовлечен в ситуацию для того, чтобы быть достаточно объективным. Попросите наставников со всеми вопросами, которые касаются переговоров с родителями воспитанников, обращаться непосредственно к вам еще до того, как ситуация выйдет из-под контроля. Убедитесь, что сторожа, повара и все прочие, кто находится близко к телефону, проинструктированы по этому вопросу и знают, что их телефон не может использоваться воспитанниками или наставниками для звонков родителям воспитанников.
Мобильный телефон в лагере может стать большой проблемой. Предупредите всех воспитанников и их родителей еще до лагеря, что они не смогут пользоваться мобильным телефоном во время смены. Если же кто-то приедет со своим «любимцем», предложите взять телефон на хранение до конца смены. Этим вы сможете предупредить сразу несколько проблем:
- воспитанники смогут сосредоточиться на программе;
- никто не будет чувствовать себя ниже по статусу только из-за того, что у него нет телефона;
- ни у кого не будет искушения украсть телефон.
Общение с подопечными должно войти у координатора программы в привычку. Ему следует участвовать в спортивных мероприятиях: один день утром, назавтра – днем, на третий день – вечером. Воспитанникам нравится играть вместе с координатором программы, а он лучше узнает своих подопечных и сможет руководить ими более действенно. Не будет ничего плохого в том, если вы как координатор программы примете личное участие в каком-либо особенном мероприятии или событии наравне с наставниками и их подопечными.
В некоторых ситуациях координатор программы имеет право принять на себя руководство группой. Если наставник не проводит библейских занятий надлежащим образом, координатор программы может после беседы с ним провести библейское занятие или общение группы вместо него. В тех случаях, когда координатору программы приходится выступать в роли наставника, правильным будет следующий порядок действий: во-первых, координатор программы должен обсудить проблему с наставником и убедить его в том, что необходимо его вмешательство; во-вторых, когда координатор программы принимает на себя заботу о воспитанниках, наставник всегда должен присутствовать при этом; в-третьих, координатор программы и наставник должны вместе проанализировать результаты проведенной замены.
Регистрация воспитанников
Координатор программы отвечает за регистрацию воспитанников. Четкое проведение регистрации позволяет в дальнейшем избежать многих неприятностей. Вот несколько общих рекомендаций о том, как проводить регистрацию воспитанников.
1. Придерживайтесь указанных возрастных рамок. Если установлено ограничение по возрасту в 11-14 лет, отказывайтесь принимать тех, кому 10 или 15 лет. Дети указанного возраста имеют между собой много общего, и программа разработана специально для них. У тех, кто старше или младше, другие способности, другие интересы, другие достоинства и недостатки, и они могут нарушить ход подготовленной программы. Будьте непреклонны.
2. Придерживайтесь предписанного числа воспитанников. Если в лагере имеется 96 спальных мест для воспитанников, принимайте 96 человек. Из-за того, что многие правила в бывшем Советском Союзе зачастую нарушаются, достичь подобной точности очень непросто. Поскольку некоторые из зарегистрированных воспитанников так и не приедут, у вас должен быть список кандидатов, чтобы в конце концов все 96 мест были заняты. Обсудите этот вопрос с директором лагеря и тщательно следите за состоянием дел. В списке кандидатов должны быть указаны полное имя, адрес и возраст каждого из них, а также контактный телефон и имя человека, через которого можно держать связь.
3. На каждой анкете следует указать дату ее получения. Чтобы быть справедливым при приеме воспитанников, анкеты нужно рассматривать (в случае соблюдения всех остальных условий) в порядке их поступления. Если позднее возникнет необходимость внести какие-то изменения, это можно будет также сделать согласно тому порядку, в котором поступили анкеты.
4. Ведите учет анкет мальчиков и девочек раздельно. Например, если условия лагеря позволяют принять 42 мальчика и 56 девочек, вы должны прекратить прием мальчиков, когда от них получено 42 анкеты.
5. Требуйте вместе с анкетой оплату, это позволит избежать необязательности. Размер оплаты должен быть таким, какой может себе позволить средняя семья (как минимум 20% от общей стоимости пребывания воспитанника в лагере в течение одной смены). Например, если общая стоимость 12-дневной смены составляет 300 гривен на человека, вам следует потребовать вместе с анкетой оплату в размере 60 гривен. В принципе, путевка в лагерь должна быть оплачена каждым воспитанником. Это не только учит родителей ответственности за здоровое развитие своих детей, но и открывает некоторые перспективы для дальнейшего существования лагеря. Однако всегда есть семьи, которым не по силам оплата и 20% стоимости пребывания в лагере. Пусть они оплатят 10% или даже 5% и убедят свою церковь оплатить остальное.
