Всепоглощающая устремленность
Во-первых, устремленность пастора к библейской проповеди должна быть всепоглощающей. Глагол, переведённый как «занимайся» (просехо), означает «сосредоточиться на чём-либо», «погрузиться во что-либо, посвятить или предать себя чему-либо»141. Это же слово используется в Евр.7:13 для описания настроя священника у жертвенника. Священник служит у жертвенника «с полной сосредоточенностью всех мыслей и сил»142. Таким образом, Тимофей должен был «посвятить», или «предать себя»143 своему главному служению – библейской проповеди и учению.
Павел уже использовал этот глагол, когда говорил об опасных людях в Ефесе, которые «занимались баснями» (1Тим.1:4) и «внимали духам обольстителям и учениям бесовским» (4:1). Чтобы сражаться с ними, Тимофей должен был посвятить себя «чтению, наставлению, учению». Такая же задача стоит и сегодня перед теми, кто призван к кафедральному служению. Проповедь для них должна быть не второстепенным делом, а целью всей жизни. Гардинер Спринг, нью-йоркский пастор девятнадцатого века, утверждал: «Всякий служитель Евангелия должен отводить кафедре первое место в своём служении»144
ПОСТОЯННАЯ УСТРЕМЛЕННОСТЬ
Во-вторых, библейская проповедь должна быть нашим постоянным стремлением. Глагол «занимайся» стоит в настоящем времени повелительного наклонения, следовательно, Тимофей «должен был постоянно посвящать себя этим занятиям. Это должно было стать для него образом жизни»145. Вовремя и не вовремя этот молодой пастор должен был проповедовать Слово (2Тим.4:2). Он должен был проповедовать, когда это было удобно и когда это было неудобно («во время и не во время»), когда его слово принимали и когда отвергали. Тимофею надлежало постоянно посвящать себя провозглашению Слова. Подчеркивая эту важную характеристику экспозиционной проповеди, проповедник Уоррен Уирсби писал: «Проповедовать Тимофей должен был не в свободное время, оставшееся после исполнения других обязанностей, а постоянно. Это было его основным служением»146. Прежде всякого другого дела он был обязан посвящать себя проповеди. Такие же приоритеты должны быть у всех современных служителей. Люди Божьи должны полностью посвятить себя проповеди. Все, что меньше этого, не заслуживает похвалы.
140 Там же, с. 115.
141 George W. Knight III, The Pastoral Epistles: A Commentary on the Greek Text, New International Greek Testament Commentary, U.K. (Grand Rapids: Eerdmans, 1992), c. 207. cm. prosecho.
142 James Allen, What the Bible Teaches (Kilmarnock, United Kingdom: John Ritchie, 1983), 8:242.
143 Ralph Earle, "1 Timothy", в книге The Expositor's Bible Commentary (Grand Rapids:
Zondervan, 1978), 11:374.
144 Gardiner Spring, The Power of the Pulpit (London: Banner of truth, 1986), c. 109.
ЗАПОВЕДАННАЯ УСТРЕМЛЕННОСТЬ
В-третьих, служить Богу библейской проповедью, нам заповедано. Произнесённый с апостольским авторитетом, этот духовный наказ был обязателен для Тимофея. Своим повелением Павел передал этому молодому служителю Божье поручение, не ограниченное временем и обязательное повсюду, для всех пасторов.
Тем не менее, у многих сегодня сложилось ошибочное представление о пасторе как об исполнительном директоре, чьи первостепенные задачи состоят в надзоре, стратегическом планировании и создании внешне привлекательного вида компании. Но всё это прямо противоположно наставлениям Павла в Пастырских посланиях, в которых многократно подчеркивается, что пастор – это, прежде всего, проповедник. Такая расстановка приоритетов по божественному установлению обязательна и в настоящее время.
145 John Mac Arthur Jr., I Timothy (Chicago: Moody, 1995), с. 175. 146 Warren W. Wiersbe, The Bible Exposition Commentary (Wheaton, 111.: Victor, 1989), 2:227.
