Развитие религиоведческих исследований в советский период и на современном этапе.
В первое десятилетие после установления советской власти каких-то координальных изменений в изучении религиоведческой проблематики не происходило. В этот период влияние идеологии на науку было еще крайне слабо. Например, 30 октября 1922 года на торжественном собрании в Минске, в белорусском университете с открытой лекцией на тему «Религия как предмет науки», выступил известный учёный-религиовед Никольский. В своём докладе он охарактеризовал религиоведение как молодую научную дисциплину, возникшую в XIX столетии и как дисциплину, которая имеет большое научное будущее и практическую значимость. Такая позиция сохранялась в отечественной науке до конца 20хх гг., однако, начиная с 1929 года, ситуация стала меняться. Это было связано с тем, что Сталин и его помощники очень чётко и жестко обозначили принципы исторического процесса и задачи исторической науки. Не смотря на влияние идеологического фактора на развитие гуманитарного знания, в том числе истории и религиоведческих исследований, тем не менее в СССР отчасти в довоенный период, но особенно в 60-80 годы тем не менее сформировалось несколько крупных научных направлений, которые занимались проблемами истории и философии религии.
Значительные изменения в развитие отечественного религиоведения стали просиходить во второй половине XX столетия. Именно в этот период складываются основные научные направления в области изучения разных религиозных традиций. Первое научное направление, которое получило большое развитие в отечественной науки – изучение первобытного мышления и первобытного сознания. Большой вклад в развитие этого направления внесли такие исследователи, как Золоторёв – «Родовой строй и первобытная мифология», Анисимов – «Космологические представления народов севера. Шахнович – «Первобытная мифология и философия». Большое внимание уделялось теоретическим аспектам изучения мифологии. В частности, в советский и в постсоветский период работали: Милетинский – «Поэтика мифа», Лосев – «Античная мифология», «Диалектика мифа», Дьяконов – «Архаические мифы Востока и Запада». Кульминацией развития мифологического направления в советской науке стала подготовка двухтомного фундаментального издания группой учёных под названием «Мифы народов мира».
Второе направление, которое активно развивалось в отечественной науке связано с изучением традиционных верований разных народов мира. Данное направление активно развивалось сотрудниками института этнографии академии наук СССР и в результате появилась серия работ, которая касалась как раз религиозной истории разных народов. В конце 50х-в 60е годы было издано 20ти томное издание, под названием «Народы мира. Биографические очерки» под общей редакцией известного отечественного учёного Толстого. Отдельные тома данного издания были посвящены крупным регионам (народы Сибири, Юго-Восточной Азии, передней Азии). В этих публикациях кроме этнической и социальной истории большое внимание уделялось характеристике религиозных верований и обрядов. Во многом благодаря подготовке этого издания в 60-70 гг. в СССР сформировались научные школы и направления, где изучались религии регионов и отдельных стран. Именно в этот период удалось подготовить первые крупные работы по религиям Китая (напр. Васильев – «Культ религий и традиций Китая»), по религиозной жизни Японии (Мищериков Игнатович и др.), по религиозным традициям народов западной Европы (Гуревич), по религиям народов Африки можно отметить Громыко, Мериманов и др.
Следующее направление, получившее активное развитие – изучение религиозной жизни народов СССР. Еще в 1931г. Никольский издает двухтомную работу под названием «Религиозные верования народов СССР, в котором по сути дела впервые в обобщенном виде давалась характеристика конфессиональной истории народов Российской Империи, так и народов, проживавших в СССР. Это издание не потеряло актуальности в наше время, т.к. в нём собраны уникальные этнографические и исторические данные, но и в последующие периоды развитие данной проблематики продолжалось. Эта проблема активно изучалась как на региональном уровне, так и на уровне страны. Довольно активно в советский период академическими институтами академии наук СССР стала изучаться история, культура и религиозные верования славян. В частности этой проблемой занимались: Токарев – «Религиозные верования славянских народов», Рыбаков – «Язычество древних славян». Также работа Токарева с …. «Славянские языковые моделирующие семиотические системы».
Следующее направление – изучение античных религиозных традиций в рамках антиковедения. Отечественные учёные сделали большой вклад в изучение политеистических религий древней Греции и Рима. В частности можно отметить таких учёных как Шифман, Клатышев, Немировский, Штаерман и многих других.
Следующее направление – библеистика. Изучение структуры, содержания Ветхого и Нового Завета достаточно сложная проблема, поскольку здесь требуется знание многих древних языков. В СССР этой проблемой активно занимались Ранович, Амусин, Шифман, Рижский и многие другие.
Следующее направление – индология, в рамках которого безусловно было не обойтись без изучения религии Индии. Большой вклад в развитие этой проблематики внесли такие учёные как Минаев, Щербатский, Ильин, Бонгарт-Левин и многие другие.
Исламоведение - изучение истории ислама. Необходимость развития этого направления обусловлена двумя основными факторами:
1. В составе СССР проживало значительное количество людей, исповедующих ислам
2. Внешнеполитический, т.к. граница СССР проходила в соприкосновением с рядом мусульманских государств
Изучение истории христианства. Его можно разделить на несколько блоков:
1. Становление и начальное развитие христианства. Этой проблемой занимались такие исследователи как Ранович – «О раннем христианстве», Ковалев – «основные вопросы происхождения христианства» и многие другие.
2. Изучение отдельных его направлений, таких как православие, католичество и протестантизм. Историей православия в СССР занимались такие учёные как Тихомиров, Самсонов, Никольский, Казакова и многие другие. Историей католичества занимались такие известные учёные как Андреев, Гараджа, Ковальский и другие. Историей протестантизма занимались такие исследователи как Щапов, Лурье, Клибанов и др.