6. Отбирайте анкеты в соответствии с общими требованиями к воспитанникам, существующими в вашем лагере. Например, если ваша программа, условия в лагере и сотрудники подготовлены только для работы со здоровыми воспитанниками, а вы принимаете детей, нуждающихся в специальном режиме, вы создаете тем самым проблемы, которые помешают служению, намеченному в лагере. Воспитанники, нуждающиеся в специальном режиме – это дети с физическими, умственными или эмоциональными отклонениями или с серьезными нарушениями в поведении. Принимайте таких воспитанников только в том случае, если вы располагаете штатом сотрудников, специально подготовленных для работы с такими детьми, и если условия в лагере и программа скорректированы соответствующим образом.
7. Требуйте от кандидатов подавать заявления в письменной форме. Каждый лагерь должен разработать собственную форму анкеты, удовлетворяющую целям этого лагеря. См. прилагаемый образец анкеты для воспитанника лагеря.
Формирование групп
Состав группы чрезвычайно важен. Воспитанники придают очень большое значение тому, кто их товарищи по группе. Беспокойство о том, будут ли они приняты сверстниками, стремление к физической безопасности, эмоциональной защищенности и психологической совместимости имеют для них первостепенное значение. Чтобы удовлетворить чаяния воспитанников и способствовать установлению в группе искупительных взаимоотношений и здорового коллективизма, следуйте при формировании групп следующим общим указаниям.
1. Набирайте в группу детей одного возраста: одиннадцатилетних в одну группу, двенадцатилетних – в другую и так далее. Интересы и навыки детей обычно зависят от возраста. Однако бывают исключения. Выявляйте более развитых или, напротив, менее зрелых и вносите соответствующие коррективы, но, в принципе, формируйте группы в соответствии с возрастом детей. В группу можно включать воспитанников, между которыми разница в возрасте составляет один год, но если увеличить эту разницу до 2 лет (и тогда в одну группу попадут одиннадцати-, двенадцати- и тринадцатилетние), из этого вряд ли выйдет толк.
2. Разместите друзей вместе, если они одного возраста и их только двое. Когда же записать в одну группу вас просят трое или четверо друзей, вы создадите серьезные проблемы наставнику, если пойдете у них на поводу. Друзья обычно держатся вместе и исключают других детей из своей компании. Вы достигнете большего, если создадите две смешанных группы из одиннадцати- и двенадцатилетних воспитанников и разобьете на две группу из четырех друзей-сверстников, нежели поместив всех четверых двенадцатилетних подростков в одну группу с тремя другими воспитанниками. Рассмотрение пожеланий друзей при формировании групп – серьезная проверка организаторских способностей координатора программы. Так что поступайте с мудростью. Будьте тактичны, но решительны. Дважды подумайте, прежде чем последовать совету наставника или просьбе воспитанника. В такой ситуации они вряд ли расскажут вам все.
3. Если Ольга привезла в лагерь свою ровесницу Светлану, которая никогда не была в лагере раньше, поселите их вместе.
4. Объединяйте в одной группе верующих и неверующих детей. Верующие воспитанники могут оказать большую помощь своему наставнику. Те, кто еще не принял Христа, могут многому научиться у христиан. Будьте внимательны, размещая неверующих детей из христианских семей. С теми, кто находится на пути к Иисусу, не будет проблем, в большинстве случаев они будут помощниками своему наставнику. Но тот, кто противится Духу Святому, может создать немало сложностей для наставника и для других воспитанников. Постарайтесь, чтобы в группе было не более одного, в крайнем случае, двух таких детей.
5. По мере возможности старайтесь создавать группы по интересам. Например, если у вас есть наставник – выдающийся прыгун на батуте, и семь воспитанников одного возраста, которые хотят совершенствоваться в прыжках на батуте, потенциал для многостороннего благотворного влияния лагеря на жизнь этих мальчиков гораздо выше. Поэтому, если есть возможность организовать музыкальную, драматическую, рукодельную, плавательную, спортивную группы – сделайте это. Вы получите необходимую предварительную информацию, включив в анкету вопрос о личных склонностях воспитанника.