ТРАДИЦИЯ ЭКСПОЗИЦИОННОЙ ПРОПОВЕДИ ВО ВРЕМЕНА РЕФОРМАЦИИ
Одним из известнейших толкователей Писания, занимавшихся библейской проповедью, был великий реформатор из Женевы Жан Кальвин. Его страстная преданность проповеди, которая сосредоточена на Библии и исходит непосредственно из её текста, остаётся, и по сей день непревзойдённой. На протяжении двадцати трёх лет (1541-1564 гг.) этот швейцарский пастор старательно разъяснял Божье Слово своей пастве. Каждое воскресенье он дважды проповедовал из Нового Завета, а в будние дни разъяснял Ветхий Завет. Перед вышеназванным периодом Кальвин был отстранён от служения и изгнан женевским магистратом в пасхальный день 1538 года. Но как только он вернулся после трёхлетнего изгнания, он торжествующе вошёл в женевскую церковь (в сентябре 1541 г.) и продолжил разъяснение Писания с того места, на котором остановился три года назад, прямо со следующего стиха. Позднее, в начале октября 1558 г., Кальвин тяжело заболел и не мог вернуться за кафедру до 12 июня 1559 г., т.е. целых восемь месяцем. Когда он возобновил своё служение, он начал проповедовать со следующего стиха в Книге пророка Исаии147. Он целиком и полностью отдавал себя разъяснительной проповеди.
Более того, Кальвин был настолько предан последовательной проповеди, что циклы его экспозиционных проповедей часто длились годами. Например, его еженедельные проповеди по книге Деяния апостолов продолжались больше четырёх лет. Затем он произнес 46 проповедей на 1-е и 2-е Послание фессалоникийцам, 186 проповедей на 1-е и 2-е Коринфянам, 86 проповедей на Пастырские послания, 43 проповеди на послание Галатам и 48 проповедей на послание Ефесянам. Позднее, весной 1559 г. он начал проповедь на Четвероевангелие и продолжал пять лет до самой своей смерти 27 мая 1564 г. В течение того же периода он произнес 159 проповедей на книгу Иова, 200 – на Второзаконие, 353 – на Книгу пророка Исайи, 123 – на книгу Бытие, не забывая истолковывать и другие тексты Писания.148
Содержательные экспозиционные проповеди Жана Кальвина в конечном итоге становились основой для его блестящих толкований. Благодаря своему проповедническому служению он написал толкования на двадцать три книги Ветхого Завета (включая десять из двенадцати книг Малых пророков), а также на согласование Евангелий, книгу Деяний апостолов, 1-е и 2-е Коринфянам, на послание Галатам, Ефесянам, 1-е и 2-е Фессалоникийцам, 1-е и 2-е Тимофею и Титу149. Большая часть этого обширного наследия появилась благодаря последовательному разъяснению Священного Писания с кафедры. Актуальна ли библейская проповедь? Если учесть, что проповеди Кальвина повлияли сразу на два мира – религиозный и культурный – то ответ должен быть утвердительным.
Что может быть более значимым, чем преображающая сила проповеди Божьего Слова? Великий женевский реформатор возвышается над веками как пример, достойный всякого подражания в безраздельном стремлении к библейской экспозиции.
147 Geoffrey Thomas, "The Wonderful Discovery of John Calvin's Sermons", Banner of Truth,
January 2000, c. 22.