Не смотря на сложность изучения религиоведческой проблематики в советский период, тем не менее эти вопросы регулярно поднимались в различных периодических изданиях, которые готовились академическими институтами: «Вопросы философии», «Вестник древней истории, советская этнография, сейчас – этнографическое обозрение», «Советская археология» – теперь «Российская археология», издавались также академические ежегодники – «Сборник музея антропологии и этнографии», «Вопросы истории религии и атеизма», «Религии мира: история и современность», «Вопросы научного атеизма». Уже в советский период стали появляться работы, которые охватывали религию от момента её формирования и вплоть до современности, например Токарев, Крывелев – «История религий». В современной российской науке во многом продолжается развитие тех направлений, которые были обозначены в предшествующий советский период, хотя появляются и новые научные области, в частности изучение новых религиозных движений. Развитие получило исследование психологии религий – Торчанов, еще одно направление – история государственно-конфессиональных отношений.
24Разработка типологии религиозных движений и организаций – одна одна из важнейших задач современной социологии религии.
Появление религиозной организации является результатом длительного процесса институциализации и, как следствие, предшествующего ей религиозного движения. Религиозное движение в социологии рассматривается как разновидность социального движения, которое предполагает определенную коллективную деятельность с целью построения нового общественного порядка. Социальное движение берёт своё начало в чувстве беспокойства и неудовлетворённости, которое охватывает общество если люди не могут реализовать свои основные фундаментальные потребности и желания. В отношении религии это означает, что традиционные средства выражения религиозного опыта утратили свою эффективность, можно сказать, что нарушен контакт с богом и наступает духовный кризис. По мнению известного европейского исследователя – Геттиса, это первый этап в процессе развития социального и в том числе религиозного движения.
1. На этом первом этапе появляется лидер, задача которого состоит в разрушении традиционных представлений и верований, в создании волнений в народе с целью придания этим волнениям нового импульса для дальнейшего организационного развития.
2. Второй этап, согласно классификации Геттиса можно называть как этап волнения или брожения общества. На этом этапе появляется итоговая система религиозных представлений, которая, по мнению верующих может восстановить социальный порядок, решить их личные проблемы и наполнить жизнь смыслом. Этот этап характеризуется высокой степенью социального и эмоционального напряжения и на этом этапе, как правило, появляется так называемый пророческий тип лидера.
3. В то же время, социальное движение (или религиозное, в частности) не может долго существовать на энтузиазме народа, поэтому чтобы реализовать свои цели, защититься от оппонентов и утвердиться в качестве института (социального), такое движение должно оформиться в виде организации. Для того чтобы это произошло, необходимо сформулировать групповые или общие принципы идеологии и методы достижения поставленных целей. Кроме этого, необходимо выработать систему разделения труда в рамках этой организации, систему дилигирования власти (иерархию), контроля рядовых членов этой организации и систематизировать культовую деятельность. Лидерство в данном случае так же играет важную роль на этом этапе, но постепенно трансформируется из пророческого типа в тип, близкий к государственному или политическому деятелю.
На данном третьем этапе религиозное движение (если речь идёт о мировых религиях) начинает заниматься миссионерской деятельностью, т.е. стремиться максимально распространить своё учение за счёт привлечения новых последователей).
4. Четвертый этап развития религиозных движений представляет собой завершающую стадию развития религиозных движений. Он характеризуется процессом институциализации, в результате которого происходит оформление религиозной организации как социального института. Данный этап характеризуется стабильностью, нарастанием формализма как самой деятельности. Снижением эмоциональных переживаний верующих, характеризуется стремлением восстановления диалога с государственной властью и приспособлением к существующим условиям в обществе и в государстве. Этот этап также характеризуется отсутствием внутренних ресурсов для дальнейшего развития религиозных организаций. Отсутствие внутреннего потенциала может послужить отправной точкой для формирования недовольства у части верующих и зарождения предпосылок для формирования нового религиозного движения. На этом заключительном этапе развития религиозных организаций лидерство носит административно-бюрократический характер, и оно направлено на сохранение установившегося порядка.
Основу религиозных движений и образовавшихся из них религиозных организаций несомненно составляют верующие. В этой связи одно из направлений в социологии религии занимается проблемой классификации верующих. Известный европейский социолог религии Г. Ле Бра предлагает выделить следующие группы верующих:
1. Чужие по отношению к церкви. В эту группу он отнёс людей, которые либо полностью отошли от церкви, либо никогда к ней не принадлежали
2. «Сезонные конформисты». В эту группу входят люди, которые время от времени посещают церковь с целью совершения сезонных или возрастных таинств.
3. Регулярные верующие. В эту группу Ле Бра отнёс тех людей, которые постоянно посещают церковь, следуя канонам религиозной практики
4. «Ханжи» (воинствующие верующие). В эту группу включаются те люди, религиозная деятельность которых выходит далеко за рамки обязательного минимума религиозных предписаний
Объединение верующих, которые придерживаются определенного вероучения и связанного с ним культа называются религиозной общиной. Соответственно, совокупность религиозных общин образует религиозную общность или объединение. Это объединение вырабатывает организационную структуру и вписывается в существующий общественный и государственный порядок и тем самым превращается (если речь идет о христианстве) в церковь как социальный институт, если речь идёт не о христианстве, то в религиозную организацию как социальный институт.
Одна из главных проблем в социологии религии – это разработка конкретных типов религиозных организаций и в частности исследование таких типов как церковь, деноминация, секта, культ.