Способ № 2. «В мире нет ничего хорошего»
В других дисфункциональных семьях со злом справляются с помощью отрицания добра. Делается это двумя путями: отрицанием эталона совершенства или отрицанием самой возможности присутствия добра в человеке. И оба эти пути ведут прямиком к самым тяжелым последствиям.
Когда в семье отрицают само существование идеала, ее члены не предпринимают попыток выявить в себе образ Божий и достигнуть Его подобия. Выше мы говорили, что для людей, живущих на земле, достижение богоравного совершенства невозможно. Но это вовсе не значит, что к совершенству не надо стремиться и не следует стараться максимально реализовать свой потенциал (Флп 3:14–16). Совершенство нашего Небесного Отца — вот что задает направление, в котором мы должны двигаться, работая над чувствами, установками, поведением и так далее. Отрицание реального существования такого идеала приводит к высокому уровню нестабильности в семье и к полной потере контроля над ней. Дети будут искать свой путь в жизни методом проб и ошибок, платя за эти поиски высокую цену, — ведь родители, которые сами не имеют идеала, не сумеют передать подрастающему поколению эффективных моделей поведения, которым стоит подражать.
Как правило, когда в подобных семьях появляется проблема, никто даже и не думает ничего менять. Никто ничему не учится. Неблагополучию позволяют существовать так, как будто нет никакого другого выбора. Библейских принципов словно и не существует. Возможно, что алкоголизм отца очевиден всем, но его не называют грехом. Или резкие перепады маминого настроения все принимают, как неизбежность — но никому и в голову не приходит, что есть другие, более конструктивные способы воспитания детей. Неудачи детей часто измеряют по завышенным стандартам, которые не годятся для их возраста. Или, наоборот, детям позволяют продолжать совершать одни и те же ошибки и не побуждают их стремиться к лучшему — хотя дети уже давно способны на большее. А возможно, сами родители не стараются расти и добиваться успеха в разных областях жизни, и тогда пренебрежительное отношение к делу воспринимается детьми как норма. Они перенимают модель поведения, в которой стремление к совершенствованию и позитивным изменениям в различных жизненных сферах не имеют никакой ценности. Родители не дают детям образец служения, к которому призывает Библия: добиваться высоких результатов, используя те таланты, которые дал нам Бог (Мф 25:14–23). Мотивация, исходящая от Божьих установлений, в такой семье отсутствует, как отсутствует и истинный эталон, с которым члены семьи могли бы сверять свои ценности.
Теперь поговорим о способе, при котором отрицается возможность присутствия добра в человеке. Мы все знакомы с выражением «видеть только плохое». Именно такое «избирательное» видение и встречается во многих семьях: родители видят в ребенке исключительно грехи и недостатки. Ребенку некуда деваться — на него навешивают ярлык «Ты — плохой». Иногда об этом «диагнозе» говорят вслух, а порой он сообщается посредством отношения к маленькому человеку. Сильные стороны и положительные качества ребенка, все хорошее, что в нем есть, никто не замечает и не принимает в расчет.
В таких случаях существует высокий риск, что у ребенка, когда он вырастет, будут серьезные проблемы с самооценкой. Каждый раз, ошибившись или потерпев неудачу, взрослый человек станет считать себя плохим, «ни на что не годным». Это ощущение будет появляться у него даже тогда, когда он не дотянет до лучшего результата совсем немного. Он на самом деле будет чувствовать себя никудышным дураком. И все потому, что в детстве такой человек не вобрал в свою душу понимания, что ошибаться — это нормально: его ошибки и неудачи не означают, что в нем нет ничего хорошего. «Навешивание ярлыков» характерно для жестких, законнических семейных систем — будь это настоящая семья или церковная община. Эти системы не признают фундаментальных библейских истин, согласно которым мы созданы по образу и подобию Божию, «куплены дорогою ценою» (1 Кор 6:20), и потому ценность каждого человека неизмеримо высока.
Помимо проблем с самооценкой, дети, выросшие в такой обстановке, не умеют прорабатывать конфликтные ситуации, возникающие в отношениях с другими людьми. С детства усвоив модель под названием «все плохо», человек видит качества и действия других людей только с негативной стороны. Всякий раз, когда кто–то хоть немного его подводит, он начинает воспринимать ошибившегося как «предателя», «негодяя», «болвана», а то и полностью разрывает с ним отношения. Словом, взрослый человек ведет себя так, как вели себя с ним мама и папа, когда он был еще маленьким и рос в дисфункциональной семье. Он меняет место работы, не однажды разводится, выгоняет хороших сотрудников, оставляет друзей каждый раз, когда находит в людях даже небольшие изъяны, потому что повсюду и во всех видит только плохое. Он так научен, этот взгляд на мир вошел в его плоть и кровь. И потому для него бессмысленно оставаться на работе, состоять в браке или продолжать отношения, в которых ничего хорошего нет и быть не может. Поведение по принципу «все или ничего» приводит к разрушению всех отношений и не позволяет овладеть навыками конструктивного разрешения конфликтов (в скобках замечу, что эти навыки крайне необходимы всему сегодняшнему обществу).
Способ № 3. Осуждение
Третий способ избавиться от слона в доме — напасть на него и убить! Нападать и осуждать даже небольшие отклонения от идеала всякий раз, когда они случаются! Это не просто отрицание плохого: здесь «плохое» осуждается вместе с его «носителем» — с человеком, который совершил отклоняющийся от идеала поступок. Благодати нет места. «Нарушителю» не дается ни малейшего шанса на прощение. Стратегия порицания и осуждения берет начало в ветхозаветной традиции, о которой в Новом Завете говорится, как о «суде без милости»: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем–нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак 2:10).
Вы не представляете, сколько людей страдает от последствий взросления в семье, где практиковалось осуждение!
Кажется, что их родители последовательно проводили в жизнь принцип: «Если не можешь принять реальность, уничтожь ее». Они не позволяли себе признать, что у них тоже есть проблемы, что они так же несовершенны, как и их дети. Поэтому они предпочитали «уничтожать» (строго наказывать) детей (физически или морально) всякий раз, когда их чада хоть немного проявляли свои несовершенства.
Когда родители замечали, что ребенок испытывает чувства, которые, по их мнению, были «плохими» или «несовершенными», они его осуждали. Если ребенок допускал ошибку в поведении, его ругали и жестоко наказывали. Семья жила по закону без милости — а такая жизнь абсолютно не соответствует библейскому отношению к проступкам, ошибкам и прочим «плохим» моментам жизни человека. Осуждение не имеет ничего общего с крестным путем (Рим 3:20–24).
Человек, выросший в семье, где его часто осуждали, всю жизнь борется с чувством вины и стыдом. Он считает, что его неудачи нельзя ни принять, ни простить. Ему неведомо, что такое благодать: ему сложно, а порой и невозможно ее испытать. Вдохновение, которое посещает многих людей при чтении или слышании Слова Божьего, не в состоянии проникнуть в его покрытую рубцами и шрамами душу.
Человек словно заключен в замкнутый круг вины и греха. Когда его постигает неудача, он испытывает мучительный внутренний конфликт, который сам он неспособен разрешить. Чувство вины углубляется, человеку становится все хуже, и это приводит к повторению первоначальной неудачи. На новом витке чувство вины усиливается… и так далее. Таким вот образом поддерживается цикл компульсивного поведения. «Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим 7:24)