148 John Piper, The Legacy of Sovereign Joy (Wheaton, 111.: Crossway, 2000), c. I ЗУ.
ОБРАЗЕЦ БИБЛЕЙСКОЙ ПРОПОВЕДИ
Павел не только призывает Тимофея всем сердцем стремиться к библейской проповеди, но и даёт ему образец, на который при этом нужно равняться. Служение Тимофея должно было состоять из трёх частей: публичного чтения Писания, наставления и учения (1Тим.4:13). Эти три элемента – чтение, наставление и учение – можно назвать тремя китами, на которых должна покоиться библейская проповедь. Триада библейской экспозиции представляет собой «признанную практику в проповедническом служении» 150
149 Mac Arthur, 1 Timothy, с. 177.
150 Allen, What the Bible Teaches, 8:242.
ЧИТАЙ СЛОВО
Словом «чтение» у нас переведено греческое слово анапюсей, которому предшествует определённый артикль. Следовательно, речь идёт не о чтении чего попало, а о «конкретном, определённом, известном для говорящих чтении». Это указывает на публичное чтение Писания на всеобщем церковном собрании, что практиковалось в далеком прошлом – ещё во времена Ездры, который читал Писание у Водяных ворот в Иерусалиме (Неем.8:1-8). Такая практика также существовала на служении в древних иудейских синагогах (Лк.4:16-17; 2Кор.3:14). С возникновением церкви ветхозаветная традиция публичного чтения Писания была воспринята христианами и утвердилась в новозаветном служении151. В ранней Церкви также читали из посланий и Евангелий. Известно, что Павел просил о том, чтобы его послания были прочитаны в церквах: «Когда это послание прочитано, будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы» (Кол.4:16). В другом письме он писал: «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братьям» (1Фес.5:27). Совершенно ясно, что Павел считал публичное чтение Писания неотъемлемой частью церковной жизни. Книга Откровение также предназначалась для чтения вслух: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нём; ибо время близко» (От.1:3).
Практика публичного чтения Писания – как Ветхого, так и Нового Завета – вскоре стала существенной частью богослужения в ранней Церкви. «Чтение Писания включало в себя, по крайней мере, Ветхий Завет, но также могло относиться и к быстро растущему корпусу новозаветных писаний»152. Подчеркивая центральное положение Писания в Церкви, Кальвин заметил, что Павел «поставил чтение перед учением и увещеванием; ибо Писание, несомненно, является источником всякой мудрости, из которого пасторы должны черпать всё, чему они учат свою паству»153. Проповедник как руководитель поклонения должен следовать наставлениям Павла о публичном чтении Писания и не позволять другим видам деятельности оттеснять его.
ПРИМЕНЯЙ СЛОВО
Также Павел настаивал на том, чтобы чтение Писания сопровождалось «наставлением». «Наставлять» (греч. паракалео) означает «идти рядом» с целью помочь слабому или сбившемуся с пути. Сопровождаемое определённым артиклем, слово «наставление» говорит об особом элементе проповеди, который «показывает применение Слова в жизни людей»154. Это также входило в практику древних синагог, когда за чтением следовало наставление, т.е. «разъяснение и применение Писания, увещание и призыв к определённому поведению»155. К примеру, в синагоге в Антиохии Писидийской «после чтения Закона и Пророков» последовало «слово наставления» (Деян.13:15). Келли даёт такое определение «наставлению»: «разъяснение и применение Писания вслед за его публичным чтением»156.
Наставление - «важная обязанность любого пастора. Пастор доложен, не только читать Божье Слово людям, но и увещевать их повиноваться Слову»157. Как пишет Мак Артур, «увещание призывает людей применять истины, которым они были научены. Оно предупреждает людей о благословениях в случае послушания и об осуждении в случае непослушания. Увещание может принимать форму обличения, предупреждения, совета или утешения, но всегда несёт в себе обращение к совести»158. Это говорит о том, что конечная цель экспозиции Писания заключается в изменении жизни слушающих. Проповедь должна не только предоставить пищу для размышлений, но и завладеть сердцем и покорить волю. Должен быть затронут весь внутренний мир человека – разум, чувства и воля. Таким образом, экспозиция нацелена не столько на информирование, сколько на трансформирование слушателей. Проповедь требует от них незамедлительного ответа и призывает принять решение.