6. Придерживайтесь численности группы в шесть-семь человек, если только воспитанники не инвалиды и не «трудные подростки». Помните, ваша задача – не просто поддерживать порядок в лагере. Чтобы оказать влияние на жизнь своих подопечных, наставнику нужно установить личный контакт с каждым из них, а также наладить взаимоотношения между членами группы. Чем больше у наставника подопечных, тем менее личный характер носит их общение. Шесть-семь воспитанников – оптимальная группа для установления тесных дружеских отношений, для спортивных занятий, драматических представлений, выполнения заданий, для молитвы и для библейских занятий. Когда в группе больше семи-восьми детей, наставнику трудно установить личный контакт с каждым, и это сильно его изматывает.
Если среди ваших воспитанников есть такие, которые нуждаются в особом режиме, вам следует сократить численность группы в зависимости от серьезности стоящих перед ними проблем, а также от способностей и уровня подготовки наставников.
Первый день смены (день приезда воспитанников)
Директор лагеря, координаторы программы, наставники и другие сотрудники лагеря планируют день приезда воспитанников сообща. В тех лагерях, куда все воспитанники одной смены приезжают одновременно на автобусе или на поезде, время их приезда будет кратким и напряженным. Встреча воспитанников должна быть спланирована здесь в соответствии с этим обстоятельством. В тех лагерях, куда воспитанники прибывают постепенно в течение 4-24 часов, можно спланировать более спокойный день, но, тем не менее, встреча воспитанников и здесь должна быть хорошо организована. Программа первого дня воспитанников в лагере должна быть совершенно особенной.
Обязанность директора лагеря – приветствовать родителей, пасторов и других людей, сопровождающих воспитанников в лагерь. Координатор программы отвечает за встречу воспитанников, их размещение и обустройство.
Встреча гостей должна быть организована таким образом, чтобы воспитанников встречали у входа в лагерь, как только они приедут, независимо от времени суток. Их нужно поприветствовать и дать им указания, куда идти, чем заниматься и где оставить багаж. Большинству из них понадобится сходить в туалет и перекусить после долгой (или недолгой) дороги. Следует подготовить спальные места, чтобы приехавшие ночью воспитанники могли переночевать, пока их не определят в группу.
Родителей и сопровождающих следует пригласить к столу, если они находятся в лагере во время приема пищи. Им также следует предложить спальные места, если их необходимо устроить на ночь. Директор должен использовать эту возможность для того, чтобы познакомиться с родителями и сопровождающими, показать им лагерь, рассказать о целях лагеря и методах их достижения, а также поблагодарить их за то, что они доверяют своих детей заботе и руководству сотрудников лагеря. Он должен довести до их сведения дату и время, когда следует забрать детей из лагеря. Должно быть также определено время, к которому все родители и сопровождающие покинут лагерь.
Координаторы программы отвечают за то, чтобы день приезда воспитанников в лагерь прошел без сбоев. Для этого нужно еще до приезда воспитанников провести собрание с командой встречающих.
В эту команду входят следующие работники:
– дежурный, который будет встречать воспитанников у входа в лагерь;
– одна-две официантки, которые будут кормить прибывающих воспитанников;
– два координатора программы, один из которых будет записывать прибывающих мальчиков, а другая – девочек;
– два помощника координатора программы (они будут помогать в регистрации);
– казначей, который будет принимать деньги (плату за путевки) и вести их учет;
– директор лагеря, который будет знакомиться с родителями и опекунами;
– все наставники, которые будут встречать своих подопечных в комнатах или в других заранее определенных местах;
– спортивный инструктор и другие свободные сотрудники лагеря, которые будут организовывать досуг подопечных, прошедших регистрацию и ожидающих прибытия остальных воспитанников;
– медицинская сестра, которая будет собирать медицинские карточки и обследовать физическое состояние воспитанников.
Координаторы программы должны заранее подготовить необходимые бланки и алфавитный список воспитанников. Следует избегать всевозможных заминок и очередей или хотя бы свести их к минимуму. Координаторы программы должны вести постоянный учет общего числа зарегистрированных воспитанников, чтобы остальные сотрудники лагеря могли знать, сколько воспитанников находится в лагере в настоящий момент. Им это необходимо для организации досуга и питания.
