Начало христианства у готов.
7. Так как готы упомянуты в пророчестве Даниила[7] как племя, исповедовашее арианское христианство и уничтожаемое антихристом, то мы кратко ознакомимся с историей проникновения христианства в их среду.
8. Считается, что именно через пленных христиан готы впервые познакомились с христианской религией. О миссионерской деятельности пленных христиан сообщают церковные историки Филосторгий[8] и Созомен. Как замечает Х. Вольфрам: «захваченные в плен христиане превратили "своих господ в братьев"».[9]
9. Племя готов считает своею родиною Скандинавию. Вероятно, еще в началеII века готы потянулись на юг, по направлению к Римской империи.Но сначала они заняли Причерноморье, нынешние южно-русские степи от Дона до низовьев Дуная[10]. Первое вторжение готов в пределы Римской империи относится к 238 году, но тогда их успешно отбили. Однако,«В 264-ом году восточные готы снарядили морскую экспедицию в Трапезунд. Достигнув побережья, они прошли с грабежом и разбоем Каппадокию, Галатию, Вифинию и благополучно вернулись назад со множеством пленных — христиан. Этот последний поход имел очень важные последствия для самих готов. В числе пленных был и каппадокийский христианин Евтих, имя которого сохранил епископ кесарийский Василий. Он приписывает Евтиху заслугу распространения среди готов первых семян христианства (Epist. 104)... Христианство, занесенное к готам каппадокийскими пленниками, мирно распространялось среди них.»[11]
10. Захваченные готами каппадокийские пленники, передали им такую форму раннего христианства, из-за которой их [готов] стали впоследствии именовать — арианами. С тех пор арианство стало национальным исповеданием вестготов, и перешло от них к соседним германским племенам[12].
11. Следовательно, около-арианское христианство существовало в Каппадокии, до прихода готов в 3 веке. Каппадокия была в числе первых областей, куда попали семена апостольского христианства. Первое упоминание о Каппадокии в Новом Завете мы находим в Деян. 2:9[13], где ее жители упомянуты в списке тех, кому апостолы возвестили евангелие на иных языках в день Пятидесятницы. Следующее упоминание о Каппадокии содержится в приветствии ап. Петра в начале его первого послания[14]. Следовательно, Каппадокия приняла христианство от самих апостолов, с самого начала его возвещения. Ко времени вторжения готов, апостольское христианство было уже сформировавшимся устоем местных христиан. Именно это христианство и было передано готам.
12. Деятельность Ульфилы — знаменитого учителя и епископа готов, который составил готскую письменность и перевел на нее Библию, внесла выдающийся вклад в христианизацию готов. Примечательным фактом является то, что Ульфила родился около 311 года в семье потомков захваченных в Каппадокии христиан.[15] При этом, даже беглый взгляд на учение Ульфилы показывает арианскую природу исповедуемого им христианства.[16] Следовательно, это еще раз подтверждает то, что раннее христианство в Каппадокии насило окло-арианский характер.
13. Каппадокийское христианство, принятое готами, принесло столь обильный плод святости в их сердцах, что даже во время жестоких гонений, учиненных вождем-язычником Атанарихом с 369 по 372 год, они не отказались от него. 308 готсих сученника, многие из которых принадлежали к готской знати,[17] отдали свои жизни за Христово учение.[18]
14. Тринитарная историческая школа проявляет явную тенденциозность, когда пытается утверждать о том, что готы, якобы, стали арианами в правление императора-арианина Валента[19], когда ищу у него защиты от вторжения гуннов, были вынуждены принять его религию. Однако, эта точка зрения не увязывается с тем, что готы свято хранили чистоту веры и не шли на компромиссы даже перед лицом мученической смерти во время жестоких гонений при Атанарихе. История их мученических подвигов показывает, что готы не согласились бы поменять свою веру перед лицом опасности от гуннов, также как они не поменяли ее во время смертельной опасности от Атанариха.
15. «Другой причиной распространения христианства среди готов было их расселение в пределах Римской империи для охраны ее границ. От общения с местным населением среди готов распространялось христианство.»[20] Следовательно, народы, проживавшие на переферии Римской империи, далекие от государственной церкви, были носителями около-арианского христианства. Значит арианство было занесено туда гораздо раньше того времени, когда в 3 веке пришли готы, — задолго до рождения самого Ария.
16. «Во время Первого Вселенского Собора в Никее готская Церковь была настолько многочисленна, что имела своего представителя»[21]епископа Феофила, вместе с его приемником Ульфилой[22]. Подпись Феофила имеется в соборных актах, что тринитарии истолковывают как подтверждение тому что часть готов, якобы, приняло тринитаризм[23]. Однако, с этим трудно согласиться, ибо дошедшее до нас учение Ульфилы[24] показывает что готы никогда не исповедовали тринитарных идей. К тому же, в списке лжеучений, изложенных Ульфилой, мы находим и «омоусиан»— так называлась никейская партия тринитариев, считавших Христа единосущным[25] Отцу. Почему Фиофил подписал никейский символ веры? Поначалу, богословская природа термина «единосущный» не была вполне понятна большинству участников Никейского Собора. Лишь спустя время, многие осознали к каким крайним выводам ведет этот термин. К тому же, трудно было возразить императору, который был автором термина «единосущный». «За спиной епископов незримо маячила тень императора, и подписать афанасьевский Символ Веры отказались только Арий и двое его смелых соратников.»[26]
Ранние миссионеры распространяли христианство, близкое к арианскому
17. До четвертого века распространяемое христианство носило арианский характер, что видно хотя бы из того факта, что миссионерская работа каппадокийскими христианами среди готов, сделала последних — арианами.
18. Арианское христианство также активно продолжало возвещаться и после 4 века. В Аравии еписк. Феофил, рукоположенный арианином Евсевием Никомедийским, проповедовал среди гомеритов. Проф-р Поснов сообщает, что в результате проповеди Феофила«крестилось много арабов»[27] в Иемене. В Абисинии арианское христианство распространял еписк. Георгий Александрийский в 356 году. Абисинские христиане даже оказывали поддержку своим единомышленникам из Аравии — гомеритам[28]. Патрик в Ирландии, также проповедовал нетринитарное христианство, близкое к арианизму. Кельтская церковь сильно отличалась от Римской, но согласно версии католической церкви, Патрик, якобы,приплыл из Рима, и начал проповедовать католическое учение. Однако, кельтские ученые никогда не принимали всерьез римскую версию, поскольку сохранившиеся труды святого показывают, что он был сторонником “арианской ереси”.[29]В Лаодикии арианские верования распространял Георгий Лаодикийский. В столице Турции, Анкаре — Василий анкирский. В Севастии около-арианские верования распраостранял мученник Евстратий Севастийский. В Кесарии Палестинской полу-арианские идеи возвещал известный столп арианизма — Евсевий Кесарийский, который став близким императору лицом, содействовал распространению арианства по всей империи.