Джон Езроадус, великий наставник проповедников, писал: «Проповедь – это, по сути, лобовое столкновение, в котором воля проповедника посредством истины воздействует на волю слушателя. Если нет призыва, то нет и проповеди»159. Все великие проповедники были сильны в увещании и применении. Р. Дэйл (R. W. Dale) пишет о проповедях Джонатана Эдвардса: «В доктринальной части своих проповедей великий проповедник Джонатан Эдвардс только готовил орудия к бою, а в применении он открывал огонь по врагу. Я боюсь, что слишком многие из нас так долго готовят орудия, что им приходится заканчивать бой без единого выстрела»160. Применяйте Слово.
151 John R. W. Stott, Guard the Truth: The Message of the 1 Timothy and Titus (Downers Grove, III.: Inter Varsity, 1996), c. 121. Джордж Найт (George W. Knight) пишет: «И то, и другое относится к публичному чтению Писания во время религиозного собрания, особенно к чтению Ветхого Заветов синагоге» (The Pastoral Epistles, с. 207).
152 Thomas D. Lea and Hayne P. Griffin, One, Two Timothy, Titus (Nashville, Broadman, 1992), c. 138.
153 John Calvin, Calvin's Commentaries (переизд. Grand Rapids: Baker, 1984), 11:115.
154 Weirsbe, The Bible Exposition Commentary, 2:227.
155 Allen, What the Bible Teaches, 8:243.
РАЗЪЯСНЯЙ СЛОВО
Проповедь также должна включать в себя «учение» (с артиклем: тэ дидаскалиа), т.е. объяснение библейского текста. Публичное чтение Писания должно сопровождаться раскрытием его значения. «Чтобы кто не подумал, что достаточно небрежно прочитать текст, - замечает Кальвин, - Павел пишет, что он должен быть разъяснён»161. Толкователь Крэйг Кинер пишет: «В синагогальном служении, как в Палестине, так и «в рассеянии», публичное чтение занимало центральное положение; чтение Закона обычно сопровождалось чтением Пророков. За чтением следовало наставление (увещевание плюс учение) на основании прочитанного текста»162. Иными словами, в ранней Церкви практиковалось чтение Писания с наставлениями, раскрывавшими вложенное в него Богом значение, доктринальные истины, богословские выводы и неограниченные временем принципы. Истинная экспозиционная проповедь – это всегда проповедь доктринальная.
Если «наставление» направлено на применение, то «учение» предназначено для преподавания доктрин. Сначала преображение жизни, затем – утверждение в здравом учении. Как замечает Томас Ли: «Учение обращено к разуму, оно информирует слушателей об истинах христианской веры»163. Проповедник соотносит каждый библейский текст с целостной богословской системой и показывает, «как объясняемый текст вписывается в общую картину Божьего Слова»164. Толкователь Писания должен показать, как библейские истины складываются в единую систему, например, как Ветхий Завет исполняется в Новом Завете, как учение Павла согласуется с Посланием Иакова или чем Евангелие от Матфея дополняет Евангелие от Луки. Всё это требует от пастора изучения текста на оригинальном языке, исследования исторического фона, авторского замысла, параллельных ссылок, культурного контекста, географии, грамматики, литературных жанров Писания и систематического богословия. Чтобы объяснить истинное значение библейского текста, без старательного исследования не обойтись.
156 J. N. D. Kelly, A Commentary on the Pastoral Epistles, Black's New Testament Commentaries (London: Adam & Charles Black, 1963), c. 105.
157 Earle, "1 Timothy", c. 374. Леа подчеркивает, что это слово «включает в себя нравственное наставление, направленное на волю слушателей» (Lea, 1, 2 Timothy, Titus, c. 138). 158 Mac Arthur, 1 Timothy, c. 176.
159 John A. Broadus, On the Preparation and Delivery of Sermons (New York: Harper San Francisco, 1979), c. 165.
160 Цит. по: John Stott, Between Two Worlds (Grand Rapids: Eerdmans, 1982), c. 250.