Координатор программы должен не забыть урегулировать вопрос об обратных билетах воспитанников: каким транспортом они будут уезжать, когда и в какое время, сколько стоит билет. До отъезда родителей и сопровождающих необходимо обсудить с ними все эти вопросы, а также собрать обратные билеты или деньги на их приобретение.
Координатор программы должен регулярно информировать повара о числе сотрудников и воспитанников, находящихся в лагере, чтобы повар знал, на сколько человек готовить. Это число следует уточнять за четыре часа до каждого приема пищи в течение всей лагерной смены.
В течение всего дня приезда воспитанников команда встречающих должна работать чрезвычайно слаженно. Директор лагеря или один из координаторов программы должен постоянно находиться в контакте с командой, сообщая им о вновь прибывших и обо всех происходящих изменениях и помогая им в случае необходимости. Если первый день пройдет хорошо, воспитанники сразу станут доверять вам как руководителю и будут ожидать от своего пребывания в христианском лагере самых лучших впечатлений. Помните, у вас есть только одна возможность произвести хорошее первое впечатление.
Организация работы столовой
В обязанности координатора программы входит отработка порядка питания воспитанников в столовой. Этим следует заняться в начале работы лагеря совместно с главным поваром, администратором столовой и директором лагеря. Экспериментируйте и вносите изменения в существующий порядок питания до тех пор, пока вы не создадите эффективную, безопасную и доброжелательную систему обслуживания. Избегайте длинных очередей. Длинные очереди – потеря драгоценного времени, источник скуки для воспитанников и наставников.
После того, как станет точно известно, сколько групп в лагере и сколько воспитанников в каждой группе, координатор программы вместе с администратором столовой организует размещение воспитанников за столиками. Вместе с директором лагеря и главным поваром координатор программы разрабатывает порядок обслуживания в столовой проживающих в лагере и нормы поведения в столовой, которые затем доводит до сведения воспитанников. Чтобы контролировать их выполнение, координатор программы должен лично присутствовать на каждом приеме пищи. Директор лагеря и координатор программы решают также, где, кто и когда будет совершать молитву благодарения над пищей, и координатор программы претворяет это решение в жизнь.
Лучше всего, если координатор программы для мальчиков будет впускать в столовую мальчиков, а координатор программы для девочек – девочек. Такой порядок дает координаторам программы возможность трижды в день встречаться с каждым из своих наставников и подопечных. Наблюдательный координатор программы узнает много нового о стиле руководства каждого из своих наставников и о его отношениях с подопечными. Он лучше узнает и воспитанников, замечая их сильные и слабые стороны. Подобные наблюдения помогут ему принимать мудрые решения, осуществляя руководство своим отрядом и обучая подчиненных ему наставников. Координатор программы, который лично впускает своих наставников и их воспитанников в столовую, сбережет немало времени, поскольку он может использовать эту возможность для того, чтобы передать наставнику любую необходимую информацию, а тот, в свою очередь, может задать своему руководителю имеющиеся у него вопросы. Это прекрасная возможность для продуктивного общения. Постарайтесь быть в столовой вовремя и провести там десять-двадцать минут ради того, чтобы вся работа в лагере шла гладко и между людьми устанавливались добрые взаимоотношения.
Церемония открытия лагеря
Все сотрудники готовы: полны радостного ожидания, хорошо отдохнули и горят желанием увидеть новую группу воспитанников. Каждый наставник заранее получил список своих подопечных, заботливо подготовленный координатором программы. В комнатах прибрано, каждому ребенку приготовлена кровать. Все готово к встрече воспитанников, в любой момент может быть накрыт стол, чтобы приехавшие подопечные, их родители и сопровождающие имели возможность перекусить. Подготовлен запасной вариант встречи на случай дождя. Команда встречающих проинструктирована и готова приветствовать подопечных.
Когда все воспитанники прибыли, вы приступаете к официальной части программы. Ваша команда потратила несколько часов, готовясь к церемонии открытия лагеря. Вы привлекли к участию в ней всех сотрудников: от завхоза, кухарок и бригады техников до администрации, участников программы и наставников. Церемония открытия может проходить либо по частям, в разных местах лагеря в течение нескольких часов, либо в течение часа в одном месте. Ее цель – познакомить детей с тем, что ожидает их в лагере, а также представить им сотрудников, которые будут руководить ими и служить им. Согласуйте все детали с теми, кого вы назначили проводить это мероприятие, чтобы у них было в запасе достаточно времени на приготовления, и тогда все пройдет гладко.