В сохранении Церкви часть ее руководства положилась, к несчастью, не на ее Всемогущего Основателя, а на свои собственные силы и мудрость.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Приведенные в данной работе материалы — бледный штрих к семилетнему правлению Ильича. Отразить в полноте трагичность жизни ленинского периода на бумаге невозможно. Можно ли в полноте представить, например, как отражались на жизни народа такие вот распоряжения вождя?

9 августа Ленин диктует телеграмму в Нижний Новгород: „Надо напрячь все силы, составить тройку диктаторов..., невести тотчас массовый террор, расстрелять и вывезти сотни проституток, спившихся солдат, бывших офицеров и т. п. Ни минуты промедления".

20 августа направляется ленинская телеграмма в Ливенский исполком: „Необходимо ковать железо, пока горячо, и не упуская ни минуты, организовать бедноту в уезде, конфисковать весь хлеб и все имущество у восставших кулаков, повесить зачинщиков из кулаков, мобилизовать и вооружить бедноту..."

22 августа — телеграмма в Саратов:„Расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты".

«Массовый террор», «расстрелять», «повесить» по отношению к собственному народу — рабочие словечки Ильича.

5 сентября 1918 года в стране был официально введен красный террор.

А незадолго до этого, 26 июня, Ленин пишет телеграмму Зиновьеву:

„Только сегодня мы услыхали в ЦК, что в Питере рабочие хотели ответить на убийство Володарского массовым террором и что вы... удержали. Протестую решительно! Мы компрометируем себя: грозим даже в резолюциях Совдепа массовым террором, а когда до дела, тормозим революционную инициативу масс, вполне правильную. Это невозможно!" Закончил Ленин эту телеграмму такой мыслью:„Надо поощрять энергию и массовидность террора..."

Коротенькую, но выразительную цитату из секретного письма Ленина в Политбюро партии в связи с изъятием церковных ценностей в г. Шуе, мы уже приводили в своем месте. Вот — более расширенная выборка:

„...Политбюро даст детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим (о какой помощи шла речь — читай в главе «Изъятие церковных ценностей» — В. Р.), был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г Шуи, а по возможности также и не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать" (цит. по: Н. Александров. Разрушающий. «Русская жизнь». 4 апреля 1991 года).

Для читателей с крепкими нервами — еще несколько «гуманистических» перлов незабвенного Ильича, который считается благодетелем всего человечеств. Знакомишься с трудами этого «гуманиста» и утешаешься тем, что живешь в разную с ним эпоху.

„Если не будут приняты героические меры, я лично буду проводить в Совете Обороны и ЦеКа не только аресты всех ответственных лиц, но и расстрелы. Недопустимы бездеятельность и халатность".

„У нас заложниками сотни левых эсеров. Повсюду необходимо подавить беспощадно этих жалких и истеричных авантюристов".

„Провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов, и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города".

„Надо уметь пойти на всякие уловки, хитрости, нелегальные приемы, умолчание, сокрытие правды, лишь бы вести во что бы то ни стало коммунистическую работу".

„Революционная диктатура пролетариата есть власть, завоеванная и поддерживаемая насилием пролетариата над буржуазией, власть не связанная никакими законами".

„Налягте изо всех сил, чтобы поймать и расстрелять астраханских спекулянтов и взяточников. С этой сволочью надо расправиться так, чтобы на все годы запомнили".

„Дело теперь только в чисто технических мерах, ведущих к тому, чтобы наши суды усилили (и сделали более быстрой) репрессии против меньшевиков".

„Не спит ли наш НКюст? Тут нужен ряд образцовых процессов с применением жесточайших кар. НКюст, кажись, не понимает, , что новая экономическая политика требует способов новой жестокости кар".

„Добавить: расстрел за неразрешенное возвращение из-за границы... Надо расширить применение расстрела... Основная мысль, надеюсь, ясна: открыто выставить принципиальное положение, мотивирующее суть и оправдание террора, его необходимость, его пределы. Суд должен не устранить террор, а обосновать и узаконить его принципиально".

„Мы сначала поддерживаем до конца, всеми мерами, до конфискации — крестьян вообще против помещика, а потом (и даже не потом, а в то же время) мы поддерживаем пролетариат против крестьян вообще".

„Я перейду наконец к главным возражениям, которые со всех сторон сыпались на мою статью и речь. Попало здесь особенно лозунгу «Грабь награбленное», — лозунгу, в котором, как я к нему не присматриваюсь, я не могу найти что-нибудь неправильное... Если мы употребляем слова «экспроприация экспроприаторов», то почему же нельзя обойтись без латинских слов?"

Все эти цитаты взяты из подборки Елены Анастасиади „Что говорит Библия: что — Ленин", великолепного кропотливого труда по выявлению истоков российской трагедии 20-го века.

По мнению этого автора „вопрос о ленинизме так никем серьезно и не поставлен, хотя хорошие публикации, разоблачающие их идола и появляются у неформалов".

„Все кончится тем, — считает Анастасиади, — что коммунисты его «спустят на тормозах» и все перемешанные, замутненные человеческие понятия так и не обретут изначальный смысл" (цит. по: «Русская жизнь», 26 марта 1991 года, с. 3).

Я не склонен рассматривать эту проблему столь пессимистически, особенно теперь, после Солженицына. И уже нет силы, которая смогла бы остановить этот процесс.

Вопрос о Ленине и ленинизме не только поставлен, но и отмечена неразрывная связь его «духовной» сущности со всеми несчастьями и трагедией российского народа всех последующих десятилетий.

Наши рекомендации