Утверждено в пастырских посланиях
Первостепенная важность апостольского учения прослеживается и в Пастырских посланиях. Апостол Павел призывает Тимофея и Тита посвятить себя проповеди и преподаванию Слова Божьего. Первая обязанность, которую накладывает Павел на своего юного сотрудника Тимофея, заключается в наставлении церкви в здравом учении (1Тим.1:3), чтобы она была «[столпом и утверждением] истины» (3:15). Тимофей должен был постоянно «питаться словами веры и добрым учением» (4:6) и «[проповедовать ... и учить]» (ст.11). Он должен был уделять внимание публичному чтению Писания, наставлению и учению (ст.13), не пренебрегая своим духовным дарованием в обучении других (ст.14). Он должен был «[заботиться и пребывать]» в учении, «[вникать] в себя и в учение» (ст.15-16). Каждый служитель, как пишет Павел, должен усердно «[трудиться] в слове и учении» (5:17), увещевая (6:17) и храня истину (ст.20).
В 2Тим. Павел развивает эту тему. Тимофей должен был «[держаться] образца здравого учения» (1:13), «[хранить]» его (ст.14) и «[передать]» его другим (2:2). Ему было поручено «[напоминать]» истину другим (ст.14), «верно [преподавать] слово истины» (ст.15) и быть «учительным» (ст.24). Вменяя в обязанность перед Богом, Павел призывает Тимофея «[проповедовать] Слово ... со всяким долготерпением и назиданием» (4:2).
Павел также побуждал Тита к служению Божьим Словом. Каждый пастор должен быть способен «наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит.1:9). Он призвал Тита: «...говори то, что сообразно со здравым учением...» (2:1). Павел повелевал ему: «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя» (2:15).
Таким образом, во всех трёх Пастырских посланиях апостол Павел подтверждает первостепенную важность преподавания и распространения учения.
ГЛАВНЕЙШАЯ ОБЯЗАННОСТЬ
Библейская проповедь всегда должна занимать лидирующее положение в жизни любой церкви. Жизнь здоровой общины построена вокруг животворного разъяснения Божьего Слова. К сожалению, многие пасторы отвергают главенствующую роль разъяснительной проповеди и наставления в доктринах Библии. Они не понимают первостепенной нужды новообращённых – быть обученными Божьей истине. В результате этого многие другие мероприятия конкурируют с библейской проповедью и даже вытесняют её из жизни церкви. Концерты христианской музыки, мюзиклы, спектакли, ток-шоу и фильмы всё прочнее закрепляются в современной церковной жизни. Кое-что из этого может иметь своё место в церкви, но ничто и никогда не должно вытеснять или заменять движимое Духом провозглашение Божьего Слова в её стенах.
Говоря об увлечении такими методами, Мартин Ллойд-Джонс с сожалением замечает: «Всё это в лучшем случае играет вспомогательную роль, а чаще и вовсе не достойно того, чтобы присутствовать в церкви... Первостепенная задача церкви и христианского служения – проповедовать Божье Слово»19. Он вторит словам Джонатана Эдвардса, сказанным во время Великого пробуждения: «Главной обязанностью пастора должно быть разъяснение Писания»20.
Евангельским церквам крайне необходимо возвратиться к главенству апостольского учения. Проповедь – вот первостепенная обязанность проповедникам церкви!
ОБРАЗЕЦ АПОСТОЛЬСКОГО УЧННИЯ
Если учение апостолов было настолько важным, чему же они на самом деле учили? Что составляло основу их учения?
Они представляли чистую истину божественного откровения, твёрдо укрепляя новообращённых в основных догматах христианской веры. Можно перечислить, по крайней мере, три характеристики их учения. Оно было основано на Ветхом Завете, сосредоточено на Иисусе Христе и представляло собой доктринальные наставления.