161 Calvin, Calvin's Commentaries, 11:115.
162 Craig S. Keener, The IVPBible Background Commentary: New Testament (Downers Grove, III.: Inter Varsity, 1993), c. 615. Ховард Маршалл подмечает, что наставление «могло ... основываться на прочитанном, но могло быть и независимым» (I. Howard Marshall, The Pastoral Epistles, International Critical Commentary [Edinburgh: Clark, 1999], c. 563).
163 Lea, 1, 2 Timothy, Titus, с. 138. 164 Там же.
БИБЛЕЙСКАЯ И ГАРМОНИЧНАЯ
Эти три элемента – чтение, наставление и учение – являют природу истинной библейской проповеди и должны быть уравновешены. Хендриксен поясняет: «Служителю следует стремиться к надлежащему балансу [между] чтением Писания, увещанием и учением. Некоторые не увещают. Другие – не учат. А чтение Писания все больше становится похожим на следование некой досадной формальности перед тем, что собирается сказать сам проповедник!»165.
Конечно, проповедник должен учитывать личные нужды своих слушателей, но в его выступлении обязательно должны присутствовать все три элемента. В сбалансированной библейской проповеди «разъясняемый текст Писания соприкасается с миром людей, превознося Христа и ставя [слушателей] перед необходимостью действий»166.
НЕПОКОЛЕБИМОСТЬ БИБЛЕЙСКОЙ ПРОПОВЕДИ
Нет сомнения в том, что сатана пытался сделать всё возможное, чтобы помешать Тимофею в провозглашении Слова. Поэтому Павел написал: «Не неради о пребывающем в тебе, даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (4:14). Ветеран апостольского служения призывал новобранца быть терпеливым в служении, во что бы то ни стало! Такая стойкость в служении проповедника складывается из нескольких составляющих: полной преданности своему делу, духовных дарований и подтверждения его призвания другими людьми.
165 William Hendriksen, I Timothy, 2 Timothy, Titus, New Testament Commentary (Grand Rapids: Baker, 1957), c. 158. Маршалл пишет: «Тимофей должен был внушать своим слушателям серьёзно относиться к прочитанному. Прозвучит ли при этом увещание или утешение, зависит от содержания текста, но общим для обоих аспектов является призыв к исполнению Божьего Слова» (The Pastoral Epistles, с. 208).
166 Begg, Preaching for God's Glory, c. 23.
ПРЕДАННОСТЬ ДЕЛУ
Павел повелел Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании...», - что относится к Богом данной способности проповедовать и учить. Использованный апостолом только в этом тексте глагол «пренебрегать» (амелео) означает «быть легкомысленным или невнимательным»167. К примеру, в Мф.22:5 этот глагол переведён как «оставлять без внимания» (пер. Кассиана). Говоря по существу, Павел призывал этого молодого проповедника: «Несмотря ни на какие трудности продолжай проповедовать!». Возможно, Тимофей чувствовал себя неспособным противостоять давлению тягостных обстоятельств, препятствовавших ему в служении. Или, возможно, поддавшись давлению людей, он смягчал свою проповедь. Может быть, он был уже на грани срыва. Но независимо от того, насколько он был, слаб в тот момент, Тимофей должен был верно, и стойко продолжать проповедовать.
И в наши дни каждый проповедник обязан являть такую же непоколебимую решительность при проповеди Слова, несмотря на противодействие. Его преданность этому служению должна быть постоянной и осознанной.
ДУХОВНОЕ ДАРОВАНИЕ
Павел призывал Тимофея быть стойким в служении, потому что ему от Бога был дан духовный дар. Этим духовным даром было «его учительское служение вместе с авторитетом и властью выполнять оное»168. Мак-Артур пишет: «Духовный дар каждого верующего – это определённое Божьим замыслом сочетание духовных способностей, посредством которых Божий Дух осуществляет Своё служение. Дарование Тимофея включало в себя благовестие, проповедь, учение и духовное руководство»169. Для того чтобы быть терпеливым в проповедническом служении, нужно быть уверенным в том, что Бог наделил тебя соответствующими дарованиями. Только после этого ты можешь проповедовать с чувством уверенности в своём жизненном предназначении.