Профессионалы и программа «Двенадцать Шагов»
Двенадцатишаговые программы и группы поддержки очень эффективны, но и они, конечно, не являются панацеей от всех бед. Отличительная характеристика групп самопомощи заключается в том, что рядовые члены группы несут служение другим рядовым членам группы. Но не столь уж редко возникают ситуации, когда такого взаимного служения оказывается недостаточно. Порой кому–то из участников группы требуется помощь профессионала — врача, священника, психолога или консультанта. Например, депрессия может быть настолько тяжелой, что с ней нельзя справиться без медицинской помощи. Или же чрезвычайно болезненные воспоминания, связанные с душевными травмами детства, могут потребовать вмешательства квалифицированного психотерапевта.
Очень важно, чтобы постоянные члены группы знали о доступных ресурсах — о специалистах, к которым можно направить человека, когда в этом возникает необходимость. Специалисты, к которым группа направляет своих членов, нуждающихся в дополнительной помощи, должны иметь представление о проблеме, по которой работает группа. Например, профессионалы, к которым обращаются члены группы ВДДС, должны знать о дисфункциональных семьях, созависимости и компульсивных заболеваниях. Если психотерапевт в этих областях не сведущ, он в лучшем случае неосознанно замедлит процесс выздоровления или просто не сможет ничем помочь, а в худшем — навредит. Нередко участникам группы бывает необходима помощь священника. И здесь также необходимо, чтобы священнослужитель обладал знаниями в области выздоровления.
Надо сказать, что врачи, психологи и священники становятся все более подготовленными в вопросах оказания помощи «проблемным» людям. Например, многие врачи на первых этапах общения с пациентом не только проводят медицинский осмотр, но и выясняют историю его жизни. Они стараются понять, является ли пациент членом дисфункциональной семьи, подергался ли он физическому, сексуальному или психологическому насилию. Прояснив эти вопросы, врач предлагает пациенту присоединиться к группе поддержки или, если есть необходимость, направляет его на психотерапию.
В подавляющем большинстве случаев полноценное выздоровление невозможно без участия священника. Нередко первым, к кому обращается страдающий человек, бывает именно священник. В любой активно работающей группе поддержки имеется информация о священнослужителях, к которым можно направить тех, кто нуждается в духовном попечении. Группа должна быть уверена, что священник не станет стыдить или осуждать обратившегося к нему человека. Часто священники распознают неизвестные самому человеку, неисповеданные грехи, которые мешают его исцелению. Благодаря священникам многие члены групп самопомощи обрели молитвенную поддержку, начали осознанно и систематически исповедоваться и участвовать в литургии, вступили на путь воцерковления. Понятно, что церковная жизнь нисколько не препятствует решению проблем на группах, работающих по программе «Двенадцать Шагов». Равным образом и группы не мешают христианской жизни своих участников, а скорее способствуют ей.
Необходимо подчеркнуть, что найти врача, священника, психолога или консультанта, которые понимают вопросы, обсуждавшиеся в этой книге, не так–то легко. Обязательно расспросите специалиста, к которому вы обратились, о его подготовке, специализации и опыте. Выясните, что он делает для собственного исцеления — ведь наиболее действенную помощь способен оказать тот, кто имеет опыт решения своих проблем. Если профессионал, к которому вы попали, отвечает вам с позиций защиты или вообще не может ответить на ваши вопросы, попробуйте поискать другого. Во многих случаях лучший способ найти нужные контакты — это взаимодействие с людьми, чье выздоровление вызывает у вас уважение. Они наверняка назовут вам хороших специалистов, к которым раньше обращались сами.
Вопрос жизни и смерти
После прочтения этой главы вам может показаться, что я неоправданно преувеличиваю значение групп поддержки.
— Что–то вы увлеклись, уважаемый автор, — возможно, скажете вы. — Я готов согласиться, что группы самопомощи приносят немалую пользу. Но вы пишете о них так, словно это вопрос жизни и смерти.
А ведь, собственно говоря, так оно и есть — это вопрос жизни и смерти. Многолетнее исследование, проведенное сотрудниками Стэнфордского университета, выявило поразительные факты. Оно, в частности, показало, что продолжительность жизни онкологических больных, которые параллельно с необходимым медицинским курсом лечения еженедельно посещали собрания групп, была в два раза больше, чем у тех, кто получал только оперативное, радиологическое и медикаментозное лечение.
Справедливо утверждение о жизненно важном значении групп и в переносном смысле. Настоящая христианская жизнь — это в первую очередь духовное и душевное здоровье. Но ведь именно исцелению души и духа и посвящена вся деятельность групп поддержки. Современное христианское сообщество еще только начинает понимать, какой потенциал Господь предусмотрел для Церкви. Как я уже писал в начале этой главы, я считаю, что мы живем в удивительное время — время перемен, в эпоху своеобразного возрождения христианской общины. Перед нами открываются огромные возможности.
Представьте себе христианскую группу, на которой в условиях конфиденциальности и анонимности вы могли бы поделиться с единомышленниками любыми своими чувствами, любой проблемой — будь то алкоголизм, переедание, созависимость или сложности, пришедшие из дисфункциональной семьи. Это было бы удивительно! Миллионы людей по всему миру получили помощь благодаря работе групп АА (в основе которой, как я уже упоминал, лежат христианские принципы). Так почему же христиане, желающие исцеления души, должны проходить мимо такого Божьего дара, как программа «Двенадцать Шагов»? Я не вижу ни одной причины, по которой мы должны отказаться от него!