19 D. Martyn Lloyd-Jones, Preaching and Preachers (Grand Rapids: Zondervan, 1971),
20 Ralph Turnbull, Jonathan Edwards: The Preacher (Grand Rapids: Baker Book House. 1981). с. 114.
УКОРЕНЕНО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Проповедь апостола Петра в день Пятидесятницы демонстрирует, насколько широко апостолы опирались в своём учении на ветхозаветные Писания (Деян.2:14-36). Насыщенная библейскими цитатами эта первая христианская проповедь была по своей сути экспозицией ряда ключевых ветхозаветных текстов (Иоил.2:28-32; Пс.15:8-11; 109:1). Позже, когда Пётр стоял перед синедрионом, он также цитировал Ветхий Завет (Деян.4:6-10; ср. Пс.117:22; Ис.28:16).
В апостольских наставлениях верующим постоянно использовалось ветхозаветное Писание. К примеру, когда Пётр с Иоанном были отпущены синедрионом, они возвратились к верующим и рассказали о том, что совершил Бог (Деян.4:23). В ответ верующие возвысили свой голос в молитве к Богу (4:24-31), цитируя несколько ветхозаветных текстов (Исх.20:11; Пс.2:1-2; 145:6).
Стефан, будучи одним из первых апостольских учеников (Деян.6:3,5), обращаясь к синедриону, также широко цитировал Ветхий Завет (7:2-53). Приведённая ниже таблица отображает некоторые из множества ссылок на Ветхий Завет в проповеди Стефана.
Проповедь Стефана | Ветхозаветная цитата | ||
Деяния | 7:3 | Бытие 12:1 | |
7:5 | Бытие 1 2:7; 1 7:8 | ||
7:6 | Бытие 15:13 | ||
7:7 | Исход 3:1 2 | ||
7:18 | Исход 1 :8 | ||
7:27-29 | Исход 2: 14- 15 | ||
7:30-34 | Исход 3:1 -10 | ||
7:37 | Второзаконие 18:15, 18 | ||
7:40 | Исход 32: 1,23 | ||
7:42-43 | Амос 5:25-27 | ||
7:49-50 | Исайя 66: 1-2 | ||
Воспитанный среди иудеев Стефан превосходно знал Ветхий Завет, но он наверняка учился и у апостолов. Будучи христианином, Стефан сказал синедриону о том, что ветхозаветные пророки «предвозвестили пришествие Праведника» (7:52).
Филипп, ещё один ученик апостолов (6:3,5), демонстрировал великолепную осведомлённость в Ветхом Завете. Например, когда эфиопский евнух попросил его объяснить текст Ис.53:7-8, Филипп незамедлительно преподал правильное толкование (Деян.8:25-35). Обильное использование Писания, несомненно, говорит об основополагающей роли Ветхого Завета в апостольском учении. Таким образом, в основе их учения лежал Ветхий Завет.
СОСРЕДОТОЧЕНО НА ХРИСТЕ
Основным содержанием апостольского учения были слова и дела Иисуса Христа. На протяжении более трёх лет они были свидетелями Его совершенной жизни и ревностными последователями Его плодотворного учения. Они настолько сблизились с Ним, что другие «узнавали их, что они были с Иисусом» (Деян.4:13). Поэтому неудивительно, что их учение говорило о Господе. Его жизни, божественности, изречениях, притчах, обетованиях, беседах, призывах, провозглашениях суда, смерти, воскресении, вознесении и воцарении. Было подмечено, что «апостольская весть ... была наполнена словами и делами Христа»21.
Проповедь Петра на праздник Пятидесятницы (Деян.2:14-36) была сжатым словесным портретом Господа Иисуса, включавшим описание Его жизни и чудес (ст.22), смерти (ст.23), воскресения (ст.24-32) и превознесения (ст.33-36). Во время последней вечери в горнице Христос обещал ученикам: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (Ин.14:26). Теперь же, в исполнение Его слов, пришёл Святой Дух и сделал их способными вспомнить многие слова Христа. Так что апостолы стали учить (Деян.5:28) и говорить о Его имени (ст.40). Учение апостолов было целиком сосредоточено на жизни, служении и учении Иисуса Христа.
21 William Neil, The Acts of the Apostles, New Century Bible Commentary (Grand Rapids: Eerdmans, 1973), c. 81.