В работе христианских групп можно было бы использовать стихи из Библии (как сделано в этой книге), чтобы люди, пришедшие на собрание, учились открыто выражать свои чувства. Подростки вполне способны понять и проработать на группах многие проблемы, связанные с созависимостью, которая по существу является следствием первородного греха. На группах поддержки и взрослые, и дети могли бы усвоить, что здесь не только допустимо, но жизненно необходимо открыто говорить обо всем — ведь благотворные изменения становятся возможными, только если проблемы и грехи вынесены на свет. Когда мы так поступаем, наша жизнь начинает соответствовать евангельским словам: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8:32).
Сила общины
Я расскажу вам историю о небольшом монастыре, расположенном в глухом лесу. Случилось так, что монастырская община была на грани исчезновения. Никто не знал, что делать. Монастырь спас старый мудрый монах. Он сказал братьям такие слова:
— Перестаньте унывать. Я открою вам тайну: Мессия, который спасет монастырь, — это один из вас.
Монахи действительно перестали унывать, потому что начали присматриваться друг к другу и размышлять, кто же из них Мессия. Проходили недели и месяцы. Братья все никак не могли догадаться, кто из них Мессия, но на всякий случай стали относиться друг к другу с глубочайшим уважением. Со временем ореол уважения окружил всех монахов. Казалось, что он лучится и наполняет своим сиянием все вокруг. К монастырю потянулись посетители, появились новые братья. Через несколько лет монастырь наполнился жизнью, светом и духовностью.
Вы, конечно, поняли, что эта история выдумана. Во всем мире и во все времена есть лишь один Мессия — Господь Иисус Христос, наш Спаситель. Смысл моего рассказа состоит в том, что уважение к себе и окружающим создает такую атмосферу, которая наполнена светом и духовностью. Собственно, об этом мы и старались вам рассказать в нашей книге. Сегодня у христианской Церкви есть великолепная возможность стать сообществом, которое несет людям исцеление, оказывает им подлинную поддержку и безусловно принимает тех, кто сломлен и страдает. Церковь должна стать таким местом, где любой страждущий сможет поделиться своей болью с христианами. Именно в Церкви заботливые люди должны бережно принять израненную душу, направить ее на путь исцеления и пойти с нею рядом. Так случится, если мы, христиане, будем относиться к каждому человеку, включая самих себя, как к существу особенному и бесценному, сотворенному по образу и подобию Божьему.
Вопросы для размышления
Задайте себе следующие вопросы и запишите ответы:
1. Кто из священнослужителей и других ответственных лиц вашей церкви мог бы принять решение об организации групп поддержки? Запишите их имена и начните молиться о том, чтобы Бог дал им решимость и желание создать группу, на которой люди имели бы возможность делиться своей болью в атмосфере безопасности.
_______________________________________
2. Попытки создать группы поддержки в отсутствии собственного выздоровления организаторов опасны и разрушительны. С каких шагов вы начнете свое исцеление? Участие в какой группе поддержки, работающей по двенадцатишаговой программе, будет наиболее полезным лично для вас?
_______________________________________
Приложение А. Супружеская неверность
Дэйв Кардер
Практически всем христианам хорошо известен один «секрет», который, впрочем, редко обсуждается открыто. Речь идет о склонности некоторых церковных лидеров, в том числе и отдельных священнослужителей, к аморальному сексуальному поведению, а именно — к супружеской неверности. Правда, в последнее время завеса тайны стала не такой плотной — вездесущие журналисты, узнав о неблаговидных прецедентах скандального сексуального поведения авторитетных лиц церкви, широко осветили их в СМИ. После выступлений светских СМИ многие религиозные издания также опубликовали многочисленные статьи, в которых поднимались вопросы нравственности и духовности христианских лидеров. Прошли бурные обсуждения этих тем.
В большинстве своем дискуссии сводились к предложениям предотвращать блудный грех углублением набожности и духовности. Немногие участники обсуждений вскользь упоминали о психологических причинах греховного поведения пастырей. Я внимательно следил за публикациями, но ни в одной из них не встретил серьезного анализа «земных» факторов, которые заставляют человека поддаться сексуальному искушению. А ведь в случаях супружеской неверности именно эти факторы и играют решающую роль. Болезнь легче предупредить, чем потом лечить. Мне хотелось бы, чтобы вы, уважаемые читатели — как лидеры церкви, так и рядовые христиане, — отчетливо представляли себе причины, которые приводят людей к греховным поступкам в области половых отношений. Вооруженные необходимой информацией, вы сможете понять, не попадаете ли вы в «группу риска», и сделать для себя необходимые выводы.
Вначале перечислю некоторые хорошо известные психологам закономерности:
1. Склонность к вступлению во внебрачные связи в значительной степени определяется особенностями личности, а не только «уровнем духовности».
2. Огромное влияние на склонность к вступлению во внебрачные отношения оказывают «незавершенные дела» (неразрешенные проблемы), которые человек вынес из родительской семьи.
3. Практически все случаи супружеской неверности являются вполне предсказуемыми (иными словами, существуют паттерны поведения и определенные обстоятельства, в которых риск падения резко возрастает).
4. Случаи супружеской неверности можно разделить на три группы. Каждая группа имеет свои особенности, которые определяют специфику выздоровления и психотерапевтических подходов.